Развитие поисково - познавательной деятельности детей дошкольного возраста
консультация на тему
Ребёнок по своей природе исследователь. Творец, исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, а намного раньше того времени, когда он впервые придёт в детский сад. Огромная жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматривается в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poiskovo-poznavatelnoy_deyatelnosti_detey.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
РАЗВИТИЕ ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Карабанова Римма Наилевна,
воспитатель МБДОУ № 38 «Аленький цветочек»
Ребёнок по своей природе исследователь. Творец, исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, а намного раньше того времени, когда он впервые придёт в детский сад. Огромная жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматривается в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка.
Формированию и развитию поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста уделялось и уделяется достаточно много внимания, как со стороны науки, так и со стороны педагогов. Накоплен огромный опыт в данном направлении.
Чем должен руководствоваться педагог, при планировании своей работы по данному направлению? Что для него должно быть особенно важным?
В процессе обучения, поддерживая познавательную активность детей, создавать все условия для самостоятельной поисковой деятельности. Так как знания формируются, как результат взаимодействия ребёнка с той или иной информацией. Либо организацией осмысленной деятельности, в процессе которой детям предоставляется возможность открывать новые свойства предметов в окружающей его жизни.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи между природой и человеком. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Главная цель экспериментального обучения – формирование способности самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Исследования выдающихся педагогов современности показали, что формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста строится не на исследовательском поиске, а на репродуктивной деятельности, направленной на установление готовых истин. Вследствие такого подхода ребёнок утрачивает главную черту исследовательского поведения – поисковую активность. Такое обучение основано на подражании, повторении и послушании. Итогом становится потеря любознательности, нежелание мыслить самостоятельно. Поэтому необходимо понимать: доминирование исследовательского метода в обучении не означает исключения других методов, оно предполагает лишь его преобладание.
Необходимо всегда понимать, что в нашем современном мире умения и навыки исследовательского поиска важны не только тем, кто занимается научной работой, но и всем нам, независимо от характера профессиональной деятельности человека.
Во многих дошкольных учреждениях собран очень богатый материал по развитию у детей поисково-познавательной деятельности, по ознакомлению с прошлым предметов, их свойствами, экспериментированию в разные времена года и в разных условиях. Однако в практической работе сегодня по-прежнему у педагогов возникает много проблем и вопросов как эффективнее и интереснее организовать данный вид деятельности с детьми дошкольного возраста.
Какие же важные задачи стоят перед педагогом по данному разделу?
Развитие поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста предполагает решение следующих задач:
- Формирование у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- Поддержания у детей инициативы, сообразительности, внимательности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Организация работы с детьми дошкольного возраста идёт по трём направлениям, каждое из которых предполагает несколько тем:
1) живая природа (формирование представлений у детей о характерных особенностях сезонов, о многообразие растительного и животного мира, их приспособлении к окружающей среде и т.д.);
2) неживая природа (о переходе воды в твердое состояние и обратно, о движении воздуха (ветре) и т.д.);
3) человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.). Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации. Занимательные опыты, эксперименты дают возможность детям самим прийти к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В дошкольном учреждении экспериментирование может быть организовано в трёх основных формах:
- Организованная образовательная деятельность
-Совместная деятельность педагога и воспитанника
-Самостоятельная деятельность детей.
Важно помнить, что организованная образовательная деятельность является итоговой формой работы по какой-то исследуемой проблеме, позволяющей систематизировать представления детей. Такой вид деятельности проводятся не чаще одного раза в две-три недели.
Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью, отдельным этапом любого другого вида деятельности с детьми (по формированию элементарных математических представлений, по развитию речи, по конструированию и ручному труду и т. д.), ориентированного на разные виды детской деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.).
Примерная структура занятия - экспериментирования, которая может быть скорректирована в практике работы.
Структура занятия - экспериментирования
(примерная)
- Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
- Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до организованной образовательной деятельности).
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
- Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
- Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Предлагаемые формы педагогической работы обеспечивают личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою познавательную активность.
Список литературы
1. Дыбина О.В, Рахманова Н. П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
2. Иванова А.И.Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.:ТЦ Сфера, 2007. 3.Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.- ООО» ИЗДАТЕЛЬСТВО» ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: "Развитие экспериментально-познавательной деятельности детей дошкольного возраста"
Опыт моей работы по теме: Развитие экспериментально-познавательной деятельности детей дошкольного возраста....
"Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста"
для применения педагогами в практической деятельности....
Профессиональное мастерство педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Профессиональное мастерство педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста...
«Визуальное расписание как средство развития мотивации познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями»
Расписание – это упорядоченная по времени информация о предстоящих событиях. Визуальное расписание - способ альтернативной коммуникации, основанный на восприятии зрительного ...
Развитие поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Исследовательские способности заложены в природе человека и стихийно проявляются с первых лет жизни. Тяга к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и э...
Опыт работы "Развитие поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через экспериментирование"
Экспериментирование - деятельность, которая позваляет ребенку моделировать в своем сознании картину мира....
Конспект родительского собрания "Развитие поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через экспериментирование"
Заинтерисовать родителей проблемой ознакомления с окружающим миром....