Формирование исследовательских навыков у дошкольников в экспериментировании.
статья (старшая группа) на тему

Исследовательские навыки у дошкольников формируются в процессе познавательной активности, которая является одним из целевых ориентиров ФГОС ДО – ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sidorenko_natalya_petrovna.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование исследовательских навыков у дошкольников в экспериментировании.

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

По мнению многих авторов, исследовательские умения и навыки ребенка включают в себя умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов; умения делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала; работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи (А.И. Савенков, А.В. Леонтович). [2]

Исследовательские навыки у дошкольников формируются в процессе познавательной активности, которая является одним из целевых ориентиров ФГОС ДО – ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Исследовательские навыки у детей развиваются в процессе экспериментирования.  Экспериментирование пронизывает все сферы детской жизни и все детские виды деятельности. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Дети очень любят экспериментировать, это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Задача педагога ДОО – способствовать развитию познания и исследования, создавая условия для открытия нового.

Практико-познавательная деятельность реализуется в разных формах:[5] 1) самостоятельная деятельность, которая возникает по инициативе самого ребенка - стихийно, 2) образовательная деятельность - организованная воспитателем; 3) совместная – ребенка и взрослого – на условиях партнерства. В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые.

Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментировании, на наш взгляд, обеспечивается совокупностью следующих педагогических условий: [7]

- поддержка и стимулирование взрослыми стремлений дошкольников к экспериментированию и создание необходимой для экспериментирования предметно-развивающей среды;

- процесс развития познавательной активности предполагает целенаправленное включение старших дошкольников в ситуации (мини-исследования), обеспечивающие постепенное овладение исследовательскими умениями, необходимыми для успешного самостоятельного экспериментирования;

- создание ситуаций обсуждения и взаимного обмена детьми опытом самостоятельного экспериментирования и совместного определения вариантов направления дальнейшего исследовательского поиска;

- взаимодействие педагогов и родителей строится как совместная, взаимодополняющая деятельность;

- взаимодействие взрослых и старших дошкольников строится как исследовательское объединение, в котором каждый участник проявляет себя в различных ролях (инициирование экспериментирования, продуцирование идей, активное участие, координация, презентация) и создается обстановка «радости общего открытия нового».

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, – опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.

В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В нашем саду (МБДОУ №89 г. Иркутска) одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности является организация развивающей среды.

Основными требованиями, предъявляемые к среде, как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

В группе имеется зона экспериментирования, где ребенок может самостоятельно исследовать, проводить опыты.

При оборудовании зоны экспериментирования, учитывались следующие требования:1) безопасность для жизни и здоровья детей 2) достаточность 3)доступность.

В образовательной деятельности мною были запланированы занимательные эксперименты и опыты. При изучении темы мы провели опыт на тему :

«Свойство материалов»

Цель: знакомить детей со свойствами материалов: дерево, резина. Учить детей исследовать предметы из этих материалов.

Исследования: У нас шарик и конструктор. Из чего они сделаны? Ответы детей.

Шарик из резины. Его можно надуть. Конструктор из дерева. Дерево твердое. Можно постучать.

В ходе эксперимента дети надували воздушные шарики,  а из конструктора построили деревянный городок.

Также на занятиях мы продолжаем знакомить детей с песком и его свойствами, со свойствами воды, с почвой, с воздухом, с магнитами и т.д.

В процессе экспериментирования дети задают вопросы: Как это сделать? Почему так получилось? А что будет, если мы сделаем так?

В нашей группе в уголке для родителей разработаны консультации и рекомендации для родителей по познавательно-исследовательской деятельности, где родители могут ознакомиться с информацией.

Таким образом, с помощью различных методов, приемов, упражнений и игр можно развивать у детей дошкольного возраста исследовательские умения, вызвать интерес к окружающему миру - любознательность, формировать исследовательское поведение.

Литература.

1.Акимова Ю.А Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007г.

2. А. В. Леонтович. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания. – Журнал “Завуч”, №1, 2001г.

 3.Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3

4. Лазарев В.С. Рекомендации по развитию исследовательских умений учащихся.-М.,2007.–С.3-4.
5.Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «Детство - Пресс», 2006.

6.Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под. Ред. Л.Н. Прохоровой – М.: АРКТИ, 2004г.

7.Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии.1991.№4.-с.29-34. 
8.Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательских навыков дошкольника в рамках проекта «Книга – наш друг»

Формирование устойчивого интереса старших дошкольников к исследовательской деятельности....

Исследовательская работа: « Пути формирования певческих навыков у дошкольников».

Исследовательская работа:« Пути формирования певческих навыков у дошкольников»....

Формирование исследовательских навыков у старших дошкольников

Консультация для педагогов: "Формирование исследовательских навыков у старших дошкольников"Автор: Юрьева Татьяна ГалиевнаЕпанешникова Татьяна Павловна...

Исследовательский проект по теме: Формирование коммуникативных навыков у дошкольников «Общаясь - мы играем и живем»

Цель проекта:  изучить  влияние сюжетно-ролевой игры на  формирование коммуникативных  навыков детей  среднего  дошкольного  возраста.....