Радость в детстве
материал на тему
В пособие вошли стихотворения, потешки для организации режимных моментов и воспитания культуры здоровья дошкольников)
Данное пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям и всем взрослым, которые заботятся о воспитании дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
radost_v_detstve_valeologicheskiy_sbornik.doc | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Яйский детский сад «Чайка»
____________________________________________________________________
652100, Россия, Кемеровская область, Яйский район, пгт.Яя, ул. Пионерская, 5
РАДОСТЬ В ДЕТСТВЕ
(методический сборник организации режимных моментов и воспитании культуры здоровья дошкольников)
Автор-составитель
Гулевская О.С., воспитатель
Яя
2016
Автор–составитель Гулевская Ольга Сергеевна, воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Яйский детский сад «Чайка» Яйский муниципальный район, пгт. Яя.
В пособие вошли стихотворения, потешки для организации режимных моментов и воспитания культуры здоровья дошкольников)
Данное пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям и всем взрослым, которые заботятся о воспитании дошкольников.
Радрсть в детстве [Текст]: Методическое пособие / автор-составитель О.С. Гулевская, - Яя: «Издательство МКДОУ «Яйский детский сад «Чайка», 2016 – 18 с.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Шла баба из заморья,
Несла кузов здоровья,
Тому-сему помаленьку,
А Ванюшке весь кузовок!
Тяги, тяги, потягушеньки,
На Катю порастушеньки!
Расти, доченька, здоровая,
Как яблонька садовая!
Педагогический процесс в детском саду представляет собой непрерывное сочетание самых разнообразных форм воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Особое место в нем занимает организация режимных моментов и воспитание культуры здоровья дошкольников. Любая образовательная программа для дошкольных образовательных учреждений, любое пособие по воспитанию ребенка в семье важнейшими здоровьесберегающими задачами определяют становление культурно-гигиенических умений и навыков детей и приобщение их к режиму дня.
Как сделать процесс решения этих задач интересными и занимательными, как повысить его эффективность и результативность? Об этом вы узнаете в данном разделе.
Богатейшим подспорьем в организации воспитателем режимных моментов становятся фольклор и детская литература. С их помощью несложно придумать игры, которые помогут ребенку научиться умываться, чистить зубы, следить за чистотой рук и лица, внешней опрятностью и аккуратностью и вместе с тем доставят малышу удовольствие и радость. Традиционными для педагогического процесса уже стали малые формы фольклора, используемые в работе с младшими дошкольниками, такие как «Водичка, водичка, умой мое личико…» или «Мы набрали в рот воды…», авторские стихи, например, «Девочка чумазая» Агнии Барто, произведения С. Михалкова, Е. Благининой и многих других замечательных поэтов. А сколько еще полезного и неизвестного литературного материала существует, так попробуем вспомнить его и использовать в благих целях, на здоровье наших детей.
РАДОСТЬ УМЫВАНИЯ
Письмо ко всем детям по одному очень важному делу.
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно какой водой:
Кипяченой, ключевой,
Из реки иль из колодца,
Или просто дождевой!
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем –
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите – не беда!
И чернила, и варенье
Смоют мыло и вода!
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чище, мойтесь чаще –
Я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто.
До свиданья!
Ваш Тувим.
Ю. Тувим
Это стихотворение должно стать гимном чистоте и культуре здоровья! Оно может быть написано в комнате гигиены, оформлено в виде плаката, сопровождаться проясняющими рисунками и моделями, привлекающими внимание детей. Его легко выучить с воспитанниками и вспоминать в подходящих ситуациях.
По содержанию и по продолжительности это стихотворение доступно восприятию и пониманию детей старшего дошкольного возраста. В сокращенном виде, отрывками может быть прочитано младшим дошкольникам.
В этом стихотворении заложена проблемная ситуация, которую. Интересно будет решать детям, начиная с 5 лет. Ключевой вопрос заключается в том, почему детский поэт не хочет общаться с грязнулями, почему они так неприятны ему?
Нос, умойся!
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу оба глаза
Мойтесь уши,
Мойся шейка!
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся!
Грязь смывайся!
Грязь смывайся!!!
Э. Мошковская
Это стихотворение сделает процесс умывания с детьми любого возраста интересной и увлекательной игрой. Задача для взрослых – знать его наизусть, чтобы легко и достаточно эмоционально воспроизводить его.
Мыльные пузыри
Осторожно – пузыри…
- Ой, какие!
- Ой, смотри!
- Раздуваются!
- Блестят!
- Отрываются!
- Летят!
- Мой – со сливу!
- Мой – с орех!
- Мой не лопнул дольше всех!
Э. Фарджен
А это стихотворение воспитатель может использовать для игры-экспериментирования с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, знакомя их с мылом, его полезными свойствами, только-только приучая детей мыть руки водой с мылом.
Хлюп – хлюп
Хлюп – хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает.
А водичка пенится.
Машенька помоется,
Причешется, оденется.
С. Капутикян
Это стихотворение рекомендуется использовать при умывании детей раннего возраста и самостоятельных попытках умывания младших дошкольников. Очень важно при его чтении обращаться лично к ребенку (имя можно заменить), используя искусство интонации. Игра-умывание должна быть высокоэмоциональной, так как именно положительные эмоции позволяют малышу лучше запомнить гигиенические процессы и с удовольствием обращаться к определенным действиям снова и снова.
Микроб
Микроб – ужасно вредное животное:
Коварное и, главное, щекотное.
Такое вот животное в живот
Залезет – и спокойно там живет.
Залезет, шалопай, и где щекочется.
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание, и пот.
Вы куклы, мыли руки
перед ужином?
Ой, Братец Лис, ты выглядишь
простуженным…
Постой-ка, у тебя горячий лоб:
Наверное, в тебе сидит микроб!
О. Нэш (перевод Г. Кружкова)
Стихотворение американского поэта поможет детям в увлекательной форме объяснить, что такое болезнетворные, вредные микробы, а заодно, создаст мотивацию к умыванию, чистоте. Оно прекрасно подходит для индивидуальной работы с ребенком, который по каким-то причинам игнорирует гигиенические процедуры или забывает мыть руки перед обедом, после прогулки, после туалета. Для большего осмысления ребенком содержания стихотворения можно перевести процесс чтения в игру-драматизацию или импровизацию.
Уши
Доктор - доктор,
Как нам быть:
Уши мыть
Или не мыть?
Если мыть,
То как нам быть?
Часто мыть
Или пореже?
Отвечает доктор:
- ЕЖЕ –
- ЕЖЕ –
- ЕЖЕДНЕВНО!!!
Э. Мошковская
Используйте это стихотворение для воспитания привычки у детей ухаживать за ушами, следить за их чистотой.
Для младших дошкольников можно использовать драматизацию, прочитав стихотворение от лица Доктора Айболита или Доктора Здоровье.
С детьми старшего дошкольного возраста это стихотворение хорошо вспоминать при умывании, на его содержании естественным образом воспитывается правильное отношение к личной гигиене.
Про глаза - глазенки, про глаза – глазища
Ай, глаза – глазенки,
Ай, глаза – глазища –
Все на свете разглядят,
Разглядят – разыщут:
В поднебесье – месяц,
Под скамейкой – мяч,
А в шкафу – конфету,
Как ее ни прячь!
Ай, глаза – глазенки,
Ай, глаза – глазища –
Могут фокус показать
Мальчишке и девчонке:
Вот мы их закрыли –
Сразу стала ночь.
Вот мы их открыли –
Ночь умчалась прочь!
Ай, глаза – глазенки,
Ай, глаза – глазища –
Кто в них прячется – живет,
Поглядим – поищем.
- Мама, знаешь, кто в твоих?!
Это я, родная, в них!
- А в твоих, сыночек, я…
Вот какие мы друзья!
С. Погореловский
А это стихотворение используют для воспитания привычки у детей ухаживать за глазами. Оно в увлекательной форме объясняет детям ценность человеческого зрения, а это первый шаг к становлению устойчивой мотивации – следить за чистотой глаз, чтобы все вокруг видеть.
Для младших дошкольников, как и в предыдущем случае, можно использовать драматизацию, прочитав стихотворение от лица любого игрового персонажа.
С детьми старшего дошкольного возраста это стихотворение хорошо вспоминать при умывании, в ходе воспитания культуры здоровья, освоения правил ухода за глазами, на его содержании естественным образом воспитывается правильное отношение к личной гигиене.
Очень хорошо это стихотворение подходит для семейного чтения – игры.
Предпоследнее четверостишие можно использовать как загадку-наблюдение, своеобразный эксперимент с глазками, ведь в них отражается все, на что мы смотрим. Это очень увлекательное занятие, надолго занимающее детей.
Вот когда я взрослым стану…
Вот когда я взрослым стану
И купаться захочу.
Влезу сам
В большую ванну,
Оба крана
Откручу.
Сам потру живот и спинку.
И веснушки на носу.
Заверну себя
В простынку
И в кроватку отнесу!
В. Приходько
Это стихотворение – шутка вызовет у ребенка только положительные эмоции: улыбку, смех, радость, что само по себе очень важно! Его содержание также поможет детям освоить правила ухода за своим телом, каждодневного умывания – купания целиком.
Муха – чистюха
Жила – была муха – чистюха.
Все время купалась Муха.
Купалась она
В воскресенье
В отличном
Клубничном
Варенье.
В понедельник –
В вишневой наливке.
Во вторник –
В томатной подливке.
В среду –
В лимонном желе.
В четверг –
В киселе и смоле.
В пятницу –
В простокваше,
В компоте
И в манной каше…
В субботу,
Помывшись в чернилах,
Сказала:
- Я больше не в силах!
Ужасно – жужжасно устала,
Но, кажется,
Чище не стала!
Ян Бжехва
Универсальное стихотворение - шутка, которое поможет детям разгадать проблему мухи-чистюхи, ответить на вопрос, почему она оказалась недовольна результатом постоянного купания. Можно предложить детям продолжить стихотворение, в любой художественной (стихотворной, изобразительной, театрализованной) разрешить мухино расстройство и познакомить ее с правилами умывания и чистоты.
РАДОСТЬ – ВЫГЛЯДЕТЬ ОПРЯТНЫМ
Носорог
Какой же ты неряха, Носорог!
Все время у тебя ужасный вид:
Измята шкура, съехал на нос рог –
И как тебе от мамы не влетит?
Х.Беллок
(перевод М. Бородицкой)
Стихотворение – смешинка, которое позволит обратить внимание на неопрятного, неряшливого ребенка. Дети самостоятельно могут найти по описанию такого «носорога» в группе, не исключая и самих себя.
Зеркало
Зеркало любит
Чистые лица.
Зеркало скажет:
- Надо умыться.
Зеркало охнет:
- Где же гребенка?
Что же она
Не причешет ребенка?
Зеркало даже
Темнеет от страха,
Если в него
Поглядится
Неряха!
А. Кондратьев
Стихотворение легко перевести в игру у зеркала в комнате гигиены. Дети младшего и среднего возраста могут рассмотреть себя в зеркало, покорчить рожицу, привести себя в порядок, следуя тексту.
Старшие дошкольники могут сымпровизировать стихотворение целиком, это очень увлекательно и интересно: кто-то из детей изображает себя, а кто-то – зеркальное отражение.
РАДОСТЬ ЗДОРОВОЙ ПИЩИ
Растительная пища –
Такая вкуснотища!
Э.В.Рью
(перевод Г. Кружкова)
Это стихотворение – своего рода эпиграф к употреблению детьми растительной пищи: овощей, зелени. Оно обязательно вызовет у малыша улыбку, а если использовать игрушечную черепаху, то она может помочь ребенку доесть салат или картофельные котлеты.
О пользе овсяной каши
- Откуда появилась ложка?
- Она появилась из чайной ложечки,
которая ела овсяную кашу
и выросла в большую ложку!
- А откуда же появилась вилка?
- А вилка появилась из огромных вил,
которые не любили овсяной каши
и превратились в маленькую вилку.
Тим Собакин
Увлекательная игра-повествование, которая поможет ребенку доесть кашу. Помогут ему в этом герои стихотворения: чайная и столовая ложка, вилка. Очень наглядно они объяснять ребенку пользу употребления овсяной и любой другой каши. Персонажем игры может стать ложка, которой ребенок ест кашу, она может инициировать разговор с дошкольником.
О той, у кого много глаз
На этот раз пойдет рассказ
О той, кто шесть имеет глаз.
А иногда и семь, и пять
(Что в прочем, можно сосчитать):
о той, кто зиму сладко спал,
Забравшись осенью в подвал;
О той, кто на кухню к нам
Весною притащил я сам;
О той, чьи страшные глазки
Росли день ото дня;
О той, кто был знаком со мной,
Но не видал меня.
Подумайте немножко:
А вдруг это картошка.
Р.Сеф
Это, пожалуй, самый популярный и любимый овощ наших детей. Он встречается ребенку в самых разных блюдах и видах в детском саду и дома.
Данное стихотворение – уже игра, так как содержит рифмованный вопрос-ответ, который позволяет дошкольнику познакомиться с картофелем, его внешним видом, процессом его выращивания и хранения. Может использоваться перед обедом и в организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Из этого стихотворения может получиться интересная игра в поиск других ответов на поставленный вопрос.
Зеленеет лук в воде
Зеленеет лук в воде,
Пузырьки – на бороде,
Пузыречки, пузырьки –
Шалуны, озорники!
Каждый этот пузыречек
Очень бороду щекочет.
Если так щекотать,
Всяк захочет хохотать!
Лук трясет бородой,
Навостряет стрелки:
- Скоро буду молодой
Лежать на тарелке!
Ю. Мориц
А это стихотворение целесообразнее использовать в организации игры-экспериментирования со старшими дошкольниками по выращиванию лука.
Экспериментирование сегодня очень популярно среди воспитателей детских садов и их воспитанников. И это не удивительно, так как в увлекательной форме дети приобретают элементарные научные знания, самостоятельно открывают законы физики и биологии.
Кроме того, самостоятельно выращенный зеленый лук очень полезен и с удовольствием будет съеден ребенком.
Хлебушко
Вот он, хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
С. Погореловский
Хлеб – всему голова! Как и картофель, он является любимой едой ребенка с ранних лет. Используйте стихотворение во время завтрака или обеда, обратите внимание, что оно позволяет ребенку задуматься о том, как к нам попадает на стол хлеб, откуда он появляется, что делает человек, превращая зерно в хлеб – ценный и полезный продукт.
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел,
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
Н. Кончаловская
Игра-шутка, игра-загадка, позволяющая ребенку и взрослому отыскать в ней множество полезных овощей и не только.
Сахар
Белый сахар-рафинид,
Крепкий сахар-рафинид
Хвастался:
- Я очень твердый,
- Я алмазу –
Друг и брат.
Но однажды вечерком
Встретился он
С кипятком.
И растаял
Твердый сахар
В жидком чае с молоком.
Р. Сеф
Рекомендуется использовать как повествовательное сопровождение к игре-экспериментированию о свойствах сахара или воды. Такая игра может стать началом знакомства ребенка с сахаром, понимания его пользы и вреда для здоровья.
Кто с чем дружит
Дружит белка с шишкой,
Заяц – с кочерыжкой,
Жеребенок – с травкой,
Воробей – с козявкой,
Шмель – с цветочною пыльцой, Мишка – с медом,
Волк – с овцой.
Ну, а мы всем садом
Дружим с шоколадом.
В. Лунин
Стихотворение – шутка, содержание которого так же позволяет открыть дискуссию с детьми о пользе сладкого в умеренных количествах и вреда употребления шоколада без меры. Интересно, что из этого стихотворения можно сделать игрушку-путаницу и предложить старшим дошкольникам самостоятельно разобраться, кто же с чем дружит. Предложите ребенку заменить последнюю строчку стихотворения.
Пирожок
Посмотри-ка, посмотри
И скажи мне – что внутри?
Рыбка? Яблоко? Лимон?
Обезьяна или слон?
Жаль, что этот пирожок –
Он без окон, мой дружок!
Как заглянешь в пирожок?
Ю. Мориц
Стихотворение, которое развивает фантазию и детское творчество. Прекрасно подходит для рисования вкусной и полезной пищи, например, домашних пирожков. Если вы приглядитесь с ребенком, умеющим читать, то увидите, что первые буквы строк складываются в слово «пирожок».
РАДОСТЬ СНА И ПОКОЯ
Тишина
Слушай,
Что это звенит?
Может быть,
Ползет в зенит
Реактивный самолет?
Сам летит
И сам поет?
Может быть,
Мохнатый жук
Только что
Покинул сук?
Жук ничем не знаменит,
Скучно – вот он и звенит?
Нет ни мухи,
Ни жука,
Нет ни грома,
Ни гудка.
Вслушайся:
Звенит одна
В целом свете
Тишина.
Р. Сеф
Стихотворение, которое помогает начать игру в «тишину» или «помолчим-послушаем». Такая игра необходима перед дневным сном ребенка или когда после активной деятельности его надо успокоить. Она подходит для гиперактивных детей, которым необходима психологическая разгрузка, временный покой. Сделать это не так просто, поэтому на помощь приходит стихотворение, превращающееся в игру: «Давай поищем звуки, о которых говорится в стихотворении», - говорит взрослый ребенку. И этого достаточно, чтобы он сосредоточился.
Тихо – тихо
Тихо – тихо – тихо – тихо,
В наши двери входит Тихон,
Не аукать, не кричать,
А баюкать и качать.
Тихон песенку поет,
Сны ребятам раздает:
«В этом сне – собака Шарик,
В этом – голуби летят,
В этом – дети спать хотят».
Тихо – тихо – тихо – тихо,
Сумрак, дрема и покой.
Дети спят. Уходит Тихон
В тихий домик за рекой.
И. Токмакова
Стихотворение, помогающее детям заснуть, а затем проснуться. Всегда можно поинтересоваться, что приснилось детям в тихий час или ночью. Детский сон может стать продолжением стихотворения, и даже самостоятельным сюжетом для игры.
Доброй ночи!
Пан спросил у пана:
- Пане!
Как добраться в Засыпании?
- Просто! – пану пан сказал. –
Направляйтесь вдоль Дремал
Прямиком до поворота
С указанием «Зевота».
От Зевоты без заботы
Отправляйтесь до Дремоты,
Где, свернувшись у сосны,
Попадете прямо в Сны,-
А оттуда в засыпании
Полминуты ходу, пане!
Все ли ясно?
- Даже очень!
- До свиданья!
- Доброй ночи!
Й. Кайнер
(перевод А. Эппеля)
Стихотворение – игра, которая подготовит детей ко сну, повеселит и одновременно успокоит дошкольников. Сам сюжет можно легко сымпровизировать с детьми, которые по каким-либо причинам не хотят спать или капризничают. Спальня может быть страной «Засыпании», указатели тоже можно найти в ней или заранее продумать их. Так получиться увлекательное путешествие, которое ребенок закончит в постельке.
Она увлекательной форме расскажет ребенку о том, как засыпает человек, какие стадии он проходит, погружаясь в здоровый сон.
Доброй ночи!
- Доброй ночи! – молвит тишина.
Каждому сейчас она слышна.
Говорит бесшумными словами:
- Спите, я всю ночь останусь с вами.
А. Кондратьев
Один из возможных вариантов игры в «Тишину». Дети могут самостоятельно, уже лежа в кроватках, продумать, что же бесшумными словами молвит тишина, и попробовать произнести их действительно бесшумно, тихонечко, шепотом.
Спать пора
Наступает ночка.
Ты устала дочка.
Ножки бегали с утра.
Глазкам спать давно пора.
Ждет тебя кроватка.
Спи, дочурка, сладко!
П.Воронько
Стихотворение, которое идеально подходит для колыбельной совсем маленького ребенка: второго-третьего года жизни. Необходимо сопровождать чтение нежными поглаживаниями и успокаивающими ласками ребенка.
РАДОСТЬ РЕЖИМА ДНЯ
Лягушонок
Мы приучены к порядку –
Я и все мои дружки.
Утром делаем зарядку –
Приседанья и прыжки.
А потом идет ученье:
Всех зеленых крикунов –
Учит грамоте и пенью
Наш учитель Квакунов.
Учит важно, учит строго,
Хорошо, что слов не много:
«Ква-ква-ква» да «Ква-ква-ква» -
все лягушечьи слова.
Е. Серова
Это стихотворение хорошо использовать с детьми для уточнения режима дня, его основных мероприятий. Игра может в том, что первые две строчки произносит воспитатель, а последующие две – дети. Можно попробовать сравнить порядок, к которому приучены лягушата и наши ребята. Попробовать сочинить коллективно стихотворение с помощью воспитателя о режиме дня в детском саду и познакомить с ним лягушонка из стиховторения. Хорошо использовать его для подведения итогов занятия, с его помощью можно узнать, чему научились дети задень, какие новые слова узнали.
Секрет бодрости
Я никогда не устаю,
То бегаю,
А то стою –
Сидеть без дела
Не люблю,
А если вдруг устану,
Тогда поем,
Тогда посплю,
Проснусь –
И с хрустом потянусь –
Еще бодрее стану.
А.Говоров
В соответствии с этим описанием можно найти самого бодрого ребенка в группе.
Это стихотворение действительно поможет взрослому раскрыть детям очень важный секрет. А в чем он заключается, дети должны догадаться сами.
РАДОСТЬ КАК ЗДОРОВЬЕ
Мой знакомы
Кто проснулся?
Улыбнулся?
Засмеялся?
Раньше всех!
Это громкий,
Это звонкий,
Это мой знакомый – Смех!
Кто оделся?
Кто умылся?
Кто поднялся?
Раньше всех!
Вы узнали?
Это звонкий!
Догадались?
Это громкий!
Ну конечно, это – Смех!
А. Кондратьев
Попробуйте после прочтения этого стихотворения посмеяться с детьми по-разному, кто как умеет и может.
Вспомните, какие в жизни детей бывали смешные ситуации, узнайте, когда дети смеются, по какому поводу.
Можно предложить детям посмеяться от лица разных сказочных персонажей и любимых игрушек, что всегда протекает забавно и весело.
Ехал Ваня
Ехал Ваня в Хохотам,
Хохотам – не тут, а там,
А тут, конечно, Хохотут,
Любой хохочет там и тут!
В Хохотаме - друг мой Тамс,
А он – известный хохотамс.
«Нахохотай веселье Ване!» -
Я хохотамсу шлю заданье.
Ю. Мориц
Превратите это стихотворение в игру, где главным героем будет известный хохотамс Тамс. Пусть Тамс придумает веселья для ребенка: расскажет ему потешную историю, предложит новую интересную игру, споет смешную песенку или…
Устройте прием Тамсу, который посетил ваш детский сад, попробуйте рассмешить его своим весельем и радостью.
ЛИТЕРАТУРА
- Баль Л.В. Букварь здоровья [Текст] / Л.В. Баль. – М.: Просвещение, 2000.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2002.
- Валеологические тетради: «Красивая улыбка на всю жизнь», «Чистота кожи – залог здоровья».
- Волина В. Естествознание: учимся играть [Текст] / В. Волина. – Екатеринбург, 1998.
- Деркунская В.А. Воспитание, обучение, развитие дошкольников в игре. Здорововье-сберигающее воспитание-обучение-развитие детей дошкольного возраста в игре [Текст] / В.А. Деркунская. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.
Гулевская Ольга Сергеевна, воспитатель
МКДОУ «Яйский детский сад «Чайка»
Кемеровская область
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивно- музыкальный праздник «Детство – это смех и радость!».
Конспект спортивно-музыкального праздника, посвященного Дню Защиты Детей, для старшего дошкольного возраста....
Спортивный праздник "Детство-это радость и смех"
Спортивный праздник посвящен Дню защиты детей.Цель: Воспитание физической культуры и нравственной сплочённости.Развитие спортивных и двигательных навыков у детей. Формирование здорового образа жизни....
Счастливое детство и радость - понятие не разделимое.
Советы начинающим педагогам дошкольного образования, как помочь малышам преодолеть адаптационный период в детском саду....
Островок радости и детства
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходить множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, к...
Детство — это смех и радость!
Добро пожаловать в мою любимую группу![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8811943","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_m...
Сценарий праздника для средних групп «Детство –это радость»
Сценарий праздника для средних групп «Детство –это радость»...
Детство – это лучшая пора Детство – это радость и игра!Сценарий проведения фестиваля 4Д Игра
Наш фестиваль игр, обещает быть веселым и интересным. Вас ждет незабываемое путешествие по чудесным игровым станциям: «МУЗЫКАЛЬНОЙ», «СЮЖЕТНОЙ», «СПОРТИВНОЙ», &laqu...