Проект «Дикая природа России»
проект (старшая группа) на тему
Проект направлен на формирование естествонаучного мировоззрения детей старшего дошкольного возраста. Разработанный проект представляет интегрированный курс по изучению жизни диких животных России. После проведенного анкетирования на тему « Что вы знаете о диких животных?», я поняла, что знания скудные (заяц, белка, лиса…). Я разработала конспекты и подготовила материал по изучению таких животных как: росомаха, енот, барсук, амурский тигр, кабан, медведь, рысь, лось…
Работа над проектом развивает у детей умение наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать, рассуждать, искать дополнительную информацию о животных, решать проблемы и задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_konkurs_innov._idei_kuramshinae.a.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Дикая природа России»
Курамшина Елена Александровна.
РТ. г Нурлат МБДОУ №9 «Елочка» воспитатель.
Аннотация проекта |
Проект направлен на формирование естествонаучного мировоззрения детей старшего дошкольного возраста. Разработанный проект представляет интегрированный курс по изучению жизни диких животных России. После проведенного анкетирования на тему « Что вы знаете о диких животных?», я поняла, что знания скудные (заяц, белка, лиса…). Я разработала конспекты и подготовила материал по изучению таких животных как: росомаха, енот, барсук, амурский тигр, кабан, медведь, рысь, лось… Работа над проектом развивает у детей умение наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать, рассуждать, искать дополнительную информацию о животных, решать проблемы и задачи. |
Актуальность проекта Воспитательное значение природы трудно переоценить. Дошкольный возраст период становления будущей личности, формирование экологической культуры, первоосновы экологического мышления и сознания, поэтому так важно разбудить интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить детей познавать, бережно относиться и видеть её красоту. Опора на красоту окружающего мира - правильный путь повышения качества воспитания и обучения дошкольников. Влияние природы на ребенка, огромно, именно, в дошкольном возрасте усвоение экологических знаний наиболее продуктивно, т.к. дети воспринимают очень эмоционально. Наша задача формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие окружающего мира, вызвать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, осознавать, что люди, часть природы. Рассчитываю, что благодаря внедрению проекта дети получат научно-достоверные знания о животных; обогатиться речь, познакомятся с редкими видами животных, с научным понятием Красная Книга. Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, экологическая грамотность – актуальная и главная задача. |
Описание проекта |
По доминирующей деятельности: познавательный, творческий, игровой. По количеству участников: групповой. По продолжительности: годовой Участники: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель. Вид проекта: образовательный. Образовательные области: приоритетная образовательная область: познавательное развитие Интеграция:
Идея проекта: полученные знания помогут детям в будущем быть экологически грамотными и разрешать экологические проблемы. Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста элементарных познавательных и экологических представлений об особенностях жизни диких животных, развитие познавательного интереса к родной природе, воспитание бережного и заботливого отношения к животным; накопление опыта участия в реализации образовательных проектов у родителей, воспитанников Для реализации цели были определены следующие задачи: -дать детям представления о жизни диких животных наших лесов, об образе жизни, питании, жилищах; -развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, формировать умение делать выводы; - развивать связную речь, через составление описательных рассказов о животных; -воспитывать интерес к живой природе, любознательность; -активизировать совместную деятельность детей и родителей. Проблема: Дети мало знают о дикой природе нашей страны. Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования. Одна из ступенек на пути формирование основ экологической культуры личности, формирование у детей научно-познавательного, нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой, это знакомство дошкольников с дикими животными, для этой цели разработан данный проект. Практическая значимость Данный проект можно использовать в любом детском саду и в практике семейного воспитания. |
Новизна проекта |
Впервые проводится более углубленная работа по знакомству детей с жизнью и обитанием диких животных заселяющих территорию России. Ознакомление дошкольников с животными адаптировано на условия лесов России, то есть, учтён национально компонент. В процессе ознакомления предпочтение отводиться просмотру видеоматериалов т.к. дети знакомятся с жизнью животных в естественной среде обитания. Полученные знания дети закрепляют в рабочей тетради специально составленной для этой цели. |
Текущая стадия реализации проекта |
Этапы работы над проектом: I этап. Подготовительный.
II этап. Реализация проекта.
III этап. Заключительный.
Ожидаемый результат по проекту: — Посещение с детьми зоопарка.
Схема реализации проекта через виды деятельности Схема-модуль
|
Перспективный план работы по ознакомлению старших дошкольников с дикими животными России
Тема | Цели и задачи | Содержание | Материал для работы | |
Занятия познавательного цикла «Дикие животные» сентябрь | Познакомить детей с классификацией мира животных. Научить правильно определять принадлежность животного к той или иной группе. Отметить характерные признаки каждой выделенной группы животных. Развивать мышление, стимулировать интерес к познанию мира живой природы. Воспитывать ценностное отношение к природе своего края. Развивать технику выразительных движений в воспитании эмоций через отображение животного мира. | Рассматривание картинок с изображением диких животных Рассказ воспитателя о животном мире. Задание для родителей «Рассматривание животных в энциклопедиях. | Картины с изображением животных. Настольные игры и лото. Полумаски. Набор игрушек «дикие животные» | |
Занятия познавательного цикла «Красная книга – сигнал опасности» октябрь | Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных. Познакомить детей с Красной Книгой, охраняемыми растениями и животными. Воспитание бережного отношения к природе, желание беречь и защищать природу. | Рассказ воспитателя о Красной книге нашей страны. Рассматривание иллюстраций животных и растений нашей страны, занесенных в Красную книгу. | Дидактический материал « Растения и животные Красной книги» | |
Занятия познавательного цикла «Енот – полоскун» ноябрь | Цель: дать детям представление об особенностях внешнего вида и поведения енота, о его приспособленности к окружающей среде; воспитывать интерес к животным бережное отношение к ним. | Рассказ воспитателя, Рассматривание картины с изображение животного, просмотр фильма жизнь енота в природе, выполнения задания в рабочей тетради. Чтение художественной литературы. | Видеофильм, картина, настольная игра «Кто где живет?» Рабочая тетрадь. Цветные карандаши. | |
Занятия познавательного цикла «Кабан» декабрь | Цель: развивать представление детей о кабане, каков внешний вид, где проживает, как добывает пищу; расширять кругозор детей. | Рассказ воспитателя, Рассматривание картины с изображение животного, просмотр фильма жизнь кабанов в природе, выполнения задания в рабочей тетради. Чтение художественной литературы. Дид. игра «Угадай, кто это?» | Картины с изображением животных. Настольные игры и лото. Набор игрушек «дикие животные» Фильм «Дикие кабаны» | |
Занятия познавательного цикла «Росомаха» январь | Цель: дать представление о хищнике-росомахе, внешнем виде, образе жизни, приспособленности к добыванию пищи, остром зрении, выносливости. Прививать бережное отношение к животному миру. | Рассказ воспитателя, Рассматривание картины с изображение животного, просмотр фильма жизнь росомахи в природе, выполнения задания в рабочей тетради. Чтение худ.литературы. Лепка « Росомаха» | Видеофильм, картина. Рабочая тетрадь. Цветные карандаши. Пластилин. | |
Занятия познавательного цикла «Рысь» февраль | Цель: способствовать обогащению и углублению знаний детей о рыси (пища, способы добычи, условия жизни в лесу), развитию любознательности, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи. | Рассказ воспитателя, Рассматривание картины с изображение животного, просмотр фильма жизнь рыси в природе, выполнения задания в рабочей тетради. Чтение худ.литературы. Подвижная игра «Рысь на охоте» | Картина. Рабочая тетрадь. Цветные карандаши. Пластилин. Видеофильм. Полумаски для игры | |
Занятия познавательного цикла «Медведь-лакомка» март итоговое КВН | Цель: формировать реалистические представления о медведе, его жизни в лесу, о приспособленности к разным временам года. Цель: выявить уровень знаний дошкольников о некоторых диких животных, создать положительное настроение | Рассматривание картины, рассказ воспитателя, просмотр фильма жизнь медведя в дикой природе, выполнения задания в рабочей тетради. Чтение худ.литературы. Подвижная игра «У медведя во бору» Лепка «Дедушка-медведушка» Задание для родителей с детьми «Найти различия и сходства между медведем и росомахой» Конкурсные задания | Видеофильм, картина. Рабочая тетрадь. Цветные карандаши. Пластилин. Сказки. Полумаски. Игрушка- медведь. Загадки. Атрибуты для КВН | |
Занятия познавательного цикла «Лось» апрель | Цель: формировать представление о лосях, об их жизни в лесу в разное время года; способствовать развитию познавательного интереса к природе, воспитывать внимательное отношение к животным. | Рассматривание картины с изображением лося,, рассказ воспитателя, просмотр фильма жизнь лося в лесу, выполнения задания в рабочей тетради. Чтение худ.литературы. Задание для родителей с детьми «Книжки-малышки» | Видеофильм, картина. Рабочая тетрадь. Цветные карандаши. Сказки. Игрушка- лось Загадки. Составление книжки-малышки «Лосиха и лосенок» | |
Занятия познавательного цикла «Ежи» май | Цель: расширять и обогащать знания детей о еже, его внешнем виде, повадках, среде обитания, подготовке к зиме; развивать любознательность | Рассматривание картины с изображением ежа,, рассказ воспитателя, просмотр фильма жизнь ежа в лесу, выполнения задания в рабочей тетради. Чтение худ.литературы (стихи, загадки, сказки, рассказы). Изготовление ежа из бросового материала Консультация для родителей «Поведение людей при встречи с ежом» | Видеофильм, картина. Рабочая тетрадь. Цветные карандаши. Сказки. Игрушка-еж. Загадки. Полумаски. Бросовый материал для ручного труда. | |
Занятия познавательного цикла «Бобры-строители» июнь | Цель: дать реалистичные представления о жизни бобров , об особенностях поведения, питания, внешнем виде; воспитывать желание защищать, и сохранять окружающую среду. | Рассказ воспитателя, Рассматривание картины с изображение животного, просмотр фильма жизнь бобров в природе, выполнения задания в рабочей тетради. Чтение художественной литературы. Дид. игра «Узнай, какой зверь?» | Видеофильм, картина. Рабочая тетрадь. Цветные карандаши. Загадки. Рассказы о животных. Карточки для игры. | |
Занятия познавательного цикла «Животные Красной книги. Амурский тигр». Июль | Цель: познакомить воспитанников с характерными особенностями амурского тигра, воспитывать доброе, бережное отношение к животным в процессе беседы; | Рассказ воспитателя. Рассматривание картины. Просмотр мультфильма «Чудо уссурийское» Просмотр видеофильма «Зов тайги», «Тигр на охоте». Задание для родителей с детьми «Найти сходство и различия между амурским тигром и тигром жарких стран» | Видеофильмы «Зов тайги», «Тигр на охоте». Рабочая тетрадь. Мультфильм «Чудо уссурийское» Изготовление книжки «Уссурийский тигр» | |
Занятия познавательного цикла Барсук Август Итоговое мероприятие «Викторина дикие животные России» | Цель: познакомить детей с барсуком. учить понимать зависимость между внешним видом, средой обитания и образом жизни животного. Цель : привлечь родителей для совместного участия в викторине, закрепить знания детей и родителей о диких животных | Рассказ воспитателя. Рассматривание картин. Просмотр видеофильма «Барсуки». Игра «Лабиринт барсучий норы». Задание для родителей с детьми «Как зимует барсук?» Задания для викторины | Видеофильм, картина. Рабочая тетрадь. Цветные карандаши. Загадки. Рассказы о животных. Карточки для игры. Атрибуты для викторины |
Заключение
На этапе дошкольного возраста складываются первоначальные представления об окружающем мире: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, о животных. Таким образом, формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Это возможно, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы, раскрывают перед маленьким человеком прекрасный мир природы. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Т.А.Шорыгина «Животные»
2. А.Е.Чижевский «Я познаю мир»: детская энциклопедия. Москва,1998г.
3. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е .Вераксы,2012 г.
4. А.Ганери «Энциклопедия для любознательных «Отчего и почему?» - Москва «Махаон», 2011г.
5. «Энциклопедия «В мире дикой природы» - Москва.
6. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.
7. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.
8. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С.Н.Николаевой .-М, 2005
9.Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М.,
10. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
11. Н.А.Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002
Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации, 2008
Ресурсное обеспечение Кадровый потенциал: Педагоги, родители, дети, музыкальный руководитель
Материально- технические: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «дикие животные», слайд шоу «Дикие животные», материалы для ООД, иллюстрации, картинки (методическая литература).
Дидактические игры, пальчиковые игры, подвижные игры, театрализованные игры, словесные игры, физминутки, психогимнастика, художественная литература. Методическое: теоретическая и методическая литература, программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Дикая природа Россия"
Презентация проекта. Проект направлен на формирование естествонаучного мировоззрения детей старшего дошкольного возраста. Разработанный проект представляет интегрированный курс по из...
" Природные зоны России" конспект к презентации по проекту " Моя Россия. Природа России" 5 раздел.
«Природные зоны России»Цель:· Познакомить детей с климатическими зонами России.· Воспитывать любовь и уважение...
Проект - занятие "Природа России"
Проект - занятие для детей старшего возраста"Природа России"...
Карта проекта «Дикие животные и птицы средней полосы России»
Карта разработана для работы с детьми старшего дошкольного возрастаЦель: Создание условий для социальной ситуации развития в процессе выпуска страницы портфолио «Царство животных средней п...
Проект "Дикие животные средней полосы России"
знакомство детей с животными родного края...
ПРОЕКТ Дикие кошки России (занесены в Красную Книгу)
Экологическое воспитание дошкольников рассматривается, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны его являться основополагающие гу...
Проект «Красота природы России в русской классической литературе, фольклоре и живописи»
Приобщение воспитанников к картинам Природы России...