Педагогический проект из опыта работы "Мой дом - моя крепость. Моя семья - моя опора"
проект (старшая группа) по теме
Педагогический проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_moy_dom_-_moya_krepost._moya_semya_-_moya_opora_nov.docx | 84.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №2 комбинированного вида»
в Бавлинском муниципальном районе Республики Татарстан
Информационно – исследовательский проект
« Мой дом – моя крепость. Моя семья – моя опора»
Руководитель проекта:
Воспитатель Ефимова Н.А.
Участники проекта:
Воспитанники старшей
группы «Роза» и их родители
Название проекта:
« Мой дом – моя крепость. Моя семья – моя опора»
Пояснительная записка
Что такое семья – понятно всем. Семья это – дом, семья – это мир, где царят любовь и преданность, это одни на всех привычки и традиции. А ещё это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой, могут царить лишь покой и любовь. В прочной, надёжной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности
Для ребёнка знакомство с окружающей действительностью начинается со знакомства со всем тем, чем живёт его семья. Дети должны знать, как зовут родителей, как важен их труд и занятия других членов семьи, называть ближайших родственников и принимать посильное участие в подготовке семейных праздников.
С этой целью мы решили организовать совместный проект « Мой дом – моя крепость. Моя семья – моя опора».
Детский сад — первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими языком своего народа.
Одна из актуальных проблем в системе образования - это вопрос об овладении вторым языком, в нашем случае татарским.
Новые подходы в обучении детей государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях республики, которые были разработаны экспертами, представил министр образования и науки РТ: «Когда мы проанализировали проблемы в изучении языков, то поняли, что как русский, так и татарский, а в дальнейшем и английский языки преподаются как филологические дисциплины. Это глубочайшая ошибка. Мы хотим сделать так, чтобы язык преподавался как средство общения, как инструмент жизни людей, особенно в младшем возрасте», - заявил глава Министерство Образовании и Науки РТ.
По его словам, если раньше в преподавании языков доминировали академичность, теоретизированность, то сейчас идет обращение к практике ориентированности, мультимедийности, обучения с помощью игр, сказок, мультфильмов.
В данном проекте мы включили игры из 2 комплекта – по обучению русскоязычных детей татарскому языку «Татарча сөйләшәбез» - «Говорим по-татарски», творческая группа под руководством Зариповой З.М.
Основной задачей изучения татарского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме, формировать мотивацию учения ребенка, активизировать в речи слова обозначающие предмет, признак предмета и действие; способствовать умению составлять небольшие рассказы по серии ситуативных картинок с одним действующим лицом, сюжетной картине или из личных наблюдений ребенка. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по-татарски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов.
Актуальность проекта
На Руси, как древней, так и современной, то есть России 20 века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамочку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.
В последнее время наметилась тенденция постоянного отклонения поколений друг от друга, потери связи между ними. В современном обществе человек теряет свои исторические корни, семейные устои, традиции. А основная роль по формированию личности ребенка и его воспитанию должна отводиться, прежде всего, семье. Сохранив прошлое, мы – взрослые поможем детям осознать, откуда они произошли, как развивались, куда им направляться дальше. Выбор темы проекта связан с историей семьи, её родословной. Для детей старшего дошкольного возраста эта тема трудная в понимании родства членов семьи, но в тоже время очень близкая, так как папа, мама, бабушка, дедушка – это люди, которые всегда рядом.
Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является одной из самых значимых. Поэтому возникла потребность в изучении данной темы.
Родословное дерево человечества изучалось всегда, но знакомство с ним происходило в старшем возрасте. Эта проблема не была исследована на уровне младшего школьного возраста. Для успешной реализации данного проекта за основу взята модель взаимодействия: педагог - дети – родители. Проблема изучения истории своей семьи является одной из значимых. Поэтому возникает потребность в ее изучении.
В детском понимании не до конца сложились определения таких понятий, как «семья», «род», «предок»…
С учетом этого и была выбрана тема исследования « Мой дом – моя крепость. Моя семья – моя опора»
Цель проекта: через организацию разных видов деятельности детей создать условия, способствующие закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к членам своей семьи, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьёй.
Задачи проекта:
1. Образовательные:
Расширить представления детей о себе, о членах своей семьи.
Закрепить знания детей своего места жительства и адреса.
Закрепить знания о профессиях членов семьи.
Учить рассказыванию о себе, о членах своей семьи.
Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”. Расширять и обогащать словарь детей новыми понятиями (племянник(ца), пра- (бабушка, дедушка), двоюродные брат и сестра, заимствованные: кузен и кузина ); расширять лексический словарь (дед- дедушка, баба- бабушка, тетя-тетушка и т.д.)
Дать понятие о народных семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.
2. Развивающие:
Развивать познавательный интерес к членам своей семьи.
Развивать воображение, логическое мышление, связную речь детей.
Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений.
3. Воспитательные:
Воспитание нравственности.
Воспитывать любовь и интерес к членам своей семьи, желание помогать членам своей семьи.
Помочь осознать важность семейных традиций, совместного труда и отдыха, необходимость уважительного, заботливого отношения к членам своей семьи.
Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
Укреплять детско-родительские отношения.
Тип проекта: творческий, информационно – исследовательский,
внутри группы; при участии детей и взрослых; средней продолжительности.
Объект исследования: семья.
Предмет исследования: родословная семьи.
Проблема: дети не имеют достаточных знаний о членах своей семьи, о родственных связях, о предшествующих поколениях.
Гипотеза: В результате работы над проектом у детей, родителей и других членов семьи установится более тесная связь во взаимоотношениях, что будет способствовать развитию интереса к истории своей семьи.
Методы работы: 1. Анкетирование.
2. Чтение и анализ произведений о семье.
Межпредметные связи: музыка, литературное чтение, окружающий мир, ИЗО.
Руководитель проекта: Ефимова Наталья Александровна.
Участники: Воспитатель, воспитанники старшей группы «Роза», их родители и другие члены семей.
Прогнозируемый результат проекта:
Результат может быть представлен как система работы с детьми и родителями по данной теме, с перечислением и кратким описанием всех используемых форм работы. Можно представить генеалогическое древо семьи, создать словарь терминов родства, сборник пословиц и поговорок о семье.
Этапы работы:
- Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
- Составление плана-схемы проекта.
- Обсуждение проекта на собрании.
- Сбор и анализ материалов по теме проекта.
- Работа по плану с детьми, родителями.
- Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
- Презентация проекта.
Пути реализации проекта:
1. Составление «семейного» словарика.
2. Рисование портрета мамы.
3. Изготовление «Семейного дерева».
Содержание работы с детьми:
1. Беседа «Что такое семья?»
2. Чтение и анализ произведений о семье.
3. Рассматривание иллюстраций, составление рассказов по картинкам.
4. Загадки о доме и семье.
Содержание работы с родителями.
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
2. Помощь в пополнении книжного уголка произведениями о семье.
3. Проведение работы по подбору загадок, стихов и песен, пословиц и поговорок о семье, о членах семьи.
План-схема
работы с детьми и родителями по реализации проекта
№ | Этап работы | Содержание работы | Ответственные |
1. | Подготовительный | разработка этапов проектной деятельности; разработка анкеты для диагностики уровня знаний детей о семье, родословной; разработка примерных конспектов занятий и групповых мероприятий; продумать формы работы с родителями в процессе реализации проекта; разработать консультации, родительское собрание, оформить уголок чтения. | Ефимова Н.А., родители воспитанников |
2. | Основной | проводится диагностика на начальном этапе и заключительном, где прослеживается динамика детей; проводятся занятия по чтению, окружающему миру, ИЗО по теме проекта. Изготовление «Семейного словарика», организуются выставки детских работ на тему “Моя семья”, «Моя любимая мамочка», «Целуем бабушкины руки», «Папа – лучший друг»; родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы; праздники, выставки, работа с пословицами и поговорками о семье. | Воспитатель Ефимова Н.А., воспитанники, родители |
3. | Заключительный | Подведение итогов: 1. Обработка информации по сводной информационно-диагностической карте по выявлению знаний у детей о своей семье; 2. Оформление результатов проекта; 3. Родословное древо моей семьи». 4. Проведение итогового комплексного занятия « Мой дом – моя крепость. Моя семья – моя опора». | Воспитатель Ефимова Н.А., воспитанники |
Результаты работы над проектом:
- в результате проделанной работы дети смогли чётко рассказать о членах своей семьи на двух государственных языках;
- воспитанники в игровой форме продемонстрировали знание о народных семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей;
- на протяжении всего проекта дети совместно с родителями и педагогом вели активную творческо-поисковую деятельность;
- в ходе реализации проекта словарный запас воспитанников обогатился такими понятиями как: батюшка, матушка, родословное древо моей семьи, различные термины родства; узнали множество пословиц и поговорок о семье;
- активное участие родителей в подготовке и реализации проекта позволило продемонстрировать укрепление внутренних духовных связей между родителями и их детьми.
В результате изучения родословного древа и истоков своей фамилии у детей с родителями установилась более тесная связь во взаимоотношениях. Многие дети из группы не знали отчеств своих родителей, бабушек и дедушек, а по окончании проекта составили генеалогическое древо трех - четырех поколений по восходящей или нисходящей линиям.
В результате работы над проектом, совместной поисковой, исследовательской, творческой деятельности детей и взрослых были разработаны:
- «Семейный словарик» (словарь терминов родства);
- конспекты групповых и общих мероприятий,
- разработки родительского собрания по теме: «Моя родословная»;
- сборник пословиц и поговорок о семье;
- «Родословное древо» некоторых семей воспитанников.
Конспект итогового занятия
Тема: « Мой дом – моя крепость. Моя семья – моя опора»
Цель:
Формировать желание жить в гармоничной, дружной семье.
Задачи:
- Способствовать укреплению у детей чувства благодарности к родителям, бабушкам и дедушкам.
- Создавать условия для осознания значимости семьи как для самого ребенка, так и для общества.
- Продолжить работу по сплочению коллектива в группе.
Ход занятия: (звучит музыка «Родительский дом»)
Воспитатель: Добрый день, мои роднульки!
Вы - такие красотульки,
Вот бы снять вас всех в кино!
Подросли, серьёзней стали,
Но не будем долго ждать.
В нашем доме, в нашей группе
Мы занятие будем начинать!
Но сегодня наше первое занятие будет совсем необычным. Я обещаю, что оно будет интересным, хотя речь пойдет об очень важных вещах. Но сначала поздравление!
Ребенок 1:
А семья – это свет,
Что незримо и щедро
Озаряет всю жизнь
И сопутствует нам.
Это – творчество,
Где ни последних, ни первых,
Где и радость, и горе –
Всегда пополам.
Воспитатель: На первом занятии этого года мне хотелось бы поговорить с вами о том, что всегда в вашем сердце, мысль о чем согревает в трудные минуты, где вас всегда поддержат и любят безусловно. О чем я говорю? (Семья)
Ребенок 2: В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
Ребенок 3: Что такое семья? Это мать и отец,
Братья, сёстры и я.
Сени в доме, крылец.
4-й: И соседи, родня, садик наш любимый, улица, пруд,
Огороды, друзья, что за уши дерут.
5-й: Это то, без чего невозможно прожить,
Это детство моё, и его не забыть…
6-й: Оно силы даёт созидать и творить,
Где б ты ни был, зовёт.
7-й: Дверь охота открыть,
Посидеть за столом,
8-й: Вспомнить тех, кого нет,
И ещё о былом, словно не был сто лет.
Воспитатель: Без семьи не прожить, человеком не стать,
Нужно жить, и любить, и детей воспитать,
9-й: Посадить деревцо, также выстроить дом,
Помнить слово отцов – сила Родины в нём.
Воспитатель: Почитать родителей значит: в детстве - их слушать, в молодости - с ними советоваться, в зрелом возрасте - о них заботиться. Если заповедь эта исполняется, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Нежные цветы дали добрые плоды! Бывает, что по одному человеку о всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье. Вот сейчас послушайте не большое стихотворения:
Волшебный символ жизни - семья,
В нем капелька Отчизны, в нем - я,
В нем мама, папа, братик, сестра,
В нем маленький квадратик двора.
В нем - солнце, и березка, и дом,
В нем все тепло смеется кругом.
Семья поистине высокое творенье.
Она заслон надежный и причал.
Она дает призванье и рожденье.
Семья для всех - основа всех начал.
Воспитатель: Но семьи бывают разные. А какая она, счастливая семья? Сегодня нам и предстоит это выяснить. А что же такое семья?
Воспитатель: Где мы можем узнать точное значение этого слова? (Значение слова «Семья» по Ожегову: «Семья» Группа живущих вместе близких родственников)
(Показ презентации с членами семьи)
А кто это? (Члены семьи)
Воспитатель: А зачем вам нужна семья? (ответы детей)
Воспитатель: Это самые близкие и родные люди. Они никогда не бросят и не предадут. С ними мы радуемся и грустим, трудимся и отдыхаем. В любой ситуации родные люди от нас никогда не отвернутся.
Воспитатель: Всему, что вы знаете и умеете, учат вас родные и близкие люди и в первую очередь, конечно, мамы.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Назови, кого ты видишь на экране». Проговорим так же на татарском языке.
Воспитатель: Настоящая семья обязательно имеет нравственные принципы, законы, традиции. Мне хотелось бы, чтобы вы назвали те качества, которые очень важны для человека, а воспитываются они именно в семье.
Что должно быть в настоящей счастливой семье, как вы думаете ребята?. (Доброта, верность, отзывчивость, взаимопомощь, любовь, уважение, терпение)
В семье не должно быть плохих качеств. (Зависть, агрессия, грубость, эгоизм, ненависть).
10й: Семья – это счастье, любовь и удача,
11й: Семья – это летом поездки на дачу.
10й: Семья – это праздник, семейные даты,
11й:Подарки, покупки, приятные траты.
10й: Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
11й: Мечты о хорошем, волнение, трепет.
10й: Семья – это труд, друг о друге забота,
11й: Семья – это много домашней работы.
10й: Семья – это важно!
11й: Семья – это сложно!
10й: Но счастливо жить одному невозможно!
Все вместе: Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
Воспитатель: В прежние времена семьи были очень большие. Вместе жили бабушки и дедушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Вместе трудились, воспитывали детей, заботились о стариках. Жили весело и дружно. Подтверждение этому мы находим даже в сказках, пословицах и поговорках.
Воспитатель: Как повезло каждому из нас, что у нас есть семья. Давайте прочитаем еще одно определение слова СЕМЬЯ. (Значение слова «Семья» по Ожегову: «Семья» - Объединение людей, сплоченных общими интересами)
О какой семье мы еще не поговорили? (О семье в группе)
Нам повезло, есть у нас и еще одна семья – это наша группа. Мы вместе проводим много времени, трудимся, учимся, занимаемся полезными делами, веселимся и отдыхаем.
(Слайд в презентации)
Ребенок: Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
на этой сказочной земле.
Физкультминутка
Повторим пальчиковую игру «Этот пальчик дедушка…» и по содержанию стихотворения соединим пальцы с рисунками. А теперь проговорим на татарском языке. Молодцы ребята, у вас все получилось!
Воспитатель: Традиционно, мы отмечаем День матери, нет ничего роднее в целом мире, чем голос матери! Так позвольте в день почтения всех матерей пожелать вам много детского тепла, любви и взаимопонимания. Пусть ваша душа сверкает ярче всяких звезд, и не стареет со временем! Храните и дарите свое тепло вашим детям, и пусть оно откликнется вам здоровьем и уютом!
Песня «Ах, какая мама!»
Воспитатель. С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом».
Рассматривание генеалогического древа.
(дети рассматривают макеты «генеалогического древа» в презентации).
Подвижная дидактическая игра «Кувшин доброты».
Воспитатель. - У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам ещё лучше относиться к членам своей семьи и делать добрые дела.
Послушайте музыку (играет музыка). Кто захочет, может потанцевать.
Музыка останавливается (звучит песня Барбарики «Доброта»).
Воспитатель. Дети, подойдём все к кувшину. Каждый из вас может сказать воде пожелания своей семье. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания.
Дети по - очереди желают своей семье всего самого хорошего.
-Вода получила от вас очень хорошую энергию.
Воспитатель раздает всем волшебную водичку и дети пьют.
Песня «Молодая бабушка»
Дидактическая игра" Четвертый лишний" (слайд из презентации).
1. бабушка, мама, папа, дочь. (папа).
2. дедушка, папа, сын, мама. (мама).
Воспитатель. Ребята, а еще я вам хочу поведать, что такое фамилия. Фами́лия (лат. familia — семейство) — наследственное родовое имя, указывающее на принадлежность человека к одному роду, ведущему начало от общего предка, или в более узком понимании — к одной семье. Я вам так же расскажу о происхождении моей фамилии, по линии мамы:
ДОБРОЦВЕТОВЫ
История фамилии Доброцветовы начинается в 18 веке. В центральных областях России и неразрывно связана с историей Русской Православной Церкви.
Фамилия Доброцветовы принадлежит к интересной и весьма необычной группе русских фамилий, которые определяются исследователями как «семинарские» или «искусственные».
Такие фамилии появлялись на протяжении 18-19 веков. В среде русского православного духовенства. В духовных семинариях и академиях они давались администрацией учебного заведения ученикам, ранее не имевшим фамилий, или же присваивались взамен фамилий, уже имеющихся. Изобретательность людей давших фамилии, была практически неистощимой, и поэтому фамилии русского духовенства не только чрезвычайно разнообразны, но и живописны. Зачастую они давались вопреки традициям русской языковой культуры, поэтому легко узнаваемы в общей массе российских фамилий. Искусственные фамилии образовывались: от названия местности, города или села, откуда прибыл ученик, от имён святых и названий церковных праздников, чудотворных икон, от латинских и греческих слов, от названий животных и растений. Этим объясняется большое количество фамилий, говорящих о цветении и плодоноси, которые должны были символизировать процветание, совершенствование умственных и нравственных качеств будущих священнослужителей: Цветаев, Цветов, Процветалов и.т.д. К их числу и принадлежит фамилия Доброцветовы. (слайд в презентации)
Воспитатель. Дорогие, родители, хочу вас попросить рассказать своим детям о вашей фамилии, я думаю, им будет очень интересно.
Воспитатель. Мы сегодня вместе пришли к выводу, что главное на Земле – семья и любовь. Любовь к ребёнку, к мужу, к матери, брату. Всё остальное, как бы оно ни было красиво и важно, – одежда, мебель, путешествия, деньги, машины, успех в делах, – лишь прилагается к главному – к семье, в которой царят любовь, сострадание, нежность, милосердие. И когда все в твоём доме любят друг друга, то поневоле обращаются вокруг с тем, чтобы попытаться остальных сделать также любящими и счастливыми. Да, всё начитается с семьи, дома – и Добро и Зло. Так пусть в мире будет больше счастливых семей, а значит, Добра!
Мы ещё раз убедились, как хорошо, когда все вместе: и дети, и родители, и воспитатели. Мы верим, что если каждый день мы будем вместе, то наших детей ждёт радостное и счастливое будущее. Огромное спасибо семьям за участие в нашем проекте.
Желаю счастья вам!
Чтоб все мечты сбывались!
С хорошим настроением
Чтоб вы не расставались!
Здоровья вам на сотни долгих лет,
А это, право, дорогого стоит!
В работе – много творческих побед!
В семейной жизни – мира и покоя!
Заключительная песня «Моя Семья»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Памятка для родителей «Что такое «семья» и «семейные
традиции?»:
Семья есть первичный, естественный и в то же время священный союз. В семье ребенок учится первым совестным движениям сердца, получает первые уроки любви, веры и свободы, что позволяет ему подняться в дальнейшем к другим формам человеческого единения – Родине и государству. Огромное влияние на развитие личности ребенка оказывает культура семьи.
Культуру семьи составляют нормы и правила поведения, идеи, материальные предметы, используемые членами семьи. Главный элемент семейной культуры – традиции семьи. Под семейными традициями понимают обычаи, духовные ценности, правила поведения, принятые в данной семье и передающиеся из поколения в поколение.
Семейные традиции служат упрочению семейно-родословных связей, формируют эмоциональную близость всех членов семьи, передают и формируют ценные нравственные качества человека: доброту, сострадание, взаимопонимание, сдержанность, вежливость, почтительное отношение к старшим.
К сожалению, большинство семейных традиций были утрачены в начале XX века. Наша задача – приобщать дошкольников к семейным традициям, возрождать и углублять традиции, наиболее значимые для современных семей.
Каковы же семейные традиции, укрепляющие семейные отношения,
делающие жизнь семьи интересной и насыщенной?
Прежде всего, это домашние игры, совместное чтение по вечерам сказок, былин, рассказов, духовной литературы, семейные вечера для малышей с участием всех членов семьи, домашние спектакли, изготовление подарков к вечерам, праздникам.
Приобщению детей к домашнему труду способствует обучение дошкольников рукоделию (вышиванию, вязанию, бисероплетению и т.д.), сотворчество детей и родителей (рисование, аппликация, лепка, конструирование из природного материала).
Особый интерес вызывают традиции, способствующие сохраниению истории семьи – изучение и составление родословной, семейных архивов с фотографиями и историями о семье, поиск семейных реликвий, создание домашних мини-музеев.
Возрождение интереса к истории своей семьи, переосмысление роли семейных традиций, приобщение детей к культуре семьи особенно значимо в дошкольные годы, так как именно в этом возрасте закладываются основы социального поведения человека, создается поле жизни и надежный тыл ребенку.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Анкета для родителей «Знаю ли я родословную своей семьи?»
11. | Известна ли Вам родословная Вашей семьи? | Да | Нет |
|
22. | Все ли Вы знаете о своих предках на уровне: - родителей; - дедов и бабушек; - прадедов и прабабушек; - пращуров; - прапращуров | Да | Нет | Кое-что |
33. | Знаете ли Вы, где и как собрать информацию о своих предках? А. Знаете ли Вы, как работать в архивах? Б. Как получить информацию в библиотеках? В. Умеете ли Вы проводить опросы родственников? | Да | Нет |
|
44. | Знаете ли Вы, как использовать собранную информацию для составления Вашего семейного древа? | Да | Нет |
|
55. | Заинтересовала ли Вас эта анкета? | Да | Нет |
|
66. | Нужны ли Вам консультации для проведения исследования родословной своей семьи? | Да | Нет |
|
77. | Данные участника исследования: Ф.И.О.__________________________________________________ Возраст:________________________________________________
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
«Словарик семьи»
(Словарь терминов родства)
Бабка, бабушка - мать отца или матери, жена деда.
Брат - каждый из сыновей одних родителей.
Брат крестный - сын крестного отца.
Брат крестовый, брат по кресту, брат названный - лица, обменявшиеся нательными крестами.
Братан, братаник, братеня, братеник, брательник - двоюродный брат.
Братаниха - жена двоюродного брата.
Братанна - дочь брата, племянница по брату.
Братова - жена брата.
Брательница - родственница вообще, двоюродная или дальняя.
Братыч - сын брата, племянник по брату.
Вдова - женщина, не вступившая в брак после смерти мужа.
Вдовец - мужчина, не вступивший в брак после смерти жены.
Внук - сын дочери, сына; а также сыновья племянника или племянницы.
Внучка - дочь сына, дочери; а также дочери племянника или племянницы.
Деверь - брат мужа.
Дед - отец матери или отца.
Дед крестный - отец крестного отца.
Дедина, дедка - тетка по дяде.
Дедич - прямой наследник по деду.
Дочь - лицо женского пола по отношению к своим родителям.
Дочь названная - приемыш, воспитанница.
Дщерич - племянник по тетке.
Дщерша - племянница по тетке.
Дядька - приставленный для ухода и надзора за ребенком.
Дядя - брат отца или матери.
Жена - замужняя женщина по отношению к мужу.
Жених - сговоривший себе невесту.
Золовица, золовка, золова - сестра мужа, иногда жена брата, невестка.
Зять - муж дочери, сестры, золовки.
Кум, кума - см: Отец крестный, мать крестная.
Мать - лицо женского пола по отношению к своим детям.
Мать крестная, мать крестовая - восприемница при обряде крещения.
Мать названная - мать приемышу, воспитаннику.
Мать молочная - мамка, кормилица.
Мать посаженная - женщина, заменяющая на свадьбе родную мать жениха.
Мачеха - другая жена отца, неродная мать.
Муж - женатый мужчина по отношению к жене.
Невестка - жена сына.
Отец - лицо мужского пола по отношению к своим детям.
Отец крестный - восприемник при обряде крещения.
Отец названый - отец приемышу, воспитаннику.
Отец прибеседный, отец посаженый, отец ряженый - лицо, выступающие вместо родного отца на свадьбе.
Отценачальник - старший в поколении.
Отчим - другой муж матери, неродной отец.
Отчинник, отчич - сын, наследник.
Падчерица - дочь от другого брака по отношению к неродному родителю.
Пасынок - сын неродной одному из супругов.
Племянник - сын брата или сестры.
Племянница - дочь брата или сестры.
Племяш - родич, родственник.
Прародители - первая по родословной известная чета, от которой берет начало род.
Пращур - родитель прапрадеда, прапрабабки.
Родоначальник - первый известный представитель рода, от которого ведется родословие.
Сват, сватья - родители молодых и их родственники по отношению друг к другу.
Свекор - отец мужа.
Свекровь - мать мужа.
Свойственник - лицо, состоящее в родственных отношениях по мужу, жене.
Свояки - лица, женатые на двух сестрах.
Свояки двоюродные - лица, женатые на двоюродных сестрах.
Сестра - дочь одних родителей.
Сестренница - двоюродная сестра, дочь сестры матери или отца.
Сестренка, сестрина, сестричка - двоюродная сестра.
Сестренич, сестрич - сын сестры матери или отца, племянник по сестре.
Сноха - жена сына, невестка.
Сношенница - жена деверя, жены двух братьев по отношению друг к другу, невестки.
Супруг - муж.
Супруга - жена.
Сын - лицо мужского пола по отношению к своим родителям.
Сын крестный (крестник) - лицо мужского пола по отношению к восприемникам.
Сын названый - приемыш, воспитанник.
Тесть - отец жены.
Тетка, тетя - сестра отца или матери.
Теща - мать жены.
Шурин - родной брат жены.
У многих из этих терминов могут быть прилагательные:
Внучатый - о родстве, происходящем из третьего колена (также троюродный) или еще далее.
Двоюродный - о родстве, происходящем из второго колена.
Кровный - о родстве в пределах одной семьи.
Однородный - о происхождении от одного отца.
Одноутробный - о происхождении от одной матери.
Полнородный - о происхождении от одних родителей.
Пра - приставка, означающая родство в дальнем восходящем или нисходящем порядке.
Привенчанный - о происхождении от одних родителей, но до брака рожденный, а затем признанный.
Родной - о происхождении от одних родителей.
Сводный - о происхождении от разных родителей.
Усыновленный - лицо мужского пола по отношению к усыновителям.
Удочеренная - лицо женского пола по отношению к приемным родителям.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
«СЕМЕЙНОЕ ДРЕВО»
Нисходящая родословная схема
Восходящая родословная схема
Родословное древо – это та же таблица, но только перевернутая. Оно имеет действительно форму дерева со стволом, ветвями, листьями и плодами. Этот обычай, принятый когда-то в Западной Европе, сегодня активно применяется в качестве мотивации для начинающих или юных родоведов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Русские поговорки и пословицы о семье
- Муж с женой, что мука с водой – сболтать сболтаешь, а разболтать не разболтаешь.
- Русский человек без родни не живет.
- Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
- Мужик да собака всегда на дворе, а баба да кошка завсегда в избе.
- Выбирай корову по рогам, а девку по родам.
- Родство – дело святое, а деньги – дело иное.
- Любовь да совет – на том стоит свет.
- Послушный сын – роза материнского сердца.
- Без матушки родной и цветы не цветут.
- Без любви, как без солнышка, нельзя прожить.
- На что клад, когда у мужа с женой лад.
- С любовью везде простор, со злом везде теснота.
- Хозяйство умелую руку любит.
- Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.
- Без жены, как без шапки.
- Не ищи в муже красоты, а ищи доброты.
- У добрых супругов две души, но единая воля.
- Шей шубы теплее, а жену выбирай добрее.
- Без мужа жена всегда сирота.
- Мир в семье женой держится.
- Семейный горшок всегда кипит.
- Не красен день без солнышка, не мила жизнь без малых детей.
- Всякая невеста для своего жениха родится.
- Любовь одна, а обитает в двух сердцах.
- Любовь – кольцо, а у кольца нет конца.
- Супругам без детишек, что зимой без дровишек.
- Слава сына – отца отрада.
- Хорошая жена – мужу корона.
- Дети – крылья человека.
- Любви, огня да кашля от людей не спрячешь.
- Родители берегут дочь до венца, а муж жену до конца.
- Муж жене – отец, жена мужу – венец.
- Красна пава пером, а жена нравом.
- Жена мужу пластырь, муж жене – пастырь.
- Промеж мужа и жены нитки не продернешь.
- Где любовь да совет, там и горя нет.
Пословицы народов мира о семье
- Дерево держится корнями, а человек – родственниками (абхазская).
- Хозяин жены – муж, хозяин мужа – долг (армянская).
- Кольцо должно быть по пальцу, милый по душе (армянская).
- Дом без жены, что водяная мельница без воды (армянская).
- Муж – наружная стена дома, жена – внутренняя (армянская).
- Девушка без мужа – что лодка без руля, парень без жены – что конь без узды (вьетнамская).
- Когда любят друг друга, то и девять считают за десять (вьетнамская).
- Дружные супруги могут выкачать всю воду из Тихого океана (вьетнамская).
- Коль муж умен, то и жена послушна (вьетнамская).
- С умной женой муж богатеет (вьетнамская).
- Любящие супруги и на топорище выспятся (грузинская).
- Красива не красавица, красива любимая (каракалпакская).
- Если муж хорош, то и некрасивая станет красавицей (киргизская).
- Мужнюю жену и тигр не укусит (корейская).
- Супругам ссориться – все равно, что ножом воду резать (корейская).
- Любовь красоты не требует (татарская).
- Не выбирай жену глазами холостяка (турецкая).
- Кто детям потакает, тот сам плачет (украинская).
- Дай ребенку волю, сам пойдешь в неволю (литовская).
- Учи ребенка не палкой, а словом (киргизская).
- Материнская рука мягкая (коми).
- Материнские ногти котенка не пугают (африканская).
- Прут у матери пуховый (азербайджанская).
- Не ладны те ребятки, которых не бранят ни батьки, ни матки (украинская).
- Мать ругает, что подушкой бьет (удмуртская).
- Мать словами бранит, а сердцем любит (удмуртская).
- Гнев матери, что снег – выпадет много, но быстро тает (чеченская).
Литература:
- "Отечественная генеалогия". - И. Усков. Учебное пособие.-Кемерово.-2002
- Варанкина Л. И. «Моя родословная» - Курганск, 2001
- Даль В. И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка [Текст]: современное написание: 1500 ил./- М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2006. 348 с.
- Каспарова Ю. «Культурная память семьи» - Обруч №5, 2008
- Коротков Е. В. «Твоя родословная. Кто ты? » - Волгоград, 1999
- Моя родословная. Учебное пособие для начальной школы. Автор – составитель В.С. Василевская. М.: Вита-Пресс, 1999.
- Мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия, лучшие компьютерные программы, 2007.
- Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 8. – ООО «ТД Издательство Мир книги», 2007
- Онучин, А.Н. Твое родословное древо. Практическое пособие по составлению родословной. - Пермь: Изд. Ассоциации генеалогов-любителей, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект для детей средней группы "Я и моя семья"
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Инте...
Мой дом – моя крепость. Моя семья – моя опора
Цель: Формировать желание жить в гармоничной, дружной семье.Задачи:•Способствовать укреплению у детей чувства благодарности к родителям, бабушкам и дедушкам.•Создавать условия для осознания ...
проект "Семья моя опора"
проект "Семья моя опора"...
Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Семья и ее корни»
Актуальность. Одной из приоритетных задач нашего детского сада является сотрудничество ДОО и семьи.Семья – первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого явля...
сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников по развитию финансовой грамотности».
сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семь...
Педагогический проект познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста "Семь чудес света"
Федеральный государственный стандарт ДО считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. Позна...
Социально-значимый проект «Моя семья-моя опора!» Подготовительная группа.
22 ноября 2023 года президент Российской Федерации В.В.Путин подписал указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи. В целях популяризации госполитики в сфере защиты семьи, сохранения ...