Проект "Ищем таланты"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Проет направленный на развитие художественного творчества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ishchem_talanty_bez_prilozheniya_kolesnikova_smotrova.docx | 358.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 67 «Аистёнок»
г. Старый Оскол Белгородской области
Подготовили:
Колесникова С.И., воспитатель
СмотроваГ.В., воспитатель
Проект "Ищем таланты"
Одаренность — конечно дар,
Богом данный, данный свыше.
Одаренность — это огонь,
Не гаси, поддержи его, слышишь.
Одаренность — пытливый ум,
Почемучка еще с пеленок.
Одаренный — философ и шут,
В общем, трудный еще ребенок.
Детский сад – это теплый дом, куда ребенок идет с большим удовольствием, желанием, где его ждут, любят, принимают таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками.
Это светлый, радостный Дом счастья, Здоровья, Благополучия, где все дети и взрослые заняты любимым делом, проявляют «сотворчество», «сотрудничество»,«сорадость», где ценят их и по достоинству .
Разработчики проекта:
Воспитатели старшей группы компенсирующей направленности №11 «Почемучки» Колесникова С.И., Смотрова Г.В.
Актуальность проекта:
В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.
Новизна проекта:
Заключается в создании системы комплексного взаимодействия участников образовательного процесса, направленной на поддержку и развитие детской одаренности через организацию продуктивной художественно-творческой деятельности.
Участники проекта:
Дети, воспитатели и родители старшей группы компенсирующей направленности №11 «Почемучки».
Методологическая и теоретическая концептуальная основа
Теоретический анализ проблемы и реальная практика дошкольных учреждений убеждают нас в том, что отсутствие системы развития детской одаренности внутри детского сада отрицательно сказывается на эффективности работы по развитию способностей и талантов дошкольников. Опираясь на труды С.Л. Рубенштейна и Б. М. Теплова в области психологии, в которых классифицированы понятия: «способности», «одаренность», «талант» по единому основанию – успешности деятельности, принимая принцип подлинного гуманизма, заключающегося не в лозунге «всеобщей одаренности каждого ребенка», а в уважении к уникальности каждой личности, к ее неповторимости, мы принимаем за основу тот факт, что у некоторых детей уровень способностей (либо общих, либо специальных) значительно отличается от среднего.
Тип проекта:
- По доминирующей деятельности: информационно – практико - ориентированный творческий.
2. По времени проведения: краткосрочный (на 1 учебный год).
Цель проекта:
Внедрение системы психолого-педагогической деятельности педагогов направленной на достижение положительного результата по работе с одаренными детьми, поддержке и развития детской одаренности в художественно – творческой деятельности.
Задачи проектной деятельности:
- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;
- создание максимально благоприятных условий для творческого развития одаренных детей, стимулирование их творческой деятельности;
- расширение возможностей для участия одарённых и способных дошкольников в конкурсах, выставках разного уровня;
- внедрение новых образовательных технологий, направленных на удовлетворения запросов одаренных дошкольников;
Предполагаемый результат:
- выявление, развитие и поддержка одаренных детей;
-увеличение количества детей, занявших призовые места в конкурсных мероприятиях;
- расширение диапазона педагогических мероприятий на развитие творческих способностей детей;
- увеличение числа родителей, принимающих непосредственное участие в образовательном процессе;
Методы проекта:
- дидактические игры и упражнения;
- творческие развлечения;
- познавательно-образовательные мероприятия;
Этапы реализации проекта:
1 этап – погружение в проект
Цель: определение основных направлений работы.
Задачи: разработать концептуальные подходы к вопросам развития и поддержки одаренных детей в процессе художественно – творческой деятельности.
2 этап – организация деятельности
Цель: составление плана проекта, обеспечивающей развитие детской одаренности в художественно – творческой деятельности.
Задачи: подготовить материально-техническую базу; создать необходимые условия (мотивационные, организационные, нормативно-правовые, программно-методические, информационные, материально-технические).
3 этап – осуществление деятельности
Цель: реализация мероприятий в соответствии с планом проекта по развитию детской одаренности в художественно – творческой деятельности.
Задачи: апробировать инновационные методы работы; использовать активные формы организации детей.
4 этап – презентация проекта
Цель: обобщение и систематизация полученных знаний и навыков в процессе художественно – творческой деятельности.
Основные направления проекта:
1. Совместная образовательная деятельность с детьми;
2. Создание условий для самостоятельной деятельности детей;
3. Взаимодействие с родителями;
Первое направление – определение эффективных форм работы с детьми. Необходимо создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение, помогать ребенку, добиваться успеха в художественно творческой деятельности. Создать обогащенную предметно-пространственную среды, в которой будет действовать ребенок. В группе имеется «центр искусства и творчества» с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктельные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д. В уголке есть стенд для выставки детских работ. Чем богаче и комфортнее среда, тем больше возможностей у ребёнка. Обеспечение участия детей в различных конкурсах, интеллектуальных викторинах, играх - обязательное условие формирования у ребенка чувства успешности.
Второе направление - организация группой и индивидуальной работы с детьми, направленной на развитие художественно творческого развития дошкольников. Формировать у детей позицию художника- творца, поддержка проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии, активизировать творческие проявления в процессе приобщения к искусству и собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа, творческого экспериментирования с изобразительными материалами, применения способов создания по собственной инициативе и в новых условиях, использование разнообразных изобразительных техник и их сочетаний.
Третье направление - взаимодействие с родителями, направленное на обеспечение полноценного развития ребенка; повышения психолого-педагогической культуры родителей; создания единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду. Родители стали активными субъектами творческого процесса, повысили психолого – педагогическую компетентность в области детской продуктивной деятельности.
План мероприятий по реализации проекта:
№ | Содержание деятельности |
1. | КВН «Разноцветный мир» |
2. | ООД на тему: 1.«Цветы»; 2.«Придумай и роспиши поднос»; 3. «Животные»; |
3. | Викторина 1.«Разноцветная радуга»; 2. «Пропавшие краски»; |
4. | Игры по ИЗО на смешивание красок. |
5. | Игры по ИЗО на закрепление знаний цветов и оттенков. |
6. | Игры по ИЗО на развитие творчества
|
7. | Игры по ИЗО на развитие творчества: 1.«Лоскутное одеяло»; 2.«Сложи картинку»; 3.«Четвертый лишний»; 4.«Составь узор»; 5.«Найди отличия»; 6.«Подбери узор»; 7.«Собери целое»; 8.«Рукавички»; |
8. | Игры по ИЗО на развитие творчества: 1.«Разбитый сервиз»; 2.«Раскрась узор»; 3.«Подбери цвета»; 4. «Смешай цвета»; 5.« Цветные фоны»; 6.«Цветное домино»; 7.« Радужный хоровод»; 8.«Подбери композицию»; |
9. | Игры по ИЗО на развитие творчества:
|
10. | Игры по ИЗО на развитие творчества; 1.«Определи порядок изображения»; 2. «Жостовские мастера»; |
11. | Творческие упражнения по типу «Превращалки». |
12. | Мастер – класс для родителей: «Рисуем пальчиками, кулачками, ладошками»; «Необычными вещами мы рисуем без труда»;«Волшебные краски»;«Кляксография»; |
13. | Выставка совместных работ детей и родителей на тему: «А пока мы только пешеходы»; «Огонь для ребенка не забава»; «Осень, осень в гости просим»; «Идёт волшебница зима»; «Подарок маме своими руками»; «Идёт матушка Весна, отворяй ворота»; |
14. | Консультация для родителей на тему: «Узнай о своем ребенке по рисункам»; «Что такое творческие способности и как их развивать?»; «Использование нетрадиционных художественно-графических техник в условиях дома ребенка» ; |
15. | Деловая игра: «Палитра мастерства»; |
16. | Памятка для родителей: «Нетрадиционное рисование с детьми» |
17. | Итоговое мероприятие: развлечение в «Сказка в красках» |
Воспитанники, ставших призёрами и победителями творческих конкурсов различного уровня:
2015 год- Ампилогова Настя, Диплом 2 место Всероссийский конкурс детского рисунка «Ну, погоди!»
2015 год – Половинкин Денис, Лауреат Всероссийского конкурса детского рисунка «Каникулы без компьютера»
2015 год – Затирко Олег, 1 место Межсетевой муниципальный конкурс «Спички детям не игрушка»
2015 год – Чунихин Ваня , 2 место Межсетевой муниципальный конкурс «Спички детям не игрушка»
2015 год – Корнилов Дима, 1 место Межсетевой муниципальный конкурс «Спички детям не игрушка»
2015 год Половинкин Денис, 1 место Межсетевой муниципальный конкурс «Никто не забыт и ни что не забыто»
2015 год Половинкин Денис , 3 место Всероссийский творческий конкурс «Рассударики»
2015 год Карнилов Дима, Диплом 1 степени Международный творческий конкурс «Осень -2015»
Выводы:
Образовательный стандарт ставит перед педагогами новую цель - создание условий для всемерной поддержки самораскрытия детей, их позитивной социализации. Одной из задач ФГОС ДО является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Поэтому раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей одна из главных проблем совершенствования системы образования. Подготовка ребёнка к жизни в современных условиях предполагает развитие его внутреннего потенциала в полной мере, то есть выявление и совершенствование всех его способностей. Одаренность и способности не являются биологически заданными явлениями, а формируются при нужных условиях в процессе деятельности. Годы работы в детском саду привели нас к убеждению, что только широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Для этого необходимо осуществлять образовательные проекты, которые будут способствовать созданию максимально благоприятных условий для развития одаренности ребенка в детском саду в том, чтобы помочь дошкольнику максимально раскрыть свой потенциал: творить, мечтать и узнавать новое. Данный проект имеет большую практическую значимость для дошкольников. Так как в ходе совместной и самостоятельной художественно-творческой деятельности дети приобрели опыт в решении специально моделируемых творческих проблемных ситуаций, научились применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения, манипулируя с различными художественными материалами при создании выразительных художественных образов посредством различных видов продуктивной деятельности. Работа над проектом активизировала художественно-творческие способности детей.
Литература:
- Алёхин, А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог [текст]/ А.Д.Алехин.- М.: Просвещение, 1994,-98с.
- Артемьева, Т.И. Проблема способностей: личностный аспект. [текст]/ Т.И Артемьева// Психологический журнал .- М.: 2004.- №3.
- Бакушинский, А.В. Художественно творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств [текст]/ А.В. Бакушинский .-Изд. "Новая Москва", 1985,-145с.
- Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [текст]/Д.Б. Богоявлинская – М.: Академия, 2002,-65с.
- Борисова, Н.Е. Развитие творческих способностей старших дошкольников в рисовании [текст]/ Н.Е.Борисова// Дошкольное воспитание. 2002.-№5.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [текст]/Л.С. Выготский. – М.: Просвещение,2000,-66 с.
- Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок [текст]/ Н.А.Ветлугина. - М., «Педагогика», 1992,- 67 с.
- Венгер, Л.А. Педагогика способностей [текст]/ Л.В.Венгер.- М.: Знание 1993, -95с. Глоцер, В.И. Художники детской книги о себе и своём искусств. Влияние личностных оценок и эмоционального состояния ребенка на раскрытие его творческого потенциала и развитие способностей [текст] /В.И.Глоцер. –М.: Просвещение, 1997.- 120с..
- Злотников, В.Г. Развитие творческих способностей дошкольников [текст]/ В.Г.Злотников . -М.: Просвещение, 1999, -123с.
- Казакова, Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. Пособие для воспитателя детского сада [текст]/Т.Г.Казакова. - М.: Просвещение, 1995,-87с.
- Комарова, Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов [текст]/Т.С.Комарова. – М.:Педагогика, 2005,-203с.
- Сакулина Н.П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях рисованием. [текст] / Н.П. Сакулина. - М., изд.АПН РСФСР, 1999,-97с.
- Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством [текст]/ О.А. Соломенникова.– М.: Искусство, 2005,-233с.
- Теплов, Б.М. Способности и одаренность [текст]/ Б.М.Теплов, - М.: Просвещение , 2001. -№ 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
как раждаются таланты?
Как рождаются таланты ? Вот уже 16 лет я посвящаю своим дошколятам .Я креативный человек ,люблю заниматься и делать что то не обычное , что порадовало бы и меня и моих воспитанников . Нет я не стремлю...
как рождаются таланты
статья о взаимодействии родителей и педагога с целью существенного влияния на развития ребёнка в раннем возрасте...
как рождаются таланты?
материало том ,какое влияние на развитие детей оказывает взаимодействие педагога с родителямиКак рождаются таланты ? Вот уже 16 лет я посвящаю своим дошколятам .Я креативный человек ,люблю заниматься ...
Материал для родителей "Талант вашего ребёнка"
Материал для родителей "Талант вашего ребёнка"...
Материал для родителей. Тест - анкета "Музыкальный талант ребёнка"
Материал для родителейТест - Анкета"Музыкальный талант вашего ребёнка"...
Презентация проекта "Вечер семейных талантов".
Семья - самое главное в жизни для нас......
" Таланты детей находятся на кончиках их пальцев"
Это доклад на родительском собрании с целью ознакомления родителей с теоретической основой по развитию мелкой моторики рук детей. Родители с удовольствием играли в предложенные им игры....