Рабочая программа музыкального руковдителя 1 и 2 младшая группа
рабочая программа (младшая группа) на тему
Рабочая программа музыкального руководителя по работе с деттьми 1 и2 младшей группы составлена в соотвесвии с ООП ДОУ и в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_muz._ruk.doc | 579.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по развитию детей 1 и 2 младшей группы разработана в соответствии с Основной общеобразовательной программой (Далее – ООП) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада № 42 «Малышок» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее- ФГОС ДО, Стандарт). Рабочая программа направлена приобщение детей к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимание музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного и музыкального вкуса. Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей, удовлетворение потребности в самовыражении.
Программа построена в соответствии с примерной основной образовательной программой дошкольного образования «Радуга» Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева. Москва, «Просвещение», 2014 г.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
3.приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
4.постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
5. Устав учреждения.
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы.
Цель реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Художественно-эстетическое воспитание. Музыка» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру, восприятие музыки, фольклора, стимулирование сопереживать, реализацию творческой деятельности детей.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
- воспитание интереса и эмоциональную отзывчивость к музыке;
- воспитывать желание слушать музыку;
- развивать умение чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный)
- познакомить с жанрами музыки
- развивать умение выполнять простейшие танцевальные движения.
Уточняя и дополняя задачи реализации образовательной программы, необходимо отметить, что средствами комплексной программы «Радуга» осуществляется решение следующих задач по музыке:
цель | задачи |
Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка, способствуя становлению деятельности. | Дать представление о разных способах звукоизвлечениях . Создавать условия для шумового ритмического музицирования. |
Учить детей петь песенки | |
Создавать условия для выразительного свободного движения на разную по характеру музыку, развивать чувство ритма. | |
Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка, способствуя становлению сознания. | Обогащать опыт слухового восприятия музыки, звучания различных инструментов. |
Знакомить с произведениями музыка | |
Знакомить с образами животных в музыке | |
Знакомить со звучанием и внешним видом различных музыкальных инструментов. | |
Создавать условия для восприятия музыки как средства передачи чувств и настроения. | |
Использовать музыку как средство регуляции настроения детей, создания благоприятного эмоционального фона. | |
Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка, закладывая основы личности. | Побуждать детей формировать и выражать собственные эстетические вкусы и предпочтения |
Побуждать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности |
Задачи образовательной работы с детьми 2-3 года.
вид деятельности | задачи |
Пение | Петь без напряжения, естественным голосом, не форсировать звук и не выкрикивать отдельные слова. |
Вместе начинать и кончать пение; петь, не опережая и не вторя, выдерживать паузы; слушать вступление и заключение. | |
Верно передавать общее направление движения мелодии и ритмический рисунок песни | |
Слушание | Развивать умение вслушиваться в музыку, понимать её образное содержание. |
Учить различать контрастные особенности её звучания: громко-тихо, быстро-медленно, высокий -низкий регистр и на основе этого двух и трехчастную форму. | |
Музыкально- ритмические движения | Развивать умение связывать движения с музыкой в сюжетных играх, упражнениях, плясках. |
Выполнять совместные движения. |
Задачи образовательной работы с детьми 3-4 лет
цели | задачи |
Восприятие музыки | Внимательно, увлеченно слушать музыку. |
Определяет характер музыкального произведения, ясно представляет музыкальный образ, его действия. | |
Называть музыкальное произведение | |
Умение сравнивать два разнохарактерных музыкальных произведения, имея достаточный словарный запас для сравнительной характеристики. | |
Пение | Знать достаточно большой (для его возраста) песенный репертуар. |
Исполняет песню выразительно, эмоционально откликается на содержание, характер музыки. | |
Точно передает мелодию попевки а-CAPELLA, исполняет релятивную сольмизацию. | |
Музыкально-ритмические движения | Развивать умения двигается под музыку ритмично, выразительно |
Развивать умение самостоятельно воспроизводит ритмичный рисунок (в хлопках) | |
Элементарное музыцирование | Развивать умение эмоционально откликаться на задание, владеть приемами игры на всех предложенных шумовых инструментах. |
Играть ритмично, четко. |
1.1.2. Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС
1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей.
3. Уважение личности ребенка.
4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Основные принципы дошкольного образования
1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
2.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
4.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
5. Сотрудничество ДОУ с семьей.
6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
7.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
8.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
9.Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Принципы, сформулированные на основе особенностей программы «Радуга»:
Программа является современной интегративной программой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования.
Принципы:
1. принцип развивающего образования, целью которого является психическое развитие ребенка;
2. принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики;
3. решение поставленные цели и задачи на разумном минимально необходимом и достаточном материале, не допуская перегруженности детей;
4. единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников;
5. принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой образовательных областей;
6. принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса. Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника — игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества.
Принципы работы педагога, эффективно влияющие на музыкально- творческое воспитание:
Первый принцип. Изменение роли педагога на основе игрового общения с детьми. Гуманистическая ориентация на сотрудничество в деятельности, стратегия равноправия в общении. Педагог является участником игры, занимаю позицию играющего партнера. В результате достигается ситуация успеха, свободы и раскованности для естественного самовыражения детей.
Второй принцип. Обучение в действии. Вовлечение детей в процесс общения с музыкой на основе деятельности. Музыка опирается на речевое и двигательно-пластический опыт жизни. В результате ребенок вместе с педагогом участвует в процессе активных творческих действий.
Третий принцип. Позиция лидера. Ребенок выступает в роли ведущего, предлагающий всем свой вариант двигательной, речевой, интонационной, музыкально-игровой модели, передается друг другу. Каждый становиться носителем собственного опыта и игровых идей, что позволяет ощутить свое участие в коллективно-творческом деле, почувствовать собственную значимость.
1.1.3. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей от 2 до 3 лет.
В данном возрасте у большинства детей система музыкальность представлена высокой эмоциональной отзывчивостью на музыку и элементарными компонентами познавательных музыкальных способностей – сенсорных, интеллектуальных и музыкальной памяти. В структуре сенсорных способностей у большинства детей представлены, в основном, тембровый, динамический и звуковысотный (самое начало развития) компоненты музыкального слуха и чувство темпа как компонент чувства музыкального ритма.
В структуре музыкального мышления – способность услышать общий характер, настроение музыкального произведения (очень простого).
В структуре музыкальной памяти – непосредственное, непроизвольное запоминание, опознающая музыкальная память.
Дети третьего года жизни уже могут с интересом слушать рассказы, сопровождаемые музыкой; запоминают её, узнают, о каком эпизоде или персонаже она «рассказывает». Слушают произведения не только программно-изобразительного характера, созданные композиторами для маленьких детей, но и классическую музыку. Дети этого возраста могут слушать музыку без обязательного предварительного показа соответствующей игрушки или картинки. Узнают знакомые песни по фортепьянному сопровождению, иногда могут узнавать их и по сопровождению, исполняемому на других инструментах (гармошке, триоле, металлофоне, детских синтезаторах). Подпевают взрослому, правильно передавая ритм и отдельные интонации мелодии. С помощью воспитателя поют индивидуально и группами. Запоминают слова песни, но чаще ещё недостаточно хорошо их произносят.
Выполняют движения в играх, упражнениях, плясках по показу взрослого, в соответствии со словами, если они есть, и музыкой. Запоминают и производят под музыку показные взрослыми новые движения или новые сочетания уже известных; меняют движения в соответствии с частями макальной пьесы (двух- и трехчастная форма).
Участвуют в сюжетных играх, передают в них характер движений, переходя с изменениям музыки от одного эпизода к следующему, как по показу, так и самостоятельно. В музыкальных играх и плясках овладевают более сложными действиями с предметами, в том числе новыми ( палочками, султанчиками, листиками); новыми движениями, которые выполняют индивидуально (ходьба, бег на месте; «громкая» и «тихая» ходьба; осторожные шаги, бег вперед-назад на носках, прыжки на двух ногах).
Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей от 3до 4 лет.
Слушание музыки. В данный период у большинства детей высок уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, что делает этот возраст чрезвычайно благоприятным для занятия ею.
Интонационно-слуховой опыт уже достаточен для элементарного определения настроения музыкального произведения и даже его жанра (марш, песня, танец – «три кита», по Д.Б. Кавалевскому). Дети слышат и эмоционально откликаются на ярко контрастные по настроению музыкальные пьесы: веселая – грустная музыка, а из «трех китов» лучше всего определяют марш. При этом большинство из них ориентируется не на весь комплекс средств музыкальной выразительности, а какое –либо одно. Чаще всего это тембр или динамика. И получается у ребенка: «быстрая музыка – значит веселая», «медленная -значит грустная».
В дальнейшем по мере музыкального развития, накопления музыкального опыта дети начинают ориентироваться на все более полный комплекс средств музыкальной выразительности.
Музыкальное движение. Дети четвертого года жизни, если они посещали ясли, уже имеют некоторый опыт связи движений с музыкой. Естественная для ребенка общая подвижность, двигательная активность, яркий эмоциональный отклик на музыку, желание двигаться под нее вместе со сверстниками делают музыкальное движение одним из самых любимых видов музыкальной деятельности.
Дети этого возраста различают яркий контраст в музыке, могут попрыгать-поплясать» под веселую музыку, постоять и послушать грустную. Они воспроизводят образные движения и несложный сюжет под музыку, согласуя движения с её характером («Игра с песком», «Игра в снежки» и т.п.)
В этом возрасте дети плохо ориентируются в пространстве зала и не охватывают его во время движений. Они стараются держаться вместе, плотной группой, с трудом преодолевая это стремление.
Дети уже овладели некоторыми видами основных движений (ходьбы, бега, прыжков). Могут согласовывать их с яркими средствами музыкальной выразительности (темпом, динамикой, регистром и др); используют изобразительные и выразительные жесты, мимику при воспроизведении образов животных и птиц, в сюжетных игровых этюдах.
Пение. У детей не сформированы ни вокальные связки (которые как таковые возникают лишь к 6 годам и доразвиваются к 12), ни способности к чистому интонированию мелодии голосом. Певческий голос у большинства детей очень слаб, часто с хрипотцой, дыхание короткое. Лишь у некоторых дошкольников, от природы имеющих певческую позицию, голос звонкий, чистый, полетный. Артикуляционное пение (и речь) у большинства детей нечеткая, некоторые звуки отсутствуют вообще. Подавляющее большинство детей четвертого года жизни находится на начальных, первых трех, этапах становления интонирования мелодии голосом: примерно четвертая часть детей не интонирует вообще (1-й этап); большинство детей либо интонируют 102 звука мелодии, пропевая я на них всю мелодию (2-й этап), либо воспроизводят только общее направление движения мелодии (3-й этап). В конце четвертого года жизни у детей происходит качественный скачок в развитии интонирования.
Игра на музыкальных инструментах. Этот вид музыкальной деятельности доставляет детям большую радость, привлекает их к музыке, способствует общению с друг с другом. Если игра на детских музыкальных инструментах построена на слуховой, т.е. собственно музыкальной основе, как деятельность подбора по слуху, в ней развивается вся система музыкальных способностей, в первую очередь тембровый и мелодический слух и чувство музыкального ритма. У детей младшего дошкольного возраста уже достаточно развит тембровый слух, что позволяет хорошо ориентироваться в тембровом разнообразии звучания инструментов и контрастных регистрах. Высокая степень развития динамического слуха делает возможным воспроизведение на детских музыкальных инструментах не только контрастных степеней громкости (форте и пиано), но и тонких переходов между ними.
В системе чувства музыкального ритма у детей в наибольшей степени представлено чувство темпа. При этом они успешнее всего справляются с воспроизведением относительно быстрого темпа, а затем и со средними его градациями.
В целом в младшем дошкольном возрасте деятельность подбора музыки по слуху в своем формировании проходит две первые ступени – ориентировочно –тембровую и ритмическую, которые предшествуют становлению мелодической ступени в старшем дошкольном возрасте.
Подбор по слуху развивает у детей творческий, продуктивный компонент музыкального мышления, без которого не возможно музыкальное творчество. Основной вид музыкального творчества в дошкольном детстве – импровизация. На четвертом году жизни большинство детей находится на первом – ориентировочно – тембровом этапе развития инструментальной импровизации, на котором ребенок исследует клавиатуру инструмента, прислушиваясь к тембрам его звучания. В его импровизациях пока отсутствуют четкие ритмические и законченные мелодии структуры.
1.2. Планируемые результаты освоения программы.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
• эмоционально откликается на музыку;
• с удовольствием слушает песни в исполнении взрослого, узнает их и подпевает понравившиеся;
• умеет слушать простые по форме и содержанию программные и ярко выраженные жанровые (танец, марш) музыкальные произведения;
• владеет некоторыми элементарными видами основных и танцевальных движений, которые может выполнять не только по показу, но и самостоятельно;
Целевые ориентиры образования дошкольного возраста (4 года)
- ребенок слушает музыкальное произведение до конца.
- узнает знакомые песни.
- замечает изменения в звучании (тихо-громко).
- поет выразительно, ритмично, свободно, не опережая других.
- выполняет движения: кружение в парах, притопывание попеременно ногами, двигается под музыку с предметами (платочками, листочками и др.)
1.3. Оценка качества образовательной деятельности по основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Музыка»
Параметр оценки качества образования: «Соответствие результатов освоения ООД».
Формой оценки результатов освоения ООП является система мониторинга, основным методом которой служит длительное наблюдение за ребенком.
| источник информации | форма оценки | сроки | отвественные |
| система мониторинга | длительное наблюдение за ребенком, обработка данных анализ. | октябрь, май | воспитатели, муз.рук., зав.зав по УВР |
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы представляет собой инструментарий оценки результатов (промежуточных и итоговых) освоения детьми ООП. Данные по обследованию характеризуют промежуточного результата освоения Программы «Радуга» и так же являются исходным ориентиром для построения образовательной работы с детьми в следующей возрастной группе. Диагностическое обследование проводится с детьми четвертого года жизни.
Диагностический материал представлен параметрами диагностирования, методикой проведения диагностического обследования, протоколом результатов, аналитической справкой. Цель данного контроля – определить фактический уровень развития каждого ребенка и возрастной группы в целом, выявить правильность образовательной деятельности. Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребенка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании НООД учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей.
В процессе контроля за нервно-психическим развитием используются следующие методы: беседа наблюдение за ребенком, диагностический материал.
В процессе контроля за развитием и поведением детей участвуют воспитатель, анализирует протоколы результатов диагностического обследования детей, намечает индивидуальную работу с каждым. В конце года проводится сравнительный анализ. /приложение 1/.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой. (Е. Соловьевой).
Воспитание и обучение осуществляется на русском языке - государственном языке России.
Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями с учетом используемых в ДОУ программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
2.1. Обязательная часть
2.1.1 Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность. Приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно -смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного , музыкального искусства. Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребностей в самовыражении.
Для детей 2-3 лет воспитатель должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка, способствуя становлению деятельности.
- Давать представления о разных способах звукоизвлечения /шумовые инструменты/
- Учить детей петь простейшие песенки
- Создавать условия для выразительного свободного движения по разную по характеру музыку.
Для детей 2-3 лет воспитатель должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка, способствуя становлению сознания.
- Обогащать опыт слухового восприятия музыки, звучания различных инструментов, звуков природы, голосов птиц и животных.
Для детей 2-3 лет воспитатель должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка, закладывания основ личности.
- Пробуждать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности, создавая благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, предметов музыки.
Для детей 3- 4 лет должен:
- Пробуждать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности, создавая благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, предметов декоративно- прикладного музыки.
- содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности: учить петь; проводить игры и упражнения, направленные на сенсорное развитие в области восприятия звука; создавать условия для шумового ритмического музицирования; содействовать становлению целеполагания в продуктивной деятельности; развивать звуковысотный слух и чувство ритма; поощрять детей свободно выразительно двигаться под музыку.
- содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания: знакомить с произведениями музыки; знакомить с образом животных в музыке; знакомить со звучанием и внешним видом различных музыкальных инструментов; создавать условия для восприятия музыки как средства передачи чувств и настроения; использовать музыку как средство регуляции настроения детей, создания благоприятного эмоционального фона.
- содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности: побуждать детей формировать и выражать собственные эстетические вкусы и предпочтения; пробуждать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.
Методическое обеспечение образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Программа | Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга» Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева. М. Просвещение. 2014 |
Группа |
|
Все возрастные группы |
|
2.1.2. Взаимодействия взрослых с детьми.
Формы взаимодействия взрослого с детьми.
Музыкальная деятельность в режимных моментах: - на прогулке; - утренняя гимнастика; - сон; - изобразительная деятельность; - чтение художественной литературы; - подвижные игры | Непосредственная (организованная) образовательная деятельность. - традиционное; - комплексное; - интегрированное - доминантное | Формы образовательной работы с детьми -Рассматривание эстетически привлекательных предметов -Игра -Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки -экспериментирование со звуками -Музыкально-дидактическая игра -Разучивание музыкальных игр и танцев - Совместное пение | ||
праздники | ||||
развлечения | ||||
Самостоятельной музыкальной деятельности в группе: - подбор музыкальных инструментов (озвученных и не озвученных), -музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряженья. - экспериментирование со звуками, используя музыкальные игрушки и шумовые инструменты - игры в «праздники», «концерт» |
2.1.3. Планирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья.
Возраст детей | Регламентируемая деятельность (НООД) |
2-3 г | 2 по 10мин |
3-4 г. | 2 по 15 мин |
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564). Продолжительность непрерывной образовательной деятельности по музыке у детей 2-3 лет не более 10 минут и 3-4 лет 15минут в первую половину дня. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию
2.1.4 Описание особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников при реализации Программы.
Партнёрство с семьёй строится на основе взаимного уважения и добровольности. Общий стиль взаимодействия и его содержательную направленность определяет руководитель организации. Он знакомит семью с целями и ценностями организации и её корпоративной культурой.
Цель взаимодействия с семьёй — сделать родителей активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей
Задачи дошкольной образовательной организации по работе с семьёй:
1. постоянно изучать запросы и потребности в дошкольном образовании семей, находящихся в сфере деятельности дошкольной образовательной организации;
2. повышать психологическую компетентность родителей. Учить родителей общаться с детьми в формах, адекватных их возрасту; нетравмирующим приёмам управления поведением детей;
3. убеждать родителей в необходимости соблюдения единого с организацией режима дня для ребёнка до-
школьного возраста;
4. учить родителей разнообразным формам организации досуга с детьми в семье;
5. создавать ситуации приятного совместного досуга детей и родителей в дошкольной образовательной организации; условия для доверительного, неформального общения педагогов с родителями;
6. помогать родителям правильно выбрать школу для ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями;
7. постоянно вести работу по профилактике нарушений и по защите прав и достоинства ребёнка в дошкольной организации и в семье
В связи с этим можно выделить следующие основные направления взаимодействия музыкального руководителя с семьями детей:
1. предоставление родителям возможности повысить педагогическую компетентность, узнать больше о возрастных особенностях детей, об особенностях развития ребёнка в дошкольном возрасте;
2. создание ситуации приятного совместного досуга с участием семей детей;
3. создание условий для реализации творческого потенциала семьи в организации жизни детей в детском саду.
Формы сотрудничества с родителями воспитанников:
1Родительские собрания (общесадовские, групповые)
2. Индивидуальные беседы
3. Оформление папок-передвижек, информационных бюллетеней, памяток , буклетов, газет.
К нетрадиционным формам работы относятся:
1. Круглый стол
2. Музыкально-игровые программы (КВН, викторины, гостинные и.т.д.)
3. Мастер-классы
4. Фото-выставки
5. Тренинги, мастер-классы
2.2. Часть, формируемая участниками образовательного процесса
2.2.1. Региональный компонент
Климатические особенности. Учитываются так же и климатические особенности: умеренная климатическая зона, четко выраженные четыре времени года. В музыке дети знакомятся с временами года, с их сезонными изменениями, с флорой и фауной. Процесс ознакомления осуществляется через календарные песни, заклички: Коляда, Таусень, Ой. Овсень, Ай,Авсень, Таусеньки. С Новым годом!
Зайка, зайка, Едет масленица, Коляда, Масленица-кровошейка, Сеню-вею росу, Весна-весна. У Ванюшки жавароночки, Летел кочеток, Весна красна, Как у дяди Тимофея, Дождик лей, Ее, ее березыньку, Дождик.
Демографические особенности. Особенность демографического осуществления образовательного процесса реализуется через знакомство в игровой деятельности с семейными ценностями, развитие доброжелательного отношения детей к близким людям, эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей. На музыке совместно с музыкальным руководителем дети разучивают такие песни как: «Мы запели песенку, «Бабушка моя», «Самолеты», «Бойцы идут «Мамочка любимая». В работу с семьями воспитанников включены такие формы работы как: совместные праздники и развлечение «Мой пап волшебник», «Моя бабушка», «День матери» и др., родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, круглы столы и родительские собрания. В результате проведенной работы дети обогащают свои знания об окружающих их близких людях в семье и детском саду, самостоятельное воспроизведения малышами доброжелательного поведения, проявления гуманных чувств и внимания к окружающим его взрослым и сверстникам.
Национально культурные особенности. МБДОУ «Детский сад № 42 «Малышок» относится территориально к Поволжскому региону. Поволжье отличается многообразием национальностей, которые проживали здесь с древних времен: русские, мордва, чуваши, татары.
Национально – культурный состав групп. русские семьи-58, татарские семьи – 20, татаро – русские семьи – 18 , татаро – чувашская семья – 17.
В воспитательно - образовательном процессе данные особенности учитываются через использование музыкального фольклора, выраженный в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах Организовываются различные формы и способы подачи информации о фольклоре и его использовании - интегрированные занятия, беседы,
-обрядовые игры и хороводы,
-игры-инсценировки устного народного творчества;
-народные календарные, фольклорные, а так же региональные праздники;
- использовать известный в литературе (и продуманный детьми) фольклор.
2.2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников.
месяц | Работа с родителями |
сентябрь | 1. Индивидуальные консультации с родителями (в вечернее время, по желанию) об особенностях формирования музыкальности у ребенка. 2. Анкетирование родителей на тему «Мой ребенок и музыка». |
октябрь | 1. Общее родительское собрание «Давайте поговорим всерьёз о музыке». |
ноябрь | 1. Участие в выставке поделок из природного материала. Все участники награждаются грамотами на осеннем празднике. 2. Совместный спектакль посвященный «Дню матери» 3. Оформление наглядной агитации и составление памяток «Домашний театр» |
декабрь | 1. Консультация «Как организовать в семье праздник Новогодней елки». 2.Конкурс «Лучшая елочная игрушка своим руками». |
январь | 1. Оформление папки-консультации « Как самостоятельно изготовить детские музыкальные инструменты». |
февраль | 1. Физкультурный праздник, посвященный Дню защитника Отечества |
март | 1. Фотовыставка «Наши замечательные мамы» 2. Совместные развлечения, посвященные международному женскому дню. |
апрель | 1. Консультация на тему «Влияние музыки на развитие ребенка». 2. Анкетирование родителей «Как вы оцениваете работу детского сада?» |
май | 1. Общее родительское собрание 2. Групповые родительские собрания 3. Выпускной бал «До свидания детский сад» |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1. Обязательная часть.
3.1.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.
Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Психолого-педагогические условия реализации программы:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
-непосредственное общение с каждым ребенком;
-уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
-создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
-создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
-недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
-создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
-развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
-создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
-организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
-поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
-оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
3.1.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, прилегающей к ДОУ , материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
ДОУ самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
Организация предметно-пространственной образовательной среды для детей
Жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты и спальни. Некоторые зоны могут быть
отделены одна от другой перегородками с ячейками-нишами, например, зона сюжетных игр отделяется от зоны для подвижных игр для того, чтобы дети не отвлекались и не мешали друг другу. При этом каждая зона должна быть хорошо освещена. Зонирование помещения помогает ребёнку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности. В групповом помещении могут быть организованы зоны для:
- приёма пищи и занятий (столики со стульчиками);
- развития движений;
- сюжетных игр;
- игр со строительным материалом;
- игр с машинками;
- изобразительной деятельности;
- музыкальных занятий;
- чтения и рассматривания иллюстраций;
- игр с песком и водой;
- отдыха (уголок уединения);
- уголка природы (аквариум, фонтанчик, растения).
Материалы для музыкального развития детей:
- игрушечные музыкальные инструменты (бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино, шумовые инструменты, в том числе самодельные);
- игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, шарманки, электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки, открытки);
- аудиосредства (магнитофон, музыкальный центр; аудиоматериалы с записями музыкальных произведений
- альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов;
- музыкальные инструменты (пианино, баян, аккордеон, гитара);
Материалы для театрализованной деятельности:
- оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, сказочных персонажей, ширмы для кукольного спектакля, костюмы, маски, театральные атрибуты и др.);
- карнавальные костюмы, маски;
- фланелеграф (коврограф, магнитная доска) с набором персонажей и декораций. Их может заменить интерактивная доска с соответствующим программным обеспечением, позволяющим использовать декорации и персонажи детских сказок в движении;
- различные виды театров (бибабо, настольный плоскостной, магнитный, теневой);
- аудио-, видеосредства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов.
3.1.4. Методическое обеспечение программы «Радуга»
«Радужный» комплект:
- примерная основная образовательная Программа «Радуга». Для педагогических работников и руководителей дошкольных образовательных и иных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования; методические пособия для педагогов дошкольных образовательных организаций по всем направлениям развития детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет (по образовательным областям);
- . методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по планированию образовательного процесса в разных возрастных группах дошкольной организации; методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по организации жизни детей в разных возрастных группах дошкольной организации;
- комплекты развивающих пособий для детей по направлениям образования и по возрастным группам;
- комплекты дидактических и демонстрационных материалов;
- электронные образовательные ресурсы; детская художественная литература.
3.1.5. Планирование образовательной деятельности.
Учебный план на 2016-2017 учебный год составлен в соответствии с требованиями о максимально допустимой недельной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста. При реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения для детей 2-3 лет запланировано 2 НООД по 10 минут, для детей 3-4 лет запланировано 2 НООД по 15 минут. Перерыв между НООД 10 минут. Непосредственная (организованная) образовательная деятельность осуществляется в первой половине дня.
Образовательные области /раздел | Программы | группа | ||
1 младшая группа /2 младшая группа | ||||
неделя | месяц | год | ||
Художественно-эстетическое развитие Музыкальное развитие | Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева. Москва, 2014 г. | 2/2 | 8/8 | 72/72 |
Расписание НООД
Группы Дни недели | 1 младшая «А» | 1 младшая «Б» | 1 младшая «В» | 2 младшая «А» | 2 младшая «Б» |
понедельник | 9.00 -9.10 музыка | 9.20-9.30 музыка | 9.40-9.50 музыка | 8.00 -8.10. утренняя гимнастика 11.00- 11.15. инд.работа | 8.20. -8.30. утренняя гимнастика 11.25-11.40 инд. работа |
вторник | 9.00-9.15 музыка | 9.25-9.40. музыка | |||
среда | 9.00 -9.10 музыка | 9.20-9.30 музыка | 9.40-9.50 музыка | 8.00 -8.10. утренняя гимнастика 11.00-11.15. инд. работа | 8.20. -8.30. утренняя гимнастика 11.25-11.40. инд.работа |
четверг | 16.20– 16.30 развлечение (1раз в 2 недели) | 16.20– 16.30 развлечение (1раз в 2 недели) | 16.20– 16.30 развлечение (1раз в 2 недели) | 16.40– 16.55 развлечение (1раз в 2 недели) | 16.40– 16.55 развлечение (1раз в 2 недели) |
пятница | 9.00-9.15 музыка | 9.25-9.40 музыка |
Циклограмма деятельности музыкального руководителя
Содержание | Срок |
Работа с детьми | |
Утренняя гимнастика во вторых младших группах. | Ежедневно |
Подготовка к занятиям | Ежедневно |
НООД по музыке | Ежедневно |
Индивидуальная работа | Ежедневно |
Праздники и развлечения | 2 раза в месяц |
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы по образовательной области «Музыка» | 2 раза в год |
Методическая работа | |
Работа с документами, подготовка консультативного материала, подбор музыкального репертуара, оформление музыкального зала к утреннику | Ежедневно
1 раз в месяц |
Взаимосвязь с педагогами. | Ежедневно |
Участие в методической работе детского сада | 1 раз в месяц |
Планирование работы (координация планов работы с воспитателями) | 1 раз в неделю |
Участие и посещение городских методических объединений | 1 раз в месяц |
Работа с родителями | |
Работа с родителя: консультации, выступления на родительских собраниях. | 1 раз в неделю 1 раз в квартал |
3.2. Часть формируемая участниками образовательного процесса
3.2.1. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
В основе лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ
Цель: построение воспитательно–образовательного процесса, направленного на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:
• явлениям нравственной жизни ребенка
• окружающей природе
• миру искусства и литературы
• традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям
• событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город, День народного единства, День защитника Отечества и др.)
• сезонным явлениям
• народной культуре и традициям.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволил ввести региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения.
Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
В каждой возрастной группе выделен блок , разделенный на несколько тем. Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.
Для каждой возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование, которое рассматривается как примерное. Педагоги вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период в соответствии с особенностями своей возрастной группы, другими значимыми событиями
Формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей.
Комплексно – тематическое планирование.
Месяц/ Тема | Развернутое содержание работы Репертуар | |
вторая младшая группа | ||
Сентябрь Адаптацион ный период | Слушание: воспитывать отзывчивость на музыку разного характера. Учить слушать песенку колыбельного характера, понимать содержание, уметь слушать, различать двухчастную форму песни (контрастного характера) Пение: побуждать формировать умение петь напевно, ласково, подстраиваться к голосу взрослого Музыкально-ритмические движения: учить детей ходить характерно характеру музыки (бодро), осваивать ритм ходьбы. Осваивать движения рук и пальцев под музыку и слова, понимать содержание. Осваивать контрастную музыку, выполнять движения соответственно тексту и мелодии Музыкальная игра: учить детей быть внимательными, развивать мышление, ритм, смекалку Танец: осваивать движения соответствующие тексту и мелодии. Учить детей двигаться по показу воспитателя. Игра на музыкальных инструментах: приучать детей к элементарному музыцированию Музыкально-дидактические игры: научить детей различать верхний и низкий регистры. | 1.«Осенняя песенка» муз. А. Александрова 2. «Баю-бай» М. Красева 3. «Осень наступила» сл и муз. С. Насауменко 4. «Лошадка» муз. И. Раухвергера(сб. «Музыка в детском саду») 5. «Киска» , муз. А. Александрова сл. Н. Френкель 6. «Серенькая кошечка» муз. в. Витлина, сл. Н. найденова 7. «Баю-бай» муз. М. Красеева 8. «Зайчик» (рус. нар.мел.) 9. «Флажок», муз. М. Красева 10. «Пальчики – ручки» (рус. нар.мел.) 11. «Ой, на горе-то» обр. М. Раух-вер 12. «Гулять-отдыхать» муз. М. Красева 13 «Веселая пляска (р.н.м.) 14. «Ах, вы, сени» сл. Андреева (сб. «Топ-хлоп») 15. «Танец с листочка» (р.н.м.) 16. 2Солнышко, солнышко» (сб. Колокольчик № 26 2002 г.) 17. Игра на муз. инст. «Пляска с погремушкой» (сб. «Музыка в детском саду» Развлечение: «Ежик в осеннем лесу». Цель: воспитывать в детях образное мышление, вызвать эмоции Праздник «День воспитателя». Цель: познакомить с новым праздник. Создать приподнятое настроение у детей, активное участие детей во всех видах муз. деятельности. |
Октябрь 1 н. Наша группа. 2 н.Игрушки 3 н. Как мы ходили в огород. 4 н. Кто что делает? | Слушание: воспитывать отзывчивость на музыку разного характера. Уметь слушать её. Учить детей воспринимать контрастный характер песен, понимать о чем песня. Пение: учить детей петь напевно, ласково, подстраиваться к пению взрослого. Петь эмоционально, весело. Музыкально-ритмические движения: учить детей ритмично, уверенно выполнять движения по показу взрослого Танец: учить детей хороводному шагу. Ходить по кругу, взявшись за руки, выполнять движения в соответствии текста. Учить детей выполнять все движения соответственно текста. Игра: учить детей различать контрастное настроение мелодии, добиваться умений своим упорством Игра на музыкальных инструментах: знакомить детей с бубном и дудочкой, уметь держать их в руках Музыкально-дидактические игры: учить различать животных по голосу |
(сб. «Музыкальные занятия с малышами)
Развлечение «Как козел Мефодий огород охранял» Цель: создать радостное настроение, развивать умение слушать, активно участвовать Утренник: «Праздник осени» цель: создать праздничное настроение, активно участвовать во всех видах музыкальной деятельности детей и воспитателей. |
Ноябрь 1 н. Сезонные изменения. 2 н. Деревья. Листопад. 3 н. Птицы осенью. 4 н. Мебель | Слушание: знакомство детей с песнями зимней тематики, с определенным сюжетом, с умеренным характером Пение: приобщать детей к подпеванию и начальному пению отдельных фраз вместе с воспитателем. Музыкально-ритмические движения: развивать чувство ритма, уметь координировать движения в соответствии с музыкой и текстом, развивать координацию движения. Танец: учить детей выполнять танцевальные движения , танцевать с предметами (листиками), а так же самим быть персонажами Игра: учить детей чувствовать окончание пьесы, ориентироваться в пространстве, бегать по сигналу. Игра на музыкальных инструментах: учить детей извлекать звуки из инструменто, предложенных педагогом Музыкально-дидактические игры: научить детей различать по тембру инструменты, быстро реагировать на сигнал | 1.«Кукла» 2. «Маленькая Маша» сл. и муз. С. Невельситей (сб. «Музыка в детском саду») 3.«Первый снег», муз. В. Карасева 4. «Зима» муз. В. Карасева, сл. В. Френкель (сб. «Музыка в детском саду») 5. «Зимушка –хрустальная» 6. «Звери шли на елку» (сб. Топ-хлоп) 7. «Снежки» 8. «Солнышко-солнышко» 9. «Листик» 10. «Собирайся, народ» (сб. Колокольчик») 11. Хоровод зверят 12. Игра с погремушками 13. «Догонялки» 14 «Зайчики и лисичка» 15. муз.дид. игра «На чем играю» 16. металлофон 17. Развлечение «В гостях у барбоса» Цель: создать праздничное настроение Праздник «День ребенка», «Первый снег» |
Декабрь 1 н. Знакомство с одеждой мальчиков и девочек. 2 н. Ознакомление с комнатными растениями. 3 н. Зима. Сезонные измения. 4 н. Знакомство с праздником Новый год. | Слушание: побуждать детей слушать внимательно песенки, зимней тематики, проявлять интерес и эмоции Пение: учить детей петь неторопливо, с чувством, но не выкрикивая, пение вместе с воспитателем. Музыкально-ритмические движения: выполнять движения ритмично по показу воспитателя. Учить детей выполнять движения с предметами (лентами, мишурой и др) Танец: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом, танцевать с предметами (фонариками) Игра: учить чувствовать окончание пьесы, ориентироваться в пространстве, убегать по сигналу. Учить выполнять движения с предметами (погремушками) в соответствии с текстом и мелодией Игра на музыкальных инструментах: продолжать учить детей звенеть погремушкой Музыкально-дидактические игры: учить держать погремушку, взмахивать ею, трясти в такт ритмично, под музыку | 1.«К деткам елочка пришла», «Дед Мороз», «Фонарики» муз. Филиппенко 2. «Зима» муз. В Карасевой, сл. И. Френкель 3. «Петушок» (рус.нар.мел.) 4.Новогодняя пляска «Фонарики», «, «Танец мишек» Зайчики и лисичка» 5. «Зимняя игра», «Игра с бубном» (сб. «Топ-хлоп») 6. Вечер игр «Мишка в гостях у ребят» 7. Праздник Новогодней елки Цель: доставить детям удовольствие от встречи с Дед Морозом, Снегурочкой и др. сказочными персонажами. 8. «Потопаем-похлопаем» (рус.нар.мел.) 9. «Кулачки» муз. Филиппова |
Январь 2 н. Зима. Зимние забавы. 3н. Кукла на прогулке. 4 н. Кукла после прогулки. | Слушание: учить детей слушать музыку до конца, узнавать знакомое произведение Пение: продолжать учить детей выразительно, напевно петь Музыкально-ритмические движения: учить ритмично ходить на носках, выполнять образные движения Танец: учить детей передавать характер веселого танца Игра: побуждать малышей воспринимать легкий, радостный характер музыки. Игра на музыкальных инструментах: учить детей играть в ансамбле на муз. инструментах Музыкально-дидактические игры: узнавать знакомый текст | 1.«Заинька» (Д.В. 7/89) 2. «Песенка зайчика» (Д.В. 7/89) 3. «Марш и бег» муз. Ташгеевой 4. «Кошечка» муз. Ломовой 5. «Сапожки» муз. Ломовой 6. «Пляска с ложками» 7. «Оркестр» 8. «Подумай и отгадай» /муз.дид. игра/ 9. Развлечение «Как Снеговик друзей искал» |
Февраль 1н. Домашние животные | Слушание: развивать у детей умение слушать быструю, бодрую музыку, откликаться движением. Пение: учить детей петь выразительно, хорошо. Музыкально-ритмические движения: учить детей реагировать на изменения характера музыки Танец: побуждать детей выполнять движения с игрушкой Игра: передавать характер игрового образа Игра на музыкальных инструментах: обучать детей определять звучание инструментов Музыкально-дидактические игры: формировать тембровый слух | 1.«Лошадка» муз. Ф. ломлвой 2. «Пирожки» муз. Филиппенко 3. «Люблю маму» 4. «Зайчик» (рус.нар.мел) 5. «Бегите ко мне» 6. «Танец с игрушкой» (сб. Топ-хлоп) 7. Игра с лошадкой И. Кипро 8. муз. инструмент – треугольник 9. ира «найди Петрушку» Развлечение: «Зимние забавы» 2В гости к нам пришел Петрушка» цель: приобщать детей к слушанию музыки, развивать внимание, слух, усидчивость. Утренник «Масленица». Цель: учить детей любить фольклор, веселье, прибаутки. Познакомить с традициями своего народа. Развлечение к 23 февраля. |
2н.Устроим кукле комнату. 3 н.Давайте познакомимся – это мой папа. 4 н.Устроим теремок для зверюшек. | ||
Март 1 н.Мамин праздник 2 н.Весна пришла. Наблюдение за веточками и комнатными растениями. 3н.Кто живет в лесу?
4н.Профессия врача. | Слушание: учить детей воспринимать пьесы различного характера Пение: учить петь, правильно передавать мелодию, произносить окончание музыкальных фраз Музыкально-ритмические движения: учить детей передавать характер действия игрового образа Танец: учить менять движения в соответствии с частями музыки. Игра: учить различать и воспроизводить движения, высокие и низкие интонации игрового образа Игра на музыкальных инструментах: учить детей держать в руках правильно треугольник и извлекать звук Музыкально-дидактические игры: игра на различные динамики | 1.«Зима прошла», «Зима проходит», «Дождик» 2. «Воробей», «Очень любим маму» 3. «Цок-цок-лошадка» 4. «Гуси» 5. «Галоп» 6. «Калинка» 7. игра «Чей домик» 8. муз. игра «В лесу» 9. муз. инструмент «Треугольник» 10. Развлечение «Птицы наши друзья» Праздник «Праздник мам». Цель: учить детей быть добрыми, нежными к своим мамам. |
Апрель 1н.Сезонные изменения. 2н.На чем можно кататься? 3н.Магазин. 4н.Мы готовимся к посадке. | Слушание: учить детей слушать песню праздничного характера, отвечать на вопросы, различать характер музыки Пение: учить петь протяжно, бодро, весело, отчетливо произносить слова Музыкально-ритмические движения: учить детей передавать образные движения Танец: учить детей движения по показу воспитателя, характеру и динами музыки, оттенки в музыке Игра: закреплять имеющиеся навыки у детей Игра на музыкальных инструментах: учить детей правильно держать и играть на дудочке Музыкально-дидактические игры: развивать динамический слух у детей |
|
Май 1 н.Наш огород. 2 н.Наш сад. 3 н.Подарки весны. 4 н. Весеннее цветение. | Слушание: Обратить внимание детей на особенности изобразительных средств пьесы, динамику звучания. Пение: учить петь весело, дружно. Начинать и заканчивать песню во время. Музыкально-ритмические движения: учить детей передавать характер действия игрового образа Танец: закреплять умение выполнять движения в паре, кружиться, притопы Игра: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом и мелодией Игра на музыкальных инструментах: учить играть ансамблем Музыкально-дидактические игры: учить тембровому слуху |
|
Июнь 1.2 н. Здравствуй, лето! 3,4 н.Цветы | Слушание: Закрепить умение детей слушать произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять сколько частей в произведении. Пение: Способствовать развитию певческих навыков; петь без напряжения в диапазоне ре(ми)-ля(си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова; ласково, протяжно напевать (№1), весело –(2) Музыкально-ритмические движения: Закреплять умение двигаться в соответствии с двух частной формой музыки и силой её звучании (громко-тихо), реагировать на начало звучания музыки и окончание. Развивать умение двигаться с предметами (цветами) Танец: Стимулировать самостоятельность выполнения танцевальных движений под плясовые мелодии. Закреплять умение более точно выполнять движения, передающие характер, изображаемых животных. Игра на музыкальных инструментах: Различать и называть детские инструменты (металлофон, барабан, треугольник, бубен и т.д.). закрепить умение детей подыгрывать на детских ударных муз. инструментах. Музыкально-дидактические игры: Развитие звукового слуха |
сл. И Плаказы.
- Танец весёлых лягушат; - Танец мышат и т.д
|
Июль 1,2 н.Наш огород 3,4 н. Наш сад
| Слушание: Закрепить умение детей слушать произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять сколько частей в произведении, различать звуки по высоте и динамики. Пение: Закрепить умение детей петь легко, без напряжения, ритмично, чётко произносить слова. Петь в соответствующем темпе. Музыкально-ритмические движения: Закреплять умение двигаться в соответствии с двух частной формой музыки и силой её звучании (громко-тихо), реагировать на начало звучания музыки и окончание. Развивать умение двигаться с предметами (цветами) Танец: Развивать умение двигаться парами и выполнять все движения в соответствии с текстом. Добиваться выразительности и эмоциональности в движениях Игра на музыкальных инструментах: Закреплять умение детей держать муз.инструмент, извлекать звук. Музыкально-дидактические игры: Развитие звукового слуха |
Цель: Воспитывать в детях образное мышление, вызвать эмоции. |
Август 1,2 н. Птицы 3,4 н. «Мы друзья-подруги» | Слушание: Закрепить умение детей слушать произведение до конца, понимать характер музыки Пение: Закрепить умение детей петь легко, без напряжения, ритмично, чётко произносить слова. Петь в соответствующем темпе. Музыкально-ритмические движения: Улучшать качество исполнения движений (двигаться образно). Закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом в игровой форме использовать ударные муз.инструменты. Танец: Учить детей двигаться парами, выполнять соответствующие движения в парах под музыку. Добиваться ритмичности с исполнении движений. Игра на музыкальных инструментах: Закреплять умение детей играть на детских муз.инструментах. Музыкально-дидактические игры: Развитие тембрового и динамического слуха |
Цель: Воспитывать в детях образное мышление, вызвать эмоции. |
План развлечений и праздников на 2015-16 учебный год
1 младшая группа | |
сентябрь | Концерт, посвященный празднику «День воспитателя» |
Театр игрушек «Ёжик в осеннем лесу» | |
октябрь | Театр игрушек «Как козёл Мефодий огород охранял» |
Утренник «Праздник осени» | |
ноябрь | «В гостях у Барбоса» |
Концерт, посвящённый празднику «День ребёнка»-«Первый снег» | |
декабрь | Кукольный театр «Как мы Мишутка гулял по городу» (ПДД) |
Утренник, посвящённый празднику «Новый год» | |
январь | Спектакль с участием взрослых «Как Петя остался дома один» |
Кукольный театр «Капризка» | |
февраль | |
Физкультурное развлечение «Зимние забавы» | |
Праздник масленица « В гости к нам пришёл Петрушка | |
март | Развлечение «Художник в гостях у ребят» |
Утренник «Мамин день» | |
апрель | День смеха – Театр игрушек «Как мы лечили Петушка» |
Пасха | |
май | Утренник «К нам пришла Весна» |
«Выпуск из яселек» | |
июнь | Праздник «День защиты детей» |
Физкультурно-оздоровительный праздник: «Здравствуй, лето!» | |
июль | Вечер хороводных игр «Яблоко и ёжик» Кукольный театр «Снегурочка и лиса» |
август | «Сказки в гости к нам пришла» |
«Экскурсия в зоопарк» развлечение |
3.2.2. Особенности материально-технического обеспечения
В музыкальном зале для занятий:
- Музыкальные инструменты (палочки - клавесы, деревянные ложки, металлофон, маракасы, бубен, самодельные звучащие предметы)
- Сценические декорации и костюмы
- Игрушки- персонажи для занятий
- Танцевально – игровые атрибуты
- Комплект аудио дисков с музыкальным материалом по реализации программы
- Компьютер
- Электронный клавишный инструмент
- Музыкальный центр, микрофон
- Детские музыкальные инструменты (металлофон, маракасы, бубен, колокольчик, деревянные ложки, барабан, палочки- клавесы.)
Музыкальные уголки во всех возрастных группах:
(детские музыкальные инструменты, музыкально дидактические игры, персонажи детских театральных игрушек, самодельные звучащие предметы, элементы детских театральных костюмов.)
Приложение1. Система мониторинга
Параметры диагностирования детей четвертого года жизни по образовательной области «Художественно -этическое развитие» /музыка/
1 полугодие.
Движение: двигается с детьми, принимает участие в играх и плясках.
Пение: принимает участие.
Слушание: узнает ли музыкальное произведение.
Чувство ритма: ритмично ли хлопает в ладоши, принимает участие в дидактических играх
2 полугодие.
Движение: принимает участие в играх и плясках, ритмично двигается
Пение: принимает участие.
Слушание: узнает ли музыкальные произведения, инструменты.
Чувство ритма: ритмично ли хлопает в ладоши, принимает участие в дидактических играх
Уровни освоения программы по музыке.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ (1 балл)
1. У ребенка отсутствует умение вслушиваться в музыку и слова произведения, запоминать и узнавать прослушанное.
2. Не замечает динамических оттенков (тихо-громко).
3. Поет без интереса и выразительности.
4. Отсутствуют навык правильного выполнения музыкально-ритмических движений.
5. С трудом различает знакомые музыкальные инструменты.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ (2 балла)
- Ребенок вслушивается в музыку и слова, однако, запоминание непрочное.
- Не всегда замечает изменения динамических оттенков.
- Поет выразительно, но не всегда достигает ансамбля с другими детьми.
- Не достаточно точно выполняет музыкально-ритмические движения.
- Различает и называет детские музыкальные инструменты, но ждет помощи взрослого.
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ (3 балла)
- Ребенок слушает музыкальное произведение до конца.
- Узнает знакомые песни.
- Замечает изменения в звучании (тихо-громко).
- Поет выразительно, ритмично, свободно, не опережая других.
- Выполняет движения: кружение в парах, притопывание попеременно ногами, двигается под музыку с предметами (платочками, листочками и др.)
Организация и методика проведения диагностического обследования по музыке.
Восприятие музыки.
- Предложить ребенку прослушать музыкальное произведение. Обратить внимание на заинтересованность ребенка, эмоциональный отклик.
- Предложить ребенку рассказать о чем эта музыка, представить музыкальный образ.
- Узнать музыкальное произведение по звучащему фрагменту, определить название.
- Предложить сравнивать два разнохарактерных произведения.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ (1 балл)
- слушает музыку без интереса;
- затрудняется определить характер;
- не может вспомнить название;
- затрудняется в сравнении двух разнохарактерных музыкальных произведениях.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ (2 балла)
- слушает музыку, не выражая особых эмоций, иногда отвлекается;
- с помощью взрослого может определить характер музыкального произведения;
- определяет название музыкального произведения с незначительной подсказкой педагога;
- в целом способен к сравнительному анализу двух разнохарактерных музыкальных произведений.
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ (3 балла)
- внимательно, увлеченно слушает музыку;
- определяет характер музыкального произведения, ясно представляет музыкальный образ, его действия;
- называет музыкальное произведение;
- может сравнивать два разнохарактерных музыкальных произведения, имеет достаточный словарный запас для сравнительной характеристики.
Пение.
- предложить ребенку вспомнить песни, которые он знает.
- предложить ребенку исполнить программную песню с музыкальным сопровождением, обратить внимание на точность интонации, артикуляцию
- предложить ребенку спеть а-CAPELLA знакомую попевку, используя релятивную сольмизацию.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ (1 балл)
- ребенок затрудняется назвать и исполнить любимые песни;
- поет не выразительно, равнодушно или вообще отказывается петь;
- затрудняется вспомнить задание;
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ (2 балла)
- наличие у ребенка 1-2 любимых песен, которые он может назвать и исполнить;
- исполняет песню недостаточно выразительно, допускает интонационные и ритмические неточности;
- передает мелодию попевки с помощью музыкального руководителя, неуверенно показывает направление мелодичной линии рукой.
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ (3 балла)
- наличие у ребенка достаточно большой (для его возраста) песенный репертуар;
- исполняет песню выразительно, эмоционально откликается на содержание, характер музыки
- точно передает мелодию попевки а-CAPELLA, исполняет релятивную сольмизацию.
Музыкально-ритмические движения.
- предложить ребенку исполнить любой свободный танец, под звучащую музыку.
- предложить ребенку прослушать музыкальный фрагмент и прохлопать его ритмический рисунок
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ (1 балл)
- двигается не ритмично, скованно, однообразно;
- не может выполнить задание.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ (2 балла)
- двигается не всегда ритмично, движения маловыразительны
- выполняет задание с помощью взрослого
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ (3 балла)
- двигается под музыку ритмично, выразительно
- самостоятельно воспроизводит ритмичный рисунок (в хлопках)
Элементарное музыцирование
- предложить ребенку поиграть на любом шумовом инструменте;
- предложить озвучить музыкальный фрагмент (поиграть под фонограмму или живое исполнение)
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ (1 балл)
- затрудняется в выборе инструмента, не владеет приемами игры;
- затрудняется выполнить задание.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ (2 балла)
- ребенок выполняет задание с интересом, но при помощи педагога;
- ребенок находит нужный инструмент, но играет не всегда ритмично
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ (3 балла)
- ребенок эмоционально откликается на задание, владеет приемами игры на всех предложенных шумовых инструментах.
- играет ритмично, четко.
Музыкальный репертуар
Слушание музыки:
- «Детский сад» Чайковского
- «Новая кукла»
- «Болезнь куклы»
Пение:
- м\д игра «Птица и птенчики»
- «Петушок» - р.п.н.
- «Ладушки»-р.п.н.
Музыкально-ритмические движения
1.»Ходим-бегаем» Тиличеевой
2. «Гуляем пляшем» Раухверг
3. «Пляска с листочками» Вихарева
4. «Тихо-громко» Тиличеева м/д игра
Элементарное музыцирование
1.колокольчик, погремушка
2. барабан, любимая р.н.м.
Протокол результатов диагностического обследования детей четвертого года жизни по образовательной области
«Художественно- эстетическое развитие» (музыкальное развитие)
Срок проведения________________ Группа_______________________
ФИР | восприятие музыки | пение | музыкально-ритмические движения | элементарное музыцирование | итого | уровень |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 | ||||||
12 | ||||||
13 | ||||||
14 | ||||||
15 | ||||||
16 | ||||||
17 | ||||||
18 | ||||||
19 | ||||||
20 | ||||||
21 | ||||||
22 | ||||||
23 | ||||||
24 | ||||||
25 |
Высокий уровень 12- 8 баллов, средний уровень – 8 – 4 баллов, высокий уровень 4 -1 балла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 2-й младшей группы по образовательной программе с элементами "Радуги"
В этом году (2012) всем воспитателям нужно было составить свою рабочую программу на год Хочу представить свой вариант. Надеюсь она кому-то поможет....
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа музыкального руководителя. Первая младшая группа
Рабочая программа первой младшей группы на 2018-2019 учебный год. Рабочая программа предназначена для детей 2-3 лет (первая младшая группа) и расчитана на один год обучения....
Рабочая программа музыкального руководителя. Вторая младшая группа.
Рабочая программа второй младшей группы на 2018-2019 учебный год. Предназначена для детей 3-4 лет и расчитана на один учебный год....
• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От
Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...
рабочая программа музыкального руководителя для средней группы группы
данная рабочая программа составлена для средней группы...