Развитие поисково - познавательной деятельности детей дошкольного возраста
консультация на тему

Карабанова Римма Наилевна

Ребёнок по своей  природе исследователь. Творец, исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, а намного раньше того времени, когда он впервые придёт  в детский сад. Огромная жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматривается в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_poiskovo-poznavatelnoy_deyatelnosti_detey.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

РАЗВИТИЕ ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Карабанова Римма Наилевна,

    воспитатель МБДОУ № 38 «Аленький цветочек»

   Ребёнок по своей  природе исследователь. Творец, исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, а намного раньше того времени, когда он впервые придёт  в детский сад. Огромная жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматривается в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка.

   Формированию и развитию поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста уделялось и уделяется достаточно много внимания, как со стороны науки, так и со стороны педагогов. Накоплен огромный опыт в данном направлении.          

    Чем должен руководствоваться педагог, при планировании своей работы по данному направлению? Что для него должно быть особенно важным?

   В процессе обучения, поддерживая познавательную активность детей, создавать  все условия для самостоятельной поисковой деятельности. Так как знания формируются, как результат взаимодействия ребёнка с той или иной информацией. Либо организацией осмысленной деятельности, в процессе которой детям предоставляется  возможность открывать новые свойства предметов в окружающей его жизни.

   Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи между природой и человеком. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

    Главная цель экспериментального обучения – формирование способности самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

   Исследования выдающихся педагогов современности показали, что формирование  познавательной деятельности  у детей дошкольного  возраста  строится не на исследовательском поиске, а на репродуктивной деятельности, направленной на установление готовых истин. Вследствие такого подхода ребёнок  утрачивает главную черту исследовательского поведения – поисковую активность. Такое обучение основано на подражании, повторении и послушании. Итогом становится потеря любознательности, нежелание мыслить самостоятельно. Поэтому необходимо понимать: доминирование исследовательского метода в обучении не означает исключения других методов, оно предполагает лишь его преобладание.

   Необходимо всегда понимать, что в нашем современном мире умения и навыки исследовательского поиска важны не только тем, кто занимается научной работой, но и всем нам, независимо от характера  профессиональной деятельности человека.

   Во многих дошкольных учреждениях собран  очень богатый материал по развитию у детей поисково-познавательной деятельности, по ознакомлению с прошлым предметов, их свойствами, экспериментированию в разные времена года и в разных условиях. Однако в практической работе сегодня по-прежнему у педагогов возникает много проблем и вопросов как эффективнее и интереснее организовать данный вид деятельности с детьми дошкольного возраста.

Какие же важные задачи стоят перед педагогом по данному разделу?

  Развитие поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста предполагает решение следующих задач:

  • Формирование у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в          системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
  • Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём   включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • Поддержания у детей инициативы, сообразительности, внимательности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Организация работы с детьми дошкольного возраста идёт по трём направлениям, каждое из которых предполагает несколько тем:

1) живая природа (формирование представлений у детей о характерных особенностях сезонов, о многообразие растительного и животного мира, их приспособлении к окружающей среде и т.д.);

2)  неживая природа  (о переходе воды в твердое состояние и обратно, о движении воздуха (ветре) и т.д.);

3) человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.). Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации. Занимательные опыты, эксперименты дают возможность детям самим прийти  к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

  В дошкольном учреждении экспериментирование может быть организовано в трёх основных формах:

- Организованная образовательная деятельность

-Совместная деятельность педагога и воспитанника

-Самостоятельная деятельность детей.

Важно помнить, что организованная образовательная деятельность является итоговой формой работы по какой-то исследуемой проблеме, позволяющей систематизировать представления детей. Такой вид  деятельности проводятся не чаще одного раза в две-три недели.

   Проблемные  ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью, отдельным этапом любого другого вида деятельности с детьми (по формированию элементарных математических представлений, по развитию речи, по конструированию и ручному труду и т. д.), ориентированного на разные виды детской деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.).

   Примерная структура занятия - экспериментирования, которая может быть скорректирована в практике работы.

Структура занятия - экспериментирования

(примерная)

  1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
  2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до  организованной образовательной деятельности).
  3. Уточнение правил  безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  4. Уточнение плана исследования.
  5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
  6. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
  7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Предлагаемые формы педагогической работы обеспечивают личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою познавательную активность.

Список литературы

1. Дыбина О.В, Рахманова Н. П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Иванова А.И.Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.:ТЦ Сфера, 2007.                                                                                                                               3.Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.- ООО» ИЗДАТЕЛЬСТВО» ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Развитие экспериментально-познавательной деятельности детей дошкольного возраста"

Опыт моей работы по теме: Развитие экспериментально-познавательной деятельности детей дошкольного возраста....

"Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста"

для применения педагогами  в практической деятельности....

Профессиональное мастерство педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Профессиональное мастерство педагогов в организации поисково-познавательной деятельности  детей дошкольного возраста...

«Визуальное расписание как средство развития мотивации познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями»

Расписание – это упорядоченная по времени информация о предстоящих событиях. Визуальное расписание - способ альтернативной коммуникации, основанный на восприятии зрительного ...

Развитие поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Исследовательские способности заложены в природе человека и стихийно проявляются с первых лет жизни. Тяга к наблюдениям, непосредственному  контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и э...

Опыт работы "Развитие поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через экспериментирование"

Экспериментирование - деятельность, которая позваляет ребенку моделировать в своем сознании картину мира....