Тематическое планирование по духовно-нравственному развитию в младшей группе по теме «Благовещение»
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему
Тематическое планирование по духовно-нравственному развитию в младшей группе по теме «Благовещение». Представлены: Беседа для детей «В день Благовещения», рассматривание: «Икона Благовещения Пресвятой Богородицы», творческая работа «Птички-невелички», фольклорное развлечение «Благовещенье – встреча весны», консультация для родителей: «Благовещение Пресвятой Богородицы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blagoveshchenie.docx | 170.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Благовещение»
Участники: дети (младшая группа), воспитатели, родители.
Цель: Формирование духовно-нравственных качеств посредством приобщения детей к православным традициям, через организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
- познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа, связанными с подготовкой и проведением православного праздника Благовещение;
- дать некоторые сведения из Священной истории, повествующие о празднике Благовещение;
- познакомить детей с доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, иконописи, отвечающими тематике занятий.
- развивать нравственные и эстетические чувства ребёнка, через беседы, художественную литературу и продуктивную деятельность;
- оказать помощь в становлении творческой личности ребёнка, развивать навыки художественного творчества;
- содействовать развитию речи: обогащению словаря, повышению выразительности, навыкам речевого общения в совместной деятельности.
- воспитывать нравственные и эстетические чувства ребёнка, поддерживать стремление поступать по-доброму, приумножать красоту;
- прививать уважительное, милосердное, внимательное отношение к своим близким людям.
Ожидаемые результаты:
Дети узнают, что в России есть не только государственные праздники, но и православные, народные.
Дети расскажут о сведениях из Священной истории, повествующих о празднике Благовещение, традициях русскою народа, связанных с подготовкой и проведением православного праздника, народных приметах.
Дети с желанием и уважением порадуют близких людей памятью о празднике маленькими праздничными подарками, изготовленными своими руками.
Перспективное планирование по духовно-нравственному воспитанию
Мероприятие | Цель | Дата |
Беседа «В день Благовещения» | Познакомить детей с основными событиями, произошедшими в земной жизни Богородицы: | |
Рассматривание иконы Благовещения Пресвятой Богородицы | Показать детям икону, рассказать о содержании события | |
Просмотр презентации «Благовещенье Пресвятой Богородицы» | дать некоторые сведения из Священной истории, повествующие о празднике Благовещение | |
Творческая работа «Птички-невелички» | Формировать духовно-нравственные качества посредством приобщения детей к православным традициям | |
Чтение худ. Литературы "Как нарядно в нашем храме'" Нина Орлова, "Перелетные птицы" Виктор Афанасьев, "Благовещение" С.Высоцкая, "Благовещение" Дмитрий Захаров. | познакомить детей с доступными их пониманию произведениями художественной литературы, отвечающими тематике занятий. | |
Слушание духовной музыки в аудиозаписи. | Знакомить детей с особенностями православной музыки – звоном колоколов, звучанием церковного хора, классической музыки. | |
Фольклорное развлечение «Благовещенье – встреча весны». | Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. | |
Работа с родителями Консультация для родителей: «Благовещение Пресвятой Богородицы» | Информировать родителей об истории возникновения праздника, дать некоторые сведения из Священной истории, повествующие о празднике Благовещение |
Беседа для детей «В день Благовещения»
Цель: Познакомить детей с православным праздником Благовещенье
Ход: В каждом православном храме, в каждом доме, где живут верующие люди, обязательно есть образ Божьей Матери – Пресвятой Богородицы. Люди обращаются к иконам с образом Пресвятой Богородицы и возносят ей свои молитвы и просьбы. Это обращение дарит им покой и умиротворение, спасает их души и сердца от тревоги и суеты.
Восп – ль: Кто такая Богородица?
Пресвятая Богородица – Бога родила. Она его мать. Пресвятая Богородица – великая и милосердная заступница за всех верующих, как мать за своих детей. Сам Господь её слушался и нам, людям, дал заповедь: «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо.»
У верующих есть церковные праздники, установленные в честь и память о Пресвятой Богородицы. А называются они Богородичные. К ним относятся:
Рождество Пресвятой Богородицы – отмечается 21 сентября.
Введение Пресвятой Богородицы во храм – отмечается 4 декабря.
Благовещение Пресвятой Богородицы – отмечается 7 апреля.
Успение Пресвятой Богородицы – отмечается 28 августа.
В эти дни все верующие ходят в церковь и молятся Матери Божьей, зная о том, что она ближе всех к Богу. Ради её материнской любви и её молитв за нас, Бог прощает нам многие наши прегрешения.
Восп – ль: Ребята, а кто молится о вас, о вашем здоровье и счастье, кто желает вам всегда добра? ( «Мама! »)
Восп –ль : Правильно, мама. Это самое прекрасное слово на Земле! Это первое слово, которое произносит человек. У мамы самые добрые и милые глаза, ласковые руки, они все-все умеют. У мамы самое любящее, верное, чуткое и преданное сердце. В нем никогда не погаснет любовь к своим детям, оно никогда не останется ни к чему равнодушным.
Все мы очень любим своих мам и эту любовь выражаем в обращении к ней, в том, как мы ее называем. Ребята, давайте каждый скажет ласковое слово о своей маме. (ответы детей) .
Восп – ль : Молодцы. Я вижу вы все очень любите своих мам. И хочу вам пожелать, чтобы вы всегда обращались к мамам такими ласковыми словами, которые произнесли сейчас. Любите и жалейте своих мам всегда, никогда их не обижайте и не расстраивайте ни словом, ни поступками. Пускай ваши мамы всегда гордятся вами, вашими делами, успехами и поступками.
Рассматривание: «Икона Благовещения Пресвятой Богородицы».
На дворе весна. Вот уже и март месяц прошел, наступил второй весенний месяц. - Апрель
В окружающей нас природе все обновляется с приходом весны: по-новому, по-весеннему дует ветер, ярче светит и пригревает солнышко, бегут ручьи, тает снег – всё просыпается после зимнего сна.
Всё в православной жизни во время Великого поста помогает такому «наступлению весны» в нашем сердце: и Великопостные церковные службы, и особые покаянные молитвы, и сам строй жизни, ставший более размеренным, сдержанным и строгим.
Об этом говорит в своем стихотворении и современная поэтесса Светлана Высоцкая.
А с весной к нам пост приходит,
В жизни новый чин заводит.
В храме – свечи, ладан росный
И слова Триоди постной.
Март сменяется апрелем,
Утро тонет в птичьих трелях.
С нами чудо из чудес –
Благовещенье с небес!
Последние строчки стихотворения подводят нас к разговору об одном из самых главных праздников Православного календаря – Благовещении Пресвятой Богородицы. Этим праздничным днем, 7 апреля, завершается первая апрельская неделя. В этот день Церковь вспоминает, как Архангел Божий Гавриил принес Пречистой Деве Марии весть о том, что Она станет Матерью Сына Божия.
Воспитатель показывает детям большую икону или репродукцию иконы Благовещения Пресвятой Богородицы.
- Давайте внимательно рассмотрим икону праздника. Мы видим Ангела и Пресвятую Богородицу.
- Ангел изображен, как обычно на иконах, в виде юноши в длинном одеянии. У Ангела есть крылья для того, чтобы он мог быстро долетать до людей, сообщая им вести от Бога. Иконописец подчеркивает близость Ангела к Богу, его святость, изображая нимб – сияние вокруг головы Ангела. На нашей иконе Ангел только-только предстает пред Святой Девой, прилетев из Горнего мира, его ноги еще не успели коснуться земли.
Мы можем узнать Пречистую Деву на иконе по особому одеянию – темно-вишневому плащу, покрывающему голову и плечи Богородицы. На плечах и челе этого темно-вишневого покрова Богородицы в отличие от покрова других святых жен иконописцы изображают три золотых звездочки: знак чистоты и девства Пречистой Владычицы.
Воспитатель указывает на детали изображения, давая всем детям возможность рассмотреть их и увидеть, о чем идет речь.
– Всмотритесь внимательно в изображение на иконе и скажите: за каким занятием застал Пречистую Деву Ангел? (Иконописец показывает нам, что Ангел явился Деве Марии, когда Она пряла пряжу.) Видите, в руках у Богородицы веретено, на которое Она наматывает красную нитку.
Рассматривая изображение на нашей иконе, мы можем сказать, что явление Ангела было неожиданным. Пречистая Дева обернулась, наверное, услышав шум ангельских крыльев. Она с тревогой смотрит на нежданного гостя.
– А как иконописец смог передать, что Ангел явился Деве Марии возвестить Ей не свою собственную, но Божию волю? Ангел на иконе правой рукой благословляет Богородицу, передавая Ей благословение от Бога. А еще мы видим на иконе отверстие, как бы приоткрывшееся небо и луч, сходящий с неба на Пречистую Деву. А в сиянии этого луча иконописец изображает белого голубя.
– Что может означать изображение белого голубя? Рисуя голубя в луче, сходящем с Неба на иконе Благовещения Пресвятой Богородицы, иконописец показывает нам, что Дух Святой снисходит на Деву Марию
Ангел был послан Богом для того, чтобы возвестить Богородице о том, что у Нее родится Сын Божий, который и спасет мир от зла, греха и смерти.
Благовещение Пресвятой Богородицы было очень важным событием в истории всего человечества. Без смиренного принятия Богородицей воли Бога о том, чтобы Она стала Матерью Иисуса Христа, не могло бы произойти Рождества Христово.
Благовещение Пресвятой Богородицы изображено на многих иконах, на картинах, описано в стихах.
Вот стихотворение Татьяны Шорыгиной:
Благовещение
С крыши льется звонкая капель,
Блеском солнца сад обрызган весь,
Не случайно избран был апрель,
Чтобы принести Благую весть!
Вся природа эту весть ждала,
Жаждал мир любви и возрожденья,
И потоки света и тепла
Жизнь земную привели в движенье.
Вешний воздух над землей царил,
Зеленели тонко луговины –
Весть принес Архангел Гавриил
О зачатии Спасителя и Сына.
Творческая работа «Птички-невелички»
Цель: Формировать духовно-нравственные качества посредством приобщения детей к православным традициям
Программное содержание
- познакомить детей с событиями праздника Благовещения; создать у детей радостное настроение; вызвать желание вылепить маленьких птичек; побуждать самостоятельно использовать полученные ранее умения; развивать разнообразные приёмы лепки; воспитывать чувство прекрасного.
- развивать внимание при рассматривании иконы праздника;
- воспитывать интерес, уважение к православной культуре, чувства радости от сопричастности традиции.
Словарная работа: Благовещения Пресвятой Богородицы, архангел Гавриил, Божий вестник, благодать, Иисус, Благовещение.
Предварительная работа: рассматривание репродукций весенних пейзажей, чтение стихов о Благовещении, отрывков из детской библии о празднике.
Материалы: икона Благовещения Пресвятой Богородицы, игрушка птичка, пластилин, дощечки, салфетки.
Ход
Рассказ воспитателя.
- В один из таких замечательных весенних дней Православная церковь празднует один из великих дней. 7 апреля - праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.
Однажды, Господь послал к Марии архангела Гавриила. Божий вестник сказал Марии: «Не бойся, ибо ты обрела благодать у бога, ты родишь сына и наречёшь ему имя - Иисус». Ангел принёс Деве Марии радостную весть о том, что именно она станет Матерью младенца. С этого времени Мария стала ожидать рождение сына. Благую, добрую весть принёс ангел. Поэтому этот праздник называется Благовещение.
Рассматривание изображения икон
Рассказ воспитателя о традиции праздника.
- Наши прабабушки и прадедушки очень любили старинный обычай - на праздник Благовещения выпускать на волю птичку, в память о той радости, которая принесла всему миру весть о скором рождении младенца. Они специально ездили на птичий базар, где в клетках у торговцев сидело множество простых серых птичек. Там покупали птичку «на выпуск» и, в день праздника, с радостью и весельем отпускали её на свободу.
- Ребята, сегодня к нам тоже прилетела птичка. Пи-пи-пи! Найдите птичку. (Дети ищут, показывают её на окне). Маленькая птичка прилетела к нам. Ей скучно одной. Давайте слепим много птичек и покормим их зёрнышками.
Дети садятся за столы. Воспитатель напоминает детям последовательность изготовления поделки.
а) -делим кусок пластилина на две части: большую и маленькую;
- из большой части скатываем туловище-цилиндрик, прямыми горизонтальными движениями ладоней;
-из маленькой части скатываем головку-шарик, круговыми движениями ладоней;
-соединяем обе части в одно целое.
б) -оттягиваем клюв двумя пальцами;
-"прищипыванием" делаем крылья птичке по обе стороны туловища;
-"прищипыванием" делаем хвост птичке.
в) - берём пластилин другого цвета, скатываем шар круговыми движениями ладоней;
-сплющиваем между ладонями-получилась тарелочка;
-делаем небольшие зёрнышки.
Физкультминутка
Маленькая птичка,
Прилетела к нам.
Маленькой птичке,
Зёрнышек я дам.
Маленькая птичка зёрнышки клюёт,
Маленькая птичка песенки поёт.
Итог занятия. Показ работ детей.
Воспитатель: - Ребята, кого мы сегодня лепили? (Птичек)
-Из какого материала лепили птичек? (Из пластилина)
-Молодцы ребята, все вы сегодня хорошо трудились. Вам понравилось
Фольклорное развлечение
«Благовещенье – встреча весны».
Цель:
• Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
• Знакомство с русскими народными праздниками, традициями и обычаями их проведения.
Задачи:
- Расширять кругозор детей, их знания о первых весенних признаках и при-лёте птиц.
- Познакомить детей с русским народным праздником “Благовещение”, музыкально – поэтическим народным творчеством, связанным с этим праздником (заклички, веснянки).
- Воспитывать интерес к культурному и историческому наследию русского народа;
- Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Предварительная работа:
• Чтение русских народных сказок:” Колобок”,” Теремок”.
• Обыгрывание русских народных потешек: “Пальчик – мальчик…”, “Как у нашего кота…”, “Ай, качи - качи - качи!.. ”, ” Еду – еду к бабе, к деду…”
• Разучивание веснянок (песенок о весне), весенних закличек: “Иди, весна, иди, красна”, “Солнышко – колоколнышко”.
• Оформление группового помещения в русском стиле (печка, стол, вышитые полотенца, скатерть, самовар, глиняная посуда).
• Русский костюм (сарафан, рубашка, пояс).
Организация:
Дети сидят полукругом на стульях.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Здравствуйте, гости дорогие! Очень рада я вас у себя в гостях видеть. Зовут меня Забавушка-рассказушка. Посмотрите, какая я нарядная. На мне русский сарафан. Очень красиво, не правда ли? Давным-давно такие сарафаны носили все девочки и женщины. А когда наряжаются?
Дети: Когда идут в гости или ждут гостей”.
Воспитатель: Всё правильно. Издавна славился русский народ своим гостеприимством. Не зря в народе говорят” Много гостей - много и новостей”, “Доброму гостю хозяин рад”. А как вы готовитесь к встрече гостей?
Дети: Мы помогаем убирать квартиру, накрывать на стол. Торт помогаем печь.
Воспитатель: Всё верно. Я тоже готовилась к вашему приходу. Посмотрите, как красиво у нас в группе. Ведь когда приходят гости это настоящий праздник. Но сегодня я хотела рассказать вам про необычный праздник. Каждый год, в середине весны люди отмечают Благовещение. Это один из самых любимых и важных праздников в народе. В этот день Архангел Гавриил возвестил Деве Марии о рождении сына Иисуса Христа- Сына Божьего и Спасителя мира. Многие поэты написали стихотворения, которые посвящены этому событию. Вот одно из таких произведений (Татьяна Шорыгина “Благовещение”). Этот праздник отмечают спокойно, вдумчиво, без шумного гуляния. Во многих местах около этого времени “закликали весну”: разжигали костры, водили вокруг них хороводы и пели веснянки. Я знаю, что и вы их учили. Кто помнит?
Ребёнок 1:
Столько тёплых деньков-
Сколько во лесу пеньков.
Столько ясных ночек-
Сколько в поле кочек.
Ребёнок 2:
Синички- сестрички,
Тетёрки- чечётки,
Краснозобые снегиришки,
Щеглята- молодцы,
Воры- воробьи!
Вы по воле полетайте
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
За нас Божью Мать молите!
Воспитатель: а ещё выпекали из теста фигурки птиц: жаворонков, куликов Девушки и дети забирались с ними на крыши или на деревья и выкрикивали заклички, обращённые к птицам. Когда что-то выпекали, то и чай пили. А из чего чай наливали?
Дети: Из чайника.
Воспитатель: Но раньше чайников не было, и чай наливали из самовара. Из чего раньше чай наливали?
Дети: Из самовара.
Воспитатель: Все самовары были очень красивые, украшенные разными узорами. Как самовар шипит, когда вода в нём кипит?
Дети: Ш-ш-ш-ш-ш.
Воспитатель: Вода кипит, значит, чай будет горячий. Надо подуть. Как мы подуем?
Дети: (Дуют).
Воспитатель: Любит русский народ чаепитие. По русскому обычаю чай- это завершение праздничного обеда. А что к нему подают? Кто знает?
Дети: Сахар, лимон, варенье, пирожки, бутерброды с маслом и сыром, конфеты, печенье, пряники.
Воспитатель:. А вы знаете, что в Благовещение до сих пор существует очень строгий запрет на любую работу? Говорили: на Благовещение птица гнездо не вьёт, девица косы не плетёт.
Был обычай давать волю птицам в этот день Выносили клетки с птицами на Красную горку, позднее стали устраивать птичьи базары. И девушки шли выкупать птиц, давать им волю. Освобождённые птицы улетали чаще всего в лес И я вас приглашаю на лесную полянку поиграть.
(игра “Солнышко и дождик” под музыку).
Дети: (Играют с воспитателем).
Воспитатель: После дождика лужи остаются. Попрыгайте через них
Дети: (Прыгают).
А вы знаете такие заклички? Тому, кто будет рассказывать, я предлагаю взять вот такую птицу на палочке.
Ребёнок 1:
Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну - красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку.
Ребёнок 2:
Жаворонки, прилетите,
Красну Весну принесите.
Принесите Весну на своём хвосту,
На сохе, бороне,
На овсяном снопе.
Ребёнок 3:
Солнышко - колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!
Воспитатель: Как хорошо вы позвали птиц! Молодцы! Теперь весна к нам точно придёт.
Благовещенский день всегда радовал земледельца. К этому времени снег уже весь растаял, а земля успела немного прогреться и пропитаться живительной влагой. С этого дня уже вовсю звали весну. Дни были тёплые. С праздником Благовещение вас, дорогие дети! Мира и добра вам и вашему дому!
Пусть счастье будет вам горой,
Урожай воз большой,
На столе большой пирог,
Легких вам всегда дорог.
Консультация для родителей:
Благовещение Пресвятой Богородицы
7 апреля – день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре.
Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа - Сына Божьего и Спасителя мира.
До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу - остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.
Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: "радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией - даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами". Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога - быть Материю Сына Божия.
Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
Благовещение - зачатие Иисуса Христа. Действием благодати Божией в лоне Марии началась новая человеческой жизни. Христиане знают законы биологии, потому и говорят о Чуде. Чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но, что сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Вседержитель, Владыка и Господь просит согласия Марии. И только после ее согласия, Слово становится плотью.
На иконах Богородицы изображается три звезды – на плечах и на головном покрове Пресвятой Девы. Звезды символизируют девство, хранимое Ей до Рождества, в Рождестве и после Рождества Христова. Вместе с тем, в Евангелии есть упоминание о братьях Христовых – так, по древней традиции, называли детей Иосифа, который был женат ранее и имел детей в предыдущем браке.
У древних христиан праздник Благовещения носил различные наименования: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии, и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название "Благовещение Пресвятой Богородицы". Праздник бывает в дни Великого поста или Светлой седмицы.
В день Благовещения, по древней русской традиции, после Литургии в Благовещенском соборе Кремля Патриарх, духовенство и дети выпускают на волю птиц. Этот обычай был возрожден в 1995 году и теперь совершается во многих храмах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста...
Тематическое планирование по духовно-нравственному развитию - «Крещение Господне»
Тематическое планирование по духовно-нравственному развитию по теме «Крещение Господне». Представлены: рассказ о празднике«Крещение Господне», рассматривание...
Тематическое планирование по духовно-нравственному развитию в младшей группе по теме «Пасха – святое Христово Воскресенье».
Тематическое планирование по духовно-нравственному развитию в младшей группе по теме «Пасха – святое Христово Воскресенье». Представлены: Беседа«Что такое пасха?», творческая работа ...
Перспективное планирование по духовно – нравственному воспитанию детей в старшей группе «Мир - прекрасное творенье».
Цель духовно – нравственного воспитания дошкольника: целостное духовно - нравственное и социальное развитие личности ребёнка – дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной кул...
Перспективное планирование по духовно – нравственному воспитанию во второй младшей группе
Перспективное планирование по духовно - нравственному воспитанию...
Календарно-тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию для младшей группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Календарно-тематическое планирование и пояснительная записка по художественно-эстетическому развитию для младшей группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С....
Тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию
План работы по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе...