мой опыт работы с детьми в оркестре
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Мой опыт работы
« Играем в оркестре»
Подготовил:
Музыкальный руководитель
Мельчикова Раиса Ивановна
.
Мой опыт работы в дошкольном учреждении показал, что игра в оркестре на детских музыкальных инструментах развивает у детей музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, активизирует творческую самостоятельность, а это очень важно, потому что дети дошкольного возраста не имеют музыкальной подготовки и обладают недостаточно развитыми музыкальными способностями. Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависит не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя, который больше контактирует с детьми и лучше знает особенности каждого ребёнка. Совместная работа музыкального руководителя с воспитателем помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, музицированием.
Большое значение имеет начальный этап обучения. Очень важно с первого занятия заинтересовать ребёнка, вызвать у него желание научится играть, поэтому первое занятие надо попытаться сделать в виде маленького праздника или какого – либо открытия. Ведь многие инструменты дети уже где – нибудь и когда – нибудь уже видали наверняка, но не все знали и слышали, что на них можно играть, исполняя настоящую музыку. Например: Я включаю музыку П.Чайковского «Камаринская», после чего, предлагаю детям выбрать инструмент к этой музыке. Ребёнок выбирает интуитивно и я спрашиваю его, почему он выбрал именно этот инструмент?
Интересно проходят занятия с использованием «Природных» инструментов: хлопков, притопов, шлепков, прищёлкиваний и т.д. Эти инструменты можно использовать на прогулке, в часы досуга, в индивидуальной работе с детьми. При обучение «природных» инструментов, можно воспользоваться методикой К.Орфа, а также подбирать песни для дошкольников с «раскрашиванием» мелодии «природными» инструментами \ песни, где есть паузы, и заполнить их хлопками, шлепками, притопами и т.д.\.
Следующий этап обучения посвящён ударным «ритмическим» инструментам. Важно, в этой работе, объяснить не только длительность звуков, но и сразу же закрепить теоретический материал, используя « природные» и «Ритмические» инструменты. Выполняется эта работа индивидуально, по подгруппам.
Следует сразу обратить внимание детей на технические приёмы игры на ударных инструментах, различные способы звукоизвлечения.
Например: при игре на бубне, надо объяснить, что различные по силе и характеру звуки зависят от того, где и как сделать удар \ пальцами, ладонью, кулаком\. Кастаньеты \ парные\ предлагают два способа звукоизвлечения: первый – это удар «лепестками» о ладонь руки, второй – резкое встряхивание инструмента.
При организации ансамбля ложкарей, следует помнить, что удары ложками могут быть также в разных вариациях: по руке, по бёдрам, по плечу, по колену, по животу и т.д.\.
Наиболее знакомым инструментом в дошкольном учреждении является металлофон. Но, к сожалению, он имеет ряд недостатков: звучит на октаву выше, не всегда держит строй и трудно сразу подстроить под него голос. Поэтому сначала начинаем обучение на звуковысотных инструментах, таких, как детское пианино, рояль, электромузыкальные инструменты. Партия ребёнка в таких ансамблях предельна проста: он воспроизводит равномерную ритмическую пульсацию на одном звуке \ тонике или доминанте \ правой или левой рукой, а иногда одновременно. Здесь очень важно научить ребёнка слышать себя, играя на инструменте, следить за качеством звука, динамикой, темпом, ритмом, постановкой руки.
При обучении игре на металлофоне, я делаю упор на то, что он является «мелодическим» инструментом. Качество извлекаемого звука зависит от точности удара. Молоточек должен свободно лежать на указательном пальце и придерживаться большим. Первоначальное обучение – научить ребёнка свободно держать и «раскачивать» молоточек, это даёт возможность ощутить его массу.
Большое значение при обучении на детских музыкальных инструментах уделяется репертуару. Очень хороший сборник Н.Ветлугиной «Музыкальный букварь». Подбираем пьесы в удобной тональности или делаем транспонирование. Чаще всего осваиваемые инструменты ведут мелодическую линию, а фортепьяно – аккомпанемент. На этом этапе могут быть использованы такие музыкальные пьесы: «Турецкий марш» В.А.Моцарта, «Наш оркестр» Е.Тиличеевой, вариации на тему русских народных мелодий, «Прыгалка» Л.Абелян, «Песенка поросят» Д.Уотта, «Прыг да скок» В.Голикова, «Про сверчка» И.Морозова и другие.
. Я использую произведения из сборника С. Бублей «Детский оркестр» знакомые песни, попевки.
Игра в полном составе оркестра требует большого умения и терпения. Большое значение имеет правильное распределение партий в оркестре. Оркестр обычно располагается так: справа – низко звучащие инструменты, слева – высоко звучащие.
Когда оркестр полностью готов, я вижу, какую радость доставляет он детям, как они ждут этих занятий и готовятся к ним. Для наших дошкольников – это хорошая система музыкального воспитания, которая способствует развитию их музыкальных и творческих способностей. Обязательное условие - зрелищное, яркое, незабываемое выступление оркестра перед родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы с детьми на тему: "Музыка и физическая культура"
Большое число современных направлений занятий физической культурой и новых видов спорта предполагает использование музыкального сопровождения. Музыка, предназначена для направленного стимулирования фи...
опыт работы с детьми и родителями
В период дошкольного возраста, у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья. Занятия на улице: круглый год....
Мой опыт работы с детьми по использованию малых форм фольклора
Методика использования малых форм фольклора в речевомразвитии ребёнка....
Опыт работы с детьми раннего возраста.
Раннее детсво - это важнейший период в становлении личности ребенка. В этот период происходит формирование основных функций нервной системы, и прежде всего функций коры головного мо...
Опыт работы с детьми старшей группы в трудовой деятельности: «Дежурство»
Опыт работы с детьми старшей группы в трудовой деятельности: «Дежурство» Приготовила: Снеткова Елена Геннадьевна воспитатель, первая квалификационная категори...
Социально - коммуникативное развитие дошкольников через изодеятельность. Из опыта работы.Опыт работы с детьми
Опыт работы с детьми показывает, что занятие художественно - творческой деятельностью создают основу для полноценного, содержательного общения между детьми и взрослыми, помогает детям усвоить и закреп...
Из опыт работ с детьми раннего возраста "Использование элементов театрализованной деятельности с детьми раннего возраста".
В период раннего детства маленький ребенок активно познаёт окружающий мир. В детском саду он приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организ...