Взаимодействие с родителями воспитанников
статья на тему

Макарова Эльвира Геннадьевна

Взаимодействие с родителями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений педагогического процесса   дошкольного учреждения.

 В Статье 44. Закона «Об образовании» РФ  говорится, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

 В этой связи педагоги всех дошкольных учреждений стараются создать единое пространство воспитания и развития ребенка в семье и дошкольном учреждении, привлечь родителей к участию в педагогическом  процессе.

 В примерной программе дошкольного образования  предусматривает содержание направлений работы с семьей по образовательным областям «Здоровье» и «Физическая культура».

  • Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения).
  • Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. Разъяснять важность посещения детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление дошкольников.
  • Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.
  • Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту.
  • Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом.

Семья, особенно в раннем и дошкольном детстве, является главной составляющей социальной ситуации развития. Необходимость взаимодействия детского сада и семьи в социокультурном  развитии дошкольников осознается современными воспитателями как очевидная истина. Педагогическая компетентность сегодняшнего родителя достаточно высока. Однако не всегда он может сориентироваться в образовательной ситуации, без помощи специалистов образовательного учреждения.

Каждое дошкольное учреждение  определяет условия работы с родителями, совершенствует содержание, формы и методы сотрудничества с семьей с учетом изменяющихся условий, запросов каждой семьи. Педагог дошкольного учреждения – это не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

             Согласно исследованиям современных ученых (Н.М. Метенова, Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Н. Селиванова, О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева) основными факторами, влияющими на эффективность взаимодействия детского сада и семьи, является:

1.  Уровень педагогической культуры родителей. Важным показателем педагогической культуры родителей можно считать степень осознания целей воспитания, совпадающих с тем социальным запросом, который предъявляет общество к личности, т.е. совпадение представлений о целях воспитания родителей и педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.

Повышение педагогической культуры родителей – одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения, которая решается на основе доверительно-делового общения воспитателя с родителями.   Наше дошкольное учреждение заинтересовано в плодотворном сотрудничестве с семьей, как одним из основных социальных партнеров.  Активно ведется поиск новых форм партнерства, позволяющих активно развивать весь комплекс воспитательных, развивающих, оздоровительных задач.

2.   Профессиональная компетентность воспитателей в вопросах сотрудничества с семьей. 

В содержание профессиональной компетентности входят:

  • Личностный компонент; (выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность)
  • Содержательный компонент; (включает знания о семье, об особенностях семейного воспитания, о методах активизации родителей)
  • Деятельностный компонент (Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями)
  1. Умение выстроить диалог. 

Чтобы выстроить диалог, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентируясь в проблемах воспитания и нуждах семьи.

В результате  такого взаимодействия родители активно участвуют в мероприятиях, которые проводятся в дошкольном учреждении и в группе, оставляют свои отзывы и предложения.

Из опыта работы.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Дом,  в котором мы живем»,  провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с выступления моих воспитанников. Игра «Давайте познакомимся и будем дружить», объединила взрослых. Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе. Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах. С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки.

К собраниям  готовлю  фотостенд, где использую фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности. Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

В группе для информирования родителей о воспитательно-образовательном процессе  оформляются  родительские уголки. Кроме того широко используется изготовление буклетов, брошюр, газет, информационных вестников. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.

Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.  Открытость дошкольного учреждения позволяет родителям  использовать виртуальное  общение со всеми специалистами детского сада.

             Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Необходимо отметить, что родители являются не просто зрителями, но и исполнителями главных ролей.

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников мы рассматриваем как один из необходимых компонентов образовательной среды дошкольного учреждения, который оказывает прямое и косвенное влияние на разностороннее развитие ребенка, на состояние его физического и психического здоровья и успешность его дальнейшего образования и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ

Сегодня перед педагогами дошкольных образовательных учреждений актуализирована задача: оптимизировать формы, методы и средства взаимодействия с родителями; привлечь родителей к активному участию в вос...

Материал из опыта работы "Взаимодействие с родителями воспитанников детского сада"

Родители- первые педагоги своих детей. От характера взаимодействия воспитателей с родителями зависит успех образовательного процесса в ДОУ....

«Формирование готовности педагогов к взаимодействию с родителями воспитанников»

В последнее время педагоги все чаще сталкиваются с низкой компетентностью родительского поведения. Если у ребёнка родители не понимают его нужд, сосредоточены на том, как должно быть, то у ребенка воз...

Взаимодействие с родителями воспитанников. Планы. Консультации для родителей.

План работы по организации взаимодействия воспитателя с родителями.Консультации для родителей....

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребёнка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспит...