Тысяча и одна деталь: играем с мозаикой
консультация на тему

Малашкина Наталья Викторовна

Развитие мелкой моторики, глазомера и пространственных отношений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mozaika.docx71.79 КБ

Предварительный просмотр:

ТЫСЯЧА И ОДНА ДЕТАЛЬ: ИГРАЕМ С МОЗАИКОЙ

Чем полезны игры с мозаикой?
В первую очередь они развивают мелкую моторику, а также глазомер и пространственное мышление. Это касается любой мозаики, в том числе и напольной, с крупными деталями, подходящий даже для самых маленьких.

А ещё мозаика воспитывает усидчивость и аккуратность, развивает фантазию и упорство. Игры с мозаикой разных цветов и форм, особенно с мозаикой из разных материалов и с разными механизмами крепления, способствуют обогащению сенсорного опыта малыша.

Строго говоря, складывать изображения из мозаики по схеме – это последнее, чему стоит учить ребенка. Во-первых, еще до того, как малыш будет на это способен, вы сможете вместе поиграть с мозаикой во множество других, не менее полезных и интересных игр. А во-вторых, складывание мозаики по схеме резко снижает возможности этой простой игры для развития творческих способностей крохи.

С чего же начать? Сначала дайте крохе как следует изучить игрушку и исследовать ее качества, затем научите его втыкать и вытаскивать (или соединять и разъединять детали мозаики друг с другом, если вы используете «нетрадиционную» мозаику) элементы мозаики из игрового поля. На следующем этапе можно переходить к технике «доделывания»: вы выкладываете какую-то простую, близкую ребенку сюжетную картинку, а ребенок ее «дорисовывает» с помощью мозаики. Например, вы выкладываете солнышко, а малыш – лучики, вы «рисуете» лепестки цветка, а малыш вставляет серединку, вы выкладываете контур машинки, а малыш ее «раскрашивает», заполняя разноцветными деталями мозаики.

На начальных этапах знакомства с мозаикой ребенку можно предложить такой вариант. Возьмите использованные детские раскраски с простыми крупными изображениями без лишних деталей, наклейте их на картон (для этой цели отлично подходят коробки от конфет или зефира), проделайте в некоторых местах отверстия шилом или спицей. Покажите крохе, как можно подобрать подходящую по цвету мозаику и воткнуть ее в дырочку. Если хватит терпения, можно «закрасить» подобным образом весь рисунок, а можно – лишь отдельные его элементы, например «нарядить» новогоднюю елочку, «нарисовать» ягодки на ветке смородины, шарики в руках у девочки и т. д. Постепенно передавайте инициативу крохе: например, можно выложить маленький квадратик, не говоря ребенку, что вы задумали, и затем предложить ему самому «дорисовать» картинку. Квадратик может превратиться во что угодно – в домик, автобус, кубик, вазу, сапожок и т. д.

СЕНСОРНАЯ КОРОБКА С МОЗАИКОЙ
Возьмите большую емкость с высокими бортиками (подойдет емкость для пищевых продуктов, тазик, коробка из-под обуви) и насыпьте в нее мозаику. Когда малыш вдоволь наиграется интересным содержимым, добавьте в емкость пачку гречки, гороха или фасоли, перемешайте и попросите кроху выбрать из крупы всю мозаику. Называйте цвета найденных деталей, пересчитывайте их и подбадривайте кроху.

СОРТИРОВКА
Смешайте в одной емкости или прямо на полу детали мозаики разного цвета. Рядом поставьте цветные стаканчики-вкладыши и покажите малышу, как можно разложить все детали по стаканчикам в зависимости от их цвета. Раскладывать можно руками (задание попроще) или большим пинцетом (посложнее). Стаканчики можно заменить картонной упаковкой от яиц или пластиковой подложкой от зефира или печенья, предварительно покрасив ячейки в нужные цвета. Если у вас имеется несколько видов мозаики, можно сортировать ее по размеру или по форме.

ПОСЧИТАЕМСЯ!
Вырежьте из картона кружочки-«тарелочки», напишите на них цифры и попросите ребенка положить в каждую «тарелочку» столько «конфеток» (деталей мозаики), сколько будет соответствовать написанной цифре. Если кроха еще не знает цифр, поставьте вокруг каждой тарелочки несколько игрушек и предложите малышу положить угощение в тарелки так, чтобы никто не остался без сладкого. Также можно сравнивать тарелки с угощением по количеству (больше всего, поменьше, еще меньше, меньше всего), складывать и вычитать детали мозаики, пересчитывать количество звеньев в мозаичных «змейках» – линиях, выложенных из мозаики на игровом поле.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
Из мозаики удобно выкладывать разные последовательности. Для начала ограничьтесь двумя цветами и не слишком сложным вариантом чередования: например, красная деталь, две синих, опять красная, еще две синих… Что дальше? Попросите малыша продолжить ряд. Когда кроха уже легко будет разгадывать и воспроизводить более сложные последовательности из нескольких цветов, предложите ему искать ошибку (вы выкладываете ряд и где-то намеренно допускаете ошибку, а малыш должен ее найти и исправить), угадывать, что изменилось (он отворачивается, а вы меняете или убираете одну из деталей в рисунке) и т. п.

ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ПЯТОЧЕК
Попробуйте поднимать с пола и складывать в коробку мозаику босыми ножками, захватывая детальки пальчиками, – это отличное упражнение для профилактики плоскостопия!

РЫБАЛКА
Налейте в тазик воды и бросьте туда горсть мозаики. Кто наловит больше рыбы? Ловить можно разными способами в зависимости от способностей крохи: малыши могут это делать руками или чашкой, детки постарше – ситечком или пинцетом.

ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОК
Насыпьте в непрозрачный мешок несколько деталей мозаики, туда же добавьте другие предметы, похожие на мозаику формой и размером, например пуговицы или монеты. Сможет ли кроха, не заглядывая в мешок, нащупать и вытащить всю мозаику?

ОТ ЧАСТИ К ЦЕЛОМУ
Одной из разновидностей мозаики можно считать и пазлы. Для детей от 1,5 года хороши деревянные пазлы (в рамках с минимальным количеством деталей). Малышам после 2–2,5 лет можно предложить контурные пазлы из плотного картона, состоящие из 4–8 деталей. Ну а когда ребенок приноровится собирать картинки из кусочков, можно переходить к обычным картонным пазлам, постепенно увеличивая количество деталей.

C:\Users\Наталья\Desktop\ZJKua4XZq7w.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук "Игры с мозаикой"

Цель: развитие координации движений пальцев ведущей руки, развитие способности запоминать расположение объектов на образце и располагать их на наборном полотне...

Методика обучения детей раннего возраста играм с мозаикой

В вопросе о сенсорном развитие ребенка я опиралась на разработки следующих авторов: Венгера Л.А., Павловой Л.Н., Печоры К.Л.Соглашаясь со всеми авторами, я считаю, что одним из способов развития сенсо...

Деловая игра "Словесная мозаика"

Повышать теоретический уровень педагогов в области развития речи, обучения грамоте. Смоделировать профессиональную деятельность педагогов с использованием методов активного обучения. Поддерживать акти...

Игра "Пожарная мозаика" для детей 6-7 лет

Игра для детей 6-7 летЦель: развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление; уточнять знания детей о правилах безопасности в повседневной жизни; воспитывать умение слушать товарищей, до...

«СОШЬЁМ ОДЕЖДУ ДЛЯ МИШКИ» по развитию пальчиковой моторики через игры с мозаикой у детей I мл. группы

.Программное содержание:. Формировать у детей опыт поведения  в среде сверстников. Развивать художественное восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение и слух.Задачи:• Обучающа...

Занятие "Составь фигуры из деталей игры «Танграм»"

Технологическая карта занятий с группой предшкольного обученияСоставь фигуры из деталей игры «Танграм»...

Играем - развивая: досуг родителей детей раннего дошкольного возраста "Игры с мозаикой"

Методические рекомендации по развитию и воспитанию детей раннего дошкольного возраста Кудриной Т.П....