Кинезиологические упражнения в системе дошкольного образования
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Исакаева Людмила Николаевна

План работы по самообразованию воспитателя логопедической группы. Работа проводилась в межаттестационный период и активно использовались кинезиологические упражнения как на занятиях, так и в повседневной жизни детей. Данная методика пропагандировалась с родителями воспитанников и среди молодых специалистов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_kinez.isakaeva_14-15.docx31.49 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ВОСПИТАТЕЛЯ

Исакаевой Людмилы Николаевны

на 2014 / 2015 учебный год

Тема: «Кинезиологические упражнения в системе дошкольного образования»

Актуальность: «Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения»

Ж. Тассо. 

Ползание в младенческом возрасте, как давно известно, играет решающую роль в активизации сенсорного восприятия и учения. При ползании воспроизводятся движения, пересекающие серединную линию тела и возбуждающие оба полушария мозга. Перекрестно-латеральные движения помогают нам развить способности, включающие доступ ко всей сенсорной информации (слуховой, зрительной, осязательной) от обеих сторон тела.

Некоторые люди не могут делать перекрестные шаги, однако успешно выполняли «гомолатеральные» движения (т.е. односторонние, когда одновременно движутся рука и нога одной и той же стороны тела). Такие люди обычно используют одно полушарие мозга в определенный момент и страдалют от неспособности к полному сенсомоторному функционированию. Между неспособностью делать перекрестные шаги и проблемами учения обнаруживается очень тесная взаимосвязь.

Кинезиология  с ее перекрестно-латеральными, активизирующими тонкую моторику движениями, балансирует и равномерно тренирует мышцы обеих сторон тела. Это непосредственно связано с интегрированной и равномерной активизацией моторной коры лобных долей мозга, обеспечивающей произвольные движения тела и участвующей в планировании и выполнении сложной двигательной активности, базального ганглия, обеспечивающего регуляцию двигательных и вегетативных функций, участвующего в осуществлении интегративных процессов высшей нервной деятельности, а также мозжечка, отвечающего за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса. Многократная, регулярная активизация моторной коры способствует развитию нервных сетей в остальной части лобной доли.

Так как эти специфические движения активируют нервные пути в мозге в обоих полушариях одновременно, то они необходимы для возможности обучения в течение всей жизни.

Цель работы по самообразованию:

  1. Создать информационную базу.
  2. Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей.
  3. Повышение профессиональной компетентности.
  4. Поддерживать достижения детей, воспитывать чувство гордости за достигнутые результаты.

Задачи:

 Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.

Познакомить родителей (законных представителей) с современными кинезиологическими методиками, их целями и задачами.

Научить родителей (законных представителей) применять эти методики на практике. Пополнить педагогическую копилку новой информацией.

План внедрения кинезиологической программы

Основные направления

Месяц учебного года

Месяц учебного года

Месяц учебного года

Месяц учебного года

Месяц учебного года

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

1

Формирование пространственных представлений

Д/и «Карточки»

Д/у «Подними правую (левую) руку»

Д/у «Возьми предмет»

Д/и «Мое место»

Д/у «Где находится предмет»

Д/и «Холодно-горячо»

Д/у «Задания»

Д/и «Лабиринт»

Д/у «Задания»

Д/и «Осьминожки»

Д/и «Клад»

2

Межполушарное взаимодействие

«Кулак-ребро-ладонь»

«Ухо – нос»

«Кулак-ребро-ладонь» «Клешня краба»

«Рисующий слон»

«Замок»

«Зеркальное рисование»

«Ухо – нос»

«Лягушка»

«Носик – художник»

3

Общая моторика и развитие саматогностических 

функций

«Растяжки по «осям» (верх-низ)

«Растяжки по осям»

(лево – право)

«Растяжки по осям»

(перекрест

ные)

«Растяжки по осям»

(все вместе)

«Дерево»

4

Самомас.

лица

Самомас. рук

Самомас. ушей

Самомас. ног

Самомас. тела

Самомас. тела

5

Перекрестные движения

«Горизонтальная восьмерка»

«Перекрест

ные движения»

Выполнять перекрестные скоординированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад)

«Ползание на четвереньках, руки – крест – на крест»

Ходьба с похлопыва

нием себя по коленям, левой по правому, правой по левому

Лежа на полу коснуться локтем колена;

левым правой ноги, правым – левой ноги

6

Артикуляционная моторика

Движения челюстью в разных направлениях

Движения языком, как щелканье, цоканье, посвистывание

Движения языком в определен ной последовательности

«Ползание на четвереньках, руки – крест – на крест»

Движения рук совмещать с движения ми  языка.

Язык двигается за рукой

«Ползание на четвереньках, руки – крест – на крест»

Движения рук совмещать с движения ми  языка.

Язык двигается в противоположную стророну»

7

Мимические движения

«Рожицы»

Вытягиваем губы трубочкой

«Рожицы»

Широко открываем рот

«Рожицы»

Выдвигаем язык

«Рожицы»

Хмурое сдвигание бровей

«Рожицы»

Улыбка

8

Мелкая моторика

Раскатывать на доске маленький комочек пластилина   по очереди пальцами левой руки.

«Пальчики здороваются»

«Зайчик –кольцо»

«Колечки»

«Колечки с усложнением»

Брать пальцами правой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места. Убрать спички в коробку.

«Поклон пальчиками»

«Карандаши»

«Цветок»

Брать пальцами левой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места .Убрать спички в коробку.

«Заяц – коза»

«Слоник»

«Тяни- толкай»

Отщипывание кончиками пальцев клочков бумаги.

 «Замок»

«Бусинка»

Нанизывание бус.

«Змейки»

«Братцы»

«Обратные колечки»

9

Тактильный гнозис

«Найди, из чего сделано»

Ощупать три – пять игрушек, определить материал, из которого она сделана

«Пальчиковый бассейн»

В коробку с фасолью поместить мелкие игрушки, ребенок должен их найти, ощупать и узнать

«Волшебный мешочек»

На ощупь  угадать бытовые предметы (карандаш, монета, кольцо и т.д.)

«Волшебный мешочек»

На ощупь  угадать мелкие игрушки

«Волшебный мешочек»

На ощупь  угадать

геометрические фигуры различной величины и фактуры (из бархатной бумаги, наждачной бумаги, плотной фольги)

10

Зеркальное рисование

Вращать  обеими кистями рук до и против часовой стрелки (однонаправленно)

Вращать  обеими кистями рук до и против часовой стрелки (разнонаправленно)

«Горизонтальная восьмерка»

Нарисовать в горизонталь ной плоскости цифру 8 сначала одной рукой, потом обеими руками вместе

Рисовать одновременно двумя руками зеркально- симметричные рисунки

Рисовать одновременно двумя руками буквы

11

Симметричное рисование

Рисование одновременно двумя руками  по прописям для левшей и правшей 

Рисование одновременно двумя руками  по прописям для левшей и правшей 

Рисование одновременно двумя руками  по прописям для левшей и правшей 

Рисование одновременно двумя руками  по прописям для левшей и правшей 

Рисование одновременно двумя руками  по прописям для левшей и правшей 

12

Зрительное восприятие и глазодвигательные упражнения

Следить глазами за движениями пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо высунутым изо рта языком

Следить глазами по контуру воображаемой фигуры                          (круг, квадрат, треугольник, цифры и т.д)

Совмест ные движения глаз и языка. Однонаправленные движения

Совмест ные движения глаз и языка.

Разнонаправленные  движения

С закрытыми глазами опознавать небольшой предмет, данный в руку

13

Выполнение упражнений под музыку

Комплекс с обручем

Комплекс с гимнастическими палками (в парах)

Комплекс со скакалкой

Комплекс "Танец с зонтиками"

Комплекс с элементами цыганского танца

№ п/п

Форма работы

Срок

Ожидаемый результат

1

Информационно-аналитический

этап 

Работа с методической литературой: За основу были приняты: развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона; Учебно-методическое пособие Сазонов «Кинезиологическая гимнастика против стрессов» В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П.; Практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» Сиротюк А. Л.

Идея проекта будет донесена до педагогического коллектива в рамках педсовета. Будет показана презентация, мастер-класс, на  котором педагоги на практике овладеют кинезиологическими упражнениями и смогут включать их в педагогический процесс.

На собрании ознакомить родителей с проектом, рассказать о значимости кинезиологических упражнений. Предложить родителям презентацию и мастер-класс, где родители сами попробуют освоить данные упражнения. Раз в месяц в родительский уголок будем ставить  информацию о новом комплексе и приглашать на встречу для овладения им.

Сентябрь-октябрь 2014 г

Создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и педагогов;

повышение  педагогической компетентности по данному вопросу.

. Изучение задач, условий, методики обучения по кинезиологии. Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребёнка.

2

Внедрение в практику:

Проведение ООД и режимных моментов. Растяжки

Дыхательные упражнения

Глазодвигательные упражнения

Телесные упражнения

Упражнения для развития мелкой моторики

Релаксационные упражнения1. Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию на прогулке в ДОУ по всем возрастным группам.

Использование кинезиологических упражнений на занятиях .Использование элементов из кинезиологических комплексов в других видах деятельности. Обновление уголков (информационных стендов) занимательными упражнениями

Свободная деятельность

Просмотр деятельности педагога  

Поделиться опытом работы с воспитателями, применять их опыт в своей работе с детьми.

Октябрь-апрель 2014г.

Разработанная стратегия позволит решить проблемные вопросы и достигнуть поставленную цель: дети успешно  освоят кинезиологические упражнения, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.

Создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и родителей.

3

Представление опыта работы –

Родительское собрание «Кинезиология для детей».

Мастер-классы («Зарядка для ума и тела», «Кинезиологические игры в развитии интеллекта»).

Медиа-копилка для родителей «Кинезиологические игры».

Презентация проекта на собрании.

Консультации «Образовательная кинезиология», «Кинезиология против стрессов», «Использование кинезиологических упражнений в повседневной жизни»

Тренинг для родителей «Всё, чем занимаем, в игру превращаем».

Апрель-май 2015г.

Распространение педагогического опыта работы по кинезиологии. Подведение итогов, оценка и самооценка детей Ознакомление родителей с результатами работы по развитию кинезиологических способностей. Вопрос о продолжении работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Порядок внесения передового педагогического опыта в муниципальный банк ППО системы дошкольного образования муниципального образования Северский район"

Порядок внесения передового педагогического опыта в муниципальный банк ППО системы дошкольного образования муниципального образования Северский район...

Деловая игра «Особенности государственной общественной системы дошкольного образования по Федеральному закону «Об образовании в РФ»

Повысить правовую культуру педагогов по Федеральному закону №273 «Об образовании в Российской Федерации», умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения....

Характеристика методической системы дошкольного образования "От рождения до школы". Особенности содержания и методов развития математических представлений дошкольников, реализующих требования ФГТ т ФГОС в данных системах.

Анализ раздела "Развитие элементарных математических представлений" комплексной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербово...

Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций управленческих кадров в системе дошкольного образования

С целью повышения компетенций руководителей и специалистов, осуществляющих государственное управление в сфере дошкольного образования, в 2019 году по заказу Министерства просвещения Российск...

Кинезиологические упражнения в системе коррекционной работы учителя- логопеда

Представленные в статье кинезиологические упражнения помогают учителю- логопеду достичь поставленных целей в коррекционной работе с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста, улучшают внимани...

Применение кинезиологических упражнений в системе здоровьесбережения детей

В настоящее время растет число детей с нарушениями физического и психического развития , данная  проблема дает толчок педагогам для поиска эффективных методов профилактики и укрепления здоровья р...