Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР
статья (подготовительная группа) на тему

Евсеева Екатерина Николаевна

Статья будет полезна для повышения уровня самообразования педагогов дошкольных учреждений, работающих с детьми с нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР

Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при различных формах речевой патологии (по клинико-педагогической классификации): моторной, сенсорной алалии, детской афазии, дизартрии, в том числе при стёртой дизартрии [Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б.].

В этиологии ОНР выделяются разнообразные факторы, как биологические, так и социального характера. К биологическим относятся: инфекции или интоксикации матери во время беременности. Несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, патология натального периода, постнатальные заболевания ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения [.Левина Р.Е.].

Наиболее сложным и стойким вариантом является общее недоразвитие речи, обусловленное ранним органическим поражением мозга.

Е.М. Мастюкова придаёт особое значение в этиологии общего недоразвития речи перинатальной энцефалопатии, которая может быть гипоксической (вследствие внутриутробной гипоксии и асфиксии в родах), травматической (вследствие механической родовой травмы) [Грибова О.С, Бессонова Т.П]

Недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. Р.Е. Левина выделила три уровня речевого развития [Жукова Н.С, Мастюкова Е.М].

Остановимся подробнее на характеристике третьего уровня речевого развития. На этом уровне разговорная речь становится более развёрнутой, отсутствуют грубые отклонения в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных (по значению и оформлению) речевых единиц.

В целом в речи этих детей наблюдаются замены слов, близких по значению, отдельные аграмматичные фразы, искажение звукослоговой структуры некоторых слов, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков [Левина Р.Е.]

Активный, и особенно пассивный, словарь детей значительно обогащается за счёт существительных и глаголов. Вместе с тем в процессе речевого общения часто имеет место неточный отбор слов, следствием чего являются вербальные парафазии («Мама моет ребёнка в корыте», кресло – «диван», смола – «зола», вязать – «плести», строгать – «чистить»).

Дети, находящиеся на третьем уровне речевого развития, используют в речи в основном простые предложения. При употреблении сложных предложений, выражающих временные, пространственные, причинно-следственные отношения, появляются выраженные нарушения.

Характерным для этого уровня являются и нарушения словоизменения. В речи детей наблюдается ещё большое количество ошибок на согласование, управление. Наиболее распространёнными являются следующие ошибки: неправильное употребление некоторых форм существительных множественного числа («стулы», «браты», «уша»). Смешение окончаний существительных мужского и женского рода в косвенных падежах («висит ореха»), замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительных женского рода (копыто – «копыта», корыто – «корыта», зеркало – «зеркалы»). Склонение имён существительных среднего рода как существительных женского рода («пасёт стаду», «зашиб капыту»), неправильные падежные окончания слов женского рода с основой на мягкий согласный («солит – сольи», «нет мебеля»), ошибочные ударения в слове, нарушение дифференциации вида глаголов («сели, пока не перестал дождь»), ошибки в беспредложном и предложном управлении («пьёт вода», «кладёт дров»), неправильное согласование существительного и прилагательного, особенно в среднем роде («небо синяя», «солнце огненная»). Иногда встречается и неправильное согласование глаголов с существительными («мальчик рисуют»).

На этом уровне речевого развития наблюдаются и нарушения словообразования. Эти нарушения проявляются в трудностях дифференциации родственных слов, в непонимании значения родственных словообразующих морфем, в невозможности выполнения заданий на словообразование.

Звуковая сторона речи детей, находящихся на этом уровне речевого развития, существенно улучшается по сравнению с первым и вторым уровнем. Исчезает смазанность, диффузность произношения артикуляторно простых звуков. Остаются лишь нарушения произношения некоторых артикуляторно сложных звуков. Слоговая структура слова воспроизводится правильно, однако ещё остаются искажения звуковой структуры многосложных слов со стечением согласных (колбаса – «кобаса», сковорода – соквоешка»). Искажения звукослоговой структуры слова проявляются в основном при воспроизведении малознакомых слов [Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б.].

Грамматические формы языка у разных детей сформированы по-разному. Ошибки могут носить непостоянный характер, есть возможность верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, у других детей ошибки имеют устойчивый характер, особенно в самостоятельной речи. При рассказывании событий из своей жизни, при составлении рассказов на свободную тему дети используют простые  малоинформативные предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое представление на дошкольника, как способ взаимодействия ПМПК и дошкольного учреждения.

При психолого-педагогическом обследовании на ПМПК изучаются: интеллектуальное развитие, речевое развитие, познавательная деятельность, состояние ведущей для ребенка деятельности, индивидуальные особен...

психолого-педагогические основы самостоятельности дошкольников

В наш век - век исторических и политических катаклизмов, резкой смены ориентиров, в период социально-экономических преобразований от человека требуется быть личностью способной выстоять, выжить,...

Презентация "Теоретические основы проблемы "Психолого-педагогическое сопровождение детей-дошкольников с СДВГ"

Данная презинтация раскрывает понятие, клинические проявления, причины СДВГ, психолгическую помощь дошкольникам, а также рекомндации педагогам и родителям....

Психолого - педагогическое сопровождение семей дошкольников.

Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что, направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, можно влиять и на перестройку семейных отношений. А ...

Психолого – педагогические основы самостоятельности дошкольников

В наш век - век исторических и политических катаклизмов, резкой смены ориентиров, в период социально-экономических преобразований от человека требуется быть личностью способной выстоять, выжить,...

Психолого - педагогическое просвещение родителей дошкольников

Рассматриваются формы психолого - педагогического просвещения родителей дошкольников....