Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ
презентация к уроку (старшая группа) на тему
Планирование НОД по разделу "Познавательно-исседовательская деятельность" (старший дошкольный возраст)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno-issledovatelskaya.ppt | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. «Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, дай попробовать и я пойму» (китайская пословица)
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ ИГРОВОЙ МЕТОД предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом. МОДЕЛИРОВАНИЕ – представление объекта с помощью другого материала. ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ – относится к наглядным методам и является одним из основных ведущих методов дошкольного обучения. ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ – преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т.д. ПРОЕКТИРОВАНИЕ – организация процесса искусственного преобразования Какого-либо объекта, приводящего к качественному изменению ситуации. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – деятельность, под которой понимается промысливание и практическое воплощение того, что возможно, и того, что должно быть в предельно сжатые сроки. ОПЫТ – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственных свойств объектов, установления связей между ними, причин. ПРОБЛЕМНЫЕ МЕТОДЫ – методы, основанные на создании проблемных ситуаций, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа.
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина). ЦЕЛИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ – ЭТО: ■ Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде , удовлетворять детскую любознательность . ■ Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, обобщение). ■ Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. ■ продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир , видеть его красоту , следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении . ■ Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов .
По способу применения эксперименты делятся на: ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ (Проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением) ФРОНТАЛЬНЫЕ (Когда эксперимент проводят сами дети) ОДНОКРАТНЫЕ ИЛИ ЦИКЛИЧЕСКИЕ (Цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещенных в разные условия)
Самостоятельная деятельность детей Совместная работа с родителями Непосредственно- организованная деятельность Совместная деятельность с детьми Содержание опытно-экспериментальной деятельности
ПЛАН РАБОТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ МЕСЯЦ Кол во Зан-й ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЗАДАЧИ ИСТОЧНИКИ Декабрь 1 Раздел ИЗМЕРЕНИЕ «КАК ЧЕЛОВЕК ИЗМЕРЯЕТ?» ЗАДАЧИ: развивать представления о человеке как биологическом существе; - стимулировать ответы детей на вопросы ! «Кто ты?», «Какой ты?», «Чем мы видим?», «Чем мы слышим?», «Как мы узнаем о горьком и соленом?», «Для чего нужны руки?» и т.п.; - формировать охранное отношение к органам зрения, слуха, осязания; - развивать представления о способах (приложение предмета к части тела для определения длины) единицах измерения (локоть, ладонь, фунт, унция, ярд) - человеком предметов действительности в культурно историческом процессе . И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир «Детское экспериментирование» Старший дошкольный возраст 2 Раздел ИЗМЕРЕНИЕ «ЧЕМ МОЖНО ИЗМЕРЯТЬ?» ЗАДАЧИ: - формировать представления детей о мерке как способе измерения длины, объема, веса; - познакомить детей с простейшими измерительными приборами (сантиметровой лентой, различными видами весов, объемными мерками с делениями). И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир «Детское экспериментирование» Старший дошкольный возраст.
ДЕКАБРЬ 3 Раздел ИЗМЕРЕНИЕ «ТЕРМОМЕТР И ТЕМПЕРАТУРА» ЗАДАЧИ: - познакомить детей с понятием «температура»; -формировать представление о приборе для измерения температуры термометр; - сравнить разные виды термометров; - систематизировать знания детей о - сезонных изменениях живой и неживой природы в зависимости от температуры воздуха. И. Э. Куликовская Н. Н. Совгир «Детское Экспериментиров ние» Старший Дошкольный возраст 4 Раздел ИЗМЕРЕНИЕ «ЧАСЫ И ВРЕМЯ» ЗАДАЧИ: - развивать представления детей о человеке в истории, познакомить с древними и современными способами измерения времени; - формировать представления о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах, сутках и т.д.; - совершенствовать речь детей, вспомнить загадки, пословицы о времени. И. Э. Куликовска, Н. Н. Совгир «Детское Экспериментиров ние» Старший Дошкольный возраст ЯНВАРЬ 1 Раздел ЖИДКОСТЬ. СВОЙСТВА ВОДЫ «КАКИЕ СВОЙСТВА?» ЗАДАЧИ: - сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия; - закрепить знания о круговороте воды в природе; - воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу; -учить анализировать, делать умозаключения. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников
ЯНВАРЬ 2 Раздел ЖИДКОСТЬ. СВОЙСТВА ВОДЫ «ИСПАРЯЕТСЯ ЛИ ВОДА?» ЗАДАЧИ: -дать знания детям о том, что вода испаряется при любой температуре; в процессе испарения вода из жидкого состояния переходит в газообразное; - дать знания о том, что процесс испарения зависит от температуры и наличия ветра (кипящая вода испаряется быстрее чем холодная); - воспитывать бережное отношение к воде в природе. Дать знания о том, что в природе вода испаряется над морями, реками, океанами и превращается в облака; -проведение игры-эксперимента « Подводная лодка из винограда». (см.картотеку) О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников 3 Раздел ВЕЩЕСТВО «ТВЕРДОЕ ТЕЛО : материалы (стекло, пластмасса, дерево, почва, песок, глина, металлы)» ЗАДАЧИ: -развивать способности сравнивать похожие (твердые) вещества на ощупь, по внешнему виду и т.п.; - развивать умение определять материал из которого изготовлен предмет по его внешним характеристикам и свойствам (дерево, пластмасса, стекло); - познакомить с различными металлами «медь, алюминий, золото, серебро) и их назначением. И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир «Детское экспериментирование» Старший дошкольный возраст 4 Раздел ВЕЩЕСТВО «МОГУТ ЛИ ЖИВОТНЫЕ ЖИТЬ В ЗЕМЛЕ?» ЗАДАЧИ: - выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки) О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова «Неизведанное рядом»
ФЕВРАЛЬ 1 Раздел МАТЕРИАЛЫ «СВОЙСТВА БУМАГИ» ЗАДАЧИ: - формировать представления у детей о свойстве бумаги (рвется, гнется, шуршит, мнется, горит, можно сшивать); -развивать логическое мышление, память наблюдательность, умение делать умозаключения. «Организация Экспериментальной Деятельности дошкольников» Методические рекомендации ФЕВРАЛЬ 2 Раздел МАТЕРИАЛЫ «КОРАБЛИК ДЛЯ ПУТЕШЕСТВИЯ» ЗАДАЧИ: -продолжать развивать познавательную активность детей путем моделирования проблемных ситуаций; -формировать навыки сравнения свойств различных материалов (м-дерево, металл, пластмасса, картон, поролон); -развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний. «Организация Экспериментальной Деятельности дошкольников» Методические рекомендации 3 Раздел МАТЕРИАЛЫ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО» ЗАДАЧИ: -Закреплять знания детей о деревьях, их внешних отличиях друг от друга, выявить знания о свойствах дерева, упражнять в умении выделять из множества предметов, деревянные, активизировать умение обследовать дерево посредством различных анализаторов, упражнять детей в изображении дерева на бумаге; -развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент. 1.«Организация Экспериментальной Деятельности дошкольников» Методические рекомендации 2. http :// ped kopilka.ru / vospitatel am / zanjatija-s detmi / starshaja-grupa dou / konspekt-nod-v starshei-grupe-po teme-svoistva dereva.html .
ФЕВРАЛЬ 4 Раздел МАТЕРИАЛЫ «РАЗНЫЕ, РАЗНЫЕ ТКАНИ» ЗАДАЧИ: - закрепить знания детей о происхождении тканей, показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из драпа, ситца, болоньи, льна, шёлка); показать свойства тканей (способность пропускать воздух (возможность стирать, гладить, мять). http://dohcolonoc.r /conspect/640 raznye-raznye tkani-zanyatie-po oznakomleniyu-so Svojstvami tkanej.html. МАРТ 1 Раздел МАГНЕТИЗМ «МАГНИТ И ЕГО СВОЙСТВА» История Л. Толстого «Магнит» ЗАДАЧИ: -познакомить детей с понятием «магнит», «магнетизм»; -сформировать представления о свойствах магнита; -актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком; -развитие познавательной — развитие познавательной активности ребенка в процессе в процессе знакомства со свойствами магнитов 1.И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир «Детское Экспериментиров.» Старший дошкольный возраст 2.http://www.doshp d.ru/files/DP-9_12 16.indd.pdf МАРТ 2 Раздел НАПИТКИ «ЧУДЕСА КОКА-КОЛЫ» ЗАДАЧИ: -исследование вредного влияния “ Кока-колы” на организм человека; -проанализировать взаимодействие “ Кока-колы” и ржавчины; - изучить действие “Кока-колы” на зубы; - исследовать совместимость “Кока колы” с другими продуктами 1.http://pedsovet.org/
МАРТ 3 ХВОЯ – КОЛЮЧИЙ ЛЕКАРЬ ЗАДАЧИ: - расширить представления детей о свойствах хвои (хвоя обладает лечебными свойствами); как можно использовать хвою в домашних условиях; -показать применение Эфирного масла сосны (ели, пихты Или можжевельника) для ароматизации помещений. 1.http://anyutka.ne /xvoya-zimoj-i letom-polezno-eto/ 4 Опыты для детей: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ. ЗАДАЧИ: - объяснить простейшие научные понятия в форме веселой игры. 1.http://active mama.com/opyty dlya-detej-v Domashnix usloviyax.html 2.http://www.7ya. u/article/Opyty dlya-detej Zanimatelnaa nauka-v Domashnih usloviyah/?slide=1 АПРЕЛЬ 1 Раздел ВОЗДУХ ЗАДАЧИ: -расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара. 1.http://nsportal.ru/ Etskiysad/raznoe/20 2/04/7/opyty eksperimenty 2.http://ext.spb.ru/i dex.php/skype/2448 2013-03-02-20-53 23.Html
АПРЕЛЬ 2 «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ С СОЛОМИНКОЙ ДЛЯ КОКТЕЙЛЯ» ЗАДАЧИ: - познакомить детей с историей возникновения коктейльной соломинки; -с помощью занимательных опытов показать многообразие использования коктейльной трубочки. 1.http://nsportal.ru/ p/library/drugoe/20 3/03/06/zanimateln e-opyty-s solominkoy-dlya kokteylya 2. Мастерилка «Забавные физические опыты» издательский дом «Карапуз», с.2-7 3 Живая природа «С ВОДОЙ И БЕЗ ВОДЫ. НА СВЕТУ И В ТЕМНОТЕ. В ТЕПЛЕ И В ХОЛОДЕ. КАК БЫСТРЕЕ» ЗАДАЧИ: -выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло, удобрение) О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 58-60 4 «ОПЫТЫ С КАРТОФЕЛЕМ» ЗАДАЧИ: - Познакомить детей с некоторыми свойствами соли и йода. Показать их воздействие на картофель. Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей. Сформировать знания о том, как получают крахмал из картофеля. Развивать наблюдательность, умение делать выводы. Воспитывать интерес к проведению опытов. 1.http://www.maam ru/detskijsad/opyty s-kartofelem-v Podgotovitelnoi grupe.html 2.http://www.lmagic info/experiments/о ыт%20с%20карто кой
МАЙ 1 «ВЫРАЩИВАНИЕ КРИСТАЛЛОВ» из медного купороса ЗАДАЧИ: -научиться выращивать кристаллы -медного купороса 1.http://nsportal.ru ap/library/drugoe/ 013/12/24/issledo atelskaya-rabota po-teme Vyrashchivanie kristallov-iz mednogo МАЙ 2 «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ» ЗАДАЧИ: -выявить изменение агрегатных состояний вещества под воздействием температуры (твердые, жидкие, газообразные) 1.О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 164
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»
Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...
Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....