Самоанализ педагогической деятельности
материал на тему

Галицкая Ирина Павловна

Самоанализ на районный конкурс  "Воспитатель-2013"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение  «Киреевский детский сад комбинированного вида № 5 «Ромашка»

администрации муниципального образования

Киреевский район

САМОАНАЛИЗ   РАБОТЫ

воспитателя

Галицкой Ирины Павловны

г. Киреевск

2012 год

«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать». Сухомлинский В.

          Меня всегда очень волновала тема экологического воспитания детей. Человек и природа вечная и всегда актуальная тема. Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой теме, но в наши дни она стоит особенно остро. Проблема экологизации, материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас Дома-Земли.

         Я очень люблю природу, восхищаюсь её красотой и считаю, что такие качества человека, как любовь к природе, бережное отношение к «братьям нашим меньшим» дети сохранят на всю жизнь, если экологическое воспитание начать как можно раньше. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем и то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя, как часть экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Поэтому я выбрала тему «Формирование гуманного отношения к природе у дошкольников в синтезе с искусством».

         Поставила перед собой цель создание благоприятных условий для развития личности дошкольников через экологическое воспитание. Сформулировала задачи, которые помогут достигнуть ее:

• формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста,

•   развитие познавательной активности через экспериментирование,

•  развитие    положительных    нравственных    качеств,    побуждающих    детей    к соблюдению норм поведения в природе, обществе,

•  воспитание   этических   и   эстетических   чувств,   развитие   эмоций   средствами природы.

• воспитывать заботливое отношение к природе путём систематического общения с окружающей средой.

           Свою работу я начала с ежедневного общения детей с природой на прогулке, экскурсиях, походах в парк. Причем это были не бездумные, кратковременные наблюдения, а целенаправленная, систематическая работа по обогащению представлений о животных и растениях, природных явлениях и природных зонах, влияние человека на все живое. При  построении  системы  работы  по  экологическому  воспитанию     я  выделила следующие основные направления:

• познавательное.

Цикл познавательных мероприятий по расширению экологических знаний воспитанников;

•  познавательно - развлекательное.

Знакомство детей с компонентами живой и не живой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме;

• практическое.

Привитие бережного отношения детей к родной природе через трудовое воспитание и тесное сотрудничество с родителями;

• исследовательское. Экспериментальная деятельность детей, экскурсии, походы наблюдения за природой.

            При выстраивании воспитательно - образовательного процесса объединяю эти направления (в разных сочетаниях), «разбавляю» их разнообразными продуктивными видами деятельности. Обязательной составляющей всей моей работы является эмоциональное окрашивание встреч с природой, ее любованием.

            Важным средством экологического воспитания, по моему мнению, является искусство. Именно оно помогает мне пробудить у детей эмоциональное, чувственное отношение к природе, понять ее «душу» и выразить свое отношение к ней. Поэтому в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах использую художественное слово (стихотворения, загадки, пословицы), музыкальные произведения известных композиторов, репродукции художников - пейзажистов. Стараюсь научить детей сопоставлять увиденное И.Левитаном, И.Шишкиным, А.Саврасовым, В. Поленовым с тем, что увидели на прогулке, в парке, на экскурсии. Просматривали слайды, фильмы, альбомы, затем вместе с детьми отображали свои впечатления через изобразительные виды деятельности (рисование, пластилинографию). Нетрадиционные техники: монотипия, печатанье штампами, по сырому, граттаж помогали наиболее ярко передавать пробуждение природы, яркий и живописный луг, иней на заснеженных деревьях, лазурное небо в весенний день и многое другое.

            Однако я заметила, что дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи в природе на близком и знакомом им материале, на том, что находится рядом: родная березка, лес, река.

Считаю принцип регионизации основным, потому что он предполагает знакомство с природным ландшафтом нашей области, города, географическими и климатическими особенностями. Например, реализуя проект: «Люблю березку русскую» в первую очередь знакомила детей с деревьями, растущими на территории детского сада, затем в парке родного   города,   просматривали   слайды   «Природа  Ясной   поляны».   Исследовали   ее характерные особенности, условия произрастания, целебные свойства и возможности ухаживать и оберегать национальную гордость России. Обращала внимание воспитанников на то, как передавали образ русской березки известные художники-пейзажисты, писатели, композиторы. Составили альбом из наблюдений, рассказов, рисунков, фотографий. Вся проделанная работа оставила у детей глубокие впечатления.

            Современное общество требует современного подхода к выстраиванию отношений с детьми, построению воспитательно-образовательного процесса. С введением Федеральных государственных требований приложила много усилий, чтобы усовершенствовать формы и методы работы с воспитанниками. Освоила современные технологии. В первую очередь технологию интегрированных занятий. Именно они способствуют созданию наиболее полной информации о той или иной теме. Дают возможность детям не только получать готовую информацию, но и добывать ее самостоятельно через продуктивную и исследовательскую деятельность.

           В своей работе большое внимание уделяю поисково-экспериментальной деятельности, поэтому все занятия с детьми строю используя не только методы прямого обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный), но и проблемные методы обучения (проблемного изложения, частично поисковый, исследовательский). Именно такой метод рекомендует С.Н.Николаев. Поэтому занятия с детьми начинаю с игровой мотивации. Сопереживая и помогая героям историй, путешествуя или отдыхая вместе с ними, дети незаметно для себя осваивают экологические знания и представления, у них расширяется общий кругозор, развивается мышление, внимание, память, восприятие, речь.

          За последний период моей работы внедряю такие образовательные технологии как индивидуально-ориетированная, социоигровая, технология экспериментирования, мнемотехника, технология декоративно-прикладного искусства - квиллинг.

          При подборе материала для проведения непосредственно образовательной деятельности, я ориентируюсь на то, что наши дети не только любознательны, но и очень подвижны, их внимание недостаточно устойчиво, а в памяти фиксируются только яркие эмоциональные события и образы. Чтобы освоение новых знаний приносило детям радость, я провожу занятия с использованием игр, музыкального сопровождения и использования проектора, слайдов. Это разнообразные игры, фильмы о животных, природных явлениях. В занятия по ознакомлению с окружающим миром включаю разнообразные эколого- дидактические игры: «Кто, где живет?», «Что растет...?», «Что, кто лишний?», «Экологические цепочки», «Кто с кем дружит?», «Лесной дом». Широко использую игры с природным материалом, словесные игры. Большую часть задач реализую через экскурсии, экологические дискуссии на природе, походы, наблюдения, посещение выставок, знакомство с экспонатами музея «Русского быта», тематические занятия. Знакомлю с русской культурой, обычаями, традициями, с культурными достижениями и трудом жителей области, города. Немаловажное значение имеет использование в педагогическом процессе наблюдение, художественное слово, подвижная игра, трудовая деятельность, исследовательская деятельность и индивидуальная работа. Это именно те компоненты, которые я включаю ежедневно в работу с детьми.

           Также провожу циклы наблюдений эстетического характера, в которых дети учатся замечать красоту растений и окружающего мира.

          Особое внимание уделяю наблюдениям за огородом. Такая работа позволяет ребенку узнать не только о строении растений, но и развивает наблюдательность детей, способность замечать изменения растущих растений, понимать значение разнообразных условий для их роста.

           Большую роль в экологическом воспитании ребенка играют наблюдения за окружающей природой и ведение календарей природы. Календарь природы заполняем ежедневно после утренней прогулки. Календари природы помогают отслеживать изменения в природе, развивать наблюдательность, внимание, память.

           Мы с ребятами познакомились с участком детского сада и прилегающей к нему территорией. Проводили наблюдения за деревьями и другой растительностью. Также ходили на экскурсии в «Городской парк культуры и отдыха». Знакомились с незнакомыми деревьями, сравнивали с растительным миром нашего участка, нашли много сходств и отличий. Закрепляли знания о деревьях в играх: «К названному дереву - беги», «Угадай, какой наш дом», «Путешествие» и др.

          Занятия с детьми начинаю с игровой мотивации. Сопереживая и помогая героям историй, путешествуя или отдыхая вместе с ними, дети незаметно для себя осваивают экологические знания и представления, у них расширяется общий кругозор, развивается мышление, внимание, память, восприятие, речь. В проекте «Путешествие капельки» вместе с главным героем капелькой познакомились со свойствами воды на занятиях по окружающему миру. Проводили эксперимент «Свойства воды», «Что случится с растением, если лишить его воды» и др. На занятиях рисования вместе с капелькой путешествовали по листу бумаги. На обильно смоченный лист бумаги наносили разными мазками любые цвета, приподнимали лист над столом и наклоняли в разные стороны. Цветная вода путешествовала по всему листу, экспериментируя таким образом ребята замечали причудливые рисунки и дорисовывали красками по своему усмотрению.

         В результате проделанной работы у детей сложилась полная картина о воде, её свойствах. При подборе материала для проведения непосредственно образовательной деятельности, я ориентируюсь на то, что наши дети не только любознательны, но и очень подвижны, их внимание недостаточно устойчиво, а в памяти фиксируются только яркие эмоциональные события и образы. В течение каждого занятия предусматриваю время для снятия умственного и физического напряжения. В этом мне помогают здоровьесберегающие     технологии:         речедвигательная    гимнастика,     дыхательная

гимнастика Стрельникова, пальчиковые игры, упражнения для глаз.

           В конце каждого занятия подвожу итог. Детям задаю вопросы: «Что нового вы сегодня узнали?», «Чему вы сегодня научились?». Этим я прослеживаю насколько был усвоен детьми материал.

          В совместной и самостоятельной деятельности использую различные формы организации детей. Предлагаю детям настольно-печатные игры «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Времена года», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки. Каждое утро с детьми провожу артикуляционную гимнастику, беседы в которых использую разнообразные словесные экологические игры, загадки, задачки, игры с мячом. Такая работа помогает мне развивать и закреплять у дошкольников полученные знания об окружающем их мире, развивать творческий потенциал, внимание, речь, воспитывать эстетические и этические качества личности, гуманное отношение к природе, учиться действовать не только самостоятельно, но и в сотрудничестве с другими сверстниками и взрослыми.

          В группе организован «Уголок природы», в котором находится календарь природы, библиотека, гербарии, уголок для самостоятельного экспериментирования, мини-коллекция семян, ракушек, настольные дидактические игры, подобраны различные иллюстрации и репродукции о природе и временах года, макеты. Ребенок может в любое время играть в этом уголке, проводить опыты и эксперименты. Стенд детских творческих работ постоянно обновляется по темам: природные явления, животные, птицы, обитатели морей. Ежедневно осуществляется совместная деятельность в уголке природы , что приобщает детей к трудовым обязанностям, развивает трудолюбие, чувство ответственности, самостоятельность, умение чутко относиться к делу.

          Помимо работы с детьми провожу работу с родителями. В группе организован

уголок для родителей,  где размещен  материал о  временах  года,  русские  народные

пословицы и поговорки, стихи, интересная информация.   Родители охотно участвуют в

природоохранных   акциях,   выставках   поделок   из   природного   материала,   посещают

развлечения.    Работа    с    родителями    помогает   достичь    желаемых    результатов    вэкологическом воспитании ребенка. Только совместными усилиями можно развивать личностные качества дошкольника.

           Я постоянно в поиске новых путей сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель: воспитывать будущих созидателей жизни.

           Таким образом, считаю, что экологическое образование положительно влияет на развитие личности ребенка. Помимо получения теоретических знаний и практических умений, развивает и воспитывает эстетические и этические качества личности дошкольника. Воспитывает чувство ответственности за родную природу, край, чувство гражданственности и патриотичности, воспитывает гуманную личность, нравственно и физически здоровую.

          Проведя анализ своей работы, исходя из наблюдений, учитывая возрастные особенности, можно сделать следующий вывод:

•   у детей успешно сформированы познавательные, практические и творческие умения экологического характера;

•   дети предпочитают экспериментирование другим видам деятельности, познавательная заинтересованность высокая, показывают высокие результаты овладения экспериментальной деятельности;

•   у дошкольников сформированы положительные нравственные качества, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе, обществе;

•     у детей средствами природы сформированы эстетические и этические чувства.

          В детском саду работаю уже четыре года, и за это время активно участвую в мероприятиях данного учреждения и районных мероприятиях:

          Провела открытые занятия на темы: «Образы деревьев в творчестве писателей и поэтов» в 2010 году, «Путешествие капельки» в 2011 году.

Участвовала в семинарах в ДОУ: «Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы»

          Провела консультации для воспитателей: «Значение предметно-развивающей среды в опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста», «Развитие творческих способностей детей средствами бумагопластики», «Региональный компонент содержания экологического воспитания дошкольников»; консультации для родителей по темам: «Эстетическое познание мира природы глазами души», «Как сохранить и укрепить здоровье ребенка», «Развиваем речь дошкольников».

          Реализовала   проекты по темам: «Экоогород у Бабушки-Варварушки», «В речном царстве, в прибрежном государстве», «В стране светофории». Выступала на педагогических советах по темам: «Формирование у детей навыков безопасного поведения в природе», «Формирование коммуникативно-речевой активности дошкольников», «Игры и игровые ситуации с включением разных форм двигательной активности».

           Самоанализ в рамках заявленной темы сделан на основе личного опыта, наблюдений и педагогического анализа.

Моё призвание - воспитатель!

И очень хорошо об этом сказал поэт:

Избрали в жизни вы дорогу верную

И вам сходить с неё, причины нет.

Нельзя забыть учительницу первую -

Наставницу детей дошкольных лет!

Порой весёлая, подчас и трудная

Не назовёшь забавное игрой,

Из всех профессий мирная и нужная

Дошкольная работа с детворой.

«Не надо ни славы, ни мненья людей, мила мне одна лишь улыбка детей»

- эти слова говорят о многом и очень впечатляют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности

Анализ педагогической деятельности....

Самоанализ педагогической деятельности: «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

Задачи:uприобщение детей к театральному искусству;uобогащение и активизация словаря детей;uстимулирование желания искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, жесты, и...

Самоанализ педагогической деятельности

Современные изменения российского образования определили переход от традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг, требующих от воспитателя  способно...

Самоанализ педагогической деятельности.

Цель моей педагогической деятельности: создание  благоприятных условий  для всестороннего развития личности дошкольника средствами художественно-эстетического воспитания.Задачи:Сохраня...

Самоанализ педагогической деятельности

Анализ моей педагогической деятельности (2010 г.)...