Календарно-тематическое планирование по теме "Как люди на Руси жили"
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Тимонина Татьяна Ивановна

Календарно - тематическое планирование образовательной деятельности  на неделю (старший дошкольный возраст).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_traditsii.docx36.25 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование  образовательной деятельности на  неделю

Тема: «Как люди на Руси жили?»

Возраст:  5-6 лет

Цель:  Пробуждение интереса детей к народным праздникам и приобщение детей к ценностям русской народной культуре.

Образовательные задачи

1. Познакомить детей с народными традициями и обычаями, с культурой родного края

2. Расширять представления о народном искусстве, фольклоре, музыке.

3. Дать представления о народных костюмах.

4. Воспитывать чувство гордости к своему народу,  любовь к своей Родине.

5. Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа

Итог:  Развлечение «Колядки», викторина «Народное богатство»

Сотрудничество с семьей:

Ознакомление  родителей с темой

Поместить в родительский уголок папку «Народные традиции»

Предложить родителям вместе с детьми дома поискать «Народные приметы»

Привлечь к организации в группе выставки по теме

Дата

Временные отрезки дня

Совместная деятельность взрослого и ребенка

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с семьями воспитанников

Детские виды деятельности

Формы организации

11 января

понедельник

Утро

Коммуникативная

 Утренняя беседа — Задать детям вопрос «Что такое народные традиции?», «Зачем они нам нужны?» (рассуждения детей). Метод: «трёх вопросов». Показать детям слайды как жили раньше люди в деревне. Во  время просмотра слайдов, обратить внимание детей на убранство дома, познакомить с некоторыми обычаями (почему вход в дом был ниже человеческого роста, значение и отношение к русской печи). Дать детям знания, чем славилась русская изба. Рассмотреть с детьми изображение прялки, ткатского станка, рассмотреть изделия которые делали на них. Познакомить с русским народным костюмом.

Поместить в группу иллюстрации для рассматривания на тему  «Русская изба».

Внести в группу. Д\И «Кто где работает?» (город, село)

«Расставь жилище»

«Кому что нужно для работы?»

«Мой дом»

Внесение в группу мелких игрушек для

режиссерской игры (обыгрывание постройки).

Поместить в игровой уголок группы атрибуты русских народных костюмов сарафаны, платки, кокошники и т.д., а так же атрибутики для воспроизведения русской избы.

Ознакомить родителей с темой недели «Народные традиции»

Привлечь к оформлению в группе выставки «Народные традиции и обычаи».

НОД в 1 половину дня

познавательная

Экология

-развитие представлений о взаимосвязи растений, животных в условиях жизни в водоёме, об особенности зимовки водных растений и животных.

- освоение действий использования и  построения моделей взаимосвязи растений, животных и условий жизни на примере водоёма.

- развитие экологических представлений.

Предметно-практическая среда: иллюстрации растений и животных, обитающих в водоёмах.

Среда взаимодействия «Взрослый - ребенок»: вне ситуативно-личностная; модель сотрудничества: совместно-последовательная.

Среда взаимодействия «Ребенок - ребенок»: деятельность в группе.

Среда отношений к миру, другим людям, к себе: выражают свои эмоции, отвечают на вопросы, размышляют, делятся впечатлениями.

Прогулка

Игровая

двигательная

Познакомить  детей  с русскими народными играми – забавами:

Мороз - Красный нос
Хоровод «Гори-гори ясно»

«Бой петухов»

Вечер

НОД во вторую половину дня

Конструктивная

«Отгадай, что построено»

- обучить детей при анализе предмета придерживаться определённого плана, т.е. последовательной постановки серии вопросов сначала общего характера – о назначении предмета, его внешнем облике в целом, затем более конкретных – частях предмета, их особенностях и строении.

- развивать умение удерживать «в уме» полученную информацию об объекте.

Предметно-практическая среда: загадки о разных сооружениях (арка, мост, дом, замок).

Среда взаимодействия «Взрослый - ребенок»: вне ситуативно-личностная; модель сотрудничества: совместно-последовательная.

Среда взаимодействия «Ребенок - ребенок»: деятельность в группе.

Среда отношений к миру, другим людям, к себе: выражают свои эмоции, отвечают на вопросы, размышляют, делятся впечатлениями.

Социально – коммуникативная

Игровая

Игра – ситуация «У бабушки в деревне» (закрепить знания детей полученные при просмотре слайдов). Познакомить с русскими посиделками, с русскими народными песнями (включить аудиозапись).  

С/р. «К нам гости пришли» - побудить детей использовать полученные знания о встречи гостей на Руси, о русских посиделках в игре.

Дата

Временные отрезки дня

Совместная деятельность взрослого и ребенка

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с семьями воспитанников

Детские виды деятельности

Формы организации

12 января вторник

Утро

Коммуникативная

Познавательная

Ситуативный разговор «Традиции русского народа» - внести в группу календарь, спросить детей, зачем он нужен и что означают в нём красненькие цифры. Рассказать, что означали праздники на Руси и как их отмечал русский народ. Познакомить с Масленицей, Рождеством, Колядки, Пасхой, Свадьбой. Беседу сопровождать просмотром слайдов. Дети во время беседы рассказывают, что им известно об этих праздников, воспитатель дополняет ответы детей новой информацией.

Внести в группу

Д\И

«Что лишнее» - атрибуты народного костюма.

«Угадай, на чём играю» - музыкальные инструменты.

«Народные промыслы»

Конструирование из снега

Поместить в группу иллюстрации для рассматривания,  изображениям разных видов народного творчества.

Внести в группу раскраски по теме, шаблоны для аппликации способом городетская роспись.

Поместить в приёмную папку – передвижку «Народные традиции».

НОД в 1 половину дня

Художественное творчество

Музыкальное

Прогулка

Аппликация «Ваза»

- развивать творческую активность, чувство композиции, закреплять умения работы с бумагой (вырезание, складывание).

Предметно-практическая среда: материал для изготовления аппликации по выбору детей.

Среда взаимодействия «Взрослый - ребенок»: вне ситуативно-личностная; модель сотрудничества: совместно-последовательная.

Среда взаимодействия «Ребенок - ребенок»: деятельность в микро группах.

Среда отношений к миру, другим людям, к себе: выражают свои эмоции, отвечают на вопросы, размышляют, делятся впечатлениями.

По плану музыкального руководителя

Наблюдение за ветром (по возможности определить направление ветра и силу).

П/и «Выше ноги от земли», «Ловишки».

Социально - коммуникативная

 Игра – ситуация «Мы встречаем гостей» - угощение

блинами (формировать у детей представления о гостеприимстве; развивать навыки гостеприимства).

Вечер

Познавательная

Коммуникативная

Игровая

Знакомство с народным творчеством: гжель, жостово, городетская роспись. Рассматривание иллюстраций, сравнить, чем похожи, в чём различие. Показать игрушки, украшенные этими росписями (деревянную и глиняную). Задать вопрос «Из чего они сделаны?»

Рассматривание картины  Б. И. Кустодиев «Масленица» - составление рассказа по картине.

С\Р. «Ярмарка» - развивать умения вести ролевой диалог, использовать полученные знания в игре.

Дата

Временные отрезки дня

Совместная деятельность взрослого и ребенка

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с семьями воспитанников

Детские виды деятельности

Формы организации

   13 января

среда

Утро

Коммуникативная

познавательная

Проблемная ситуация «Что можно сделать из полешка и кусочка ткани?» - дети пробуют и предлагают свои варианты, потом воспитатель рассказывает и показывает, как наши бабушки делали из этого  куклу «Пеленашку».

  Игра «Чудесный мешочек» (дети достают по очереди игрушки; матрёшка, свистулька, лошадку, куклу из тряпочек) – рассмотреть из чего сделаны все эти игрушки, объяснить детям, что это в это играли наши бабушки.

 Показать детям презентацию «Возникновение игрушки на Руси». Подвести детей к выводу, что игрушки в основном делали из дерева, глины, соломы, ткани и ниток.

Внести в группу иллюстрации игрушек наших предков, для рассматривания.

 

Внести в группу ткань, нитки, клубочки, деревянные цилиндрики (для создания детьми своей собственной игрушки).

Внесение атрибутов для подвижных игр.

Пополнение центров группы играми  по желанию детей.

Игры в центрах активности по желанию детей.

 С помощью родителей обновить выставку в группе, дополнить её иллюстрациями игрушек, игрушками наших предков.

НОД в 1 половину дня

Коммуникативная

 - освоение действия звукового анализа слов

- различение гласных, твёрдых и мягких согласных звуков

-  название слов с заданным звуком.

 - проведение графической линии твёрдым предметом.

Предметно-практическая среда:  картинки с изображением слова утки; мяч; рабочие тетради; простые карандаши; четырёх звуковые схемы; фишки: зелёного, синего, красного цветов.

Среда взаимодействия «Взрослый - ребенок»: ситуативно-личностная, познавательная форма общения, сотрудничество совместно-индивидуальное, способ поддержки – поощрение.

Среда взаимодействия «Ребенок - ребенок»: деятельность в группе.

Среда отношений к миру, другим людям, к себе: выражают свои эмоции, отвечают на вопросы, размышляют, делятся впечатлениями.

Прогулка

Двигательная

           игровая

Наблюдение за снегом. Обратить внимание детей, что снег сыплется, как крупа. Предложить рассмотреть снег. При наблюдении снегопада, обращаем внимание детей на тёмные снеговые тучи.

Разучить вместе с детьми игры – забавы, в которые играли наши бабушки и дедушки

 «Яша»

«Городки»

НОД во 2 половину дня

Продуктивная

Лепка

( проводится по плану педагога по изодеятельности)

Вечер

Экспериментальная

 «Самодельный телефон» -
взять 2 пластиковых стаканчика,  сделать из пластилина толстую лепешку,  размером немного больше дна, и поставить на нее стаканчик. Острым ножом сделайте в донышке отверстие. То же самое проделайте со вторым стаканчиком. Протяните один конец нитки (ее длина должна быть около 5ти метров) сквозь отверстие в донышке и завяжите узелок. Повторите опыт со вторым стаканчиком. Вуа-ля,телефон готов! Чтобы он работал, нужно натянуть нить и не касаться других предметов (в том числе, пальцев). Приложив стаканчик к уху, кроха сможет услышать, что вы говорите на другом конце провода, даже если вы будете шептать или беседовать из разных комнат. Стаканчики выполняют в этом опыте роль микрофона и динамика, а нить служит телефонным проводом. Звук вашего голоса проходит по натянутой нитке в виде продольных звуковых волн.

Дата

Временные отрезки дня

Совместная деятельность взрослого и ребенка

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с семьями воспитанников

Детские виды деятельности

Формы организации

14 января четверг

Утро

Познавательная

Коммуникативная

Игровая ситуация «Чьё это?» - в помещении группы в разных уголках расположены атрибуты, герои, вещи из разных русских народных сказок, предложить детям найти эти вещи или героев сказок. Спросить какие сказки они узнали? Почему эти сказки называют русскими народными?

Рассказать какие бывают русские народные сказки. Спросить:  как думают дети «Чему учат эти сказки?»

Словесная игра «Отгадай сказку».

Внести в группу иллюстрации русских народных сказок, для самостоятельного просмотра. Атрибуты из сказок.

Внесение атрибутов для театрализованной деятельности.

Внесение в зону творчества необходимых материалов для ремонта книг и коробок из под настольных игр.

Игры с выносным материалом

Дежурство в центре «Природа»: полив растений, опрыскивание, рыхление.

Предложить родителям вместе с детьми дома поискать «Народные приметы», оформить их в виде мини – докладов и принести в группу.

НОД в 1 половину дня

Восприятие художественной литературы

- знакомство с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

 - ответы на вопросы по содержанию сказки

 - развитие умения пересказывать сказку, опираясь на вопросы воспитателя

 - развивать умения обозначать своё отношение к персонажам сказки при помощи символических средств

Предметно-практическая среда:

Текст сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», атрибуты из этой сказки.

 Среда взаимодействия «Взрослый - ребенок»: ситуативно-деловая, познавательная форма общения, сотрудничество совместно-индивидуальное, способ поддержки – поощрение.

Среда взаимодействия «Ребенок - ребенок»: деятельность индивидуально-групповая.

Среда отношений к миру, другим людям, к себе: выражают свои эмоции, отвечают на вопросы, размышляют, делятся впечатлениями.

Прогулка

Двигательная

Игровая

На прогулке полюбоваться инеем и красотой природы в зимнее время.   Если стряхнуть иней с ветки, дети увидят тонкие как иголки льдинки.

 П./И «Мороз - Красный нос»
Хоровод «Гори-гори ясно»

«Бой петухов»

Игровая

«Путешествие в сказку» - одна группа детей показывают фрагмент сказки, другая группа угадывает какая это сказка.

Вечер

Познавательная

Коммуникативная

Прочитать детям народные пословицы и поговорки. Спросить, как они их понимают. Пояснить,  что их часто употребляли в своей речи русский народ в старину. Спросить, какие пословицы и поговорки знают дети. Рассказать, что при общении с детьми наши бабушки использовали потешки и прибаутки. Предложить детям инсценировать потешку «Жили у бабуси – два весёлых гуся».

Художественное творчество

Рисование иллюстраций к русской народной сказке «Гуси – лебеди».

- способствовать овладению навыками составления композиции, учить располагать изображение на листе с учетом его пропорций, закреплять умение рисовать гуашью.

Предметно-практическая среда: цветная гуашь, листы бумаги, текст сказки «Гуси - лебеди».

Среда взаимодействия «Взрослый - ребенок»: вне ситуативно-личностная; модель сотрудничества: совместно-последовательная.

Среда взаимодействия «Ребенок - ребенок»: деятельность в микро группах.

Среда отношений к миру, другим людям, к себе: выражают свои эмоции, отвечают на вопросы, размышляют, делятся впечатлениями.

Дата

Временные отрезки дня

Совместная деятельность взрослого и ребенка

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с семьями воспитанников

Детские виды деятельности

Формы организации

15 мая пятница

Утро

Познавательная

коммуникативная

Беседа с детьми: «Как жили без телевизора?».  В старину люди много работали и создавали замечательные изделия.

Русские мастера, чтобы потешить своих деток, делали игрушки своими руками. Так появилась первая деревянная кукла – матрёшка. 

- Люди для работы собирались в больших комнатах – мастерских за длинными столами. Кто- то вырезал из дерева, кто-то разрисовывал узорами готовые изделия из дерева, кто-то сплетал из бересты лукошки и короба.

( Словарная работа: береста – это кора берёзы)

- Девушки шили и вышивали - Чтобы не было скучно, девушки пели песни. Так появились русские народные песни. Прослушивание аудиозаписей русской народной песни «Во поле берёза стояла» и «Колыбельная». Спросить какие впечатления, эмоции вызвали у них эти песни, что им представлялось, когда они их слушали.

       Внести в группу. Д/И

«Что лишнее» - атрибуты народного костюма.

«Угадай, на чём играю» - музыкальные инструменты.

«Народные промыслы»

Игры с выносным материалом. Строительство построек из снега.

Внести в игровую среду группы атрибуты для. С/Р. игр «Ярмарка», «К нам гости пришли», «Посиделки».

Привлечь родителей к оформлению стенгазеты группы по теме недели «Народные традиции и обычаи».

ОД в 1 половину дня

Музыкальное

 Развлечение «Колядки»          

Прогулка

Игровая

Двигательная

Учить детей определять погоду по приметам, устанавливать связи между явлениями. Показать приметы сильного мороза: дым из труб поднимается столбом, снег хрустит под ногами, рассыпается в руках, изо рта идёт пар.

П./И «Мороз – красный нос»; «Снежки».

Вечер

Игровая

Викторина «Народное богатство» - обобщить и закрепить знания детей о традициях и обычаях нашего народа.

С/р. «Магазин лавка народных игрушек» - развивать умение самостоятельно менять сюжет игры, развитие ролевого диалога, побуждать детей играть дружно, воспитывать уважительное отношение друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к проекту "Как люди на Руси жили"

Презентация к проекту   "Как люди на Руси жили"...

Конспект занятия "Как люди на Руси жили!"

Конспект организованной образовательной деятельности...

Проект «Как люди на Руси жили»

Интеграция содержания дошкольного образования – один из ведущих принципов построения примерной образовательной программы. Интегрированный подход является стержневым и отражает взаимосвязь и взаи...

Как люди на Руси жили

Проект о жизненном укладе жителей Древней Руси...

Консультация для родителей «Как люди на Руси жили»

В древние времена почти все постройки на Руси были из  дерева. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается си...

Проект "Как люди на Руси жили"

quot;Как люди на Руси жили" 1. ВведениеИсследовательско-творческий проект «Как люди на Руси жили» посвящен изучению истории русского быта, устройства деревенской избы, различных обыч...

Консультация для родителей «Как люди на Руси жили»

В древние времена почти все постройки на Руси были из  дерева. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается си...