Тема: Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет.
консультация на тему
Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование - очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д., Колдина Д. Н. и др.) Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет.
Актуальность
Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование - очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д., Колдина Д. Н. и др.) Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
-пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и
зрительного восприятия;
-внимания и усидчивости;
-мышления;
-изобразительных навыков и
умений, наблюдательности, эстетического
восприятия, эмоциональной отзывчивости;
-кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Таким образом, целью моей работы является разработка методических материалов для работы воспитателя с детьми 2-Зх лет по развитию интереса к рисованию, привитию любви к изобразительному искусству.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Провести теоретический анализ по обозначенной проблеме.
- Разработать подходы и методическое обеспечение в работе с дошкольниками
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приёмы.
Так для детей первой младшей группы при рисовании уместно использовать технику «рисование руками»(ладонью, пальцами, оттиск печатями из картофеля, ватными палочками)
Рассмотрим подробнее каждую из этих техник.
В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлёпывания, прихлопывания, размазывание, пальцами (размазывание, примакивание, которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения озов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений
Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр тренировок на бумаги возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого - либо животного. В работе с детьми в первой младшей группе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения.
Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слонёнок.
Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших доступных ребёнку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремёслах украшения ткани набойкой использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.
Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты-печатки. Для изготовления печаток картофель, разрезают по полам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки- определённого животного, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1-1, 5 см. Рукоятка должна быть удобна для руки, пошире.
Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приёмы использует педагог, чтобы донести до детей определённое содержание, среди них: беседа, чтение сказок, чтение художественной литературы. И так, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.
Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп) пенопластом, рисование губкой, трафаретом, рисование по- мокрому, рисование смятой бумагой, монотипия, набрызг, рисование пипеткой. Кроме того, ученые считают, что в данном возрасте детей можно знакомить с кляксографией и ниткографией. На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты («В лесу родилась елочка», «Гусеница», «Сшили Тане сарафан» и т.д.). В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки , подвижные игры, музыкальное проигрывание.
План работы
месяц | Техника нетрадиционного развития. | Тема занятия |
февраль | Рисование пальчиками | Цветные пальчики Ягодки на тарелке Сшили Тане сарафан Разноцветные мячики |
март | Рисование пальчиками | Дождик, дождик пуще... Листья желтые летят Подводное царство Петушок, петушок... |
апрель | Рисование ладошками | Цветные ладошки Цветик-семицветик Ёжик Мишка косолапый |
май | Рисование ватными палочками | Горошины для петушка Идет снег Узор на платочке В лесу родилась елочка |
Этапы работы | Содержание работы |
1 .Организационно-ознакомительный. Цель: Изучить технику нетрадиционного рисования через изучения методической литературы подготовку практического материала .Определить формы предоставления результатов работы. | 1 .Анализ ситуации по выбранной теме.
|
2.0сновной (внедрение в работу методов нетрадиционного рисования.) Цель: внедрить в работу новые методы рисования, организовать работу с детьми по проведению интегративных занятий непосредственно образовательной области. | 1 .Изучить пособия: Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. 2. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приёмов нетрадиционного рисования/Дошкольное воспитание.-1995.-№11 И на основе этих пособий внедрять новые методы и техники рисования. 2.А так же изучать пособия: Юркова Н. Рисование мыльной пеной ,крашенными опилками ,на самоклеющейся плёнке/Обруч.- 1999.-№2 Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник (Электронный pecypc):httpA|www/pedlib/ ru|Books|6|0297|6_0297-32/ shtml и экспериментировать с детьми. |
З.Заключительный(диагностика результатов Сохранять и прикладывать рисунки, работы самоанализ деятельности.) Цель: Подвести итоги проделанной работы. 4 . |
Заключение:
Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения
Методическая литература:
- Эйнон .Д. Творческая игра: От рождения до 10 лет-М., 1995
- Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет-М.,2010
- Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники планирования , конспекты занятий /под редакцией Р.Г.Казаковой-М.,2007
- Белкина В.Н и др. Дошкольник: обучение и развитие.-Ярославль,1998.
- Я ну ш ко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста.-М..2010
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа.-М.,2010
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приёмов нетрадиционного рисования/Дошкольное воспитание,-1995.-№11
- Юркова Н. Рисование мыльной пеной ,крашенными опилками ,на самоклеющейся плёнке/Обруч,-1999.-№
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник (Электронный pecypc):httpA|www/pedlib/ ru|Books|6|0297|6_0297-32/ shtml
Ю.Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме/Дошкольное воспитание-1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование по теме: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет»
Содержание:Введение…………………………………………………………………………….………… 31. Виды и техники нетрадиционного рисования…………………………………3 2. План работы……………………………………………………………………………7Заключение………………………...
методическая разработка на тему: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста»
Обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянн...
Консультация по теме: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми »
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет интересно рисовать пальчика...
Перспективный план работы по самообразованию на 2013-2914г. Воспитателя:Симоновой А.В. Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3 лет».
Перспективный план работы по самообразованию на 2013-2914г. Воспитат...
Самообразование по теме: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет»
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Так, для дете...
План работы по самообразованию. Тема: "Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 4-5 лет."
Нетрадиционные способы рисования позволяют развивать в ребёнке наблюдательность, художественный вкус, эмоции, творческие способности и умение доступными средствами создавать красивое. Чтобы ярко и быс...
План работы по самообразованию воспитателя. Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми».
Повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме;систематизировать работу по реализации ФГОС.Задачи:1. Учить детей выбирать материал для нетрадицион...