«Общеобразовательное учреждение и семья в едином образовательном пространстве»
консультация на тему
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_2.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
«Общеобразовательное учреждение и семья в едином образовательном пространстве»
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями.
- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи, обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие образовательного учреждения с родителями, с целью создания единого образовательного пространства "семья - детский сад" для их равноправного и заинтересованного партнерства.
На протяжении многих лет педагоги проводили планомерную работу с родителями, подчиненную главной цели – созданию единого образовательно – оздоровительного пространства «детский сад - семья», решая при этом приоритетные задачи:
- активизировать возможности родителей как воспитателей своих детей,
- развивать у них педагогическую компетентность;
- привлекать родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения, формируя у них позицию субъекта;
- способствовать личностному росту и взаимному обогащению всех участников совместной образовательной деятельности, а также возможностью поделиться опытом семейного воспитания
- укреплять детско-родительские отношения.
Семейный клуб является наиболее действенной формой взаимодействия педагогов детского дошкольного учреждения и семьи, т.к. все участники стремятся к созданию дружелюбного партнерства между дошкольным отделением и семьей.
Результатом своей работы педагоги считают:
Для родителей
- родители стали чувствовать себя «успешными родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения;
- научились наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, а дома применять подходящие методы воспитания и развития детей;
- у них сформировалась более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
- появилось более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста, возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны;
- возникло доверие и уважение к педагогам дошкольного учреждения;
- родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;
- устанавливаются дружеские связи с другими родителями, сплачивается коллектив группы (детский и родительский)
для детей:
- присутствие и участие родителей на занятиях, в совместной деятельности в клубе доставляет детям удовольствие, гармонизирует детско-родительские отношения;
- знакомство с другими взрослыми на встречах в клубе расширяет социальный опыт детей и дает положительные модели для подражания;
- дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо воспитателей и родителей) и относится к ним как к источнику знаний и опыта
ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
С целью эффективного взаимодействия семьи и сотрудников ОУ в сфере коррекционного обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, в одной из групп был создан родительский клуб «МЫ ВМЕСТЕ».
Организуя клуб, педагоги поставили перед собой цель – оптимизировать деятельность педагогов группы и семьи в вопросах коррекционно-развивающего сопровождения детей с нарушениями речи.
Участие в обучающих мероприятиях родителей способствовало повышению их знаний о содержании специального обучения их детей, помогло осознать свою роль в коррекционном воспитании ребенка с речевой патологией, изменить отношение к личности ребенка, характер общения с ним. До проведения подобных мероприятий лишь малая часть родителей была полностью уверена в своих возможностях.
Существует множество форм и способов, которые может использовать педагог-психолог, чтобы заинтересовать членов семьи, помочь им. Привожу некоторые из них:
Практические семинары, где темы определяют сами родители (опять же с помощью анкетирования или опросов). Семинары-практикумы вызывают большой интерес у родителей. Это связано с тем, что дается больше практических заданий, на которых родители и близкие родственники могут побыть «детьми», «родителями». Такие ролевые игры и упражнения помогают лучше понять и принять своих детей. А еще важно обсудить, обменяться мнениями, поделиться своей проблемой, получить совет от других родителей.
Семейный оздоровительный клуб, который проводят воспитатель по физкультуре и педагог-психолог. Семейный оздоровительный клуб был создан для проведения детско-родительских встреч с целью профилактики психического и физического здоровья детей и взрослых.
Семейное консультирование, которое проходит в течение долговременности и на встречи приходят все члены семьи. Способствует развитию конструктивных детско-родительских отношений. Создает благоприятный эмоциональный климат в семье и т.д.
Открытые детско-родительские занятия
Мастер-классы для родителей, где родители становятся «детьми» и учатся общаться, решают «свои» проблемы, учатся играть, вспоминая свое детство; находят способы донести до своего ребенка образовательную информацию; получают багаж знаний по коррекции и развитию ребенка.
досуги
Психолого – педагогическое сопровождение родителей:
- Помогает реализовывать задачи образовательной программы дошкольного отделения.
- Активизирует взаимодействие семьи и педагогов.
- Повышает коммуникативную и творческую компетентность всех участников образовательного процесса.
- Оптимизирует коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ.
На наш взгляд, основные трудности сотрудничества детского сада и семьи возникают при использовании только традиционных методов и форм работы с семьей. В то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. И здесь удачной находкой выступает метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое распространение в практике работы дошкольных образовательных учреждений, так как позволяет родителям занять роль активного участника, а не пассивного наблюдателя.
Данный метод предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность.
В дошкольном отделении школы 633 широко распространён такой опыт работы с родителями, как детско-родительский проект. В процессе организации такой формы работы развивается партнёрский стиль взаимодействия между взрослым и ребёнком, активно поддерживается детская инициатива, обеспечивается сотворчество детей и взрослых.
Качество образования дошкольника во многом зависит от согласованности действий семьи и ОУ. Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Уважаемые коллеги, успехов Вам в благородном деле воспитания подрастающего поколения!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Детский сад и семья в едином образовательном пространстве"
Государственное образовательное учреждение дополнительногопрофессионального образования (повышения квалификации) специалистов«Кузбасский региональный институт повышения квалификациии переподгото...
Консультация для родителей «Детский сад и семья как единое образовательное пространство» Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи. Основы взаимоотношений педагогов ДОУ с родителями
Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи. Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими зн...
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.Реализация единого подхода к воспитанию и обучению де...
Детский сад и семья в едином образовательном пространстве
Консультация для родителей...
Детский сад и семья в едином образовательном пространстве
Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ДОУ – СЕМЬЯ – СОЦИУМ – единое образовательное пространство»
laquo;Мамы, папы, нам без вас – всѐ равно, что вам без нас» С.Михалков Актуальность Одно из основных условий ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллек...
Выступление на методическом часе "Детский сад и семья в едином образовательном пространстве"
Выступление на методическом часе...