«Столовый этикет на занятиях и в повседневной жизни дошкольников»
консультация на тему

Знание правил столового этикета позволяет человеку быть уверенным в себе, красиво и правильно вести себя за столом, а значит, быть приятным участником застольного общения. Учить этому следует с самых ранних лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_3.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Вольского муниципального района

«Детский сад № 30 «Сказка» комбинированного вида г. Вольска Саратовской области»

_________________________________________

   

 К3П8

Интернет публикация

в социальной сети работников образования nsportal.ru

Ссылка на страницу

Консультация для воспитателей

             «Столовый этикет на занятиях и в повседневной жизни дошкольников»

Разработала

  воспитатель первой квалификационной категории

 Клюева Татьяна Борисовна

Знание правил столового этикета позволяет человеку быть уверенным в себе, красиво и правильно вести себя за столом, а значит, быть приятным участником застольного общения. Учить этому следует с самых ранних лет. Во время приема пищи воспитатель видит присущую каждому ребенку культуру еды, существующие в семьях воспитанников застольные порядки. Понимая необходимость соблюдения этикета за столом, педагог терпеливо и постоянно обучает детей его правилам во время еды, в специально организованных играх и занятиях. Занятия по столовому этикету желательно проводить с небольшим количеством детей (7—8 человек) и в присутствии взрослых, решая таким образом несколько задач: соблюдение единства требований в семье и детском саду; помощь родителей в обеспечении занятия необходимыми предметами и продуктами, а также в обучении детей; обучение родителей правилам столового этикета и способам обучения дошкольников. У каждой пары — ребенка и взрослого — отдельный стол, поставленный так, чтобы оба хорошо видели стол и действия воспитателя. Воспитатель рассматривает с детьми различные виды посуды и столовых приборов, определяя, для чего именно они используются. Посуда и столовые приборы служат для того, чтобы человек удобно чувствовал себя за столом, выглядел красиво и был приятен окружающим.

Различные игры с посудой, настольное лото, вопросы, задаваемые во время сервировки стола и подготовки к еде, помогут запомнить назначение и виды посуды и столовых приборов. Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе» напомнит детям о том, что посуду следует всегда содержать в чистоте не только из гигиенических, но и из этикетных соображений.

Умение красиво сервировать стол отрабатывается в детском саду ежедневно. Важно обращать внимание на детали сервировки и не допускать ошибок: бумажные салфетки кладутся в салфетницу и не раскладываются; полотняную салфетку кладут на тарелку; ложку и нож кладут справа от тарелки, а вилку — слева от нее, бумажной салфеткой вытирают сначала губы, затем пальцы рук и т. д.

Прочитав стихотворение Ю. Тувима «Овощи», педагог может поговорить с детьми о том, что такое первое горячее блюдо, из чего его готовят, для чего оно предназначено. Можно обратить внимание на строки о споре овощей и о вкусном супе, который получился при их «совместном участии», напоминая детям, что любое дело будет успешным, если оно выполняется дружно и без споров.

Следует постоянно обращать внимание на культуру еды у детей, отрабатывать навыки красивого и правильного приема пищи, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками, создавать необходимые для этого условия: красоту и правильность сервировки, подачу ножей. Можно показать детям сервировку, в которой скатерть заменяется индивидуальными плотными салфетками или сетами, организовать игру «Кукольное праздничное застолье», почитать главу «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино» из книги А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», рассказ М. Потоцкой «Острое поросячье заболевание», в котором раскрывают важность соблюдения правил этикета за столом.

Требования к проведению НОД по формированию навыков столового этикета

  •  Мотивационное обеспечение: привлекать тот или иной внешний мотив, который наделяет правильный способ действия определенной ценностью (подражать сверстникам, заслужить признание взрослого, подражать литературному персонажу).
  • Эстетическое обеспечение: красота, гармоничность в подборе материалов.
  • Эмоциональное сопровождение: атмосфера приятных положительных эмоций; доброжелательный настрой; искренность; заинтересованность воспитателя в успехах детей; собственные эмоциональные проявления и детей, и взрослых.
  • Форма организации: игры-занятия, занятия-практикумы.
  • Особенности взаимодействия с детьми: опора на их жизненный опыт; обеспечение понятного, интересного детям мотива деятельности на занятии и психологической поддержки.

Умения и навыки столового этикета ежедневно закрепляются во время приема пищи. В некоторых детсадовских коллективах существует традиция поздравлять новорожденного, который, в свою очередь, угощает ребят различными сладостями. Можно в этот день организовать праздничное застолье с обязательным выполнением всех правил столового этикета, организовать «Кукольное чаепитие», во время которого дети сидят за общим столом с куклами и учат их красиво есть сладости.

        Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого человека, связана с поведенческими правилами, и от правильности поведения зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми. Этикет является составной частью нравственной культуры человека и формируется посредством воспитания. Этикет как внешняя форма поведения личности всегда связан с определенным внутренним моральным содержанием духовного мира личности. Внешняя культура неотделима от внутренней и, если между ними существует разрыв, в какой бы сфере деятельности это ни проявлялось, он означает ущербность и духовную неполноценность личности, что рано или поздно проявляет себя в ее отношениях с другими людьми. И если внутренние качества человека играют ведущую роль в содержании его духовного облика, то также нельзя относиться формально или с пренебрежением к эстетике поведения, заложенной в правила этикета. Без достаточно высокого уровня внешней культуры теряется культура внутренняя, обесцениваются знание и образованность.

      Этикет воплощает в себе формы общения, являющиеся типичными для каждого общества. В традиционном обществе — это ритуалы, обряды, церемонии, где можно найти шаблоны поведения, которые позже приобрели характер этикетных форм. В классовом обществе — это манеры обхождения с представителями различных классов и сословий, правила поведения внутри самих социальных групп. В современной жизни содержание этикетных норм связано с демократизацией и гуманизацией общественных отношений. По распространенности этикетных предписаний можно судить о гуманности и добротности утвердившихся нравов в обществе, о характере образа жизни в целом. Правила этикета не абсолютны, а определяются местом, временем и обстоятельствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни

В данном материале  расскрывается процесс воспитания детей в разные режимные моменты .Дошкольники  учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому существу, учатся определить, чего ...

Методическая разработка:"Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни"

Методическая разработка:"Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни"На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальн...

Речевой этикет на занятиях и в повседневной жизни дошкольников

Соблюдение речевого этикета помогает дошкольнику строить свое общение со сверстниками  и взрослыми людьми. Воспитатель должен убедить детей, что соблюдение речевого этикета способствует развитию ...

Речевой этикет в повседневной жизни дошкольников

Изучение правил речевого этикета происходит на основе того, что уже известно ребенку. Он знает, что необходимо приветствовать знакомых при встрече, говорить вежливые слова «спасибо», «пожалуйста» и др...

Семинар-практикум для педагогов: "Речевой этикет в повседневной жизни дошкольников".

Семинар-практикум для педагогов: "Речевой этикет в повседневной жизни дошкольников".Цель: обобщить и систематизировать знания педагогов об основах культуры общения, соблюдения этически...

Консультация для воспитателей на тему "Развития речи дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни в повседневной жизни"

В этой консультации вы познакомились с речевыми проблемами детей а также со способами их поддержания в игровой форме. Потому что в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и ре...