"Сюжетно - ролевая игра в жизни ребенка"
статья по теме
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno_rolevaya_igra.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Консультация для родителей «Сюжетно - ролевая игра в жизни ребенка».
Феткуллова А.Х. МБДОУ №93
воспитатель
Консультация для родителей « Сюжетно - ролевая игра в жизни ребенка».
Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский.
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.
В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль. Структурной особенностью и центром игры является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, мы имеем в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру. Сюжетно-ролевая игра в ее типичной форме - это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.
В каждой семье родители пытаются создать условия для игровой деятельности, но не всегда учитывают влияние игры на нравственное развитие ребенка. Непонимание родителями нравственного смысла детской игры, незнание методов руководства ею для формирования тех или иных нравственных качеств часто делают этот процесс стихийным. Игру чаще всего используют с целью занять ребенка, отвлечь его от шалостей, капризов, непослушания. Не всегда представляют родители и правила игры и организацию. Давайте вспомним, в какие игры мы играли в детстве? Да, мы играли в парикмахерскую, магазин, самолёт, школу, ателье и т.д. А во что играют современные дети? Салон красоты, супермаркет, аэрофлот, школа искусств, дом мод, телевидение. Меняются жизненные условия, игры тоже меняются.
Итак, приглашаем вас вспомнить свое детство и отправиться в волшебный мир сказочных приключений! Рассмотрим одну из игр, которую дети предпочитают играть чаще всего. Игра – ситуация « Салон красоты». Предварительная работа: во – первых, нужно рассказать детям о том, что каждый человек хочет выглядеть красиво, и для этого он может покрасить волосы в другой цвет, сделать прическу, маску для лица, ванночки для ног и для рук, маникюр и массаж. В парикмахерской все это сделать невозможно, поэтому люди придумали салон красоты, в которых предлагается много разных услуг. После предварительной работы детей нужно заинтересовать. Например: в виде дидактической игры « Незнайка – мастер». Незнайка решил поработать в салоне красоты. Когда Знайка услышал об этом, он предложил своему приятелю почитать книжки о работе салонов красоты, научится делать прически, массажи. Но Незнайка только махнул рукой: « Вот окрою салон, так сразу и научусь». Он открыл свой салон в отдельной комнатке. Теперь это был его кабинет. На двери кабинета он повесил табличку « Внимание! Здесь ведет прием самый лучший мастер!» Незнайка выглянул в коридор и увидел, что там стоит очередь, и пригласил первого посетителя в кабинет. Что тут началось! Клиенты один за другим входили в кабинет Незнайки и через некоторое время вылетали оттуда с громким криком. Что же случилось? А дело в том, что Незнайка, как всегда, все перепутал. Помогите Незнайке стать хорошим мастером. После этого организовать игру: « Что умеют мастера».
Если вы пришли в салон.
Вот вам на прием …(талон)
Тут наденут вам манишку,
Заходите – будет… (стрижка)
Мастер в руки взял расческу,
Будет делать вам … (прическу).
Может голову помыть,
Может бороду… (побрить).
Получилось так красиво,
Что вы скажите… (спасибо).
Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления. Что дает такая игра участвующему в ней ребенку? Какие психические свойства и способности она развивает? Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому - сюжеты и содержание игр.
Для того чтобы отобразить в игре, какие либо стороны жизни взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться, разумеется, с помощью старших. Что же добавляет к этому знакомству игра? Конечно, при организации игры и в ходе ее от взрослых и сверстников могут быть получены дополнительные сведения. Однако главное здесь не количество сведений, получаемых ребенком, а качество их усвоения. То, что пропущено через игру, дети воспринимают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации.
Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.
Таким образом, сюжетно – ролевые игры учат ребенка согласовывать свои действия с другими участниками игры, примерять на себя различные личностные качества, а так же находить выходы из различных ситуаций. Играя в эти игры, ребенок вырастает творческой и самостоятельной личностью готовой к решению жизненных ситуаций.
Список используемой литературы.
1. Шуть Н.Н. “Волшебные ключи игромастера” - М., 2008г.
2. Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. «Сюжетно ролевые игры для старших дошкольников» Изд: Айрис – Пресс, 2011г.
3.Н. Ф. Губанова « Развитие игровой деятельности» - М, 2014г.
4. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений-5-ое изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,2001.-336с.
5.Краснощекова. Н.В.: Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста Издательство: Феникс,2013 г.,251 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и значимость сюжетно – ролевой игры в жизни ребенка
ПРЕДСТАВЛЯЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ИНФОРМАЦИЮ О ЗНАЧИМОСТИ СЮЖЕТНО- РОЛЕВЫХ ИГР В ЖИЗНИ РЕБЕНКА ИЗ ЛИЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА...
Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка. Консультация.
Консультация для родителей....
Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка
Материал о роли сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка...
"Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка"
Теория ср/и...
"Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка"
Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь сос...
"Роль сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка младшего дошкольного возраста".
Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача - создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.ИИгра – это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для с...
Консультация для воспитателей на тему: "Сюжетно ролевая игра в жизни ребенка"
Значение игры в жизни детей дошкольного возраста. Задачи и методы обучения игре....