«Общеобразовательное учреждение и семья в едином образовательном пространстве»
консультация на тему

Попова Анна Фёдоровна

Семья -  первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.

          Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
          В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_2.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Общеобразовательное учреждение  и семья в едином образовательном пространстве»

Семья -  первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.

          Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
          В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями.

  • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей  дошкольного  образования,  общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в  образовательную деятельность;                                                              
  • обеспечить открытость дошкольного образования;                                                                    
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;
  • обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том числе   посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными  представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи, обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие  образовательного учреждения  с родителями, с целью создания единого образовательного пространства "семья - детский сад" для их равноправного и заинтересованного партнерства.

На протяжении многих лет педагоги проводили планомерную работу с родителями, подчиненную главной цели – созданию единого образовательно – оздоровительного пространства «детский сад - семья», решая при этом приоритетные задачи:

- активизировать возможности родителей как воспитателей своих детей,

- развивать у них педагогическую компетентность;

- привлекать  родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения, формируя у них позицию субъекта;

- способствовать личностному росту и взаимному обогащению всех участников совместной образовательной деятельности, а также возможностью поделиться опытом семейного воспитания

- укреплять детско-родительские отношения.


                Семейный клуб является наиболее  действенной формой взаимодействия педагогов детского дошкольного учреждения и семьи, т.к. все участники стремятся к созданию дружелюбного партнерства между дошкольным отделением и семьей.

Результатом своей работы педагоги считают:

Для родителей 

- родители стали чувствовать себя «успешными родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения;

- научились наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, а дома применять подходящие методы воспитания и развития детей;

- у них сформировалась более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;

- появилось более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста, возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны;

- возникло доверие и уважение к педагогам дошкольного учреждения;

- родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;

- устанавливаются дружеские связи с другими родителями, сплачивается коллектив группы (детский и родительский)

                для детей:

- присутствие и участие родителей на занятиях, в совместной деятельности в клубе доставляет детям удовольствие, гармонизирует детско-родительские отношения;

- знакомство с другими взрослыми на встречах в клубе расширяет социальный опыт детей и дает положительные модели для подражания;

- дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо воспитателей и родителей) и относится к ним как к источнику знаний и опыта

ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

С  целью эффективного взаимодействия семьи и сотрудников ОУ в сфере коррекционного обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, в одной из групп  был создан родительский клуб «МЫ ВМЕСТЕ».

 Организуя клуб, педагоги поставили перед собой цель – оптимизировать деятельность педагогов группы и семьи в вопросах коррекционно-развивающего сопровождения детей с нарушениями речи.

Участие в обучающих мероприятиях родителей способствовало повышению их знаний о содержании специального обучения их детей, помогло осознать свою роль в коррекционном воспитании ребенка с речевой патологией, изменить отношение к личности ребенка, характер общения с ним. До проведения подобных мероприятий лишь малая часть родителей была полностью уверена в своих возможностях.

Существует множество форм и способов, которые может использовать педагог-психолог, чтобы заинтересовать членов семьи, помочь им. Привожу некоторые из них:

Практические семинары, где темы определяют сами родители (опять же с помощью анкетирования или опросов).  Семинары-практикумы вызывают большой интерес у родителей.  Это связано с тем, что дается больше практических заданий, на которых родители и близкие родственники могут побыть «детьми», «родителями». Такие ролевые игры и упражнения помогают лучше понять и принять своих детей. А еще важно обсудить, обменяться мнениями, поделиться своей проблемой, получить совет от других родителей.

Семейный оздоровительный клуб, который проводят воспитатель по физкультуре и педагог-психолог. Семейный оздоровительный клуб был создан для проведения детско-родительских встреч с целью профилактики психического и физического здоровья детей и взрослых.

Семейное консультирование, которое проходит в течение долговременности  и на встречи приходят все члены семьи. Способствует развитию  конструктивных детско-родительских отношений. Создает  благоприятный эмоциональный климат в семье и т.д.

     Открытые детско-родительские занятия

     Мастер-классы для родителей, где родители становятся «детьми» и учатся общаться, решают «свои» проблемы, учатся играть, вспоминая свое детство; находят способы донести до своего ребенка образовательную информацию; получают багаж знаний по коррекции и развитию ребенка.

досуги    

Психолого – педагогическое сопровождение родителей:

  • Помогает реализовывать задачи образовательной программы дошкольного отделения.
  • Активизирует взаимодействие семьи и педагогов.
  • Повышает коммуникативную и творческую компетентность всех участников образовательного процесса.
  • Оптимизирует коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ.

На наш взгляд, основные трудности сотрудничества детского сада и семьи возникают при использовании только традиционных методов и форм работы с семьей. В то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду.  И здесь удачной находкой выступает метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое распространение в практике работы дошкольных образовательных учреждений, так как позволяет родителям занять роль активного участника, а не пассивного наблюдателя.

Данный метод предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность.

В  дошкольном отделении школы 633 широко распространён такой опыт работы с родителями, как детско-родительский проект. В процессе организации такой формы работы развивается партнёрский стиль взаимодействия между взрослым и ребёнком, активно поддерживается детская инициатива, обеспечивается сотворчество детей и взрослых.

Качество образования дошкольника во многом зависит от согласованности действий семьи и ОУ. Положительный результат, может быть,  достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Уважаемые коллеги, успехов Вам в благородном деле воспитания подрастающего поколения!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Детский сад и семья в едином образовательном пространстве"

Государственное образовательное учреждение дополнительногопрофессионального образования (повышения квалификации) специалистов«Кузбасский региональный институт повышения квалификациии переподгото...

Консультация для родителей «Детский сад и семья как единое образовательное пространство» Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи. Основы взаимоотношений педагогов ДОУ с родителями

Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи. Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими зн...

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.Реализация единого подхода к воспитанию и обучению де...

Детский сад и семья в едином образовательном пространстве 

Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного  возраста.  Это  та  среда,  в  которой  он  черпает  необходимую информацию...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ДОУ – СЕМЬЯ – СОЦИУМ – единое образовательное пространство»

laquo;Мамы, папы, нам без вас – всѐ равно, что вам без нас» С.Михалков Актуальность Одно из основных условий ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллек...