Игра – обязательное условие физического воспитания.
статья на тему

Феткуллова Алсу Ханифовна

Игра – обязательное условие физического воспитания. Широкое применение игрового метода на занятиях, является обязательным требованием физического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_-_obyazatelnoe_uslovie_fizicheskogo_vospitaniya.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

                Игра – обязательное условие физического воспитания.

        «Игра  есть  упражнение, при  посредстве  которого  ребенок  готовится  к  жизни. Все, что ребенок  подмечает  кругом, он  повторяет  в виде  игры;  чем  более  он  наблюдателем, тем  точнее  он  передает  в  игре все, им  подмеченное. Ни  при  каких  других  занятиях  не виден  так  ярко  нрав  ребенка, его  темперамент  и  тип, его  умение  управлять  собою, как  во  время  игры…».

                                                                                        П.Ф. Лесгаф

        Игра – обязательное условие физического воспитания. Широкое применение игрового метода на занятиях, является обязательным требованием физического воспитания.  Для него характерно, следующее:

-эмоциональность и соперничество, проявляемых в рамках правил игры;

-вариативное применение полученных умений и навыков, связанные с имеющимися условиями;

- умение проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения в игровых ситуациях;

- комплексное совершенствование  физических и морально волевых качеств:  ловкости, силы, выносливости, быстроты ориентировки, а также находчивости, смелости, воли к

        Как писал в своих трудах В.Н. Сорока-Росинский: «Без игры ребёнок не может нормально развиваться, и развиваться так же, как и нормальный взрослый человек не может существовать без труда. Игра для ребёнка не забава, а естественное превращение духовных и физических сил в действия, в вещи». Благодаря движениям и играм повышается общий жизненный тонус ребёнка, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.

        Необходимо подбирать игры и упражнения таким образом, чтобы они соответствовали возрастным и психофизическим особенностям дошкольников. Это отмечал в своих работах Ян Амос Коменский: «Совершенно не разумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могу усваивать, а в какой только сам он желает».

Эффективным средством разностороннего развития, где оздоровительные воспитательные и образовательные задачи решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности, являются русские народные подвижные игры.

   Народные игры – традиционное средство педагогики. Издавна в них отражали быт русских людей, их образ жизни, национальные устои, представления о мужестве, чести, смелости.

         При проведении игр необходимо соблюдать следующие методические требования:

        - в каждой игре ставится задача, которая способствует обучению и развитию тех или иных физических возможностей;

        - игра должна быть посильной, соответствовать уровню подготовленности ребенка, оказывать эмоционально положительное воздействие, способствовать проявлению активности и инициативы;

        Педагог обязан руководить игрой и направлять ее ход, контролировать степень эмоциональности и вовремя прекратить игру. Необходимо знать физическую подготовленность группы и четко представлять, что дети могут сделать, а что им не под силу. При этом необходимо дифференцировать игры, чтобы они соответствовали возрасту участников, однородности группы, числу играющих. Немаловажное значение имеет подбор игр по степени трудности. Легкие игры, не требующие усилий, неинтересны, как и слишком трудные. Выбор во многом определяется местом и условиями проведения игры: в группе или на улице.

        Самая важная роль в организации игры принадлежит педагогу. Он обязан до малейших деталей продумать весь ход игры, особенно в тех случаях, когда она организуется впервые и трудно предвидеть ситуации, которые могут возникнуть. Педагог обязан подготовить место проведения, инвентарь. От того, насколько быстро и четко организованны участники, во многом зависит успех проведения и результат игры. В начале игры выбирают водящего или разделяют на команды. Водящего может назначать руководитель или выбрать члены команды (с помощью считалки, по жребию).

        Формируя команды, нужно стремиться к тому, чтобы по составу они были примерно равны по силам. Капитанов команд обычно выбирают участники.

        Объяснение игры проводится в исходном игровом построении. Чтобы у играющих не возникло лишних вопросов, объяснение следует сопровождать показом. Педагог должен вовремя начать игру, разумно ее дозировать, своевременно закончить. В зависимости от подготовки играющих он может упростить или усложнить отдельные правила. Особенно внимательным надо быть к правилам выполнения технического приема, для изучения или закрепления которого проводится игра. Во время игры нельзя допускать пререканий, грубостей. Окончить игру лучше, когда участники получили удовольствие, но не переутомились. У руководителя подвижных игр много прав, однако он должен уметь ими пользоваться, оставаться объективным и беспристрастным судьей, предоставляя играющим максимум инициативы. Определение результатов, выявление ошибок, неверных действий имеют большое воспитательное значение. Педагог должен охарактеризовать игру в целом и дать оценку действиям отдельных игроков. Необходимо указать на нарушение правил и ошибки, которые были допущены, отметить лучших.

        К оценке следует привлекать и участников. Объективный анализ приучает к правильной самооценке, повышает сознательную дисциплину, способствует развитию инициативы, укрепляет товарищеские отношения в команде, усиливает интерес к занятиям и в итоге способствует закреплению материала.

        Игры проходят успешно, когда в них участвует педагог. Если он в ней не участвует, то должен руководить игрой.

        Игра увлекает – это создает эмоциональный фон для снятия напряжения, побуждает к активному участию.

        В своей работе я использую различные виды занятий, среди которых преобладают:

         - сюжетно – игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;

        - занятия – соревнования дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;

        - занятия – тренировки основанных видов движений;

        - занятия – музыкотерапия, которая благотворно воздействует через телесный уровень на эмоциональное состояние дошкольника

1. «Два Мороза»

На противоположных сторонах спортивного зала мелом обозначаются две линии. Играющие становятся за одной из линий. По считалке выбираются два водящих: Мороз - красный нос и Мороз - Синий нос. Они становятся в центре зала посередине между двумя линиями. По сигналу педагога они произносят: Мы  два брата молодые, Два Мороза удалые

        Я - Мороз - красный нос,

        Я - Мороз - Синий нос.

        Кто из вас решится в путь- дороженьку пуститься?

Все дети хором отвечают:        Не боимся мы угроз,

                                        И не страшен нам мороз!

        После этого все игроки перебегают на противоположную сторону, стараясь как можно быстрее оказаться за второй линей, а водящие стараются их догнать и «заморозить» - дотронуться до кого-либо рукой.

2. «Заря»

        Игроки становятся лицом в круг на небольшом расстоянии друг от друга и держат руки за спиной. Водящий ходит по кругу за спинами игроков со словами: Заря-зареница, красная девица,

        По полю ходила, ключи обронила,

        Ключи золотые, ленты голубые,

        Кольца обвитые, за водой пошла!

        С последними словами водящий осторожно кладёт ленту одному из игроков; заметив это, игрок быстро берёт ленту, и оба ребёнка бегут в разные стороны по кругу, стараясь скорее занять пустое место. Тот, кто останется без места, становится водящим.

3.  «Молчанка»

        Игроки становятся лицом в круг на небольшом расстоянии друг от друга. Водящий становится в центре круга. Все играющие произносят закличку:

Первенчики, червенчики, летели голубенчики

По свежей росе, по чужой полосе,

Там чашки, орешки, медок, сахарок - молчок!

Как только игроки скажут последнее слово, они должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих  движениями, смешными словами, жестами, мимикой. Если кто-то засмеётся или скажет слово, он считается проигравшим и выходит из игры.

4. «Золотые ворота»

        Пара игроков становится в центре зала, взявшись за руки – это водящие. Напротив них лицом к водящим в колонну по двое становятся все остальные игроки. Водящие поднимают руки вверх, образуя  «ворота», и произносят:

        В золотые ворота проходите, господа:

        Первый раз – прощается, второй раз – запрещается,

        А на третий раз – не пропустим вас!

В это время остальные пары проходят в «ворота» и становятся сразу за водящими в колонну по двое, взявшись за руки. По окончанию текста водящие опускают руки вниз, стараясь дотронуться до проходящей мимо них пары игроков. Осаленная пара становится новыми водящими.

Игра – обязательное условие физического воспитания: она помогает воспитанию чувства товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива. Во время игры происходит многократное повторение пройденного материала в его различных сочетаниях и формах, поэтому игровой метод необходимо применять с первых занятий.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад № 93 « Ласточка».

   Выступление на педагогическом совете.

Тема:    «Игра – обязательное условие физического воспитания».

                                                Выполнила:         воспитатель 1 кв.                                                                                 категории                                                                                                Феткуллова А.Х.

Набережные Челны 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - обязательное условие физического воспитания. Дворовые игры.

ВведениеИгра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическ...

Игра - обязательное методическое условие физического воспитания

Игра - важное средство обучения: она помогает воспитанию чувства товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива. Требования к подбору и проведению ...

"Подвижная игра - обязательное условие физического воспитания"

Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П....

Подходы по организации условий физического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Здоровье детей Российской Федерации является одним из приоритетных направлений социальной политики в области образования. Особой значимостью в рамках реализации программы «Образование и здоровье» обла...

Игра как условие физического развития детей раннего дошкольного возраста

Ребенок – существо растущее и развивающееся. Его двигательная активность и двигательная одаренность, приобретенные им двигательные умения и ловкость определяют  его физическое развитие. ...