«Пальчики» Рассмотрите вместе с ребенком его ладошки, пальчики. Расскажите, что они выполняют очень много сложной работы. И познакомьтесь с ними. Большой палец встал один, Указательный – за ним, Средний будет безымянный, Тот поднял мизинчик малый. Встали братцы все – «Ура!», На работу им пора.
| Пальчики сжать в кулачок, а затем поочередно их разгибать, начиная с большого. Широко расставить пальцы. |
|
«Осенние листочки» Покажите ребенку картинку с изображением осеннего леса. Рассмотрите с ребенком деревья, назовите их. Рассмотрите листочки на деревьях, называя их: «это лист клена, это лист березы, это лист осины, а это лист дуба. Посмотри, какое дерево стоит зеленое (елка, сосна). Я прочту тебе стишок и покажу, как можно поиграть пальчиками». Можно надеть на пальчики ребенка резиночки с прикрепленными к ним листочками – клена, березы, осины, дуба и зеленой иголочкой елки. Осень, осень к нам пришла И в подарок принесла: Листок клена, Лист березы, Лист осины, Лист дубка! Чудо – осень! Хороша! |
Загните мизинец, Загните безымянный пальчик, Загните средний палец. Загните указательный палец. Распрямите пальчики и вращайте кисть. |
|
«Деревья» Здравствуй лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! | Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы, покачивать кистями. |
|
|
«Сорока-белобока» Сорока-белобока кашу варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала! | Указательный палец правой руки делает круговые движения по ладошке левой. Ребенок правой рукой загибает по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Большой палец поднимается вверх. |
|
«Дружат наши дети…» Попросите ребенка вспомнить и рассказать, для чего нужны руки. «Для того, чтобы все это делать пальчики должны быть проворными, быстрыми, умелыми. Я сейчас покажу, какими.» Дружат наши дети, Девочки и мальчики. Мы сто бой подружим Маленькие пальчики! | Пальцы правой руки по очереди постукивают по тем же пальцам левой руки, начиная с большого. |
|
«Где твой пальчик?» - Где твой палец большой? - У меня за спиной! - А где твой указательный? - Посмотри внимательней! - А где средний твой палец? - Вот он мой красавец! - А где твой безымянный? - Вот, с кольцом оловянным! - А мизинчик-малышка? - Вот он, младший братишка! | Пальчики в кулачке, большой поднять вверх. Поднять вверх указательный.
Поднять вверх средний.
Поднять вверх безымянный.
Поднять вверх мизинец. |
|
«Птенчики в гнезде» Птичка крылышками машет И летит к себе в гнездо. Птенчикам своим расскажет, Где она взяла зерно. | Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.
|
«Прятки» В прятки пальчики играли И головки убирали, Вот так, вот так, Так головки убирали! | Сжимание-разжимание кулачка в воздухе. |
|
«Ладушки» - Ладушки, ладушки, где были? - У бабушки! - Что ели? - Кашку! - Что пили? - Бражку!
- Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, поели, Шу-у-у полетели!
На головку сели, Сели, посидели, Шу-у-у улетели! | Производить хлопки в такт словам
Четыре пальца хлопают по большому
Указательным пальцем кружить по ладошке другой руки. 4 пальца хлопают по большому. Хлопать пальцами по основанию ладоней Руки положить на макушку головы. Хлопать пальцами по основанию ладоней. |
| «Скачет зайчик…» Ловко с пальчика на пальчик Скачет зайчик, скачет зайчик.
Вниз скатился, повернулся
И назад опять вернулся.
Снова с пальчика на пальчик Скачет зайчик, скачет зайчик! Снова вниз и снова вверх! Зайчик скачет выше всех! | Указательным пальцем правой руки ударять по пальцам левой руки (от указательного до мизинца) и в обратном порядке.
Указательным пальцем правой руки провести по указательному и большому пальцам левой руки, ударить по большому. Совершить обратное движение от большого к указательному.
Повторить все предыдущие движения. |
|
«Этот пальчик хочет спать…» Когда дети познакомятся с пальчиками, можно рассказать им, что днем пальчики играют, рисуют, едят, лепят… - у них очень много работы, поэтому к вечеру они очень устают и ложатся спать. Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик чуть вздремнул, Этот пальчик уж уснул, Этот пальчик крепко спит. Тише, дети, не шумите, Пальчики не разбудите! | Загните мизинчик Загните безымянный пальчик Загните средний пальчик Загните указательный пальчик Загните большой пальчик |
|
«Этот пальчик…» Покажите семейную фотографию, перечислите всех членов семьи и попросите ребенка назвать их. Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! | Загните большой палец. Загните указательный палец. Загните средний палец. Загните безымянный палец. Загните мизинец. Вращайте кисть, разведя пальцы в стороны. |
|
«Рыбки» Покажите ребенку картинку с рыбками; рассмотрите их, называя. Рыбки весело плескались В чистой светленькой реке. То сожмутся, разожмутся,
То закружатся в воде | Ладошки как бы ударяют по воде. Пальчики сжимаются в кулачок, разжимаются. Винтообразные движения кистью. |
| «Ёжик» Что ж ты, ёж, такой колючий? - Это я на всякий случай: Знаешь, кто мои соседи – Лисы, волки и медведи. | Соединить ладошки, выставить прямые пальцы вверх и расставить в стороны. |
|
«Зимняя прогулка» Покажите детям картинку с изображением малыша в зимней одежде. Спросите, почему ребенок на картинке так тепло одет. «Я расскажу, как мы с вами собираемся на прогулку, и какие теплые вещи одеваем. Я буду читать стишок и загибать пальчики. Слушайте внимательно и делайте вместе со мной». Очень холодно зимой, Но мы пойдем гулять с тобой. Я надену шубку, Я надену шапку, Я надену шарфик И еще платок. А крошки-рукавички На ручки натяну. |
Загните мизинец Загните безымянный палец Загните средний палец Загните указательный палец Загните большой палец |
| «Зима» Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять.
Катя саночки везет От крылечка до ворот,
А Сережа на дорожке Голубям бросает крошки. Девочки и мальчики Прыгают как мячики | По очереди разгибайте пальцы, сжатые в кулак, начиная с большого. Покажите растопыренные пальцы правой руки Проведите указательным и средним пальцами правой руки по столу. Сложив пальцы «щепоткой», делайте бросающие движения. Помашите кистями правой и левой руки. |
|
«Раз, два» Ладони лежат на столе Раз, два, раз, два, Очень медленно сперва, А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом! | Ударять по столу поочередно правой и левой руками. Одно слово – один удар. Количество ударов равно количеству слов в стихотворении. |
| «Гармошка» Посмотри: моя ладошка, Как веселая гармошка! Пальчики я раздвигаю, А потом опять сдвигаю. | Пальцы на обеих руках соединить вместе. Широко раздвинуть пальцы на обеих руках. |
|
«Зимняя разогревалочка» Если замерзают руки, Начинаем их тереть, Бысто мы сумеем руки, Как на печке разогреть. Сначала ладошки Совсем как ледышки, Потом как лягушки, Потом как подушки. Но вот понемножку Согрелись ладошки, Горят и взаправду, А не понарошку. Я горю, как от огня, Вот, потрогайте меня. | Медленно-медленно растирать одну ладонь о другую.
Растирать ладони все быстрее и быстрее.
Протянуть вперед раскрытые горячие ладони, предлагая всем потрогать их. |
|
«Перчатки» Скоро будут холода. Что же делать нам тогда? Вот одной руке другая Одеваться помогает. Надевай пальто, большой, Братья следом, раз-два-три, Приоделись – посмотри!
Зазевался лишь малыш, Одевайся, что стоишь! Вот теперь в порядке: На руках перчатки! | Подушечками трех первых пальцев правой руки погладить большой палец левой от кончика до основания.
Также прогладить по очереди указательный, средний и безымянный пальцы левой руки. Дважды прогладить мизинчик.
Поднять руки вверх, полюбоваться ими, пошевелить пальцами. |
Повторить те же слова и действия с другой рукой. |
Ледяная горка» Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой,
Меня били,
Колотили,
Ледяной водой облили,
И скатились все потом
С моего горба гуртом. | Горизонтальные хлопки ладонями. Тыльные стороны кистей рук выгнуты «горбом». Пальцами одной руки ударять по ладони другой. Кулаком одной руки ударять по ладони другой. Волнообразные движения пальцев и ладоней. Плавно провести ладонями по поверхности руки от локтя до пальцев, повторить на другой руке. |
|
«Шарик» Надуваем быстро шарик; Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел – Стал он тонкий и худой. | Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками, постепенно принимая форму шара. Пальчики принимают исходное положение. |
«Посчитаем» Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы Раз-два-три-четыре-пять! Будем пальчики считать – Крепкие, дружные, Все такие нужные… | Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого. |
|
«Вертолеты» Два пилота вертолета Приготовились к полету. Я готов! И я готов! Отойдите от винтов. Мы взлетаем выше, выше,
Там, внизу, деревья, крыши,
И дороги, и поля – Вся огромная земля. И туда, куда хотим, мы летим, летим, летим! Мы заходим на посадку. Рейс окончен. Все в порядке! | Поставит кулачки на стол. Большие пальцы поднять вверх. Пошевелить большим пальцем левой руки, затем – правой.
Описывая круги большими пальцами, жужжа, плавно поднимать руки вверх; Крутить пальцами все быстрее и быстрее. Можно побегать по комнате.
Замедляя движения пальцев, понемногу опускать руки; вновь поставить кулачки на стол. |
|
«Жук» Жук летит, жужжит, жужжит, И усами шевелит. | Пальчики в кулачок; указательный и мизинец развести в стороны, шевелить ими. |
«Лодка» Лодочка плывет по речке, Оставляет на воде колечки. | Обе ладони поставлены на ребро и прижаты, слегка раскрыты сверху. |
«Рыбка» Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать. | Движения ладошками слева направо и наоборот. Делать махи кистями как бы «ударяя по воде». Хлопок в ладони |
|
«Ручка» Ручка в зеркало глядит, Ручка пальчикам велит: Загибайтесь, выпрямляйтесь,
Вместе в горстку собирайтесь. Разбегитесь, распрямитесь, В кулачок теперь сожмитесь. Кулачок – на кулачок И ладошки на бочок.
А теперь лежат ладошки, Отдохнут они немножко. На бочок. Опять на стол. И конец игре пришел. | Пальцы прижать друг к другу, Ладони параллельно. Сжать пальцы в кулачок, потом разжать. Собрать пальцы в щепотку. Широко раздвинуть пальцы. Сжать в кулачок. Поставить кулачок на кулачок. Ладони ребром параллельно друг другу. Руки положить на стол Ладошками вверх. Ладони на ребро, Руки на стол ладошками вниз. |
|
|