Проект «Как люди на Руси жили»
проект по логопедии
Интеграция содержания дошкольного образования – один из ведущих принципов построения примерной образовательной программы. Интегрированный подход является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt1.doc | 210 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРАЦИЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МБДОУ № 23 Детский сад «Золотой петушок»
Учитель-логопед Смирнова Наталья Викторовна
Воспитатели Минова Янита Петровна, Тимонина Татьяна Ивановна
Интеграция содержания дошкольного образования – один из ведущих принципов построения примерной образовательной программы. Интегрированный подход является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования. Опыт такого взаимодействия на базе логопедической подготовительной к школе группе, выраженный в долгосрочном проекте «Как люди на Руси жили» мы предлагаем вашему вниманию.
Интегрированный подход в реализации проекта обеспечил условия для усвоения содержания разных образовательных областей как единое целое.
Целью проекта явилось воспитание у дошкольников нравственно-патриотических качеств посредством создания в группе мини-музея в целях приобщения дошкольников к истории, быту, культуре и традициям русского народа.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Познакомить детей с культурным наследием предков, воспитывать гордость за свой народ, пробуждать чувство любви к Родине.
- Развивать нравственно-патриотические качества личности дошкольника, помочь осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего.
- Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны.
- Развивать и корректировать все компоненты речевой системы ребенка с учетом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики и связной речи.
- Развивать свободное общение с взрослыми и детьми.
- Развивать психические процессы, мелкую моторику.
- Формировать двигательные и певческие качества в процессе музыкально-ритмической деятельности.
- Формировать творческие наклонности, творческую самостоятельность, эстетический вкус.
- Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны.
Работа над проектом началась с составления обоснованного плана действий, который формировался и уточнялся на протяжении всего периода и проходил
несколько этапов:
1. Постановка цели.
2. Поиск формы реализации проекта.
3. Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта.
4. Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5. Определение направлений познавательной и практической деятельности.
6. Организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, познавательной и практической деятельности.
7. Коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма, подробный план действий, организация предметной среды, связанной с темой проекта - разрабатывались коллективно. Выделили место в группе для организации мини-музея, с помощью родителей воссоздали основные детали и обстановку русской избы, передающую дух и атмосферу русского быта. Преобразовали действующие шкафы в русскую печь, рядом расположили лавки, стол, прялку, повесили люльку. Оснастили избу самоваром, деревянными ложками, мисками, утюгом, прялкой и прочими предметами домашнего обихода.
Надо отметить, что помимо натуральных предметов, мы использовали некоторые предметы, имитирующие реальные. Например, изба из бумаги с поднимающейся крышей и мебелью, сделанная руками родителей и детей.
Параллельно с организацией предметной среды, мы приступили к планированию организованной образовательной деятельности, которая выразилась в интегрированном тематическом цикле по ознакомлению с традициями, праздниками и обрядами русского народа:
1. «Знакомство с русской избой».
Знакомство детей с устройством русской избы, обстановкой, утварью. Рисование русской избы.
2. «Русский самовар».
Знакомство с историей возникновения промысла самоваров, знания о способе розжига самоваров, рисование и лепка самоваров, обогащение словаря.
3. «Прялка и веретено»
Совместная практическая деятельность детей и родителей. Родители показали детям, как в старину перебирали шерсть и пряли ее в нить. Каждому ребенку была предоставлена возможность опробовать этот вид деятельности, которая обогатила собственный опыт детей и оказала положительное воздействие на пальчиковую моторику.
4. «Народный костюм».
Знакомство с внешним видом костюма, его особенностями и деталями, традициями изготовления и ношения. Продуктивное творчество детей активизировалось на данном этапе в театрально-игровой деятельности. Сочинение собственных сюжетов, творческая интерпретация заданного сюжета, исполнительское (речевое, двигательное) и оформительское (декорации, костюмы и т.д.) – объединились в единое целое.
5. «Русская игра».
Знакомство с русскими играми («Волки во рву», «Наседка и коршун», «Горелки», «Чехарда», «Выбивалы», «Бой петухов» и т.д.) в процессе организованной образовательной деятельности с тренером по физической культуре. Дети совместно с воспитателями, учителем-логопедом и тренером по физической культуре изучали и играли в русские народные игры.
Активное участие учителя-логопеда в реализации данного проекта обеспечило положительное решение коррекционно-развивающих задач. Обеспечение учителем-логопедом творческого характера коррекционно-развивающей деятельности, поддержание позитивного эмоционального настроя, мотивация необходимости владения собственной речью, её выразительными средствами, выступили мощными активаторами развития творческих и умственных способностей наших детей. Это проявилось в желании детей формировать собственное речевое высказывание, контролировать поставленные звуки в спонтанной речи. А, как известно, заинтересованность ребенка способна творить чудеса: он незаметно растет интеллектуально и личностно как в собственных глазах, так и в глазах окружающих, что в свою очередь значительно активизирует устранение недостатков речи. Это одна из главных особенностей проектного метода применяемого в логопедической группе.
Итогом проекта стал народный праздник «Масленица», в котором приняли участие дети, родители и педагоги. Концертная программа, подготовленная детьми, включала в себя народные песни и попевки, танцы, игры, загадки, пословицы, мини-драматизации. Родители угощали детей и педагогов блинами и горячим чаем из самовара.
Совместная деятельность воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководителя, тренера по физической культуре, родителей и детей в этом проекте обогатила знания детей о том, где они живут, кто их предки, какова малая Родина, какая великая держава их страна и т.д.
Интеграция направлений:
- активизировала познавательное развитие детей, их коммуникативные способности;
- реализовала потребности детей в самовыражении в творческих видах детской деятельности: рисовании, драматизации, игре, речевом и музыкальном творчестве;
- расширила и систематизировала словарный запас, развивала инициативную речь, совершенствовала грамматическую структуры речи.
Дидактический смысл этого проекта заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки разнообразной деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.
Педагогический коллектив нашей группы считает, что планирование организованной образовательной деятельности интегрированного характера и использование новых технологий, помогает детям самореализовываться и самовыражаться, а так же способствуют повышению уровня профессионального интереса и творческой активности педагогов.
Перечень литературных источников
О.Н. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством».
Л.В. Ефимова «Русский народный костюм».
Л.А.Иванцова «Народные и обрядовые праздники».
О.Л.Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Е.А.Покровский «Русские народные игры».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по теме "Как люди на Руси жили"
Календарно - тематическое планирование образовательной деятельности на неделю (старший дошкольный возраст)....
Презентация к проекту "Как люди на Руси жили"
Презентация к проекту "Как люди на Руси жили"...
Конспект занятия "Как люди на Руси жили!"
Конспект организованной образовательной деятельности...
Как люди на Руси жили
Проект о жизненном укладе жителей Древней Руси...
Консультация для родителей «Как люди на Руси жили»
В древние времена почти все постройки на Руси были из дерева. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается си...
Проект "Как люди на Руси жили"
quot;Как люди на Руси жили" 1. ВведениеИсследовательско-творческий проект «Как люди на Руси жили» посвящен изучению истории русского быта, устройства деревенской избы, различных обыч...
Проект "Как люди на Руси жили"
Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию о жизни и традициях русского народа....