"Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка"
статья по теме

Набиева Лутвия Фердинандовна

Теория ср/и

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx23.03 КБ
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка .                                                                                             Системный подход в организации работы по развитию у детей сюжетно- ролевой игры

Набиева Л.Ф. воспитатель                                                                                         ГБДОУ Д/С 3 85                                                                                         Красносельского района С-Пб

«Некоторые вопросы теории  игры».

Теория происхождения игры.

Игра издавна привлекает к себе не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов. Вот некоторые  теории происхождения детской игры:

Игра- как проявление инстинкта. Автор этой теории К. Гросс. Физиологические теории  о происхождении игры выдвинули Шиллер, Спенсер и др. Их теории говорят и об игре, как о проявлении избытка сил ребенка.                                                                                                                               Теория социального происхождения игры раскрывается в работах ученых Л. С. Выгодского,  А. И.Леонтьева, Д.Б. Эльконина.                                      Социальный характер содержания игр и игровой  деятельности обусловлен тем, что ребёнок живет в обществе. Уже с первых месяцев жизни он стремиться к общению с окружающим, постепенно овладевает языком-  могучим средством  общения и усвоения  общественного  опыта. Ребенок хочет быть активным  участником жизни взрослых, но эта потребность ещё не соответствует его возможностям. В игре, подражая  действиям старших, сопереживая доступные ему их радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается к окружающей жизни.                                                             Высоко оценивая воспитательную роль игр детей ,А.С. Макаренко писал : «Игра имеет важно значение в жизни ребенка , имеет тоже значение ,какое у взрослого имеет деятельность, работе ,когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». Длительные наблюдения за играми ,изучение их содержания у детей разных народов и на различных исторических этапах общественного развития позволяют сделать вывод о том ,что основными источником является социальная жизнь людей , условия, в которых живет ребенок ,его семья .                                                                      Как и когда появилась игра, как особый вид человеческой деятельности.        В жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содержание .В играх первобытных племен изображается война , охота, земледельческие работы.                                                                                                                      В дореволюционной России дети имущих классов играли в господ и подчиненных , а сыновья и дочери бедняков отражали в играх тяжелый труд взрослых , страх перед хозяином ,барином, забастовок ,демонстраций . Игры крестьянских детей отражали деревенский труд . Далее в содержание игр детей стали отражаться события революции и гражданской войны ,новая жизнь .Героями игр стали буденовцы, легендарный Чапаев .                                 В своих играх дети спасали челюскинцев ,сражались с врагами, совершали полеты в космос .                                                                                                         Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни- действий , деятельности людей, их взаимоотношения в обстановке ,создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и морем ,и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Дети предают обстановке то значение ,какое обусловлено замыслов и содержанием игры .Эта в повести «Детство». Главный герой ее – Николенька  говорит: «я сам знаю ,что и палки не только что убить птицу ,да и выстрелить никак нельзя .Эта игра .Коли так рассуждать ,то и на стульях ездить нельзя ;а Володя ,я думаю ,сам помнит, как в долгие зимние вечера мы накрывали кресло платками, делали из него коляску ,один садился кучером, другой лакеем, девчонки в середину .Три  стула были тройка лошадей – и мы отправлялись в дорогу. И какие разные приключения случались в этой дороге!                                                                                                                                   И как весело и скоро проходили зимние вечера!... Ежели судить по настоящему , то игры никакой не будет».                                                                         Выдающийся режиссер и актер К.С. Станиславский в книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру ,говорит, вымысла .Стоит ребенку сказать себе «Как будто бы», и вымысел уже живет в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают то, чему они могут верить ,и то ,чего не надо замечать.                                                                                           Анализ сюжетно – ролевой игры как деятельности.

Структура сюжетно- ролевой игры:                                                                                   1.Сюжет игры (та сторона действительности и те действия ,которые воспроизводятся в игре). Сюжет обеспечивает целостность игровой деятельности .Сюжеты  игр разнообразны. Они бывают :                                 профессиональными                                                                                                           Военные                                                                                                                                Бытовые                                                                                                                                  Профессиональные сюжеты строятся  на взаимоотношениях людей разных профессий. Военные- отражают действия людей на военную тематику. Бытовые сюжеты строятся на взаимоотношениях родных, близких людей.                 2.Игровая роль – это передача характерных действий и движений определенного конкретного человека .Этот обобщенный комплекс действий ,отношений .Строящихся вокруг профессии . И наконец ,это –воспроизведение действий взрослого человека.                                                               3.Игровое действие – это средство реализации сюжета .Это действии ,которое производится детьми в игре .                                                                             4.Игрушка- средство реализации сюжета. К средству реализации сюжета относятся и предметы – заместители.                                                                              5.Игровая ситуация – это материальная обстановка для игры.

Классификация игр.

Творческие

Игры с готовым содержанием и правилами

  • 1.Сюжетно-ролевая игра- самостоятельная игра, в которой  ребенок отражает взаимоотношения  взрослых людей, ведущая игра детей от3 до 7 лет.
  • 2.Режиссерская игра.
  • 3.Игра- фантазия.
  • 4.Театрализованная :                                 а/ режиссерские                                  б/драматизации,                                 в/ имитации,                                             г/ импровизации.
  • 5.Строительно- конструктивные
  • 6.Игра- экспериментирование.
  • 1.Подвижные и спортивные.
  • 2. дидактические: настольно- печатные, словесные, с природным материалом. Цель- формирование умений и навыков.
  • 3. Развивающие (развитие личности, психических процессов).
  • 4.игры разных народов.
  • 5.Фольклорн6ые игры.

Педагоги  обеспечивают баланс различных видов игр (См. перспективное планирование на год).

Проблема. Почему дети не играют?

-Влияние ТВ, дети тревожны, агрессивны.                                                                              – Ушло из сада трудовое  воспитание.                                                                                      - Идем по поводу у родителей, делаем акцент на обучение.                                                     - Плохо развита у детей  внутренняя речь, а она  нужна для развития  игры.

Польза сюжетно-ролевой  игры.

  • В сюжетно-ролевой  игре ребенок развивается интеллектуально, познает окружающий мир и отношения взрослых людей.
  • Развиваются психические процессы: воображение, речь, память, мышление, восприятие, ощущение.
  • В сюжетно- ролевой игре сильно развивается воля, произвольное поведение.
  • Развивается умение общаться.
  • Преодолевается эгоцентризм. Развивается умение видеть мир глазами другого человека.
  • Происходит социальное развитие ребенка. Стратегия поведения ребенка в игре- есть его часть общественной стратегии.

Чем является игра

Для ребенка

Для педагога ( место  игровой деятельности в пед. процессе д/с)

  • Интересная , увлекательная деятельность
  • Самовыражение
  • Способ познания
  • Способ удовлетворения потребности ребенка
  • Формой обучения
  • Свободная самостоятельная деятельность
  • Средство диагностики
  • Средство коррекции
  • Средство организации режимных моментов.

Если в вашей группе дети не играют- вы измените отношение к игре. Поставьте её выше других видов деятельности.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка .                                                                                             Системный подход в организации работы по развитию у детей сюжетно- ролевой игры

Набиева Л.Ф. воспитатель                                                                                         ГБДОУ Д/С 3 85                                                                                         Красносельского района С-Пб

«Некоторые вопросы теории  игры».

Теория происхождения игры.

Игра издавна привлекает к себе не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов. Вот некоторые  теории происхождения детской игры:

Игра- как проявление инстинкта. Автор этой теории К. Гросс. Физиологические теории  о происхождении игры выдвинули Шиллер, Спенсер и др. Их теории говорят и об игре, как о проявлении избытка сил ребенка.                                                                                                                               Теория социального происхождения игры раскрывается в работах ученых Л. С. Выгодского,  А. И.Леонтьева, Д.Б. Эльконина.                                      Социальный характер содержания игр и игровой  деятельности обусловлен тем, что ребёнок живет в обществе. Уже с первых месяцев жизни он стремиться к общению с окружающим, постепенно овладевает языком-  могучим средством  общения и усвоения  общественного  опыта. Ребенок хочет быть активным  участником жизни взрослых, но эта потребность ещё не соответствует его возможностям. В игре, подражая  действиям старших, сопереживая доступные ему их радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается к окружающей жизни.                                                             Высоко оценивая воспитательную роль игр детей ,А.С. Макаренко писал : «Игра имеет важно значение в жизни ребенка , имеет тоже значение ,какое у взрослого имеет деятельность, работе ,когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». Длительные наблюдения за играми ,изучение их содержания у детей разных народов и на различных исторических этапах общественного развития позволяют сделать вывод о том ,что основными источником является социальная жизнь людей , условия, в которых живет ребенок ,его семья .                                                                      Как и когда появилась игра, как особый вид человеческой деятельности.        В жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содержание .В играх первобытных племен изображается война , охота, земледельческие работы.                                                                                                                      В дореволюционной России дети имущих классов играли в господ и подчиненных , а сыновья и дочери бедняков отражали в играх тяжелый труд взрослых , страх перед хозяином ,барином, забастовок ,демонстраций . Игры крестьянских детей отражали деревенский труд . Далее в содержание игр детей стали отражаться события революции и гражданской войны ,новая жизнь .Героями игр стали буденовцы, легендарный Чапаев .                                 В своих играх дети спасали челюскинцев ,сражались с врагами, совершали полеты в космос .                                                                                                         Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни- действий , деятельности людей, их взаимоотношения в обстановке ,создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и морем ,и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Дети предают обстановке то значение ,какое обусловлено замыслов и содержанием игры .Эта в повести «Детство». Главный герой ее – Николенька  говорит: «я сам знаю ,что и палки не только что убить птицу ,да и выстрелить никак нельзя .Эта игра .Коли так рассуждать ,то и на стульях ездить нельзя ;а Володя ,я думаю ,сам помнит, как в долгие зимние вечера мы накрывали кресло платками, делали из него коляску ,один садился кучером, другой лакеем, девчонки в середину .Три  стула были тройка лошадей – и мы отправлялись в дорогу. И какие разные приключения случались в этой дороге!                                                                                                                                   И как весело и скоро проходили зимние вечера!... Ежели судить по настоящему , то игры никакой не будет».                                                                         Выдающийся режиссер и актер К.С. Станиславский в книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру ,говорит, вымысла .Стоит ребенку сказать себе «Как будто бы», и вымысел уже живет в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают то, чему они могут верить ,и то ,чего не надо замечать.                                                                                           Анализ сюжетно – ролевой игры как деятельности.

Структура сюжетно- ролевой игры:                                                                                   1.Сюжет игры (та сторона действительности и те действия ,которые воспроизводятся в игре). Сюжет обеспечивает целостность игровой деятельности .Сюжеты  игр разнообразны. Они бывают :                                 профессиональными                                                                                                           Военные                                                                                                                                Бытовые                                                                                                                                  Профессиональные сюжеты строятся  на взаимоотношениях людей разных профессий. Военные- отражают действия людей на военную тематику. Бытовые сюжеты строятся на взаимоотношениях родных, близких людей.                 2.Игровая роль – это передача характерных действий и движений определенного конкретного человека .Этот обобщенный комплекс действий ,отношений .Строящихся вокруг профессии . И наконец ,это –воспроизведение действий взрослого человека.                                                               3.Игровое действие – это средство реализации сюжета .Это действии ,которое производится детьми в игре .                                                                             4.Игрушка- средство реализации сюжета. К средству реализации сюжета относятся и предметы – заместители.                                                                              5.Игровая ситуация – это материальная обстановка для игры.

Классификация игр.

Творческие

Игры с готовым содержанием и правилами

  • 1.Сюжетно-ролевая игра- самостоятельная игра, в которой  ребенок отражает взаимоотношения  взрослых людей, ведущая игра детей от3 до 7 лет.
  • 2.Режиссерская игра.
  • 3.Игра- фантазия.
  • 4.Театрализованная :                                 а/ режиссерские                                  б/драматизации,                                 в/ имитации,                                             г/ импровизации.
  • 5.Строительно- конструктивные
  • 6.Игра- экспериментирование.
  • 1.Подвижные и спортивные.
  • 2. дидактические: настольно- печатные, словесные, с природным материалом. Цель- формирование умений и навыков.
  • 3. Развивающие (развитие личности, психических процессов).
  • 4.игры разных народов.
  • 5.Фольклорн6ые игры.

Педагоги  обеспечивают баланс различных видов игр (См. перспективное планирование на год).

Проблема. Почему дети не играют?

-Влияние ТВ, дети тревожны, агрессивны.                                                                              – Ушло из сада трудовое  воспитание.                                                                                      - Идем по поводу у родителей, делаем акцент на обучение.                                                     - Плохо развита у детей  внутренняя речь, а она  нужна для развития  игры.

Польза сюжетно-ролевой  игры.

  • В сюжетно-ролевой  игре ребенок развивается интеллектуально, познает окружающий мир и отношения взрослых людей.
  • Развиваются психические процессы: воображение, речь, память, мышление, восприятие, ощущение.
  • В сюжетно- ролевой игре сильно развивается воля, произвольное поведение.
  • Развивается умение общаться.
  • Преодолевается эгоцентризм. Развивается умение видеть мир глазами другого человека.
  • Происходит социальное развитие ребенка. Стратегия поведения ребенка в игре- есть его часть общественной стратегии.

Чем является игра

Для ребенка

Для педагога ( место  игровой деятельности в пед. процессе д/с)

  • Интересная , увлекательная деятельность
  • Самовыражение
  • Способ познания
  • Способ удовлетворения потребности ребенка
  • Формой обучения
  • Свободная самостоятельная деятельность
  • Средство диагностики
  • Средство коррекции
  • Средство организации режимных моментов.

Если в вашей группе дети не играют- вы измените отношение к игре. Поставьте её выше других видов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и значимость сюжетно – ролевой игры в жизни ребенка

ПРЕДСТАВЛЯЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ИНФОРМАЦИЮ О ЗНАЧИМОСТИ СЮЖЕТНО- РОЛЕВЫХ ИГР В ЖИЗНИ РЕБЕНКА ИЗ ЛИЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА...

Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка

Материал о роли сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка...

"Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка"

Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь сос...

"Роль сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка младшего дошкольного возраста".

Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача - создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.ИИгра – это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для с...

Консультация для воспитателей на тему: "Сюжетно ролевая игра в жизни ребенка"

Значение игры в жизни детей дошкольного возраста. Задачи и методы обучения игре....

сюжетно ролевая игра в жизни ребенка

Игра всегда имела огромное значение в жизни ребенка. игра - это не пустое времяприпровождение. играя, ребенок развивает свое воображение, мышление, учится анализировать....