Детское исследование как метод обучения
консультация по теме
Предварительный просмотр:
ДЕТСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
Главная особенность исследовательского обучения - активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Основной ожидаемый результат исследовательского обучения заключается в развитии творческих способностей, приобретений ребенком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала.
В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня его практической реализации:
• педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти учащемуся;
• педагог ставит проблему, но уже метод ее решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);
• на третьем, высшем, уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются учащимися самостоятельно (Дж. Шваб, П. Брандвейн, А. Леви и др.).
Педагогу важно:
• Обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном». Уметь находить и ставить перед учащимися реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для детей форме.
• Уметь увлечь учащихся дидактически ценной проблемой, сделав ее проблемой самих детей.
• Быть способным к выполнению функций координатора и партнера в исследовательском поиске. Помогая детям, уметь избегать директивных указаний и административного давления.
• Уметь быть терпимым к ошибкам учеников, допускаемым ими в попытках найти собственное решение. Предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает чувствовать безнадежность своего поиска.
• Организовывать мероприятия для проведения наблюдений, экспериментов и разнообразных «полевых» исследований.
• Предоставлять возможность для регулярных отчетов рабочих групп и обмена мнениями в ходе открытых общих обсуждений.
• Поощрять и всячески развивать критическое отношение к исследовательским процедурам.
• Уметь стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых, оригинальных направлений исследования.
• Внимательно следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме. Уметь закончить проведение исследований и работу по обсуждению и внедрению решений в практику до появления у детей признаков потери интереса к проблеме.
• Быть гибким и при сохранении высокой мотивации разрешать отдельным учащимся продолжать работать над проблемой на добровольных началах, пока другие учащиеся изыскивают пути подхода к новой проблеме.
Учебное исследование дошкольника включает следующие элементы:
• выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);
• выработку гипотез;
• поиск и предложение возможных вариантов решения;
• сбор материала;
• анализ и обобщение полученных данных;
• подготовку и защиту итогового продукта (сообщение, доклад, макет и др.).
Детализированная последовательность исследовательского обучения.
1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
2. «Инкубационный период». Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).
3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).
4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные - идеи).
5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
6. Разработать методику проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования и др.).
102
10. Доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
11. Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия.
Темы для исследовательской работы детей.
Фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих фантастических объектов и явлений. Например, ребенок делает проект космического корабля. Это может быть рисунок или макет, склеенный из бумаги, картонных коробок, упаковок из-под продуктов питания и косметики. А может быть даже «сконструировано» несуществующее животное с какими-то новыми, необычными возможностями.
Эмпирические - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. В качестве объектов для детского экспериментирования и наблюдений могут быть растения, животные, явления неживой природы (вода, камни, небесные светила). Например, вместе с детьми проводим экспериментирование с волнистыми попугайчиками - проверяем, как попугаи реагируют на свет, боятся ли громких звуков, резких движений, любят ли музыку и др. Можно провести эксперименты с растениями и их цветами, семенами, с явлениями неживой природы.
Теоретические - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Сейчас издается много очень хороших энциклопедий и справочников для детей разного возраста, что создает прекрасные условия для проведения теоретических исследований. Например, вместе с детьми собираем из разных источников информацию об определенной группе пород собак, устройстве парусных кораблей или истории музыкальных инструментов. Обычно темы теоретические могут разрабатывать дошкольники, входящие в категорию одаренных детей.
Правила выбора темы:
1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки). Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно формулируя вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.
3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. (Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.)
4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети младшей, средней, а иногда и старшей групп не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
Программа учебно-исследовательской деятельности детей в образовательном учреждении должна включать три относительно самостоятельных подпрограммы:
1. Подпрограмма «Тренинг».
Занятия по приобретению детьми специальных знаний и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска.
2. Подпрограмма «Детская исследовательская практика». Проведение самостоятельных исследований и выполнение
творческих проектов.
3. Подпрограмма «Мониторинг».
Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения: защита исследовательских работ и творческих проектов детей, фестивали детских работ и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Детское исследование как метод обучения»
Консультация для воспитателей ...
Детское исследование как метод обучения
Я расскажу о методике проведения детскогоисследования, которое позволит включить ребенка в собственный исследовательский поиск....
Детское исследование как метод обучения дошкольников.
Главная особенность исследовательского обучения — активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий х...
«Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»
Конспект НОД в подготовительной группе...
Детское исследование как метод обучения
Консультация для воспитателей...
Самообразование по теме: "Детское исследование как метод обучения"
Рабочая программа по теме "Детское исследование как метод обучения"...
Детское исследование как метод обучения старших дошкольников
Главная особенность исследовательского обучения - активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и таким образом, передать детям инициативу в организации ...