Музыкальный проект "Главная песня марша"
проект (старшая группа) на тему

Азанова Людмила Витальевна

Проект "Его величество Марш" для детей старшего дошкольного возраста. Расширять представления детей о многообразии маршевой музыки.В проекте описаны НОД, презентация с итоговым мероприятием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Его величество Марш"427.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

C:\Users\пользователь\Desktop\03.jpg

 

                                               

                                                 Проект

по художественно – эстетическому развитию детей

«Его величество - марш»

Подготовила музыкальный руководитель

Азанова Л.В.

НРМДОБУ «Медвежонок» с.п. Чеускино Нефтеюганский район

2015г.

                  Проект по художественно – эстетическому развитию детей

«Его величество - марш»

Вид проекта

Познавательно-творческий

Кратко - срочный

Участники

Музыкальный руководитель

Дети подготовительной группы

Воспитатели

Родители

Актуальность

      Марш  является одним из ведущих музыкальных жанров пронизывающий всё многообразие музыкального искусства в целом. Его  можно услышать  на сцене оперы, балета, в театре, где отражаются  различные  образы,  характеры, передаются  действия, шествия.

     «Что означает слово марш?» -  Спросим мы у детей.   Чаще всего услышим в ответ, что это когда идут или шагают. Действительно марш близок детям  с самого раннего  возраста своей четкостю, размеренностью  (удары в погремушку, игра в ладушки, далее первые шаги, постукивание и ритмичные импровизации на инструментах.  Но проиграв детям  знакомый марш  с изменением регистра, темпа  на вопрос «Для кого он?» часто затрудняются ответить.

    Это происходитот того, что  на сегодняшний день наши дети живут в условиях музыкального социума, где звучание  любой классической музыки, практически отсутствует. А телевидение не раскрывает всего многообразия музыкального искусства,  даёт лишь маленькую толику,  и то  к определённым датам или праздникам.

     Поэтому нужно в первую очередь  организовать работу и создать условия по  развитию у детей  слухового внимания и восприятия. Раскрыть для детей всю многогранность маршевой музыки, научить детей говорить о ней, импровизировать, передавать музыкальный образ,  разбираться   в видах. марша, для кого такая музыка? Кто может шагать под неё, как шагать, с каким настроением.

Цель

Расширять представления детей о многообразии маршевой музыки.

задачи

 

Дети

Познакомить детей:

с   особенностями    различных   видов маршей;

 с музыкальными инструментами, входящими в состав  духового и симфонического оркестров;

Расширять словарный запас детей  в    музыкальной характеристике маршевой музыки;

Воспитывать  патриотические чувства на репертуаре  военной  тематики;

Развивать:

образное мышление;

музыкально- ритмические и вокально-хоровые навыки

 коммуникативные навыки;

слуховое внимание, умение  воспроизводить ритмический рисунок музыки  в игре на детских музыкальных инструментах;

Родители

Памятка для родителей для творческого, домашнего задания:  «Сочиняем  марш»

Мотивировать родителей на  участие в совместной деятельности с детьми в  развлечении, музыкальной викторине.

Воспитатели

Создают условия для самостоятельной творческой деятельности в группе.

Проводят беседы по патриотической тематике.

Закрепляют с детьми темы пройденные на музыкальном занятии.

Организовывают дидактические игры на различение тембра, ритма.

Предполагаемый результат

Старший дошкольник имеет представление о видах маршей: Сказочный, игрушечный, военный, цирковой, спортивный;

Даёт самооценку в музыкальной характеристике  произведения;

 Сочиняет собственные ритмические обороты в музыкальных импровизациях;

В исполнительской деятельности передаёт   особенности исполнения  песен маршевого характера.

Различает на слух исполнение духового оркестра и симфонического.

Итоговое мероприятие

Викторина:

«Музыкальная шкатулка»

вывод

 В ходе реализации проекта дети получили знания о том, что маршевая музыка:

- способна объединять и выражать чувства, настроения  музыкальных образов и их характеры.

   -является основой для других видов музыкальных жанров

-  у детей обогатился слуховой опыт в процессе знакомства с разными видами маршей,  духовым и симфоническим оркестром

-расширился словарный запас в характеристике разных видов маршей

    Родители в ходе проекта  получили удовлетворение от совместной деятельности  с детьми. Обратили внимание на

знания и умения детей по данной теме.

Убедились, что  создание  условий  по восприятию музыки дома,  способствуют   развитию музыкально-творческих способностей детей  и успешной социальной адаптации в будущем.

Информационные ресурсы:

музыка с сайта:

  http://iplayer.fm/

сеть интернет:

musical-sad.ucoz.ru)

p-shkola.byru/child

festival.1september.ru

myshared.ru

                                                               

                                                                               

                                                                        Реализация проекта

         Этапы

Деятельность педагога

1 этап

 Подготовительный

Первая неделя февраля

Выявление знаний   детей по данной теме

 Составить план проекта

 Определить  сроки реализации

Определить задачи по взаимодействию с воспитателями группы

Подготовить памятку для родителей

Провести организованную деятельность

 с дошкольниками

2  этап

Практический:

вторая и третья недели

 Реализации проекта  осуществляется на музыкальном занятии через разделы:

-восприятие музыки;

 -музыкально- ритмические движения;

 игра на музыкальных инструментах;

музыкально-дидактические игры;

«Веселые пульки»

«Мы военные»

Разработка и проведение тематического занятия:

«Главная песня марша»

Подбор иллюстраций и составление презентации для раздела Восприятие.

   Разработка и проведение игрового занятия:

«Его величество марш»

Подготовка и проведение смотра строя и песни  между группами ДОУ  к 23 февраля.

3этап

Заключительный

  четвертая неделя

Проведение итоговой викторины по теме  «Музыкальная шкатулка»

                                                             

                                       Календарно-тематический план проекта

Первая неделя

        Вид

  деятельности

     Репертуар

             Задачи

Методические приёмы

Восприятие музыкальных произведений

Музыкально-ритмическая композиция

Певческая деятельность

Музыкально-дидактическая игра

.

 

«Гусарский марш»

Муз. А. Петрова

«Военный марш»  муз. Г. Свиридова;

«Военный марш»

Г. Свиридова

 

«Вот мы какие солдаты молодые»

Муз. О. Лыкова

«Наша Родина сильна»

Муз. Т. Попатенко

 

«Веселые пульки»

-Познакомить детей с военными маршами, характером исполнения. Какое  настроение передаёт музыка? Что можно под неё представить?  Беседа о средствах выразительности.

Учить детей высказываться о характере. Сравнить марши.

-Учить ориентироваться в пространстве, выполнять перестроения в соответствии изменения музыкальных фраз. Двигаться ритмично, бодро. Следить за осанкой. На 3часть марша ритмично музицировать на сильную долю такта четвертными, восьмыми длительностями.

- Знакомить детей с песнями маршевого характера, закреплять значение музыкального термина -ритм. Беседа по содержанию текста и характеру музыки. Разучивание по фразам. Исполнение в характере, бодро, четко.

-Развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве, выстраиваться в шеренгу, колонну.  Двигаться в рассыпную,  не наталкиваясь друг на друга.

На конец музыки по сигналу выстраиваться за ведущим  в колонну.

Просмотр тематических иллюстраций на мультимедийном оборудовании.

Беседа, объяснение музыкального руководителя.

Аудио записи музыки

Показ воспитателя и музыкального руководителя.

Палочки по количеству детей.

Аудио запись музыки

Показ и объяснение музыкального руководителя, беседа.

Пение без музыки.

Исполнение по подгруппам.

Показ воспитателя,

объяснение

музыкального руководителя.

                                                                     

                                                             Вторая неделя

Восприятие музыки

 Игра в   оркестре ударных инструментов.

«Марш деревянных солдатиков»

  П. И. Чайковский

«Марш короля мышей» из Балета «Щелкунчик»

«Цирковой марш» И. Дунаевского

«Спортивный марш» И.  Дунаевского

Игра в  оркестре ударных инструментов.

Домашнее задание:

«Придумай марш»

  Просмотр:

-Презентации:

«Главная песня марша»

-Тематических иллюстраций на мультимедийном оборудовании;

-Беседы на тему «На защите рубежей»;

Муз. дидактическое упражнение:

«Кто как  шагает?»

Музыкально ритмическая композиция:

«Военный марш»  муз. Г. Свиридова;

Музыкально-дидактические игры «Веселые пульки»

«Мы военные»

танец «Катюша» хореография Т.Суворовой;

  Продолжать знакомить детей с  разновидностями  маршевого жанра с игрушечным и сказочным маршем.

  Расширять словарный запас в музыкальной характеристике произведений.

  Познакомить детей со звучанием симфонического  оркестра и инструментами входящими  в его состав.

Слайдовые иллюстрации

с изображением деревянных солдатиков, сказки щелкунчик.

Самостоятельная музыкальная деятельность в группе.

Беседы о  видах  и предназначении    маршевой музыки.

Разучивание тематического песенного репертуара и стихов   к 23 февраля

Просмотр тематических иллюстраций на мультимедийном оборудовании.

Беседа, объяснение музыкального руководителя.

Аудио записи музыки

Показ воспитателя и музыкального руководителя.

Палочки по количеству детей.

Аудио запись музыки

Показ и объяснение музыкального руководителя, беседа.

Пение без музыки.

Исполнение по подгруппам.

Показ воспитателя,

объяснение

музыкального руководителя.

                                                                     

                                                                           Приложение

Памятка для родителей

«Сочини свой марш»

Объяснить детям, что марши бывают разные (Праздничные, военные, спортивные и.т.д)

Пофантазируйте с детьми какой бы марш вы сочинили:

- Для поварят; (Придумать на ложках свою ритмическую композицию)

- Марш сапожников; (Ритмические сапожки)

Или  выбрать для импровизации своего   персонажа…..

                        План тематического занятия  для детей подготовительной группы

                                                                   «Главная песня марша»

 

Репертуар

Программные задачи

Методические приемы

  Вводная часть

«Военный марш»

Муз. Г. Свиридова

«Гусарский марш»

А. Петров

Музыкально-творческая               игра:

«Марш снеговичков»

Муз. дидактическая игра:

«Мы военные»

«Наша Родина сильна»

Муз. А. Филипенко

Закреплять знания о разновидностях маршевого жанра.

Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою отчизну.

Расширять словарный запас в музыкальной характеристике маршевой музыки.

Познакомить детей с музыкальными инструментами,

входящими в состав военного оркестра и классифицировать их на духовые и ударные.

Предложить детям сочинить марш для  снеговичков. Пофантазировать, высказывать свои предположения,  какие звуки, кроме звуков музыкального инструмента  могут передавать образ шагающих снеговичков? (Смятой бумаги, шорканье метлой, стук палочкой и т.д.)

 Развивать чувство ритма, способствовать сочинительству самостоятельных ритмических импровизаций.

    Различать музыку по характеру и выполнять движения  по заданию педагога.

(Солдаты двигаются под марш в среднем регистре, солдатики в высоком)

Флажки по количеству детей. Беседа, эмоциональный показ  и объяснение музыкального руководителя.

Слайдовая презентация.

Музыкальные загадки.

Аудио записи маршей и звуков духовых и ударных инструментов.

Беседа.

Игровой момент со Снеговиком.

Использование нетрадиционных шумовых звуков.  

 Палочки, смятый целлофан, бумага, метла, веники.

Индивидуальное исполнение

детей в роли  дирижера.

Объяснение муз. руководителя, указания  воспитателя.

Исполнение по подгруппам

                                     План игрового занятия «Его величество марш»

Вид деятельности;

репертуар

Программные задачи

Методические приёмы

Музыкально-ритмическая композиция:

«На арене Цирка»

«Цирковой марш»

Муз. И. Дунаевского

Восприятие музыки:

«Спортивный марш»

Муз. И. Дунаевского

«Марш короля мышей» из Балета Щелкунчик

Муз. П.И Чайковского

Спортивный танец:

«Веселая зарядка»

Игра на музыкальных инструментах

«У каждого свой марш»

Муз. О.  Лыкова

Муз. рук. говорит детям, что у них в гостях сегодня «Его величество марш».

Спросить у детей какие они знают   марши? Предложить узнать мелодию марша, знакома ли она? Где дети слышали этот марш.

Предложить детям перевоплотиться в артистов цирка.

Развивать творческие способности детей передавая образы  клоуна, жонглёра, гимнаста и др.

Сравнить по характеру марши, в чём сходство?( Праздничные, веселые, озорные, горделивые и т.д. ) Расширять словарный запас в музыкальной характеристике спортивного и циркового маршей.

   Продолжать знакомить  детей с маршевой музыкой музыкального жанра Балет. Объяснить детям, что маршевая музыка звучит и  в балете, опере, театре.

    Марши не всегда бывают праздничными и бодрыми, марш это шествие и двигаться под него можно по разному, в зависимости от образа (Король мышей), которого передаёт музыка. Побеседовать о  характере этого марша?  Определить, какой оркестр исполняет это произведение?

3 этап.

Исполнить знакомый танец.- Узнать знакомую песню.

    Предложить детям превратиться в музыкантов и исполнить оркестровку,  используя собственные  ритмические обороты на проигрыш.

Развивать ритмические способности, слуховое внимание.

Исполнять по подгруппам певцы и музыканты.

   Итог занятия. Какие марши слушали? Почему марши называют его величество?

Музыкальная загадка Использование аудио записи.

Канат для гимнастов,

Колпачки для клоунов.

Обручи

Исполнение по подгруппам.

Показ воспитателя.

Слайдовая презентация по тематике спортивного марша и циркового.

Беседа.

Иллюстрированные слайды с изображением симфонического оркестра.

Указания воспитателя

Слайдовые иллюстрации с изображением сцен балета, оперы, театра.

Аудио запись.

Беседа и объяснение музыкального руководителя, пояснение  воспитателя.

Аудио запись музыки.

Объяснение муз. рук. Показ воспитателя.

Инструменты по количеству детей. Исполнение по подгруппам. Индивидуальное исполнение детей  в роли дирижера.

Барабаны, деревянные палочки.

Беседа, пояснение муз. рук.

                                                           

                                                          Итоговое мероприятие

                                                Викторина «Музыкальная шкатулка»

 Цель: Выявление уровня знаний детей о многообразии маршевой музыки.  
  
 Оформление : Мультимедийное оборудование,   слайдовая презентация.

Барабаны, дудочки,  палочки для детского оркестра.

Музыкальный руководитель: Добрый вечер дорогие ребята и все наши гости.

Я рада приветствовать вас на музыкальной викторине и  приглашаю  заглянуть в страну музыки,   а  в гостях у нас сегодня  сам   «Его величество Марш».

М. р:

Марши бывают разные

Марши бывают Важные

Веселые, Озорные,

Грустные и Смешные

Гордые и Военные

Тихие и Смиренные

Марши бывают разные

Марши бывают Важные

Муз. р. А как вы думаете где Его Величество хранит  свои марши?

Ответы детей, родителей…

-А хранит он их в своей музыкальной шкатулке…

И сейчас мы с вами будем угадывать, что за марш

спрятался в музыкальной шкатулке…….

1 слайд: Звуковой эффект, из  шкатулки появляются картинки с изображением духового и симфонического оркестров..

М.р. Ой посмотрите, а это что за марш, я такой незнаю..!

Дети отвечают, что это оркестры, называют их симфонический и духовой.

М.р. Конечно какой же марш без музыки оркестра!

 Оказвается нам нужно не просто узнать марш, но и назвать  оркестр, который его исполняет.

Поэтому будем предельно внимательны.

  1. Слайд : Звучит  «Военный марш»  муз. Г. Свиридова

М. р: Вы узнали этот марш?

Ответы  детей.

- А где может звучать этот марш?

Дети: На военном празднике, параде,

- А какое настроение передаёт нам музыка?

Праздничная, торжественная, горделивая….

-Какой оркестр исполняет военные марши?

Ответ детей….

Картинка с изображением военного солдата отправляется к духовому оркестру.

  1.  Слайд: шкатулка открывается, звучит музыка

«Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского

Дети узнают его и характеризуют.

М.р.  А как называют такие  марши?

Дети: Детский, игрушечный. (быстрый темп, высокий регист, ритмичная музыка).

-Какой оркестр исполняет этот марш?

Дети: Симфонический

М.р. А сейчас для вас творческое задание:  вам предлагаю превратиться в музыкантов и и украсить этот  марш   своей оркестровкой.

Дети выбирают себе инструменты и музицируют под музыку.

  1. Слайд:   шкатулка открывается и звучит фрагмент музыки:

«Цирковой марш» муз. И. Дунаевского

Дети узнают и называют   марш, говорят о его предназначении и характере.

(Шутливый, важный,  озорной, праздничный).

(Клоун на слайде отправляется к симфоническому оркестру).

  1. Слайд:  Звучит «Траурный марш» муз. Ф Шопена.

Если дети затрудняются отгадать марш,  им помогают родители, рассказывают,  когда звучит этот марш, определяют,  какой оркестр исполняет его.

М. р.  Да, этот марш звучит  на похоронах. Музыка скорбная, медленная, в низком регистре,  исполняет духовой оркестр.

(И  картинка с больным Мишкой отправляется к духовому оркестру).

  1. Слайд:  Звучит «Спортивный марш» муз. И. Дунаевского

Дети отгадывают   название    марша, говорят о его предназначении и характере.

(Характер марша  чёткий,  бодрый, уверенный. Исполняет  симфонический оркестр).

(На слайде спортсмен присоединяется к симфоническому оркестру).

     М. р. Объявляет музыкальную паузу и приглашает детей на веселую зарядку:

                            «Солнышко лучистое любит скакать»

     6      Слайд:   Шкатулка открывается и звучит фрагмент музыки:

«Марш» Мендельсона

М. р. А это задание наверно для родителей, а может и ребята знают, как называют  этот марш…

Родители и дети отвечают.

М.р.  Действительно этот марш звучит на торжественных церемониях

бракосочетания. Это свадебное шествие жениха и невесты, его так и называют

«Свадебный марш».

А что можно сказать про музыку этого марша?

(Торжественная, неторопливая, праздничная).

М. р. Ну вот посмотрите на экран, сколько маршей собрал около себя каждый из оркестров. Ведь не даром марш называют Его Величество. У каждого марша свои  герои,  которых объединяет музыка и желание двигаться плечом к плечу.

    7       Слайд – аплодисменты!

Вы молодцы, хорошо справились с заданием.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального досуга "Песни военных лет"

Конспект музыкального досуга "Песни военных лет", посвященного празднику 9 Мая....

Встреча в музыкальной гостиной "Песни военных лет" для детей старшего дошкольного возраста.

Цель. Познакомить детей с песнями военных лет. В гости  ре6ята пригласили моряка Северного флота, который рассказал о себе, о тех экспонатах, которые находятся в экспозиционном уголке.В сценарий ...

Лэпбук по музыкальному развитию "Песни военных лет"

Интерактивная папка "Лэпбук" на тему: "Песни военных лет"...

Сценарий музыкальной викторины "Песни великой войны"

Музыкальная викторина проводилась в рамках реализации проекта "Этих дней не смолкнет слава"!....

Музыкальная гостиная «Песни военных лет».

В рамках “Вахты памяти” было подготовлено выступление подготовительной группы. Детьми была исполнена и инсценирована песня из кинофильма «Офицеры» автора В. Златоустовский ,,От...

Комплекс занятий по музыкальной НОД на тему "Танец, песня, марш в творчестве М. И. Глинка" в старшей группе ДОУ

Данный материал позволяет педагогу раскрыть для докольников тему музыкальных жанров целостно, но, в то же время, постепенно, на протяжении трех занятий. Комплекс этих занятий включает в себя несколько...

консультация для родителей слушаем музыкальные произведения дома "Марш гусей"

консультация для родителей  слушаем музыкальные произведения дома "Марш гусей"...