Выступление на педагогическом совете
материал на тему

Бондаренко Ольга Ивановна

Выступление на педагогическом совете

Использование различных форм и средств для эмоционального восприятия жизни в режиме дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_2015.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления № 22 «Колокольчик» 

г. Набережные Челны 

Выступление на педагогическом совете

Использование различных форм и средств для эмоционального восприятия жизни в режиме дня.

Материал подготовил воспитатель I квалификационной категории Бондаренко О.И.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является приоритетным в системе дошкольного воспитания в силу своей особой значимости в социальном развитии ребёнка, приобщение его к активной целенаправленной деятельности, определяющей как психоэмоциональное самочувствие ребёнка, так и успех любой деятельности.

Работая по этому направлению 5 лет, в группе накоплен практический материал, создана материально – развивающая среда.

  • В группе оформлен уголок настроения, где дети выставляют карточки с эмоциями, соответствующими их настроению. Стараемся подходить к настроению детей не формально, разбирая каждый случай плохого настроения, находя его причины.
  • Театр зверей. Выполняя этюды, учим чувствовать и понимать эмоциональное состояние персонажа.
  • Дидактические и развивающие игры: «Ложки эмоциональных состояний», «Что ты сейчас чувствуешь», «Весело, грустно», «Подбери маску», «Кто живет в твоем сердце?».
  • Совместная с педагогом деятельность, установка на игру, занимательные формы общения способствуют созданию благоприятного эмоционального фона для контактов с детьми, детей друг с другом и обогащают эмоциональную сферу ребёнка. Подобраны игры на сближение детей друг с другом и воспитателем.
  • Картотеки: «Упражнения и игры для коррекции психологического самочувствия ребенка», «Дидактические игры на развитие эмоционально – оценочной лексики детей», «Психогимнастика», «Эмоционально – нравственное воспитание».

Раскрою задачи и варианты для каждой возрастной группы.

Средняя группа.

На этом этапе решаются больше задачи, связанные с эмоциональным состоянием детей. Это, прежде всего:

  • Расширение опыта эмоционального реагирования.

В среднем возрасте необходимо пополнять «эмоциональный» словарь детей словами, обозначающими различные настроения, словосочетаниями, отражающими оттенки настроений (не очень злой, совсем не страшный и т.д.), подбирать синонимы (радостный – весёлый; грустный – печальный – тоскливый и т.д.); находить слова, конкретизирующие эмоциональные состояния, понимать эмоциональные характеристики.

  • Учить детей определять и дифференцировать эмоциональные состояния по внешним признакам, замечать изменения в настроении.

 Для решения этих задач проводим беседы с использованием пиктограмм.

Старший дошкольный возраст.

К задачам этого возрастного этапа относятся следующее:

  • Совершенствование опыта внешнего оформления эмоций,
  • Стимулирование самобытности эмоционального реагирования.

Для решения этих задач помимо организованной образовательной деятельности мы используем:

  • Серию эмоционально-экспрессивных игр.

Цель: использование «чудо-вещей» для выплескивания негативных эмоций:

-чашка (в нее можно кричать);

-тазик или ванна с водой (в них можно швырять резиновые игрушки);

-листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);

-карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);

-пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать);

  • Средство «быстрой разрядки». Если видим, что ребенок перевозбужден, «на грани», то просим его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко).
  • Игры «Обзывалки», «Дразнилки».

Чтобы исключить из повседневного общения обидные слова, обзываемся. Кидая друг другу мяч или клубок, обзываемся необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты - одуванчик!», «А ты тогда - дыня!» И так до тех пор, пока поток слов не иссякнет.

Чем помогает такая игра? Если Вы разозлитесь на ребенка, захотите его «проучить», вспомните веселые «обзывалки», ему не будет обидно, а вы получите эмоциональную разрядку.

Поддерживая в ребёнке радостное настроение, укрепляется его психическое здоровье.

  • Часто пользуемся формой организации «круг».

Темы: «Паровозик из Степашкино», «Мои чувства мое настроение», «Поссорились – помирились», «Приходи ко мне играть», «Вчера решил я добрым быть», «Чаша добра», «Сказочная страна», «Приласкай ветер облачко», «Знакомство с эмоциями».

  • Используем различные формы общения:

- Деловое общение, в которое вступает ребенок, стремясь научиться у взрослого чему-либо.

- Сотрудничество с взрослыми развивает у ребенка ценные качества общественного поведения, способность принять общую цель, включиться в совместное планирование, взаимодействовать в процессе работы, обсудить полученные результаты;

- Познавательное общение с воспитателем по поводу волнующих ребенка познавательных проблем. Оно способствует углублению познавательных интересов и активности детей;

- Личностное общение, в которые вступает ребенок, чтобы обсудить с взрослыми проблемы, связанные с эмоциональным, нравственным миром людей, с их поступками, переживаниями. Ребенок делится с взрослыми своими мыслями, планами, впечатлениями. В этом общении происходит социальное взросление ребенка, формируются социально-ценностные ориентации, осознается смысл событий, развивается готовность к новой для него социальной позиции будущего школьника.

  • Сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других. В группе оформлены сюжетно-ролевые игры, а также материл и модули знакомства детей с профессиями взрослых.На основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему. А положительное отношение к труду дошкольники переносят и на собственную деятельность.
  • В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей. Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом. Основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, а в процессе игры происходят глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в их жизненном опыте. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, а уже сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания. Дети совершают большое количество действий с игрушками, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д.

Игра - вид непродуктивной деятельности, с действиями, ограниченными правилами, которые направлены на создание, развитие и поддержание процесса в заданных границах. У детей дошкольного возраста игра является основной формой деятельности. Особое положение занимают специально разработанные развивающие и терапевтические игры.

  • Игры и упражнения направленные на знакомство с основными эмоциями человека: «Мимическая гимнастика», «Разноцветная вода», «Настроение».
  • Игры и упражнения, направленные на овладение вербальными и невербальными средствами общения: «Испорченный телефон», «Угадай-ка», «Через стекло».
  • Игры, направленные на преодоление замкнутости, пассивности, скованности и двигательное раскрепощение ребенка во время общения: «Свободный танец», «Изображаем животное», «Походки».
  • Игры, направленные на осознание ребенком самого себя, собственной индивидуальности: «Слушаем себя», «Кто я», «Рисуем себя».
  • Игры и упражнения, помогающие ребенку увидеть и понять другого человека, партнера по игре и общению: «Бюро находок», «Слепой и поводырь», «Проигрывание ситуаций».
  • Игры и упражнения, направленные на коррекцию конфликтности: «Спина к спине», «Мои друзья», «Ролевая гимнастика», «Закончи ситуацию», беседы: «Как поступить», «Как правильно дружить» (слайд).
  • Игры и упражнения, направленные на коррекцию агрессивности: «Брыкание», «Медвежата», «Высвобождение гнева», «Прорви круг». Упражнения, способствующие преодолению застенчивости у детей: «Веселая зарядка», «Торжественная речь», «Окажи внимание другому» (слайд).
  • Игры и упражнения, направленные на преодоление замкнутости у детей: «Закончи предложение», «Назови свои сильные стороны», «Разыгрывание ситуаций».

Диапазон эмоций, адресованных партнеру по игре, может быть чрезвычайно широким: от полного безразличия и игнорирования, до заинтересованности и поддержки эмоциональных контактов, содержательного общения, взаимных действий. Эмоциональные проявления, возникающие в конкретной игровой ситуации, способны закрепляться и обобщаться, поэтому воспитатель должен так организовать игру, чтобы препятствовать возникновению и развитию отрицательных эмоций, проявлению невнимания, агрессивности.

  • Соревнования. Когда дети соревнуются друг с другом, реально оценивая свои возможности, сравнивая себя с товарищем, то стремление к личному успеху, признанию собственных достоинств увеличивает ему экспрессий до самого высокого уровня. Поэтому часто используем соревнования, викторины, между группами детей. В групповых соревнованиях главным стержнем служит интерес группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессий снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны.
  • Чтение и оценка героев Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенность, что в подобной ситуации поступил бы также. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют. Стараемся чаще читать детям, обсуждая прочитанное, действия и настроение персонажей.

Симпатия к героям произведений у дошкольника становится более действенной, проявляясь как желание помочь, посочувствовать, поделиться.

Симпатии и сочувствия побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Даже 4-5-летний ребенок выполняет нравственные нормы, проявляя чувство долга, прежде всего, по отношению к тем, кому симпатизирует и сочувствует.

Рекомендуем произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Лев и собачка», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», С. Маршак «Двенадцать месяцев», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» и другие.

  • Одним из действенных средств развития эмоциональной сферы дошкольников является музыка - искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Музыкальное искусство представляет собой неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. Музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения.

Слушаем классическую музыку, музыкальные произведения из мультфильмов, детские песни. Устраиваем «Веселые дискотеки», а сейчас при наличии проектора «Мультдискотеки».

  • Одним из действенных средств развития эмоционального мира детей можно считать детское художественное творчество, которое может решать задачи социально - культурного развития личности. Художественное творчество - это вид творчества, результатом которого является создание произведения искусства, т.е. специфическое отображение объективной реальности в форме художественных образов. Наглядность и образность, а часто и красочность рисунка, влияют на эмоциональную сферу ребенка, а возникающие из под карандаша или кисточки изображения доставляет ему эстетическое удовольствие. Организовываем творческие мастерские.
  • Труд.В трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, неудовольствие от своей плохой работы. Организовываем как хозяйственно-бытовой так и труд в природе, а также дежурства по столовой, занятиям, по уголку природы.
  • Можно используются минутки покоя:

-посидим молча с закрытыми глазами;

-посидим и полюбуемся на горящую свечу;

-ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;

-помечтаем под эту прекрасную музыку.

  • Одним из средств развития эмоциональной сферы дошкольников можно считать психогимнастику. В психогимнастике большое значение придается общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Она помогает ребенку проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. В ходе выполнения упражнений у детей вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).

Вы уже поняли, что загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно? Следствие таких действий - заболевания сердца, неврозы, повышенное давление в старшем возрасте плюс непонимание окружающих, высокая раздражительность, агрессивность, проблемы общения. Поэтому учите ребенка и учитесь сами показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического), а умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете в 2017 году. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ".

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ"....

Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...

Выступление на педагогическом совете "8 советов о том, как поговорить с ребенком о коронавирусе".

Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо....

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...