"Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка"
статья по теме
Теория ср/и
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 23.03 КБ |
metodicheskaya_razrabotka.docx | 23.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка . Системный подход в организации работы по развитию у детей сюжетно- ролевой игры
Набиева Л.Ф. воспитатель ГБДОУ Д/С 3 85 Красносельского района С-Пб
«Некоторые вопросы теории игры».
Теория происхождения игры.
Игра издавна привлекает к себе не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов. Вот некоторые теории происхождения детской игры:
Игра- как проявление инстинкта. Автор этой теории К. Гросс. Физиологические теории о происхождении игры выдвинули Шиллер, Спенсер и др. Их теории говорят и об игре, как о проявлении избытка сил ребенка. Теория социального происхождения игры раскрывается в работах ученых Л. С. Выгодского, А. И.Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребёнок живет в обществе. Уже с первых месяцев жизни он стремиться к общению с окружающим, постепенно овладевает языком- могучим средством общения и усвоения общественного опыта. Ребенок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность ещё не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему их радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается к окружающей жизни. Высоко оценивая воспитательную роль игр детей ,А.С. Макаренко писал : «Игра имеет важно значение в жизни ребенка , имеет тоже значение ,какое у взрослого имеет деятельность, работе ,когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». Длительные наблюдения за играми ,изучение их содержания у детей разных народов и на различных исторических этапах общественного развития позволяют сделать вывод о том ,что основными источником является социальная жизнь людей , условия, в которых живет ребенок ,его семья . Как и когда появилась игра, как особый вид человеческой деятельности. В жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содержание .В играх первобытных племен изображается война , охота, земледельческие работы. В дореволюционной России дети имущих классов играли в господ и подчиненных , а сыновья и дочери бедняков отражали в играх тяжелый труд взрослых , страх перед хозяином ,барином, забастовок ,демонстраций . Игры крестьянских детей отражали деревенский труд . Далее в содержание игр детей стали отражаться события революции и гражданской войны ,новая жизнь .Героями игр стали буденовцы, легендарный Чапаев . В своих играх дети спасали челюскинцев ,сражались с врагами, совершали полеты в космос . Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни- действий , деятельности людей, их взаимоотношения в обстановке ,создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и морем ,и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Дети предают обстановке то значение ,какое обусловлено замыслов и содержанием игры .Эта в повести «Детство». Главный герой ее – Николенька говорит: «я сам знаю ,что и палки не только что убить птицу ,да и выстрелить никак нельзя .Эта игра .Коли так рассуждать ,то и на стульях ездить нельзя ;а Володя ,я думаю ,сам помнит, как в долгие зимние вечера мы накрывали кресло платками, делали из него коляску ,один садился кучером, другой лакеем, девчонки в середину .Три стула были тройка лошадей – и мы отправлялись в дорогу. И какие разные приключения случались в этой дороге! И как весело и скоро проходили зимние вечера!... Ежели судить по настоящему , то игры никакой не будет». Выдающийся режиссер и актер К.С. Станиславский в книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру ,говорит, вымысла .Стоит ребенку сказать себе «Как будто бы», и вымысел уже живет в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают то, чему они могут верить ,и то ,чего не надо замечать. Анализ сюжетно – ролевой игры как деятельности.
Структура сюжетно- ролевой игры: 1.Сюжет игры (та сторона действительности и те действия ,которые воспроизводятся в игре). Сюжет обеспечивает целостность игровой деятельности .Сюжеты игр разнообразны. Они бывают : профессиональными Военные Бытовые Профессиональные сюжеты строятся на взаимоотношениях людей разных профессий. Военные- отражают действия людей на военную тематику. Бытовые сюжеты строятся на взаимоотношениях родных, близких людей. 2.Игровая роль – это передача характерных действий и движений определенного конкретного человека .Этот обобщенный комплекс действий ,отношений .Строящихся вокруг профессии . И наконец ,это –воспроизведение действий взрослого человека. 3.Игровое действие – это средство реализации сюжета .Это действии ,которое производится детьми в игре . 4.Игрушка- средство реализации сюжета. К средству реализации сюжета относятся и предметы – заместители. 5.Игровая ситуация – это материальная обстановка для игры.
Классификация игр.
Творческие | Игры с готовым содержанием и правилами |
|
|
Педагоги обеспечивают баланс различных видов игр (См. перспективное планирование на год).
Проблема. Почему дети не играют?
-Влияние ТВ, дети тревожны, агрессивны. – Ушло из сада трудовое воспитание. - Идем по поводу у родителей, делаем акцент на обучение. - Плохо развита у детей внутренняя речь, а она нужна для развития игры.
Польза сюжетно-ролевой игры.
- В сюжетно-ролевой игре ребенок развивается интеллектуально, познает окружающий мир и отношения взрослых людей.
- Развиваются психические процессы: воображение, речь, память, мышление, восприятие, ощущение.
- В сюжетно- ролевой игре сильно развивается воля, произвольное поведение.
- Развивается умение общаться.
- Преодолевается эгоцентризм. Развивается умение видеть мир глазами другого человека.
- Происходит социальное развитие ребенка. Стратегия поведения ребенка в игре- есть его часть общественной стратегии.
Чем является игра
Для ребенка | Для педагога ( место игровой деятельности в пед. процессе д/с) |
|
|
Если в вашей группе дети не играют- вы измените отношение к игре. Поставьте её выше других видов деятельности.
Предварительный просмотр:
Методическая разработка . Системный подход в организации работы по развитию у детей сюжетно- ролевой игры
Набиева Л.Ф. воспитатель ГБДОУ Д/С 3 85 Красносельского района С-Пб
«Некоторые вопросы теории игры».
Теория происхождения игры.
Игра издавна привлекает к себе не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов. Вот некоторые теории происхождения детской игры:
Игра- как проявление инстинкта. Автор этой теории К. Гросс. Физиологические теории о происхождении игры выдвинули Шиллер, Спенсер и др. Их теории говорят и об игре, как о проявлении избытка сил ребенка. Теория социального происхождения игры раскрывается в работах ученых Л. С. Выгодского, А. И.Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребёнок живет в обществе. Уже с первых месяцев жизни он стремиться к общению с окружающим, постепенно овладевает языком- могучим средством общения и усвоения общественного опыта. Ребенок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность ещё не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему их радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается к окружающей жизни. Высоко оценивая воспитательную роль игр детей ,А.С. Макаренко писал : «Игра имеет важно значение в жизни ребенка , имеет тоже значение ,какое у взрослого имеет деятельность, работе ,когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». Длительные наблюдения за играми ,изучение их содержания у детей разных народов и на различных исторических этапах общественного развития позволяют сделать вывод о том ,что основными источником является социальная жизнь людей , условия, в которых живет ребенок ,его семья . Как и когда появилась игра, как особый вид человеческой деятельности. В жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содержание .В играх первобытных племен изображается война , охота, земледельческие работы. В дореволюционной России дети имущих классов играли в господ и подчиненных , а сыновья и дочери бедняков отражали в играх тяжелый труд взрослых , страх перед хозяином ,барином, забастовок ,демонстраций . Игры крестьянских детей отражали деревенский труд . Далее в содержание игр детей стали отражаться события революции и гражданской войны ,новая жизнь .Героями игр стали буденовцы, легендарный Чапаев . В своих играх дети спасали челюскинцев ,сражались с врагами, совершали полеты в космос . Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни- действий , деятельности людей, их взаимоотношения в обстановке ,создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и морем ,и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Дети предают обстановке то значение ,какое обусловлено замыслов и содержанием игры .Эта в повести «Детство». Главный герой ее – Николенька говорит: «я сам знаю ,что и палки не только что убить птицу ,да и выстрелить никак нельзя .Эта игра .Коли так рассуждать ,то и на стульях ездить нельзя ;а Володя ,я думаю ,сам помнит, как в долгие зимние вечера мы накрывали кресло платками, делали из него коляску ,один садился кучером, другой лакеем, девчонки в середину .Три стула были тройка лошадей – и мы отправлялись в дорогу. И какие разные приключения случались в этой дороге! И как весело и скоро проходили зимние вечера!... Ежели судить по настоящему , то игры никакой не будет». Выдающийся режиссер и актер К.С. Станиславский в книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру ,говорит, вымысла .Стоит ребенку сказать себе «Как будто бы», и вымысел уже живет в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают то, чему они могут верить ,и то ,чего не надо замечать. Анализ сюжетно – ролевой игры как деятельности.
Структура сюжетно- ролевой игры: 1.Сюжет игры (та сторона действительности и те действия ,которые воспроизводятся в игре). Сюжет обеспечивает целостность игровой деятельности .Сюжеты игр разнообразны. Они бывают : профессиональными Военные Бытовые Профессиональные сюжеты строятся на взаимоотношениях людей разных профессий. Военные- отражают действия людей на военную тематику. Бытовые сюжеты строятся на взаимоотношениях родных, близких людей. 2.Игровая роль – это передача характерных действий и движений определенного конкретного человека .Этот обобщенный комплекс действий ,отношений .Строящихся вокруг профессии . И наконец ,это –воспроизведение действий взрослого человека. 3.Игровое действие – это средство реализации сюжета .Это действии ,которое производится детьми в игре . 4.Игрушка- средство реализации сюжета. К средству реализации сюжета относятся и предметы – заместители. 5.Игровая ситуация – это материальная обстановка для игры.
Классификация игр.
Творческие | Игры с готовым содержанием и правилами |
|
|
Педагоги обеспечивают баланс различных видов игр (См. перспективное планирование на год).
Проблема. Почему дети не играют?
-Влияние ТВ, дети тревожны, агрессивны. – Ушло из сада трудовое воспитание. - Идем по поводу у родителей, делаем акцент на обучение. - Плохо развита у детей внутренняя речь, а она нужна для развития игры.
Польза сюжетно-ролевой игры.
- В сюжетно-ролевой игре ребенок развивается интеллектуально, познает окружающий мир и отношения взрослых людей.
- Развиваются психические процессы: воображение, речь, память, мышление, восприятие, ощущение.
- В сюжетно- ролевой игре сильно развивается воля, произвольное поведение.
- Развивается умение общаться.
- Преодолевается эгоцентризм. Развивается умение видеть мир глазами другого человека.
- Происходит социальное развитие ребенка. Стратегия поведения ребенка в игре- есть его часть общественной стратегии.
Чем является игра
Для ребенка | Для педагога ( место игровой деятельности в пед. процессе д/с) |
|
|
Если в вашей группе дети не играют- вы измените отношение к игре. Поставьте её выше других видов деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и значимость сюжетно – ролевой игры в жизни ребенка
ПРЕДСТАВЛЯЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ИНФОРМАЦИЮ О ЗНАЧИМОСТИ СЮЖЕТНО- РОЛЕВЫХ ИГР В ЖИЗНИ РЕБЕНКА ИЗ ЛИЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА...
Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка. Консультация.
Консультация для родителей....
Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка
Материал о роли сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка...
"Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка"
Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь сос...
"Роль сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка младшего дошкольного возраста".
Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача - создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.ИИгра – это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для с...
Консультация для воспитателей на тему: "Сюжетно ролевая игра в жизни ребенка"
Значение игры в жизни детей дошкольного возраста. Задачи и методы обучения игре....
сюжетно ролевая игра в жизни ребенка
Игра всегда имела огромное значение в жизни ребенка. игра - это не пустое времяприпровождение. играя, ребенок развивает свое воображение, мышление, учится анализировать....