Возрастные закономерности развития детей дошкольного возраста
консультация на тему

Объектом исследования дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до семи лет. Развитие личности в этот отрезок жизни проходит многогранные изменения, в связи с чем возникла необходимость выделить определенные этапы и их закономерности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок»

Возрастные закономерности развития детей дошкольного возраста

Подготовила:

педагог-психолог

Шлык Екатерина Николаевна

г. Сухиничи

Периодизация дошкольного возраста

Объектом исследования дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до семи лет. Развитие личности в этот отрезок жизни проходит многогранные изменения, в связи с чем возникла необходимость выделить определенные этапы и их закономерности.

В науке проблемой периодизации дошкольного возраста занимались Аристотель, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К. Штрац, П. П. Блонский, Эльконин, Л. С. Выготский и др.

Наиболее обоснованным является подход Л. С. Выготского, который предложил возрастную периодизацию, в основе которой лежит теория стабильного возраста и кризисов в развитии. Опираясь на эту теорию, можно выделить следующие возрастные периоды: новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст.

Исследования Д. Б. Эльконина позволили составить периодизацию на основе выделения социальной ситуации развития и ведущей деятельности возраста (младенчество — эмоциональное общение; ранний возраст — предметная; дошкольный возраст — игра). Появление деятельности он связывает с определенным уровнем психического развития ребенка, с его возможностями. Виды деятельности постепенно сменяют друг друга, обеспечивая полноценность развития.

В дошкольной педагогике выделяют два периода развития ребенка: ранний возраст (от рождения до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет).

Учебно-воспитательный процесс в ДОУ строго ориентирован на учет возрастных возможностей и способностей детей, в соответствии с которыми выдвигаются задачи и выбираются средства, методы и формы педагогического воздействия.

Факторы развития личности

Изучение закономерностей развития ребенка дошкольного возраста позволяет выделить факторы, обусловливающие течение и результаты данного процесса. В научной литературе выделяют три фактора, влияющих на становление личности: наследственность, среда и воспитание, которые, в свою очередь, можно объединить в две группы: внешние и внутренние или социальные и биологические.

В качестве биологического фактора выступает наследственность, под которой понимают передачу от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носителями наследственности являются гены, которые и обеспечивают наследственную программу развития человека. К наследственным свойствам относятся анатомо-физиологические особенности человеческого организма: задатки речи, мышления, прямохождения, цвет кожи, глаз, волос, телосложение, тип нервной системы и т. д.

Человек появляется на свет как биологическое существо. Личностью он становится, пройдя длительный и сложный путь развития. На развитие ребенка помимо заложенных способностей влияют средовое окружение и целенаправленное педагогическое воздействие.

Среда, по мнению И. П. Подласого, — это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. В педагогической литературе понятие «среда» рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле «среда» — природные условия, государственный строй, система общественных отношений, материальные условия жизни; в узком смысле — непосредственное предметное окружение ребенка.

В последнее время в дошкольной педагогике все чаще употребляется понятие «развивающая среда» — совокупность педагогических, психологических, социально-культурных и эстетических условий построения педагогического процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Большое влияние на развитие ребенка и формирования его личности оказывает воспитание, которое всегда носит целенаправленный и организованный характер. Эффективность воспитания зависит от готовности ребенка к педагогическому воздействию (с учетом влияния наследственности и среды) и его активности. Именно активность ребенка является залогом формирования разных видов его деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, художественной, учебной, общения. Активная позиция ребенка в деятельности делает его субъектом воспитания, что и позволяет рассматривать деятельность как средство воспитания и развития ребенка. Каждая деятельность характеризуется потребностью, мотивами, целью, свойствами, действиями и результатом. Для того чтобы ребенок овладел всеми компонентами деятельности, ему необходима помощь педагога.

Ранний возраст

Проблеме развития и воспитания детей раннего возраста посвящены работы В. М. Бехтерева, Н. М. Щелованова, Н. Л. Фигуриной, Н. М. Аксариной, Е. И. Радиной, А. М. Фонарева, С. Л. Новоселовой, Л. П. Павловой, Э. Г. Пилюгиной, Г. Г. Филипповой и др. Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов.

У ребенка быстро меняются антропологические показатели: вес, рост, размеры окружности головы и грудной клетки; начинают усиленно функционировать все жизнеобеспечивающие системы организма; прогрессируют темп, последовательность и качество движений; совершенствуется мышечный аппарат; появляются зубы.

Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер и др. считают ранний возраст сензитивным для сенсорного развития детей. В этот период начинают формироваться представления о сенсорных эталонах. К концу раннего возраста дети уже способны различать цвета, некоторые геометрические фигуры, ярко выраженную величину предметов, звуки, выделять запахи.

Наряду с развитием восприятия при усвоении предметных действий у ребенка формируются и основные компоненты мышления. В процессе манипулятивной деятельности перед ребенком раскрываются связи между предметами, формируются опосредованные действия. Исследуя развитие мышления ребенка, Ж. Пиаже, Л. А. Венгер, С. Л. Новоселова, В. С. Мухина, А. В. Запорожец отмечают, что решение задач путем внешних проб (наглядно-действенного мышления) в дальнейшем заменяется их решением во внутреннем плане, на основе оперирования образами (наглядно-образного мышления).

В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. А. В. Запорожец отмечает, что ребенок в раннем возрасте проходит два этапа развития речи: подготовительный (гукание, гуление, лепет) и этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассивная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные присущие ей функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения.

О кризисе трех лет

Кризис трех лет отличается от того, что происходило в возрасте одного месяца (так называемый кризис новорожденности) или годика (кризис одного года). Если предыдущие два «переломных» момента могли пройти относительно гладко, первые акты протеста носили еще не столь активный характер, а в глаза бросались лишь новые умения и навыки, то с кризисом трех лет ситуация более сложная. Пропустить его практически невозможно. Послушный трехлетка – явление почти такое же редкое, как и покладистый и ласковый подросток. Такие особенности кризисных возрастов, как трудновоспитуемость, конфликтность с окружающими и пр. в данный период впервые проявляются реально и в полном объеме. Недаром кризис трех лет называют иногда еще возрастом строптивости.

К тому моменту, как ваш малыш соберется отмечать свой третий день рождения (а еще лучше, на полгодика пораньше), полезным для вас будет знать весь «букет» признаков, по которым определяют наступление этого кризиса - так называемое «семизвездие». Представляя, что значит каждая составляющая этого семизвездия, можно успешнее помочь ребенку перерасти трудный возраст, а также сохранить здоровой нервную систему - и его, и свою.

Негативизм

В общем смысле негативизм означает стремление противоречить, делать наоборот тому, что ему говорят. Ребенок может быть очень голоден, или очень хотеть послушать сказку, но он откажется только потому, что вы, или какой-то другой взрослый ему это предлагает. Негативизм следует отличать от обычного непослушания. Ведь ребенок не слушается вас не потому, что ему так хочется, а потому, что в данный момент не может поступить иначе. Отказываясь от вашего предложения или просьбы, он «защищает» свое «Я».

Упрямство

Высказав собственную точку зрения или попросив о чем-то, маленький трехлетний упрямец будет гнуть свою линию всеми силами. Так ли он желает исполнения «заявки»? Может быть. Но, скорее всего, уже не очень, или вообще давно расхотел. Но как же малыш поймет, что с его точкой зрения считаются, что к его мнению прислушиваются, если вы поступите по-своему?

Строптивость

Строптивость, в отличие от негативизма, это общий протест против привычного образа жизни, норм воспитания. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.

Своеволие

Маленький своевольный трехлетка принимает только то, что он решил и задумал сам. Это своеобразная тенденция к самостоятельности, но гипертрофированная и неадекватная возможностям ребенка. Нетрудно догадаться, что такое поведение вызывает конфликты и ссоры с окружающими.

Обесценивание

Обесценивается все то, что раньше было интересно, привычно, дорого. Любимые игрушки в этот период становятся плохими, ласковая бабушка - противной, родители - злыми. Ребенок может начать ругаться, обзываться (происходит обесценивание старых норм поведения), сломать любимую игрушку или порвать книжку (обесцениваются привязанности к дорогим прежде предметам) и т.д.

Протест-бунт

Лучше всего это состояние можно охарактеризовать словами известного психолога Л.С. Выготского: «Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».

Деспотизм

Еще недавно ласковый, малыш в возрасте трех лет нередко превращается в самого настоящего семейного деспота. Он диктует всем окружающим нормы и правила поведения: чем его кормить, во что одевать, кому можно выходить из комнаты, а кому нельзя, что делать одним членам семьи, а что остальным. В случае, если в семье есть еще дети, деспотизм начинает принимать черты обостренной ревности. Ведь с точки зрения трехлетнего карапуза, его братья или сестры вообще не имеют в семье никаких прав.

Знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно. Ведь это поможет сформировать вам правильное отношение к происходящему: малыш ведет себя так отвратительно не потому, что он сам «плохой», а просто потому, что пока не может по-другому. Понимание внутренних механизмов поможет вам быть терпимее к своему ребенку.

Однако в сложных ситуациях даже понимание может оказаться недостаточным, чтобы справиться с «капризами» и «скандалами». Поэтому лучше заранее подготовиться к возможным ссорам: как говорится, «тяжело в ученье, легко в бою».

1) Спокойствие, только спокойствие

Рекомендации же к поведению в таких ситуациях будут те же: ничего не предпринимать и не решать до тех пор, пока малыш полностью не успокоится. К трем годам вы уже достаточно хорошо знаете своего ребенка и наверняка имеете в запасе парочку способов того, как можно успокоить малыша. Кто-то привык просто игнорировать такие всплески негативных эмоций или реагировать на них по возможности спокойно. Данный способ очень хорош, если ... он срабатывает. Однако найдется немало малышей, которые способны «биться в истерике» подолгу, и мало какое материнское сердце выдержит эту картину. Поэтому полезным может оказаться «пожалеть» ребенка: обнять, посадить на колени, погладить по головке. Работает данный способ обычно безотказно, но злоупотреблять им не стоит. Ведь ребенок привыкает, что за его слезами и капризами следует «положительное подкрепление». А привыкнув, он будет использовать эту возможность получить дополнительную «порцию» ласки и внимания. Лучше всего начинающуюся истерику останавливать простым переключением внимания. В возрасте трех лет малыши очень восприимчивы ко всему новому, и новая игрушка, мультик или предложение заняться чем-то интересным может остановить конфликт и сберечь ваши нервы.

2) Методом проб и ошибок

Три года – это развитие самостоятельности, первое понимание того, «что я из себя представляю и значу в этом мире». Вы ведь хотите, чтобы из вашего малыша вырос здоровый человек с адекватной самооценкой, уверенный в собственных силах. Все эти качества закладываются именно здесь и сейчас - путем проб, достижений и ошибок. Дайте возможность своему малышу делать ошибки сейчас, на ваших глазах. Это поможет ему в будущем избежать множества серьезных проблем. Но для этого вы сами должны увидеть в вашем малыше, вчерашнем младенце, самостоятельного человека, который имеет право идти своим путем и быть понятым. Было установлено, что если родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают его попытки самостоятельности, то развитие маленького человечка нарушается: и вместо воли, независимости формируется обостренное чувство стыда и неуверенности.

Конечно, путь свободы - это не путь попустительства. Определите для себя те границы, выходить за которые ребенок не имеет права. Например, нельзя играть на проезжей части, нельзя пропускать дневной сон, нельзя гулять по лесу без шапки и т.д. Придерживаться этих границ вы должны при любых обстоятельствах. В других ситуациях предоставьте малышу свободу действовать по его собственному разумению.

3) Свобода выбора

Право на собственное решение - один из основных признаков того, насколько свободными мы чувствуем себя в той или иной ситуации. Такое же восприятие действительности и у трехлетнего малыша. Большинство негативных проявлений кризиса трех лет из описанного выше «семизвездия» - это результат того, что малыш не чувствует свободы в собственных решениях, действиях, поступках. Конечно, отпускать трехлетнего карапуза в «свободный полет» было бы безумием, но возможность самому принимать решения вы просто обязаны ему предоставить. Это позволит сформировать ребенку нужные в жизни качества, а вам - справиться с некоторыми негативными проявлениями кризиса трех лет.

Малыш на все говорит «нет», «не буду», «не хочу»? Тогда и не заставляйте его! Предложите ему два варианта: рисовать фломастерами или карандашами, гулять во дворе или в парке, есть из синей или из зеленой тарелки. Вы сбережете нервы, а ребенок получит удовольствие и увереность в том, что с его мнением считаются.

Малыш упрямится, и вы не можете никак переубедить его? Постарайтесь «инсценировать» такие ситуации в «безопасных» условиях. Например, когда вы никуда не торопитесь и можете выбирать из нескольких вариантов. Ведь если малышу удается отстоять свою точку зрения, он получает уверенность в своих силах, значимость собственного мнения. Упрямство - это начало развития воли, достижения поставленной цели. И в ваших силах направить его именно в эту сторону, а не сделать источником «ослиной» черты характера на всю жизнь.

Стоит также упомянуть и известный некоторым родителям прием «сделать наоборот». Устав от бесконечных «нет», «не хочу» и «не буду», мама начинает энергично убеждать своего кроху в обратном тому, чего она добивается. Например, «ни в коем случае не ложись в кровать», «ты не должен спать», «не ешь этот суп». С маленьким упрямым трехлеткой этот способ нередко срабатывает. Однако стоит ли им пользоваться? Даже со стороны он выглядит весьма неэтично: ребенок - такой же человек, как и вы, однако, пользуясь своим положением, опытом, знанием, вы обманываете и манипулируете им. Кроме вопроса этичности, здесь можно вспомнить и другой момент: кризис служит развитию личности, формированию характера. Научится ли чему-то новому ребенок, которого постоянно «обманывают» таким образом? Разовьет ли он в себе нужные качества? В этом можно только сомневаться.

4) Что наша жизнь? Игра!

Возросшая самостоятельность - одна из особенностей кризиса трех лет. Кроха хочет все делать сам, совершенно не соизмеряя собственные желания и возможности. Научиться соотносить «могу» и «хочу» - это задача его развития на ближайшее время. И экспериментировать с этим он будет постоянно и в самых разных обстоятельствах. А родители своим участием в таких экспериментах могут реально помочь ребенку быстрее преодолеть кризис, сделать его менее болезненным и для самого малыша, и для всех окружающих. Это можно делать в игре. Именно ее великий психолог и знаток детского развития Эрик Эриксон сравнил с «безопасным островом», где малыш может «развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность». Игра с ее особыми правилами и нормами, отражающими социальные связи, позволяет малышу в «тепличных условиях» опробовать свои силы, приобрести необходимые навыки и увидеть границы своих возможностей.

Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста

 (3 – 4 года)

В каждом периоде выделяют, так называемую, ведущую деятельность.

 В раннем детстве – это общение, в школьном – учеба, а  в дошкольном возрасте…Игра.

Но дело не в том, что ребенок все время играет, а в том, что в игре происходят существенные изменения в его психике.

       Три года – это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного детства.

   Ребенок 3 лет по-прежнему эмоционален, чувствителен к похвале или порицанию взрослого. Постепенно он выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый начинает выступать для ребенка не только в качестве члена семьи, но и как носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Разрешением этого противоречия становится развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой. Ребенок с увлечением участвует в ролевых играх: начинает отражать в игре жизненный опыт, выполняет в игре действия взрослых и берет на себя определенную роль: мамы, доктора…

    Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие партнеров. Ребенок  учится общаться со сверстниками. Для детей 3-4 лет характерна игра рядом, т.е. дети играют в одиночку, но приглядываясь к действиям других. Вместе  с тем, они охотно участвуют в совместных шалостях, беготне. К 4 годам объединяются в небольшие группки по2-3 человека.  При возникновении конфликтов в игре (в основном это ссоры из-за игрушек) дети еще не пытаются согласовать свои желания, а прибегают к различным видам давления на партнера – воздействуют на него физически (дерутся, толкают, отнимают игрушку), словесно (Отдай!, Уходи!) или обращаются с жалобой к воспитателю (из благих побуждений – чтобы уточнить усвоенные правила или не из самых благих – показать какой он хороший и правильный).

    В младшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие познавательной сферы  дошкольника.

     В игре, действуя с одним предметом, ребенок представляет на его месте другой, «видит» себя в разных ролях, может действовать в воображаемой ситуации – попрыгать, как зайчик, идти, переваливаясь, как мишка... Так развивается воображение.  

   Воображение ребенка с самого начала  его формирования имеет две основные функции – познавательную и аффективную.

   Основная задача познавательного воображения – воссоздание объективной реальности, «достраивание» целостной картины мира, получение новых впечатлений.

Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т.е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок или рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребенка, его кругозор.

   Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего «Я». Она проявляется, во-первых, через многократное проигрывание травмирующих ситуаций, во-вторых, ребенок создает воображаемую ситуацию, в которой он чувствует  себя сильным, смелым, всемогущим. Аффективное воображение достигает своего апогея к 4 годам.

   Для детей этого возраста характерно смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально окрашены и реальны для него. Это возраст появления страхов. Так называемая, триада страхов: страх перед сказочными персонажами (Баба яга, Бармалей); усиливается страх темноты; появляется страх одиночества. Также боится крови, уколов, боли и врачей.

    В игре ребенок не остается один на один со своей фантазией и выдумками, игра предполагает наличие партнеров. Поэтому она предъявляет высокие требования к развитию речи. Как правило, ребенок к трем годам почти усваивает родной язык. Интенсивно нарастает активный словарь, в 3 года в речи ребенка присутствует 1200 – 1500 слов и более. Речь трехлеток однотипна. Все глаголы произносят в настоящем времени. Понятие о прошлом  и будущем еще ограниченно. Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом сказуемое, потом дополнение. Ребенку свойственна более простая форма устной речи – диалог. Это ответы на вопросы, которые подготавливают более сложную форму  связной речи – монолог. Обычно 3-летний ребенок может начать сказку, но не может ее продолжить. Следует помочь ему вопросами. Наиболее доступны для пересказа сказки «Репка», «Колобок»…

   В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность6 занимаясь каким-то делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью – «приборматывание». Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. с их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые планы, пути их достижения, наконец, выполнят на словах действия, которые опускает в реальности.

     В младшем дошкольном возрасте значительно совершенствуется  память. Но она носит непроизвольный, пассивный характер: ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить. Запоминание происходит легко и естественно, т.к. в этом возрасте доминируют структуры правого полушария мозга, которые «отвечают» за зрительно-эмоциональную память. Логические отделы левого полушария еще слабо сформированы.

Хорошо запоминается то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Запоминание происходит в ходе детских видов деятельности – игра, рисование, слушание сказок, стихов. Прочно усваивается информация, которую ребенок видит и слышит много раз. Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением.  

   Ученые выявили, что именно к 3 годам формируется долговременная память, т.е. ребенок осознает и помнит себя как личность.  

    Мышление. В 3-4 года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), по форме (это все круглое), величине (это все маленькое).

   На четвертом году жизни дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, овощи, фрукты, животные, посуда. 

   К четырем годам мышление становится наглядно-образным Основное направление развития образного мышления – овладение способностью к замещению. Она является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде обеспечивает возможность спорить, осваивать и употреблять символы и знаки.

   Внимание. В 3-4 года внимание еще непроизвольно и крайне неустойчиво: ребенок 3 лет может забыть, что он шел за мячом, если перед ним прокатить машинку. Интересную, новую картинку он будет рассматривать в среднем 8 секунд. Даже самой увлекательной игрой ребенок будет заниматься 10-15 минут. А многие дети не могут сосредоточиться даже на 5 минут – в этом возрасте это естественно.

  В дошкольном возрасте происходит совершенствование строения и деятельности ЦНС. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадируют. Внешне это выражается в лишних движениях, суетливости, дети много говорят или, наоборот, замолкают. Часто наблюдается повышенная возбудимость, и это приводит к быстрой утомляемости детей.

   У ребенка 3-3,5 лет взаимодействие сигнальных систем еще несовершенно. Уровень межанализаторных связей таков, что в момент выполнения упражнений дети порой не могут воспринимать словесные коррективы взрослого. Более эффективным будет оказать ребенку непосредственную помощь: повернуть его корпус, руки, задавая правильную амплитуду движений и т.д.

  В младшем дошкольном возрасте продолжает развиваться восприятие. В этом возрасте на развитие восприятия большое влияние оказывает развитие речи и мышления. Начиная активно использовать названия свойств, признаков, состояний предметов и явлений, ребенок тем самым выделяет для себя эти характеристики. Обозначив предмет словом, он отделяет его от других предметов.

   Восприятие носит предметный характер, т.е. свойства предмета (цвет, форма, вкус, величина) не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом. При восприятии ребенок  видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. В 3 года ребенок знает 6 основных цветов, знает названия круга, квадрата и треугольника. Ребенок уже достаточно хорошо воспринимает пространство квартиры, группы. Он знает, где находится спальня, туалет, где дети играют… Ребенок в 3-4 года справится с заданием положить книжку на стол, поставить сапожки под скамеечку, он не ошибется и поставит стул рядом со столом.

   Рисует круг без образца, квадрат, который получается с неровными краями. В 3 года рисует головонога, к 4-м годам – головонога с шестью частями тела.

   Моторика. Детям, особенно в начале четвертого года жизни, легче даются движения всей рукой (прокатить мяч, машину), поскольку крупная мускулатура в своем развитии опережает мелкую.

   Ну и конечно, игра несет не только смысловую нагрузку, она просто доставляет радость, вызывает положительные эмоции.   В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем возрастном этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта.

Постигая социальный мир, ребенок с готовностью «впитывает» поведение взрослых. Подражательность, легкая внушаемость и самовнушаемость – основные характерные особенности нервно-психической организации младшего дошкольника в этот период, поэтому он легко всему верит и следует наглядному примеру.

   Новые впечатления в этом возрасте оставляют яркий эмоциональный след и влияют на бессознательное поведение во взрослой жизни. Эмоциональные переживания детства именно в этом возрасте оказывают ключевое влияние на восприятие жизни и формирование морально-этических норм.

   К концу четвертого года жизни ребенок способен приобрести такие нравственно-волевые качества личности, как способность не пугаться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели, помогать другим, соблюдать очередность, правила игры.

Особенности развития детей среднего дошкольного возраста

(4 – 5 лет)

     Итак в игре ребенок развивается, становится более выносливым физически. А это стимулирует психологическую выносливость: снижается утомляемость, настроение выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.

   Игровая деятельность занимает центральное место в процессе усвоения норм и правил, моделями которых становятся сюжет и роли игры. Важную роль в становлении нормативной регуляции поведения играет взрослый.

    Поведение значимых взрослых – сначала это ближайшие родственники, а затем и воспитатели – выступает как образец для подражания. Но особенностью детей среднего дошкольного возраста является то, что у них еще сравнительно трудно формируются различные виды условного торможения,  нормы и правила ребенком еще не осознаются, а воспринимаются как требования взрослого. Поэтому взрослый  должен четко и доступно формулировать правила, объяснять, для чего они необходимы и постоянно поощрять положительные формы поведения.

     Тем не менее, 4-х летние дети уже без напоминания здороваются  и прощаются, говорят «спасибо» и т.д., самостоятельно одеваются, не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему, могут по собственной инициативе убрать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Но следование таким правилам  часто бывает еще не устойчивым – дети легко отвлекаются на то, что им более интересно, склонны вести себя в зависимости от своих желаний и интересов.

    Т.о., поведение ребенка 4-5 лет уже не столь импульсивно и непосредственно как раньше. Он уже может регулировать его – это уже первые шаги к развитию произвольности, хотя в некоторых ситуациях ребенку требуется напоминание и поощрение взрослого.

Групповой характер игры предполагает наличие партнеров по игре. Ребенок  учится общаться со сверстниками . В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен, ребенку уж е не интересно играть «рядом», как раньше. Отношение к сверстникам в этом возрасте носит еще не очень дифференцированный характер. Дети в основном делятся на «плохих» и «хороших», и эти оценки в очень большой степени зависят от взрослых. Так большинство детей пятого года жизни считают сверстников плохими потому, что воспитатель делает им замечания за то, что они медленно едят, плохо засыпают и т.п. Начинают складываться предпочтения по половому признаку. А также оформляются представления о половых стереотипах поведения – что можно и нельзя делать мальчикам и девочкам.

В среднем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие познавательной сферы.

   В игре, действуя с одним предметом, ребенок представляет на его месте другой, «видит» себя в разных ролях. Так развивается воображение.  Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Активно развивается фантазиро-вание. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжета.

   В игре ребенок не остается один на один со своей фантазией и выдумками, игра предполагает наличие партнеров.  Поэтому она предъявляет высокие требования к развитию речи : ведь ребенок должен объяснить, во что и как он хотел бы поиграть, договориться с другими детьми, распределить роли, сказать свой текст.

   Дети удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается слово-творчество на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

   Ребенка начинает интересовать не какое-то явление окружающего мира само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом ребенка 4 лет становится вопрос «Почему?».

 В среднем дошкольном возрасте ребенок уже способен  продолжить незаконченную сказку, дополнить ее несколькими предложениями.

Мышление . К 4 годам мышление дошкольника начинает меняться качествественным образом. Некоторые задачи ребенок уже может решать не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на образные представления. Т.о. мышление становится наглядно-образным, т.е. ребенок начинает оперировать образами предметов. Например, в этом возрасте доступно конструирование по схеме, а не по готовому образцу, могут уже решать лабиринтные задачи.

   Развивается предвосхищение, дети могут рассказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя. Для детей этого возраста характерны известные феномены Ж.Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых и спросить: «Каких больше – черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.

   Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.д. он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, вкусу, запаху, находя различия и сходства. К 5 годам ребенок может собрать картинку из 4-х частей без опоры на образец и из 6-ти частей с опорой на образец. Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.

Внимание . В 4 года возрастает  устойчивость внимания – большинство детей уже может сосредоточенно заниматься какой-то деятельностью (лепкой, аппликацией, рисованием) в течение 15-20 минут, а игры некоторых детей длятся более 30 минут. В игровой ситуации, воображая себя , например, продавцом, ребенок может действовать одновременно с 2-3 предметами – несколько видов товара. Однако, вне игры это вызывает затруднения.

   Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его  надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенка 4-5 лет просить постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он будет в состоянии удерживать произвольно свое внимание довольно длительное время.  

   Память: В среднем дошкольном возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания.. Запоминание происходит в ходе детских видов деятельности – игра, рисование, слушание сказок, стихов. Решив что-то запомнить, ребенок может использовать, например, повторение.

    Произвольное припоминание и запоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий.  Например, играя  в «магазин», 4-летний ребенок  способен запомнить названия 6-7 предметов, которые ему необходимо купить или выучить стихотворение «в подарок маме».

   Постепенно возрастает и объем памяти. Так, пересказывая сказку, он старается  точно передать не только основные события, но и второстепенные детали, прямую и авторскую  речь.

  В среднем дошкольном возрасте продолжает развиваться восприятие. 

В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира: цветом, формой, величиной предметов, характеристиками времени и пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности.

   У детей происходит закрепление представлений об основных цветах спектра, белом и черном.  

  Дети обычно различают 5 основных геометрических форм – круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник. Ребенок в состоянии собрать безошибочно пирамидку из 5-7 колец, различает предметы по величине: видит «самый большой», «самый маленький», в его речи появляются слова «побольше», «поменьше». Различает понятия широкий-узкий, высокий-низкий, длинный-короткий. Параметры пространства – далеко, близко, там, здесь, внизу, вверху; времени – утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты.  

   Ну и конечно, игра несет не только смысловую нагрузку, она просто доставляет радость, вызывает положительные эмоции . 4-5-летний ребенок уже проявляет такие чувства как забота, жалость, сочувствие. Это помогает строить отношения со сверстниками .

    К этому возрасту эмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя образцово – во взрослом понимании хорошего поведения . Но это не значит, что он постоянно будет таким. Если 4-летний ребенок устал, его поведение скорее будет напоминать поведение ребенка более младшего возраста. А это сигнал взрослому, что ребенку нужны ласка, утешение и возможность вести себя так, как если бы он был младше.  

     Если же детско-родительские отношения нарушены , недостатки воспитания начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера – агрессивность, конфликтность, замкнутость, страхи.

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста

(5-6 лет).

   Итак, все больший интерес ребенка 5-6 лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми - общение со взрослыми. Это определяет содержание сюжетно-ролевых игр (врач, продавец, водитель…).

   С 5 лет дети уже четко знают свою половую принадлежность и даже в играх не хотят ее менять. В 5 лет, воспитывая мальчика, важно доминировать отцу, а девочку – матери.

   Рекомендуется к 6 годам в доступной форме уже рассказать ребенку о том, как дети появляются на свет, где он родился, как и почему. Ребенок уже дорос до понимания и этой тайны.

Групповой характер игры развивает способность координировать свои действия с другими. Ребенок учится соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе, он не будет принят в игру, он учится общаться со сверстниками.

    После 5 лет  частные общения со сверстниками  переходят в дружеские. У ребенка появляются друзья, обычно его пола. Объясняя свой выбор, дети уже не ссылаются на случайные причины («он мне машинку сегодня дал поиграть»), как это наблюдается у младших детей, а отмечают успешность того или иного ребенка в игре («с ним интересно играть»), его положительные качества («она хорошая», «он не дерется»). В этом возрасте в игре существенное место занимает совместное обсуждение ее правил. Увеличиваются попытки контролировать действия других – они часто критикуют, указывают, как должен вести себя персонаж в игре. При возникновении конфликтов в игре дети стремятся объяснить, почему они так поступили и аргументируют свое поведение или критику других, опять же, правилами.

Мы видим, что в игре ребенок начинает руководствоваться  правилами, нормами поведения, он учится управлять собой. Например, мы знаем, как тяжело ребенку несколько минут простоять в одной и той же позе, но в игре, выполняя роль часового, он способен не двигаться в течение 9-10 минут. Так развивается воля, произвольность .

В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности дошкольника. В игре, действуя с одним предметом, ребенок представляет на его месте другой, «видит» себя в разных ролях. Так развивается воображение . В 5 лет у ребенка очень сильно развиты фантазия и вымысел.

   Но после 5,5 лет способность к творчеству заметно угасает, у некоторых детей совсем.

    В игре ребенок не остается один на один со своей фантазией и выдумками, игра предполагает наличие партнеров .  Поэтому она предъявляет высокие требования к развитию речи : ведь ребенок должен объяснить, во что и как он хотел бы поиграть, договориться с другими детьми, распределить роли, сказать свой текст. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен сочинить и рассказать сказку на заданную тему, он перескажет книгу или фильм.

   Кроме функции общения (коммуникативной), развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Он уже имеет собственное мнение и может объяснить, кто из героев ему нравится и почему.

Так развивается самоинструктирование, которое помогает заранее организовать свое внимание . Ребенок в этом возрасте способен выполнять интересующую его деятельность, удерживать внимание непрерывно более чем полчаса.  Важным показателем развития внимания  является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент  произвольного внимания .

Основываясь на умении воображать, представлять, ребенок может уже решать, например, геометрические задачи – у него развивается мышление. Ведущим типом становится наглядно-образное мышление: основным средством решения задач является образ.  Например, дети этого возраста уже могут понять, что такое план комнаты. С помощью схематичного изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку. Полезны игры «Найди клад», «Лабиринты» (2-3, но не более 4 перегородок – в 5-6 лет).

   К 6 годам ребенок в состоянии не просто обобщить, что лошадь, кошка, лев – это животные, а и подразделить их на диких и домашних. Он уже может объяснить, чем отличается, например, стрекоза от бабочки. Интересуется не только названием предмета, но и из чего он сделан (дерева, стекла, пластмассы). Ребенок представляет свою деятельность  только в настоящем времени. Хотя использует уже прошедшее и будущее время. Помимо времени он ориентируется в пространстве: не улице, в знакомом помещении… Он твердо знает, что такое магазин, аптека, кинотеатр… А чтобы запомнить все это у ребенка д.б. развита память.

В старшем дошкольном возрасте  преобладающим видом памяти  является образная память, т.е. для запоминания информации по смыслу могут быть использованы картинки (благодаря развитию воображения). Ребенок уже может запомнить что-то целенаправленно, т.е. развивается произвольное запоминание .

  В 5-6 может запомнить уже 7-8 предметов из 10-15 изображенных на картинке.

В старшем  дошкольном возрасте продолжает развиваться восприятие. 

Восприятие цвета: в 5-6 лет ребенок знает основные цвета спектра и несколько оттенков (темно-зеленый, светло-зеленый. Говоря, что ребенок знает этот цвет, подразумевается, что он может вспомнить и назвать цвет, дать карандаш определенного цвета и т.д. Как видим, здесь не обойтись без развитой памяти .

Восприятие формы. К 6 годам дети обычно различают разновидности геометрических форм. Например, дети старшей группы легко могут выполнить такое задание: найти в группе все предметы круглой, квадратной формы и т.д.  при этом детям доступна ориентировка сразу на два признака – цвет и форму – найти круглое и синее.

Восприятие величины: в старшем дошкольном возрасте продолжается овладение эталонами величины, начавшееся ранее. Могут выделить и назвать такие параметры как длина, ширина, высота.

   К 6 годам ребенок пытается освоить алфавит и научиться чтению не только по слогам. Он продолжает совершенствовать письмо печатным шрифтом. Считает иногда до сотни и складывает или вычитает  в пределах 10. ребенок учится кататься на коньках, осваивает лыжи, плавание. Прекрасно зная свои руки, правую и левую, он не умеет различать их у других. К 6 годам ребенок аккуратен, тщательно следит за внешностью, прической, обувью, одеждой. Обслуживает сам себя и помогает дома по хозяйству. Обычно в этом возрасте уже видны первоначальные итоги воспитания.

   Свои познания ребенок применяет в играх, выдумывая сам сюжет для них.

   Ну и конечно, игра несет не только смысловую нагрузку, она просто доставляет радость, вызывает положительные эмоции. Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций. У него формируются «высшие чувства»: любопытство, любознательность, чувство юмора, чувство прекрасного, героического, чувство гордости, стыда, дружбы. Это помогает строить отношения со сверстниками

  На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на одобрение, похвалу. Если же детско-родительские отношения нарушены , близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах, то достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта как  – лживость. Ребенок придумывает оправдания своим оплошностям, перекладывает вину на другого, чтобы не потерять доверия взрослого.

Суть и симптомы кризиса ребенка 7 лет

Несмотря на то, что кризисные моменты ребенка всегда замечаются родителями, кризис 7 лет порой проходит тихо и незаметно. Многие родители, несмотря на то, что хорошо запоминают кризисы 3-х лет, или переходного возраста, кризис 7 лет отмечают как спокойный. Но не всем так везёт. Те родители, чей ребенок всё-таки более сложно переносит кризис 7 лет, отмечают появление беспокойства, нервозности, замкнутости, скрытности своего чада.

Это связано с тем, что жизнь ребенка разделяется на внутреннюю (психологическую) и внешнюю. Теперь импульсивных действий становится меньше, потому что устанавливается более чёткая связь между внутренней мотивацией и поступками ребенка. Другими словами, во время кризиса 7 лет в действиях ребенка появляется некая смысловая ориентировка, и ему вне зависимости от своих желаний приходится стать взрослее.

По сравнению с «докризисным» возрастом, в корне меняется самооценка ребенка. Если раньше он относился к себе положительно вне зависимости от чего-либо, то теперь «Я» ребенка делится на «Я-реальное» и «Я-идеальное». «Я-реальное» - это осознание ребенка, кем он является на самом деле. «Я-идеальное» - это то, кем он хотел бы быть. В результате этого самооценка становится более адекватной, а «Я-идеальное» отвечает очень высоким запросам.

Иным становится и отношение ребенка к взрослым. Если раньше он вел себя примерно одинаково как с родными и знакомыми, так и с чужими людьми, не разделяя их для себя, то сейчас он уже может строго разделить, кто свой, а кто чужой, и скорректировать своё поведения по отношению к разным людям, а также создать различное представление о разных людях.

Ещё одним симптомом начала кризиса 7 лет является хитрость как нарушение привычных установлений или требований родителей в скрытой форме и намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь некоторую выгоду для себя. Это, как правило, носит игровой характер и является шуткой, а не серьёзным проступком. Например, вместо мытья рук перед едой ребенок или вообще не моет их, или идет в ванную, проводит там некоторое время, затем выходит к столу, так и не вымыв рук. Может также поиграть с водой и выйти с мокрыми (но грязными) руками, демонстративно показывая их матери. Если мать упрекает его за это, он говорит, что забыл, возвращается в ванную и моет руки. Если у малыша есть братья или сестры – эта хитрость часто, прежде всего, направлена на взаимоотношения с ними, а потом уже на взаимоотношения с родителями.

Один из наименее часто встречающихся симптомов – это неадекватная реакция на критику родителей. Дело в том, что ребенок, делая что-то, рассчитывает на похвалу родителей, а когда он ее не получает – он может очень бурно отреагировать: плакать, обвинять родителей в непонимании и т.д.

Ещё одним симптом начала кризиса 7 лет является то, что ребенок может начать задавать общие вопросы, то есть не привязанные к конкретному событию и ежедневной жизни. Ключевыми темами становятся: политика, происхождение планет, жизнь на Земле и других планетах, эволюция живого, жизнь в других странах, морально-этические вопросы (на примере виденных фильмов), порой затрагиваются даже семейные связи. Всё это свидетельствует о расширении сферы интересов ребенка на 7 году жизни, его стремлении узнать что-то новое о мире и найти свое место в нем. Причём взрослый в такого рода беседе выступает для ребенка экспертом, а сам ребенок обнаруживает свои способности к анализу.

Для ребенка в период кризиса 7 лет становится очень важна самостоятельность, возможность делать что-то без помощи взрослого, самостоятельный выбор сферы деятельности. Например, ребенок в это период с удовольствием стирает свои вещи, ходит за хлебом – одним словом, участвует в той деятельности, в которой ранее он не участвовал, часто отказываясь от того, чем он увлекался раньше. Причём, как правило, если его попросить о чем-то – ребенок заупрямится и не сделает или сделает с неохотой, а вот если идея чего-то возникла у лично него – малыш наверняка сделает это с превеликим удовольствием!

С этой особенностью, характеризующей кризис 7 лет, связано и развитие самостоятельной деятельности ребенка. Например, помимо игры, он начинает с удовольствием заниматься такими вещами, как шитье, вязание, конструирование, поделки из бумаги или других материалов и т.п. Причём результат такой самостоятельной деятельности обладает для ребенка огромной ценностью.

Таким образом, можно сказать, что в период кризиса 7 лет весь внутренний мир ребенка меняется до неузнаваемости. Основным симптомом начавшегося кризиса психологи называют потерю ребенком непосредственности, что проявляется в кривлянии, манерности, искусственной натянутости поведения. Ведь что значит непосредственность в поведении? Это значит, что ребенок внешне такой же, как и внутри. Кризис 7 лет, когда происходит потеря этой непосредственности, привносит в поступки ребенка интеллектуальный момент, который теперь выступает посредником между переживанием и естественным поступком.

Также у ребенка может появиться замкнутость, неуправляемость, ребёнок может стать непослушным, отвергать ранее принимавшиеся им же требования, может начать конфликтовать с родителями и другими членами семьи, либо просто игнорируя из слова, либо открыто их отвергая.

Каковы же этапы становления позиции школьника и его мотивации?

Их выделяют 3:

1) В 6 лет у ребенка появляется желание пойти в школу, но оно пока направлено только на внешнюю форму, без учёта содержательного момента школьной жизни. Другими словами, малышу нравится слушать рассказы о школе, ему интересно, есть ли там форма, как организуются уроки и перемены, внешние атрибуты школы. Но эта позиция, по сути, ещё дошкольная – ребенок не думает об обязанностях, которые на него налагает школа, не думает об обязательном изменении своего распорядка дня и т.д. Для него важна только внешняя форма.

2) Чуть позже ребенок уже учитывает и содержательные моменты школьной жизни, но, в основном, его внимание направлено на социальные аспекты, а не на учебные. Другими словами, школа привлекает ребенка возможностью завести новые знакомства, возможностью быть «как все» (ведь общество говорит, что всем надо учиться в школе), а не чему-то научиться.

3) Во время кризиса 7 лет у ребенка уже начинает появляться настоящая «позиция школьника», выражающаяся не только в социальной, но и в учебной заинтересованности. Но полностью эта позиция формируется только к восьми годам.

Во время кризиса 7 лет, как вы уже могли понять, идет активное развитие мотивационной сферы, возникают новые мотивы поведения, особое значение среди которых занимают мотивы, побуждающие ребенка идти в школу. Это следующие мотивы:

- познавательный (учебный) мотив, то есть желание учиться и познавать что-то новое;

- широкие социальные мотивы, то есть ребенок принимает общее мнение о том, что учиться необходимо;

- позиционный мотив, то есть желание ребенка занять новое положение в обществе;

- внешние по отношению к самой учебе мотивы, то есть те, которые сопровождают внешнюю сторону обучения в школе, например, подчинение требованиям взрослых;

- игровой мотив, то есть расчёт на то, что учебная жизнь – это своеобразная игра;

- мотив получения высокой оценки, то есть ожидание похвалы учителя и самоутверждения за счёт этого в среде сверстников.

Немного о младших школьниках (7-10 лет).

  В младшем школьном возрасте (примерно с 7 до 10 лет) формирование основных психологических новообразований у ребенка связано с системой его целенаправленного обучения. Роль школьного обучения заключается в том, что оно дает знания, умения и навыки, приучает ребенка организовывать свою деятельность, анализировать и обобщать факты окружающей действительности, подчинять свое поведение нормам и правилам школьной жизни. В этот период складывается новая форма общения — учебное общение.

В младшем школьном возрасте ребенок перестает довольствоваться символической имитацией поведения взрослых. У него появляется стремление к реальному воспроизведению их действий, поэтому задача целенаправленного обучения состоит не только в том, чтобы дать ребенку конкретные знаний и привить определенные навыки, но и в том, чтобы включить его в социально организованную образовательную структуру. Причем необходимость такого включения должна быть осознаваема самим ребенком. Функция взрослого в учебной деятельности— это функция учителя в широком смысле слова, так как внешкольные (в частности, семейные) отношения с младшим школьником тоже строятся по учебной модели. Действия младшего школьника определяются нормами и правилами, вытекающими из функций ученика, то есть поведение становится нормативным. Ориентирующую роль в нем начинает играть позиция школьника. По мнению А. Л. Венгера, появление позиции, то есть субъективного образа собственной функции совместной деятельности, представляет собой центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста

Материал предоставлен в виде таблицы, где наиболее полно отражены возрастные особенности развития детей, начиная с 2-хлетнего возраста и заканчивая 7-летним возрастом...

Презентация на тему: Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста

В презентации представлена информация об особенностях возрастных кризисов, которые приходятся на период дошкольного детства. Описываются рекомендации по преодолению проблем, которые могут возникнуть в...

Психологические закономерности развития детей дошкольного возраста как основа образовательной деятельности .

Основными принципами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются:·        Поддержки разнообразия детства·...

Возрастные закономерности развития детей дошкольного возраста

Объектом исследования дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до семи лет. Развитие личности в этот отрезок жизни проходит многогранные изменения, в связи с чем возникла необходимо...

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА    Воспитатель:Муслимова Х.Х...

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста

возрастные особенности развития детей дошкольного возраста...