Из опыта работы педагога-психолога "Чудеса на песке"
статья на тему
В данном материале я делюсь опытом работы педагога-психолога с песком в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта работы педагога-психолога | 644.74 КБ |
Предварительный просмотр:
«Чудеса на песке…»
(из опыта работы педагога-психолога)
Я работаю педагогом-психологом в детском саду уже восемь лет. Одним из интересных направлений своей работы считаю работу с песком.
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Ребенок сам тянется к песку, и если добавить к этой игре творческую составляющую, то из обычного пересыпания песка получается увлекательный процесс.
Песок – это уникальный материал, который побуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет.
Занятия с песком я использую с замкнутыми, тревожными, неуверенными в себе детьми, потому что рисунок на песке или постройку из песка легко исправить, если вдруг что-то не получится, или вообще удалить. Игра с песком позволяет расслабиться, недаром говорят что песок «заземляет» негативные эмоции, снимает стрессы и внутренние зажимы. Поэтому работу с песком я также провожу с агрессивными, гиперактивными и легко возбудимыми детьми.
Так же игра с песком может быть полезна для развития мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять эмоциональное напряжение.
Целью песочной терапии является установление психологического комфорта, снятие эмоционального напряжения.
Для реализации цели я использую различные игры и упражнения с песком, которые превращают занятие в интересную и увлекательную игру, на протяжении которой дети активно и свободно выражают свои эмоции и настроение в постройках из песка.
Для организации занятий в детском саду с песком я использую:
1.) песочный стол с подсветкой
2.) песочницу с бортиками, окрашенными в голубой цвет.
3.) «коллекцию» миниатюрных фигурок (высотой желательно не более 8 сантиметров):
- куклы-человечки, сказочные герои (добрые и злые)
- предметы мебели и быта;
- животные: домашние, дикие, доисторические и пр.
- транспорт (от обыденного до фантастического);
- растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр;
- постройки: мосты, ограды, ворота и т.д.;
- природный материал: ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.;
- пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.);
- крупные бусины и драгоценности из оргстекла.
Этот список можно продолжать бесконечно. Коллекция фигурок и предметов в моем кабинете пополняется регулярно. Около песочницы имеется открытый шкаф с полочками, на котором вся коллекция игрушек разложена в корзиночки по тематике и находится в свободном доступе для ребенка. Так же корзиночки и подносы можно выставлять на специально приготовленный стол, установленный рядом с песочницей.
Хочется отметить несколько основных правил для проведения занятий с песком:
- работа с песком ведется стоя (для большей свободы движений).
- к песочнице должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).
- все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.
- необходимо запретить детям бросаться песком.
- после игры в песке нужно помыть руки.
Ребята, которые занимаются в моем кабинете, уже знают их наизусть.
Исходя из опыта работы в ДОУ, при работе с песком я выделяю три этапа, которые имеют определенную направленность:
1. «Знакомство с песком»
2. «Создание следов на песке»
3. «Занятие-сказка».
Расскажу о них подробнее.
I этап: «Знакомство с песком»
На данном этапе проводятся занятия, посвященные знакомству с песком. Дети знакомятся со свойствами песка, его структурой и качествами. Занятия этого этапа проводятся на столе с подсветкой. Форма работы индивидуальная.
Примерные упражнения:
- пересыпая песок, ребенок знакомится с его свойствами: он теплый, ласковый, сухой, мелкий, сыпучий, мягкий, легкий;
- ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук, их внутренней и внешней стороны;
- пробуем скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения кистью руки (змейка, санки…);
- выполняем те же движения, поставив ладонь ребром;
- пробуем «пройтись» ладошками по проложенной трассе, оставляя на них свои следы;
- пробуем «пройтись» костяшками кистей рук, пальцами, кулачками, создавая произвольные или заданные узоры;
- «играем» пальцами на поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера;
- делаем следы, сгруппировав пальчики рук по два, по три, по четыре, по пять;
Выполненные работы подсвечиваются цветом на столе, что добавляет положительную эмоциональную окраску.
II этап «Создание следов на песке»
На данном этапе проводятся занятия, направленные на создание следов при рисовании, как с дополнительными материалами (предметами – манипуляторами), так и без них. На данном этапе дополнительный материал используется также в качестве необходимой части изображения (выкладывание узора и т.п.). Проводится на столе с подсветкой. Форма работы индивидуальная либо с двумя детьми.
Примерные упражнения:
- «повторим по образцу»: пробуем изобразить узор на песке, как на картинке-образце;
- украшаем отпечаток руки декоративными бусинами;
-превращаем отпечаток руки в животное (дельфина, медведя, кошку, гусеницу, петуха и т.д.);
- изображаем неведомое животное с помощью дополнительных предметов и т.д.;
- «причесываем песок»: для этого используются гребешки с различными зубцами.
Упражнения этого этапа варьируются и дополняются либо упрощаются в зависимости от возрастной категории и способностей ребенка.
III этап «Занятие-сказка»
На данном этапе самой важной задачей является помочь ребенку овладеть коммуникативными способностями, привить положительные модели общения со сверстниками.
Форма работы - малая подгруппа из 4-5 человек.
На этом этапе перемещаемся с песочного стола в глубокую песочницу.
Подготовка и проведение игр с песком в глубокой песочнице подразумевает непосредственное участие в игре взрослого, помогающего детям.
Занятия проводятся в форме сказки. Через сказку и игру ребенок легче открывает для себя мир чувств, учится гармоничному общению с взрослыми и сверстниками, учится понимать себя. Попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими волшебниками. Они с нетерпением ждут следующей нашей встречи в «песочной стране».
Примерный план занятия может выглядеть так:
- рассказ детям о сказке (путешествии);
- постройка игрового пространства (сказочной страны, замков, дорожек, рек, лесов и так далее);
- знакомство с различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и прочее);
- возникновение проблемной ситуации;
- обращение к ребенку за помощью: - что будет с жителями страны? что делать? как быть? сможем ли мы помочь?
Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве, дает возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом.
Применение песка в моей работе с дошкольниками помогает мне:
- достичь положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребёнка и позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребёнка;
- оказать положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей;
- вызывать положительные эмоции (радость, удивление), снизить негативные проявления (страх, агрессию, тревожность) и уменьшить проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обиду);
- совершенствовать гуманные чувства детей, делать их добрее, учить их выражать свои эмоции в безобидной форме;
В итоге дети, играя в песок, учатся понимать себя и других. Наличие позитивного влияния на эмоциональное самочувствие детей и взрослых делает игру в песок прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Занимаясь с песком в детском саду, мы с детьми регулярно придумываем множество своих игр, разнообразных сюжетов к этим играм, которые, нравятся детям и доставляют им много удовольствия во время игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
экспериментирование с песком и водой (из опыта работы)
в работе раскрыта экспериментальная деятельность с песком и водой. Наблюдение, опыты, игры с песком и водой способствуют познанию окружающего мира и знакомит детей со свойствами веществ, развивает кон...
Представление опыта работы педагога-психолога по созданию фресок из цветного песка.
Мастер-класс "Фрески из цветного песка"...
Презентация опыта работы на тему: "Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III посредствам кинетического песка"
Презентация опыта работы по формированию грамматического строя речи посредствам кинетического песка....
Работа с кинетическим песком (из опыта работы)
Работа с кинетическим песком ( из опыта работы)Для малыша песок – это прежде всего материал, который так же интересен, как все вокруг. Интерес к песку удерживается тем, что не поддается «овладен...
Описание опыта работы "Использование игр с песком в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
Доказано, что игры с песком имеют большое значение для физического и психического здоровья, поэтому я решила использовать песок и в совместной деятельности с детьми в группе.В данном материале предста...
Семинар - игра Использование нетрадиционных игр в образовательно-воспитательном процессе детского сада (из опыта работы воспитателя) «Волшебный мир песка»
. Игры с песком – это проявление естественной активности ребёнка и вид деятельности, который дарит детям радость. С помощью игр с песком ребёнок творчески изучает мир вокруг себя. Когда он ...
Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».
В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей через метод песочной терапии. Метод позволяет в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...