Эссэ "Моя педагогическая философия"
материал на тему

Галицкая Ирина Павловна

Мой таинственный внутренний мир...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_tainstvennyy_vnutrenniy_mir.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

         

ЭССЕ

«Моя педагогическая философия».

                                       Воспитатель

                                                              МКДОУ «Киреевский д/ с

                                     «Ромашка»

                                                                   Галицкая Ирина Павловна

2015 г.

          Мой таинственный внутренний мир! Я стала лучше понимать, а   главное доверять тебе… Иногда, проходя вместе с тобой по тернистым, извилистым тропинкам сомнений, неудач и разочарований, кажется, что нет больше сил. И ты донельзя натягиваешь душевные струны… Но только при преодолении терний самосознания все начинает видоизменяться, преображаться, и ты понимаешь, что твой внутренний мир сосредоточен в едином порыве – быть педагогом,  а не считаться им!

          Для себя я решила: быть честной с детьми, признавать их право на свою жизнь, считаться с мнением детей, не навязывать свое мнение, а при необходимости уметь убеждать,  оценивать не личность ребенка, а только его поступки, не торопиться с выводами, а тем более с действиями, «держать паузу», о хорошем говорить ребенку при всех, о плохом  - наедине.

          Свою жизнь я не представляю без общения с детьми, без их любопытных глаз, без их наивных вопросов. И могу с уверенностью сказать, что свою профессию выбрала по душе. Мне не хотелось быть  «всеядным» педагогом, хвататься за все новое, что встречается в литературе. Я стремилась отбирать только то, что хорошо «ложилось» на мою личность, совпало с моим мироощущением, с моими убеждениями, с тобой, мой внутренний мир…

          Давно принято считать, что дети – цветы, а воспитатель сеятель, садовник. Что он призван «сеять разумное, доброе, вечное».     Дети тоже не похожи друг на друга. Но настоящий садовник находит в любом растении прекрасное, помогает раскрыть то, что сделает  счастливым и его,  и  окружающих.  Я думаю, что от  того, как воспитатель сумеет научить своих детей ощущать  сердцем внутренний мир другого человека, зависит духовная красота личности. Поэтому я стала учить детей понимать и ценить красоту во всех её проявлениях.            

         Сегодня, когда мир потрясен волной жестокости, насилия, нравственной опусташенности, воспитание выходит на первый план. Истинная цель воспитания – это «питание»  души и сердца ребенка  всем самым возвышенным, благородным и прекрасным – питание «Красотой».                  

 Поэтому мы должны окружать ребенка красотой – всем прекрасным, чем только сможем! И это не так сложно сделать, если, конечно, захотеть.  Главным помощником  в этом для меня  стала природа, произведения искусства, литература. Эта волшебная смесь    смогла дать нам все необходимое для воспитания детей.  

         Мною  ведется работа  по   формированию  представлений о красоте   при интегрированном взаимодействии  музыки, природы и  изобразительного искусства. Именно  это  единство способствует лучшему восприятию художественного образа.   Когда речь идет о Красоте, мы обращаемся и к искусству.     Искусство приобщает ребенка к социальным явлениям, доставляет наслаждение, радость от их восприятия, формирует чувство прекрасного. Музыка и картины   для детей средство выражения чувств, настроений, мыслей.  Ребенок «открыт» для мира прекрасного.  И я учу  детей воспринимать красоту, стараясь направить взгляд ребенка и произнести призывное: «Смотри!»  

         Каждый день мы с детьми знакомимся с чем – либо новым, прекрасным, вдохновенным. И это не только картины, музыка, но и природа.  Сколько чудесных ощущений и впечатлений  мы с детьми  получаем от общения с природой! Сколько  красок, форм, звуков, превращений в ней   видим и слышим.  Вместе с воспитанниками   часто обращаемся за помощью к природе.  Сначала я освоила объемные аранжировки из природного материала или, иначе говоря, искусство составления  икебаны, а теперь это не только моё увлечение, но и моих  ребят.  Мы создаем пейзажи в миниатюре и наслаждаемся своими творениями.

           Я не считаю себя знатоком искусства. Мне интересно открывать его тайны вместе с детьми. Порой меня удивляет, что дети видят и чувствуют в картинах, произведениях искусства больше, чем видим и чувствуем мы, взрослые. Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в себе. Вот почему так важно научить ребенка восхищаться красотой раннего весеннего утра, пейзажа, портрета, созданными великими художниками, вышитого руками мастерицы полотенца, поделки из глины, букета из живых цветов…

          Это как вдох и выдох. Если восприятие можно назвать  вдохом, то выражение воспринятых образов, красок, звуков в той или иной форме – выдохом. Понятно, что вдох без выдоха невозможен.  Мы помогаем ребенку выразиться («выдохнуть») в рисунке, поделке, в игре, но при этом очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно, свободно – выразить то, что он хочет и как он хочет.   Для этого есть сейчас все условия. Принят важнейший документ - Федеральный государственный  образовательный стандарт, который    призван поднять на новый уровень дошкольное образование. На мой взгляд, ФГОС  поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека творческого,  играющего». То есть, на практике мы получаем более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальное  использование инновационных и активных методов,  которые нацелены на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Диктующая педагогика наконец-то будет полностью изжита  и её заменит более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы.

                    Быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно, так как нужны не только всесторонние знания, опыт, но и огромное терпение. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Вместе с детьми я работаю над собой, стараюсь изменить в себе то, что меня не устраивает. Основой всей моей педагогической деятельности стала необходимость  в постоянном  самосовершенствовании, потому что без этого стремления невозможно стать профессионалом. Профессией педагога сложно овладеть целиком, поскольку на протяжении всей жизни приходится многому учиться, и этот процесс не прекращается никогда. Учимся, приобретая накопленные другими поколениями знания, учимся жить среди людей, учимся быть добрыми и сострадательными. Учить других педагог начинает с себя. И здесь я не могу не согласиться с высказыванием К.Д. Ушинского: «Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться – в нём умирает учитель». А еще воспитатель должен быть интеллигентным, активным, обязательно творческим человеком, а так же лидером по складу характера, чтоб вести за собой детей.   Постоянно находиться в творческом поиске, вносить в работу что-то новое.   Я стараюсь освоить новые технологии, методики, чтобы они были не только педагогически целесообразны, но и интересны моим детям.  Используя  в своей работе проектную деятельность, ИКТ, моделирование, стараюсь внедрять их не шаблонно, а со своим видением, учитывая специфику нашего региона, дошкольного учреждения,  интересы детей.   Эти методики очень эффективны. Недаром   их  относят к технологиям 21 века.  И все таки, меня  больше   привлекают технологии из области искусства, творчества. С каким интересом мы   осваивали инновационную технологию «Досуг с тканью», которая позволяет развивать  воображение, мышление и способность к фантазированию, умению воспринимать предметы и явления окружающего мира.  Сегодня я делаю шаги в мир  философии и культуры, мир «геометрии цвета».  Постепенно внедряю в педагогическую практику метод мандал. Рассматривая и раскрашивая мандалы, учимся интуитивно воспринимать гармонию, играть с цветом,  внутренне сосредотачиваться и  «заряжаться» положительной энергией. Моя задача на ближайшую перспективу - развитие у детей понимания чистоты линий, правильности форм, интуиции, внутренней гармонии, умения передавать свое мироощущение через форму и цвет.

                    В   современном  мире новшества появляются ежеминутно,   тебе необходимо   следить за новинками, чтобы увлекать детей, быть всегда интересным для них.  Поэтому обязательным для современного воспитателя считаю постоянное самосовершенствование и повышение уровня своих знаний.      

                      Как Я представляю идеальный детский сад будущего?

         - Это путь к обеспечению физического, психологического здоровья, интеллектуального, эстетического развития дошкольников.

         -  Это вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к своим детям.

         - Это сложный коллектив, «творящий развивающее пространство», направленное на воспитание свободной, творчески не закрепощенной личности, способной на самостоятельные поступки и нестандартное решение.                

                     Будем верить в будущее, в себя и в детей… И уже сегодня, постепенно перемены в детях станут все более заметны.                                      

                       Именно в этих повседневных делах и сложилось мое педагогическое кредо. Это очень простая мысль, но она дается годами поисков – для успеха педагогической деятельности нужно любить детей, принимать и понимать их, уметь  раскрывать их возможности, верить в них, позволив каждому быть собой, сберегая неповторимую прелесть индивидуальности.  

                     Наверное, в этом единении и заключается главная мудрость педагогики – надо просто вместе жить, любить и не мешать маленькому человеку творить самого себя.

Расцвел тот сад,

Моим теплом согретый,

И мыслями моими и душой.

Вы жизнь моя, мои рассветы,

Пусть вам со мною будет хорошо!

 

   

 

         

             

     

                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

МОЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ....

Моя педагогическая философия

В большей мере я ребенок. Мне все в округе интересно также, как и моим малышам. И наверное поэтому они с удовольствием вкладывают свои ладошки в мою руку и ждут от меня чуда......

Эссе Моя педагогическая философия

Эссе подготовлено к конкурсу "Воспитатель года"...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Размышляя о своем жизненном пути, я не могу понять – кто я?! Я – «ручей» или я – «путь»? Не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается личная жизнь? Эти две тропы, два понятия, ...

Моя педагогическая философия "ЭССЕ"

Размышляя о том, каким должен быть педагог я осознаю: главное – это порядочность, трудолюбие, доброжелательность, терпенье и, конечно, самое главное, любовь, любовь к детям, к своему делу....

Педагогическое эссе на тему "Моя педагогическая философия"

Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции - одна из принятых форм самовыражения педагога на профессиональных конкурсах "Учитель года" и "Воспитатель года". Педагогиче...