"Таинственный мир сказок"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Цель:
- дать родителям знания о значении сказки в развитии ребенка;
- дать рекомендации родителям, какие сказки нужно читать.
- показать родителям приемы работы со сказкой в условиях детского сада.
- раскрыть возможность переноса полученных знаний в условия семейного воспитания.
Предварительная работа:
- изготовление объявления и пригласительных на родительское собрание для родителей;
- за две недели до начала родительского собрания проводилось анкетирование для родителей «Роль сказки в семье»;
- запись на диктофон беседы с детьми «Кто читает сказку дома?»;
- приглашение библиотекаря сельской детской библиотеки Гуреевой В.Ю.;
- заготовка памяток.
Ход родительского собрания.
Родителей в группе встречает воспитатель.
Воспитатель:
Здравствуйте, дорогие родители!
Я рада Вас видеть. Сегодня мы с Вами собрались на очередное родительское собрание, которое посвящено сказке, нашей любимой русской народной сказке.
Сказочный мир таинственный и неповторимый. Порой кажется, что он рядом. Стоит только закрыть глаза, и все мгновенно становится волшебным: мамины туфли превращаются в хрустальные башмачки, спица – в волшебную палочку. Так обычные вещи каждого из нас уводят в сказку.
Слушайте отрывок из поэмы и скажите как она называется и кто ее написал.
У лукоморья – дуб зеленый
Златая цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса…
А вы знаете сказки, в которых главный герой – Кот? Мы сейчас проверим.
- В какой сказке коту пришлось выручать своего лучшего друга Петушка из когтей коварной лисы? «Кот, петух и лиса».
- В какой сказке на королевской дочери кот и хозяина женил, и людоеда, словно мышку, проглотил? «Кот в сапогах».
- В какой сказке кот вместе со своими друзьями мальчиком и собакой поселился в деревне Простоквашино и даже завел себе корову? «Каникулы в Простоквашино».
Хорошо Вы Знаете сказки, в которых кот живет.
А теперь попробуйте отгадать загадки в них спрятаны названия любимых сказок.
Всем он каши наварил, съесть ее не хватит сил.
( «Горшочек каши» братьев Гримм.)
Через тридевять земель, через тридевять морей,
Через горы и леса вас домчат за полчаса.
(Сапоги-скороходы)
Подскажи нам, Аладдин,
Где живет твой верный джинн.
(«Волшебная лампа Аладдина».)
Эта скатерть знаменита:
Кормит вкусно всех она
Посмотрите, вот она,
Вкусных кушаний полна!
(Скатерть – самобранка.)
Кот продолжает:
О чем бы Вас еще спросить? Скажите пожалуйста ребусы умеете отгадывать?
Родители выполняют задание.
Мы очень рады, что Вы так любите и хорошо знаете сказки.
Мы думаем что не многие задумываются о том, почему уже несколько веков подряд живут всем известные сказки «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Царевна-лягушка» и др.
Получается что, читая определенные сказки, мы задаем ребенку нужные установки на примерное поведение, учим понимать, что такое добро и зло, любовь, дружба, справедливость. Дети в сказках любят, когда сюжеты повторяются. Так как, например, в сказках «Теремок», «Колобок» или «Репка». Чтение таких сказок помогает ребенку лучше запомнить сюжет и полностью «раствориться» в нем.
С 2-5 лет ребенок начинает бурно фантазировать, что говорит о его готовности воспринимать волшебные сказки. Поэтому осторожно выбирайте сказки ребенку. Сказка должна приносить ребенку радость, теплоту, а не как не пугать его.
Не переставайте читать вашему чаду сказки даже если он сам уже научился читать. Ведь чтение сказок сближает взрослого и ребенка, что немаловажно для эмоционального развития непоседы.
С какого возраста нужно начинать читать детям сказки? Можно прямо с младенческого. Лучше перед ночным сном, при мягком освещении. Читать нужно медленно, сказки должны быть обязательно народные, ни в коем случае не пересказы, в которые внесен рациональный, «упрощающий» момент. Нельзя читать каждый вечер новую сказку: наши предки детям рассказывали сказку столько раз, чтобы он успевал ее выучить наизусть. Только так малыш моги усвоить те нравственные категории, которые были заложены в сказке. Слушая сказки, ребенок учится думать, он трудится душой, а вот телевизор этому мешает.
Сказки не только радуют, успокаивают, развлекают, а и лечат. Многим родителям известна сказкотерапия. А ведь сказкотерапия не новшество, а испробованный столетиями метод. Например, если ребенок заболел, почитайте ему сказку про Карлсона и его варенье и дайте ребенку целебный чай. Или, например, если ребенок обжегся, почитайте ему про живую воду, а после смажьте ожог мазью. Результат от лечения будет во многом раз сильнее обычного. Особенно полезна сказка, прочитанная на ночь. Правильно подобранная сказка должна расслаблять, снимать усталость, напряжение и возбуждение, накопленное за день. Сказки помогают детям гармонично развиваться, учат многому полезному, что пригодится им во взрослой жизни и это факт. Ребенок, с детства слушавший сказки, вырастает здоровым душой. Воспитанный сказками и былинами наш народ становился сильным, он даже после поражений неизменно возрождается.
Какова же Роль сказки в воспитании детей.
Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него разовьются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают.
Сказка умеет так ненавязчиво, по-доброму, с такой любовью и без назиданий и нотаций рассказать о смысле жизни и о том, как стать счастливым. А мы даже не догадываемся, что слушая сказку, воспитываемся и учимся. Учимся дружить и любить. Сказка, наш преданный друг, Дети способны вырасти в Древо Мудрости, только если мы сможем сохранить в себе одно истинно волшебное свойство – способность слушать сказку с пониманием и любовью.
Использование народных сказок в работе с детьми играет важную роль. Так как они помогают детям преодолеть тревогу и конфликты, с которыми они сталкиваются. В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В них противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир – это сложная штука и что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность.
Слушая народные сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно.
Например, сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес один не ходи – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и серый волк». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Сказка не любит лжи и притворства. Она открывается только тем, кто безгранично доверяет ей. Хотя и говорится, что сказка ложь…да в ней намек, добрым молодцам урок!
Какие же сказки читать детям?
Родители, которые серьезно относятся к воспитанию детей, естественно, стараются им побольше читать, понимая, что художественная литература оказывает на душу ребенка огромное влияние. Но не все задумываются над тем, что далеко не любое влияние бывает положительным. Книга может подействовать на человека просветляюще, а может ввергнуть его во мрак, вселить в него чувства ужаса и безысходности. Если это применимо к взрослым людям, то уж к детям тем более. Так что при выборе детских книг не поленитесь лишний раз освежить в памяти их содержание. Особенно если ваш ребенок робкий, впечатлительный - а таких сейчас доcтaточно много.
Самые популярные детские сказки
Сказка на ночь - это своеобразное пожелание спокойной ночи своему дорогому малышу. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь - это общение с ребенком на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни. Но рассказывать перед сном можно не каждую сказку, так же как не каждую интересно читать днем. Пожелания на ночь должны быть ласковыми, как поглаживания по голове и теплыми. Если вы хотите, чтобы ребенок поскорее уснул, почитайте ему простую спокойную сказку. Читать сказки лучше тихо и ровно, это успокаивает и убаюкивает маленького слушателя. В этот момент во всем мире для ребенка существует только один голос. И этот голос создает его настроение, образы, мысли. Что увидит во сне ваше чадо - во многом зависит от того, что оно услышит и почувствует перед тем, как заснуть. Ведь пожелания спокойной ночи - это не пустые слова, а своего рода подведение итога дня, один из самых интимных моментов общения между взрослым и ребенком. Однако сказка на ночь, насыщенная действием и эмоциями, может так увлечь ребенка, что он будет переживать все события вместе с героями, волноваться за них и просить «еще». Тут уж не до сна, когда волк унес царевну! Зато динамичные захватывающие сказки, прочитанные днем, поселят в малыше интерес к книгам и чтению в целом: ведь опять закончили на самом интересном месте, а так хочется знать, что будет дальше, какие еще приключения ждут героев! Сказка же или стихи на ночь должны быть добрыми и незамысловатыми, чтобы успокоить ребенка А теплые пожелания спокойной ночи должны стать обязательной семейной традицией в любом доме. Существует мнение о том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках. То есть ребенок может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них. Маленький человечек учится сочувствию, становится более внимательным и усидчивым. Вообще, весь текст сказки - это хорошая русская речь, необходимый набор ключевых слов. В сказках - особый ритмический строй, что тоже развивает соответствующее чувство у ребенка. А если потрудиться читать сказку с хорошей дикцией, четко проговаривая все звуки, то можно сэкономить на визитах к логопеду! Есть также мнение, что человек в своей жизни повторяет сценарий любимой сказки. Какая сказка станет любимой для Вашего малыша - Вы можете решить вместе с ним. Постарайтесь, чтобы эта сказка была со счастливым концом и учила тем же ценностям, что и Вы сами.
Сказки, которые стоит прочитать ребенку
|
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Таинственный мир насекомых"
Занятие по экологическому воспитанию для подготовительной группы...
Консультация-практикум для воспитателей "Таинственные картинки"
В художественно - творческой деятельности существует много приемов и техник работы на бумаге.С одним из приемов подготовки бумаги к живописной работе хочу вас познакомить. Прием называется « Рис...
Конспект занятия "Таинственный мир насекомых".
Пояснительная записка к итоговому занятию по развитию речи«Таинственный мир насекомых». Предлагаемое занятие «Таинственный мир насекомых» является обобщающим ...
Игровое занятие в старшей группе «Путешествие по таинственным островам»
Игровое занятие по образовательной области "Познание"....
«Таинственное похищение» Итоговое занятие по ФЭМП для детей подготовительной к школе группы
Создать условия для выявленния знаний по формированию элементарно -математических представлений у детей подготовительной к школе группе...
Конспект непосредственной образовательной деятельности: "Космическое путешествие на Таинственную планету".
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительного возраста: "Космическое путешествие на Таинственную планету"....
Познавательно-творческий проект "Таинственный мир сказок А.С. Пушкина" для старшего дошкольного возраста
Сегодня творчество А.С. Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения. Знакомство с произведениями великого поэта начинается в самом раннем возрасте. Пушкин не помышлял о титуле ...