Деловая игра для педагогов
методическая разработка на тему
Деловая игра
«Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в соответствии с ФГОС ДО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_dlya_pedagogov.docx | 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра
«Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в соответствии с ФГОС ДО»
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Технологическая карта
1 часть: разминка;
2 часть: упражнения на определение основных направлений взаимодействия в работе с семьёй;
3 часть: упражнение на развитие коммуникативности педагога: «Искусство общения»;
4 часть: решение педагогических ситуаций.
Вступление
Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для улучшения отношения между родителями и детьми. Родители учатся любить ребенка таким, какой он есть, безоговорочно. Они могут увидеть ребенка в обстановке, отличной от семейной, наблюдать за его общением со сверстниками, педагогами.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников». Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении разностороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым поделиться, не опасаясь осуждения.
Деловая игра
Деловая игра будет состоять из нескольких частей: разминки, упражнения на определение основных направлений взаимодействия в работе с семьёй; упражнение на развитие коммуникативности педагога: «Искусство общения» и решения педагогических ситуаций.
1 часть. Разминка. Вопросы всем участникам.
- Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника?(семье)
- В чем заключаются обязанности и ответственность детского сада? (ФЗ ст. 44 «Органы гос.власти и органы местного самоуправления, ОО оказывают помощь родителям… в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития»)
- Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка(Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)
- В соответствии с данными документами в ДОУ определилась новая тенденция в отношениях семьи и детского сада. Какими понятиями определяются эти отношения? (сотрудничество и взаимодействие)
- Назовите формы работы с семьей, используемые в своей работе? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей)
- Считаете ли вы эффективным применение такой формы работы с родителями, как День открытых дверей? Что это даёт педагогам и родителям?
2 часть. Упражнение на определение основных направлений взаимодействия в работе с семьёй.
Задание: вам необходимо распределить полоски с наименованием упражнений по заданным направлениям, подготовить к нему короткий комментарий.
- Установление контакта и согласование целей образовательной деятельности:
- рассказывать об дошкольном учреждении и программе её деятельности;
- использовать наглядную информацию на стенах учреждения;
- создавать печатную информацию об дошкольном учреждении, выдаваемую на руки родителям;
- проводить анкетирование родителей с целью определения их потребностей в повышении педагогической компетенции;
- Обеспечение содержательной информации о жизни детей:
- создавать информационные стенды (информационные папки), обеспечивая сменяемость материалов на них; при отборе содержания стендов учитывать родительские интересы;
- проводить выставки детских работ;
- рассказывать родителям о жизни детей в группе и отвечать на вопросы в рамках временного регламента и равноправия;
- создавать фотоальбомы, посвященные детским праздникам, ежедневной работе с детьми, организации прогулок, иных интересных мероприятий (конкурсов, викторин, встреч детей с интересными людьми, экскурсий и т.д.)
- Предоставление возможности родителям повышения педагогической компетентности:
- проводить родительские лектории, круглые столы, тренинги и т.д.
3 часть. Упражнение на развитие коммуникативности педагога «Искусство общения».
- Упражнение Тезисы.
Задание: Сейчас вы вытягиваете полоску с тезисом и вам необходимо подготовить к нему короткий комментарий. Высказать свое мнение, согласны с этим или нет почему. Могут высказываться и другие участники игры.
Тезисы.
- Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
- В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания и стиля взаимоотношений в семье, которые предлагает родитель.
- Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях по общению, чем родители о педагогах.
- Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнетесь сами.
- Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.
- Родители должны услышать то, что им сказал педагог.
- Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.
- Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.
По завершении делается общий вывод. (Важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять).
4 часть. Решение педагогических ситуаций. Игра-инсценировка «Как поступить?»
– Задание для команд. Каждая команда придумывает конфликтную ситуацию «воспитатель — родитель», объявляет её команде соперников. Каждая из команд должна проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации. (мама предъявляет претензию, воспитатель находит выход)
– Вопросы к педагогам после проигрывания ситуации:
- Какую роль было легче реализовать, роль «предъявителя претензий» или роль «ответчика»?
- Что должен делать воспитатель, если он не в состоянии убедить родителя?
- Какие чаще всего претензии предъявляют родители?
Подведение итогов игры.
Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!
Приложение
1. Формы работы с родителями.
I. Массовые: - совместные мероприятия педагогов и родителей
- родительские собрания
- конференции
- консультации
- вечера для родителей
- кружки для родителей
- школа для родителей
- клубы по интересам
- совместные мероприятии педагогов, родителей и детей
- Дни открытых дверей
- кружки
- КВН, викторины
- Совместное творчество
- праздники
- родительские собрания
- выпуск газеты
- концерты
- соревнования
2. Индивидуальные
- беседы
- посещения на дому
- выполнение индивидуальных поручений
3. Наглядно-информационные
- информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)
- информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование).
2. Считаете ли Вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие. Что это даёт педагогам и родителям?
День открытых дверей является достаточно распространённой формой работы. В этот день родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещения. Пишут отзывы, пожелания педагогам.Эта форма работы позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентаций.
3. Сотрудничество педагогов и семьи - это совместно определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.
Взаимодействие- это обоюдный процесс. И нам очень важно знать о том, что знают и думают о нас родители.
Зачастую не всегда родителям и педагогам хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать понять друг друга. Причины могут быть и как со стороны родителей и педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет в форме деловой игры с педагогам ДОУ «Комплексно-тематическое планирование работы педагога ДОУ
Методическая разработка плана проведения педагогического совета в форме деловой игры с воспитателями и специалистами в дошкольном образовательном учреждении. Данный материал содержит: пере...
Презентация ДЕЛОВАЯ ИГРА для педагогов по теме «Совершенствование грамотной речи педагога на работе и в повседневной жизни»
Материал представлен в форме деловой игры для воспитателей ДОУ. Цель игры: Совершенствование грамотной речи педагогов. В статье представлены игровые упражнение на словообразование и словоизменени...
Методическая разработка деловой игры для педагогов "Типичные ошибки педагога или «Что может помешать мне реализовывать ФГОС ДО»
Типичные ошибки педагога ДОО - причины и последствия....
ДЕЛОВАЯ ИГРА для педагогов всех возрастных групп по теме «Совершенствование грамотной речи педагога на работе и в повседневной жизни».
В данной статье представлен сценарий деловой игры с педагогами...
Деловая игра для педагогов на тему: Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ
Деловая игра для педагогов на тему: "Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ"...
Конспект деловой игры для педагогов дошкольного образования по теме «Повышение компетентности педагогов при интегрировании образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО»
Выступление на РМО педагогов дошкольного образования по теме "Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО" 2015 - 2016 гг....