Применение кинезиологических упражнений в системе здоровьесбережения детей
статья

Виноградова Виктория Валентиновна

В настоящее время растет число детей с нарушениями физического и психического развития , данная  проблема дает толчок педагогам для поиска эффективных методов профилактики и укрепления здоровья ребенка в условиях дошкольной образовательной организации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение  кинезиологических упражнений в  системе здоровьесбережения детей

          Подготовила воспитатель высшей категории: Виноградова В.В.

           

Известно, что развитие головного мозга начинается у ребенка еще внутриутробно и активно продолжается после рождения. Пик развития многих систем приходится на дошкольный возраст. В настоящее время растет число детей с нарушениями физического и психического развития этому способствует ряд причин: экологического, социального, наследственного характера. Данная проблема дает толчок педагогам для поиска эффективных методов профилактики и укрепления здоровья ребенка в условиях дошкольной образовательной организации.

В нашей группе такой формой работы стала кинезиологическая гимнастика с использованием стихов. Стоит отметить что такие упражнения необходимы детям, у которых существуют проблемы с восприятием материала; со слабой концентрацией внимания, робким и нерешительным; неусидчивым и детям с речевыми проблемами.

Учитывая специфику разновозрастной группы детям младшего возраста мы предлагаем выполнять пальчиковые игры от простого к сложному, для детей 4-5 лет разработали комплекс кинезиологических упражнений, направленных на связь трех элементов: мозга, тела и эмоций  включающие в себя:

  • дыхательные упражнения улучшающие ритмику организма,
  • развивающие самоконтроль и произвольность.
  • глазодвигательные упражнения повышающие энергетику организма дошкольника.
  • телесные упражнения стимулирующие межполушарные взаимодействия
  • упражнения на развитие мелкой моторики
  • упражнения на релаксацию способствующие закреплению полученных навыков, снижению импульсивности и обучения ребенка самоконтролю.

Только реализуя все указанные виды кинезупражнений можно достигнуть высокого результата в процессе укрепления здоровья детей. Упражнения, используемые нами в работе с детьми, такие как: ухо-нос-хлопок, кулак-ребро-ладонь, фонарики, колечки –ожерелье, флажок-рыбка-лодочка и т.д. можно проводить на занятиях, в режимных моментах и в индивидуальной работе, в виде физкультминуток. Дети выполняют упражнения  вместе со взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно увеличивая время и сложность.

Данная система работы позволяет снизить утомляемость, обладают оздоравливающим и антистрессовым эффектом. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в системе дошкольного учреждения – это сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным        условием повышения результативности  образовательного процесса в ДОУ. Спасибо за внимание, всем творческих успехов.

Доказано, что старение организма начинается со старения мозга. Поэтому, если поддерживать мозг в состоянии молодости, то тело не будет стариться. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиология определяет мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций человеческого организма. В некоторых прогрессивных школах ряда стран кинезиология как урок включена в школьное расписание.

Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для того чтобы ребенок в дальнейшем хорошо учился в школе, необходимо еще в детском саду полноценно развить его мыслительную деятельность.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих ак-тивизировать межполушарное воздействие. Данные упражнения развивают мозг, повышают стрессоустойчивость организма, активизируют работу полушарий, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс обучения чтению и письму.

Выделяют следующие виды кинезиологических упражнений:

  • упражнения, направленные на развитие мелкой моторики (через развитие мелкой моторики развиваются отделы головного мозга, отвечающие за речь);
  • упражнения, включающие движения тела (стимулируют межполушарные взаимодействия, купируют мышечные зажимы)
  • растяжки (нормализуют гипертонус и гипотонус мышщц опорно-двигательного аппарата);
  • дыхательная        гимнастика        (способствует        общему оздоровлению организма);
  • упражнения для глаз (улучшают восприятие);
  • массаж и самомассаж (применяется с целью воздействия на биологически активные точки);
  • релаксационные упражнения (расслабляют мышцы и в целом организм, снимают напряжение).

Подводя итог, следует отметить, что основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. Благодаря кинезиологическим упражнениям в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Ребенок не только становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, у него улучшается его речь и координация пальцев. Они не только развивают нервные связи, но и веселят детей, доставляя им удовольствие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ « Детский сад присмотра и оздоровления № 19 «Красная Шапочка» ЗМР РТ» Подготовила воспитатель высшей категории: Виноградова В.В. Применение кинезиологических упражнений в системе здоровьесбережения детей

Слайд 2

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.

Слайд 3

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка. Необходимы детям : с проблемами в восприятии материала со слабой концентрацией внимания и неусидчивым робким и нерешительным детям с речевыми проблемами

Слайд 4

комплекс кинезиологических упражнений включают в себя: дыхательные упражнения глазодвигательные упражнения телесные упражнения упражнения для развития мелкой моторики упражнения на релаксацию

Слайд 12

Результативность таких упражнений зависит от систематической и кропотливой работы. С каждым днем задания могут усложняться, объем заданий увеличиваться, наращиваться темп выполнения. П роисходит расширение зоны ближайшего развития и переход её в зону актуального развития.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль пения и дыхательных упражнений в системе здоровьесбережения детей"

Пение – уникальная дыхательная гимнастика. Искусство пения - это и есть прежде всего правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни....

Роль пения и дыхательных упражнений в системе здоровьесбережения детей

Роль пения и дыхательных упражнений в системе здоровьесбережения детей...

Роль пения и дыхательных упражнений в системе здоровьесбережения детей.

Роль пения и дыхательных упражнений в системе здоровьесбережения детей.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24412428","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Роль пения и дыхательных упражнений в системе здоровьесбережения детей.

Пение с предшествующей ему дыхательнойгимнастикой оказывает на детейпсихотерапевтическое, оздоравливающее воздействие:  положительно влияет  на обменные процессы, способствует восстановлению...

Презентация: "Роль пения и дыхательных упражнений в системе здоровьесбережения детей."

Из опыта работы музыкального руководителя МДОУ детский сад №10 города Алушты Иванюк С.А.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29340381","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}...