В детский сад идти пора
статья на тему
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке,а для ребёнка | |
детский сад ,несомненно,является новым ещё не известным пространством, | |
с новым окружением и новыми отношениями.Каждый ребёнок привыкает по | |
своему.Однако ,можно отметить некоторые закономерности: |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_s.docx | 37.53 КБ |
Предварительный просмотр:
В детский сад идти пора
Это утверждение выглядит неоднозначно - конечно,если взглянуть на него с | |||||||
разных точек зрения. | |||||||
Идти пора? "Мне необходимо найти работу после декретного отпуска,чтобы не | |||||||
потерять место работы и хорошую зарплату". | |||||||
Идти пора? " В детском саду быстро отучат от соски и памперсов". | |||||||
Идти пора? "Малыш тянется к сверстникам ,он готов к общению". | |||||||
Идти пора? " Надо развивать ребёнка,готовить его к школе". | |||||||
Идти пора? Куда? Зачем? Без мамы? Бунтует душа того,кому предстоит изменить | |||||||
обычный уклад жизни,кого впереди ждёт полная неизвестность. | |||||||
Именно неизвестность прежде всего пугает родителей малышей.Они задают | |||||||
десятки тревожных вопросов: как ребёнка встретят? Как он может справиться с | |||||||
туалетом,одеждой?Не останется ли голодным? Не будет ли плакать? | |||||||
Не заболеет ли? Какие люди будут о нём заботиться? - по принуждению или с | |||||||
любовью к детям? | |||||||
Опасения родителей имеют основания.Когда ребёнок приходит в д/сад | |||||||
резко меняются условия его жизни : режим дня,температура помещения, | |||||||
требования к одежде,характер питания,воспитательные воздействия,стиль | |||||||
общения с окружающими.Всё это действует на малыша. | |||||||
Медики,педагоги,психологи отмечают период адаптации к дошкольному | |||||||
учреждению требует от ребёнка большого нервного напряжения.Поэтому иногда | |||||||
период адаптации присходит настолько тяжело,что ребёнок заболевает. | |||||||
Родители ищут причину болезни и обычно находят её в простуде,инфекции. | |||||||
Но. Как показывает опыт,не редка ребёнок начинает болеть- т.к. болезнь это | |||||||
ответная реакция ребёнка на психоэмоциональное напряжение,которая | |||||||
угнетает защитные силы организма.Обычно здоровые дети привыкают к новым | |||||||
условиям за несколько дней,и таких последствий у них не возникает. | |||||||
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке,а для ребёнка | |||||||
детский сад ,несомненно,является новым ещё не известным пространством, | |||||||
с новым окружением и новыми отношениями.Каждый ребёнок привыкает по | |||||||
своему.Однако ,можно отметить некоторые закономерности: | |||||||
Во - первых,надо понимать,что до 2-3 лет ребёнок не испытывает потребности | |||||||
общения со сверстниками,она пока не сформировалась.В этом возрасте | |||||||
взрослый выступает для ребёнка как партнёр в игре,образец для подражания и | |||||||
удовлетворяет потребность ребёнка в доброжелательном внимании и | |||||||
сотрудничестве.Сверстники этого дать не могут ,поскольку сами нуждаются в том | |||||||
же. Поэтому нормальный ребёнок не может быстро адаптироваться к яслям, | |||||||
поскольку сильно привязан к матери,и её исчезновение вызывает бурный | |||||||
протест ребёнка,особенно если он впечатлительный и эмоционально | |||||||
чувствительный. | |||||||
Дети 2 - 3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и | |||||||
новыми ситуациями общения. | |||||||
Эти страхи - одна из причин затруднённой адаптации,боязнь новых людей | |||||||
и ситуаций приводит к тому,что ребёнок становится более возбудимым, | |||||||
ранимым,обидчивым,плаксивым. | |||||||
Мальчики 3 - 5 лет более уязвимы в плане адаптации,чем девочки, | |||||||
поскольку в этот период они | больше привязаны к матери и более болезненно | ||||||
реагируют на разлуку с ней. | |||||||
Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит | |||||||
легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают | |||||||
на следующий парадокс: чем раньше ребёнок будет отдан в дошкольное | |||||||
учереждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистски настроен | |||||||
в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребёнок установит не | |||||||
с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его | |||||||
эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребёнок может не испытать | |||||||
глубокого чувства любви, привязанности, сострадания. | |||||||
Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью,тем | |||||||
труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут | |||||||
преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребёнка. | |||||||
Если адаптация к яслям или детскому саду не проихошла в течение | |||||||
1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребёнком не всё в порядке и нужно | |||||||
обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов, средний срок адаптации | |||||||
в норме составляет: в яслях - 7-10 дней, в детском саду в 3 года - 2-3 недели, в | |||||||
старшем дошкольном возрасте - 1 месяц. Конечно, каждый ребёнок по - разному | |||||||
реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты. | |||||||
Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные | |||||||
в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, | |||||||
привыкшие к исключительному вниманию, не уверенные в себе. | |||||||
Родителям,заметившим,что у их ребёнка проблемы с адаптацией, | |||||||
можно посоветовать в первую очередь поговорить с воспитателем. | |||||||
Ребёнку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны,т.к.другие | |||||||
дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. При этом, | |||||||
излишняя требовательность и принципиальность воспитателя будет | |||||||
серьёзным тормозом. | |||||||
Осложняющим фактором адаптации являются и конфликты в семье, | |||||||
необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные | |||||||
черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. | |||||||
Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, | |||||||
поэтому не могут быть принятыми в группе. | |||||||
Если ребёнок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский | |||||||
сад нужно не раньше 3 лет – девочку и 3,5 лет – мальчика. | |||||||
Если ребёнок – единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, | |||||||
его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть | |||||||
вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и вернуться домой. | |||||||
Затем несколько дней можно приводить ребёнка в сад и забирать до начала | |||||||
дневного сна. В зависимости т поведения ребёнка время пребывания нужно | |||||||
постепенно увеличивать. Дома следует побольше играть с ним в подвижные | |||||||
эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребёнок чувствует себя скованно, | |||||||
напряжно, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной | |||||||
невроза. | |||||||
Основные принципы работы по адаптации детей | |||||||
1.Тщательный подбор педагогов в формируемую группу. | |||||||
2.Постепенное заполнение групп (приём 2-3 малыша в неделю) | |||||||
3.Неполное пребывание ребёнка в начальный период адаптации | |||||||
(2-3 часа пребывания с мамой). | |||||||
4.Гибкий режим пребывания ребёнка в детском саду(свободное время прихода, | |||||||
дополнительные выхлдные дни) | |||||||
5.Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малыша привычек. | |||||||
6.Ежедневный контроль за состоянием здоровья,эмоциональным состоянием, | |||||||
аппетитом,сном. | |||||||
Тип личности ребёнка существенно обусловлен определёнными | |||||||
условиями воспитания в семье,особенностями отношений,общения с ребёнком | |||||||
организации его деятельности,характером оценок близких,стилем жизни семьи | |||||||
и местом,которое в нём занимает ребёнок. | |||||||
У родителей,плохо знающих специфику работы воспитателя,его | |||||||
личностные качества,особенности общения детей в группе,- возникает предвзятое | |||||||
негативное отношение,недоверие к сотрудникам д/сада. | |||||||
за ребёнком не следят,воспитатели ничего не делают,дети сами по себе и т.д | |||||||
Недоверие усиливает чувство тревоги,ожидание неприятностей. | |||||||
В результате родители,часто выбирают диструктивную,стратегию адаптации: | |||||||
игнорирование работы детского сада,демонстрация агрессии,конфликтное | |||||||
поведение. | |||||||
Непозволительно,чтобы мама занимала позицию наблюдателя,давала указания, | |||||||
кртиковала в присутствии детей , в таких случаях обратиться к психологу, | |||||||
методисту. | |||||||
Адаптация ребёнка к детскому саду - это в первую очередь адаптация семьи. | |||||||
Если родители будут доверять работникам детского сада,адаптация пройдёт | |||||||
быстрее и легче. | |||||||
Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты о ребёнке на основе | |||||||
своих наблюдений. | |||||||
Цель анкетирования-выявить представление родителей об индивидуальных | |||||||
особенностях своего ребёнка. | |||||||
Анкета для родителей | |||||||
Ваш ребёнок скоро станет воспитанником д/сада.Он впервые переступит | |||||||
порог учреждения,где ему придётся на некоторое время остаться без Вас. | |||||||
Мы хотели бы предупредить нежелательные проявления ребёнка,помочь ему | |||||||
легко войти в детский коллектив,быстрее наладить взаимоотношения с воспитат. | |||||||
А для этого мы хотели бы лучше узнать и понять вашего ребёнка. | |||||||
Расскажите о нём. | |||||||
1. Ф.И.О.заполняющего анкету. | |||||||
2. Фамилия,имя ребёнка. | |||||||
3. Какое настроение чаще всего бывает у вашего ребёнка?(нужное подчеркнуть) | |||||||
Бодрое,уравновешенное.Неустийчивое,раздражительное.Подавленное. | |||||||
4.Какой у вашего ребёнка аппетит (нужное подчеркнуть) | |||||||
Хороший.Избирательный.Неустойчивый.Плохой. | |||||||
5.Как ваш ребёнок засыпает (Нужное подчеркнуть). | |||||||
Быстрое ( до 10 минут),Неустойчивое,медленное. | |||||||
6.Как спит (нужное подчеркнуть). | |||||||
Продолжительность сна соответствует возрасту,неустойчивая продолжительность | |||||||
сна, не соответствует возрасту. | |||||||
7. Умеет ли он самостоятельно играть?(нужное подчеркнуть) | |||||||
Умеет,не всегда,самостоятельно не играет. | |||||||
8.Легко ли идёт на контакт со взрослыми? Легко,избирательно,трудно. | |||||||
9.Как переносит разлуку с матерью? | |||||||
Легко,быстро успокаивается,тяжело. | |||||||
10.Какие сложности вы испытываете в воспитании ребёнка.( указать). | |||||||
Проанализировав ответы родителей,педагоги могут увидеть достижения | |||||||
детей в самообслуживании, в игре,обнаружить затруднения ребёнка и | |||||||
выявить наиболее значимые проблемы его воспитания,которые волнуют | |||||||
родителей.Результаты такого анализа позволят определить содержание | |||||||
предстоящих встреч и выстроить разговор с учётом особенностей детей. | |||||||
Родители должны ознакомиться с режимом дня дошкольного учрежден. | |||||||
и постепенно скорректировать домашний режим ребёнка,а также выполнять | |||||||
рекомендации педагов по подготовке детей к поступлению в дошкольное учреж. | |||||||
Советы родителям как помочь ребёнку легче пережить процес перехода | |||||||
из дома в детский сад. | |||||||
1. Готовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним | |||||||
детские парки и площадки,приучайте к игре в песочнице,на качелях,ходите на | |||||||
дни рождения друзей,наблюдайте как он себя ведёт- стесняется,уединяется, | |||||||
конфликтует,дерётся или легко находит общий язык,контактирует со сверстниками | |||||||
раскован. | |||||||
2. Познакомтесь с воспитателями группы заранее. | |||||||
3. В первые дни посещения не оставляйте ребёнка одного,побудьте с ним. | |||||||
4.Дайте ребёнку в садик его любимую игрушку,постарайтесь уговорить оставить | |||||||
её ночевать в садике а на утро снова с нею встретиться.Если ребёнок на это не | |||||||
согласен,пусть игрушка ходит вместе с ним,расспрашивайте,что с игрушкой | |||||||
происходило в детском саду,кто с ней дружил,никто-ли не обижал.,таким | |||||||
образом,вы узнаете о том как вашему малышу удаётся привыкнуть к детскому | |||||||
саду. | |||||||
5. Позаботьтесь о том,чтобы все вещи были максимально простыми и удобными | |||||||
без лишних застёжек и пуговиц,обувь на липучках или на молниях.Освоить | |||||||
шнурки ребёнку трудно,поэтому пусть учится завязывать их дома без спешки. | |||||||
Вместо рубашки приготовьте водолазку,вместо кофты-свитер.В общем,главное | |||||||
чтобы ребёнок быстро собирался на прогулку и был аккуратным и опрятным. | |||||||
Чтобы ребёнку легко было убирать свои вещи,позабоьтесь о | |||||||
петельках на одежде,удобных для ребёнка.Сделайте маркировку одежды. | |||||||
Целесообразно указать не только имя и фамилия ребёнка,но и условный | |||||||
символ,познакомить с ним малыша,чтобы он легко узнавал свою одежду. | |||||||
Дома организуйте вешалку для верхней одежды так,чтобы она была доступна | |||||||
малышу,и он сам мог самостоятельно после прогулки вешать свои вещи. | |||||||
Не делайте этого за ребёнка ,но наблюдайте за выполнением требования, | |||||||
помогайте,напоминайте,хвалите за то-что он сам,без напоминания убирает | |||||||
свои вещи на место. | |||||||
6. | Перед сном поставьте рядом с кроваткой ребёнка стульчик для одежды. | ||||||
Приучайте его снимать одежду самостоятельно и складывать её на стульчике, | |||||||
и одевать то,что вы ему приготовили. | |||||||
Стремитесь чтобы ребёнок знал названия одежды,правильно указывал на неё. | |||||||
Поощряйте , используйте игровые приёмы (Мишка смотрит , как ты сам одеваешся | |||||||
Не торопите ,сохраняйте спокойствие: навык самообслуживания требует усилий | |||||||
терпения и многократных упражнений. | |||||||
7. Наблюдайте за тем,как у него складываются необходимые умения и навыки. | |||||||
Пользоваться индивидуальными предметами,вытирать ноги у входа, | |||||||
опрятно есть,держать ложку в правой руке,пользоваться салфеткой, | |||||||
здороваться и прощаться со взрослыми,выполнять элементарные правила на | |||||||
улице и в помещении,не топтать зелёные насождения,бросать мусор в | |||||||
специально отведённые места,аккуратно пользоваться туалетом,не выходить из | |||||||
за стола ,не окончив еды, после неё говорить "спасибо" , не кричать, не машеть | |||||||
другим детям во время игр, за столом, в спальне, при одевание,раздевание, | |||||||
Проявлять внимание, сочувствие к сверстникам (делиться игрушками, | |||||||
уступать), отзываться на просьбу другвоа ребёнка,помогать ему, называть | |||||||
по имени отчеству своих воспитателей, знать своё имя, бережно относиться к | |||||||
вещам и игрушкам. | |||||||
Спокойно и самостоятельно играть, доброжелательность и с симпатией | |||||||
относиться к товарищам по игре,совместно с другими детьми пользоваться | |||||||
другими игрушками. | |||||||
8. С воспитателем группы, куда поступит малыш,нужно познакомиться заранее, | |||||||
сообщить ему каким ласковым словом называют ребёнка дома,рассказать о его | |||||||
привычках и особенностях поведения. | |||||||
9.Необходимо и в выходные дни,когда ребёнок дома,придерживаться режима | |||||||
дня,принятого в саду.Резкие изменения режима даже на протяжении нескольких | |||||||
дней выбивают ребёнка из привычного ритма,вновь и вновь требуют от него | |||||||
перестройки,а это даётся ему с большими трудностями,вызывают излишнюю | |||||||
нервозность. | |||||||
10.Если у ребёнка к моменту поступления в дошкольное учреждение,сохранилась | |||||||
привычка к укачиванию,сосанию пустышки во время игры,то утучать от неё надо | |||||||
постепенно. | |||||||
11.Необходимо подготовить следующее:сменную обувь с удобной застёжкой, | |||||||
бумажные платочки,два комплекта нижнего белья,запасную рубашку,платье, | |||||||
пустой мешок для испачканной одежды. | |||||||
Мы желаем вам успехов в подготовке к такому важному и волнующему | |||||||
периоду в жизни малыша - это озночает , что он взрослеет. | |||||||
Список литературы: | |||||||
1. Л.В.Белкина "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ" | |||||||
ТЦ "Учитель" Воронеж 2006 г. | |||||||
2. Т.В.Иванова "Адаптация ребенка к ДОУ" | |||||||
ИТД "Корифей" Волгоград 2009 г. | |||||||
3. Фромм А. Азбука для родителей 1991 г. | |||||||
4. О.И. Давыдова "Адаптационные группы в ДОУ : | |||||||
Методическое пособие 2006 г. | |||||||
5. Л.Баданина - кандидат психолодических наук | |||||||
"Дошкольное воспитание" № 5 2007 г. | |||||||
6. Е.В. Васильева "Дошкольное воспитание" 2006 г. № 10 | |||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для подготовки ребенка к детскому саду "В детский сад идти пора"
Как следует готовить ребенка к поступлению в детский сад. Как надо вести себя с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад.Некоторые рекомендации воспитателям и специалистам,...
В детский сад идти пора, что нужно знать и уметь ребенку и родителю
Консультация поможет узнать для родителей, что должен знать и уметь ребенок придя в детский сад. Чем больше ребенок знает и умеет, тем легче пройдет у него адаптация....
В детский сад идти пора
Рекомендации родителям детей, которые идут в младшую группу...
"В ДЕТСКИЙ САД ИДТИ ПОРА"
Консультация для родителей...
Проект "Мама, папа, я в детский сад идти пора"
laquo;Мама, папа, я – в детский сад идти пора»Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский, групповойВозрастная группа: первая младшая «Колобок»Продолжительность: ...
для первой младшей группы «В детский сад идти пора» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора. Дети поочередно загибают пальчики руки. Дети
для первой младшей группы «В детский сад идти пора»Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул.Встали п...
Проект по адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада «В детский сад идти пора»
Актуальность.Адаптационный период – это очень серьёзное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста, так как из привычной родной семейной обстановки малыш попадает в новые неизвестные дл...