Островок радости и детства
проект (младшая группа) на тему
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходить множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходить из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т.е адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_adaptatsii.docx | 149.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №2 «Брусничка»
Проект
по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ
Составитель: воспитатель Султанова М.А.
Информационная карта проекта
Вид проекта: Групповой социальный, краткосрочный
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный
Проект: краткосрочный (июль-сентябрь)
Участники: воспитатели, дети 3-х лет, родители, педагог- психолог.
Актуальность: С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходить множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходить из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т.е адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.
Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий.
Задачи проекта:
- Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации.
- Оптимизировать процесс физиологической адаптации – снизить уровень заболеваемости.
- Обучить родителям практическим приёмам воспитания и оздоровления детей.
- Способствовать психо – эмоциональному развитию каждого ребёнка.
Ожидаемый результат:
- Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
- Создание комфортной обстановки для детей и в группе.
- Преобразование предметно-развивающей среды.
- Установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями.
Практический выход: фотовыставка «Я и детский сад» «Кто у нас такой пригожий»
Этапы реализации проекта.
1-й этап «Подготовительный»
- Подбор и изучение необходимой литературы
- Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период
- Составление плана работы и подбор методик.
- Анкетирование родителей на тему: «Сведения о ребенке»
- Предоставление родителям папки-передвижки с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом "Адаптация. Что это?".
- Организация развивающей среды в группе:
-уголок ряженья
-игровые зоны
-зона двигательной активности
- Подготовка фонотеки негромкой, спокойной музыки для проведения режимных моментов и сна
- Подготовка игротек
- Подготовка места для игр с водой и песком (в группе и на участке)
- Подготовка наборов игрушек-забав, кукол Бибабо для развлечения детей
- Подготовка наборов играми, в которых задействуются кисти рук
2-й этап «Основной».
- Реализация проекта (см. таблицу)
3-й этап «Заключительный»
- Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;
- Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома;
- Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта).
- Презентация проекта:
- выставка фотографий «из жизни детей в детском саду»;
- закаливание;
- адаптация детей в ДОУ;
- правила поведения в ДОУ;
- формирование навыков самостоятельности и самообслуживания;
- соблюдение режима дня в выходные дни
- Праздник «Посвящение в дошколят»
Модель организации адаптационного периода
- Индивидуальный подход к ребенку
- Гибкий режим
- Создание условий для общения со знакомыми игрушками и вещами
- Использование игрушек-забав
- Учет домашних привычек
- Использование колыбельной при укладывании детей спать
- Создание предметно-развивающей среды
- Уголок «Моя семья»
- Уголок «Позвони маме»
- Уголок «Маша – растеряша»
- Уголок «Уединение»
- Побуждение ребенка к общению со сверстниками
- игры ребенка рядом со сверстниками
- Приучение к объединению в игре с другим ребенком
- Ситуации общения
- Использование фольклора
- Элементы театрализованной деятельности
- Игры с воспитателем
- Игры-занятия, упражнения
- Контроль за физическим состоянием ребенка
- Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка
- Элементы закаливающих мероприятий
Реализация проекта
Формы работы | задачи | сроки |
«Физическая культура» | Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. | |
Подвижные игры (см. картотеку) | Развивать координацию движений; создать радостное настроение; воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам. Снять эмоциональное напряжение. | июль-сентябрь |
«Здоровье» | Формировать культурно-гигиенические навыки. Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни. Формировать навыки самообслуживания | |
Гимнастика после сна (см. картотеку) | Снятие эмоционального напряжения в течение дня. | июль-сентябрь |
Зарядка в стихах (см. картотеку) | Снятие эмоционального напряжения в течение дня. | июль-сентябрь |
Прогулки на свежем воздухе (см. картотеку) | Снятие эмоционального напряжения в течение дня. | июль-сентябрь |
Психогимнастика (см. картотеку) | Оказывать успокаивающее действие на нервную систем | июль-сентябрь |
Проведение адаптационных игр (см. картотеку) | формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю | июль-сентябрь |
Дыхательная гимнастика (см. картотеку) | Оказывать успокаивающее действие на нервную систем | июль-сентябрь |
«Безопасность» | формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх и прогулках на свежем воздухе. | июль-сентябрь |
«Социализация» | приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным). | |
Проведение адаптационных игр (см. картотеку) | Учить сближению детей и воспитания дружеских, доброжелательных отношений в группе. Формировать эмоционально – нравственные основы поведения детей | июль-сентябрь |
Дидактические игры (см. картотеку) | Способствовать ободрению робкого и развеселят плачущего, успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку. | июль-сентябрь |
«Труд» | формирование первичных представлений о труде людей в природе. | |
Дидактические игры (см. картотеку) | воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Формирование у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки. | июль-сентябрь |
Трудовые поручения на прогулке, в группе (см. картотеку) | воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Формирование у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки. | июль-сентябрь |
Наблюдение за трудом взрослых (см. картотеку) | воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Формирование у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки. | июль-сентябрь |
«Познание» | формирование умения обыгрывать постройки, объединять их по сюжету. Формирование у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки. | |
Дидактические игры (см. картотеку) | развивать восприятие цвета, величины, учить ориентироваться в пространстве | июль-сентябрь |
Настольные игры (см. картотеку) | июль-сентябрь | |
«Коммуникация» | развитие инициативной речи детей во взаимодействиях с взрослыми и другими детьми. Проговаривание действий в процессе подвижных адаптационных игр. | |
Пальчиковые игры (см. картотеку) | Развивать мелкую моторику рук; речевую активность | июль-сентябрь |
Дидактические игры (см. картотеку) | способствовать развитию речевого аппарата | июль-сентябрь |
«Чтение художественной литературы» | игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, пальчиковые игры на основе фольклорного текста | июль-сентябрь |
Потешки, стихи А.Барто, сказки, настольный и пальчиковый театр | развивать речевое общение, расширять, уточнять и обобщать значение слов | июль-сентябрь |
«Художественное творчество» | приобщение детей к изобразительному искусству. | |
Песочная терапия:
| Помочь избавиться от страхов, застенчивости. Развивать мелкую моторику рук; речевую активность. Затормозить отрицательные эмоции. Развивать координацию движений; создать радостное настроение; воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам. Снять эмоциональное напряжение. | июль-сентябрь |
Рисование с использованием нетрадиционных методик | Снизить уровень возбуждения, снять эмоциональное и мышечное напряжение | июль-сентябрь |
«Музыка» | ||
Дидактические игры (см. картотеку) | обучать простейшим движениям, развивать чувство ритма | июль-сентябрь |
Слушание спокойной музыки: «Утро» (А. Григ), «Мелодия» (Глюк) | Настроить на положительные эмоции. Положительно влиять на эмоциональное самочувствие детей. | июль-сентябрь |
Игры-забавы (см. картотеку) | Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом. | июль-сентябрь |
План работы с родителями
Месяц | Тема | Формы работы | Ответственный |
июль | «Познай себя как родителя» | ||
Анкетирование родителей | Воспитатель | ||
Особенности развития детей раннего возраста | Консультация | Педагог-психолог | |
«Готовим малыша в детский сад. Как обеспечить привыкание ребёнка к новым условиям» | Оформление папки-передвижки | ||
«Мой малыш пошел в детский сад» | Групповая консультация | Воспитатель | |
«Рекомендации по подготовке ребёнка к детскому саду». | информационная листовка | Воспитатель | |
Режим – это важно! | Консультация | Медсестра | |
Гигиенические требования к одежде ребенка | Беседы, консультации | Воспитатель Медсестра | |
Стили воспитания в семье и их последствия | Семинар-практикум | Педагог-психолог | |
август | «Здоровый ребенок» | ||
Профилактика простудных заболеваний | Консультация | Медсестра | |
«Обязанности родителей» | Оформление папки-передвижки | Воспитатель | |
«Адаптация. Что это?» | информационная листовка | Воспитатель | |
Как закалять ребенка дома | Беседа | Медсестра Воспитатель | |
Правильное питание – залог здоровья | Консультация | Медсестра Воспитатель | |
сентябрь | «Всестороннее развитие ребенка» | ||
«Умные пальчики» | Семинар-практикум | Воспитатель | |
Игры и развлечения дома | Консультация | Воспитатель | |
« 10 заповедей родителям; если ребенок много капризничает и плачет» | Оформление папки-передвижки | Воспитатель | |
«Хочу игрушку!» | Консультация | Педагог - психолог | |
«Почитай мне, мама!» | Консультация | Воспитатель | |
Прогулка: игра и занятие | Мастер класс | Воспитатель | |
Анкетирование родителей | Воспитатель |
Литература:
О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики-развиваем речь!»
С.Н.Теплюк «Занятия на прогулке с малышами».
С.Я.Лайзане «Физическая культура для малышей».
Е.В.Колесникова «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет».
Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с,
Волков Б.С., Волкова,Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003, 240с.
Ж-л № 4. Ребенок в детском саду.-2001.
Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка - М.: Просвешение,1985.- 112 с.
Е. А. Алябьва Тематические дни недели в детском саду. Т. Ц. Москва2005
Развивающие игры с малышами до трех лет. Ярославль2000
Е. Н. Панова. Дидактические игры-занятия в ДОУ. ТЦ «Учитель» Воронеж2006
И. Е. Аверина Физкультурные минуты и динамические паузы в ДОУ. Москва2008
И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова Прогулки в детском саду. ТЦ Москва2009
М. А. Михайлова Детские праздники, игры, забавы, фокусы. Ярославль «Академия развития»2000
Л. П. Савина Пальчиковая гимнастика. Изд-во Родничок, Москва2000
Е. А. Якушко Лепка с детьми раннего возраста. Москва, изд-во «мозайка-синтез»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс чтецов "Детство - это яркий островок"
В сценарий конкурса включены поэтические произведения доступные, интересные детям, вызывающие эмоциональный отклик, сочетается слушание стихотворений с двигательными, музыкальными, игровыми пауз...
«ОСТРОВОК СЧАСТЛИВОГО ДЕТСТВА» /Предметно-развивающая среда /
В.А. Сухомлинский писал: "...От жизнерадостности, бодрости детей завит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы."...
Организация предметно-пространственной развивающей среды прогулочного участка «Островок детства» в летний период в соответствии с ФГОС (средний возраст 4-5 лет)
Вступивший в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит к развивающей предметно - пространственной среде группы и участка основные требования: насыщенность, трансформируе...
Творческий проект по благоустройству детского сада "Островок детства"
В летнее время в детском саду достаточно много времени выделяется прогулкам на участке детского сада. Здесь продолжается активная деятельность детей, поэтому прогулка в садике должна непременно побужд...
Радость в детстве
В пособие вошли стихотворения, потешки для организации режимных моментов и воспитания культуры здоровья дошкольников)Данное пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений, ро...
Детство – это лучшая пора Детство – это радость и игра!Сценарий проведения фестиваля 4Д Игра
Наш фестиваль игр, обещает быть веселым и интересным. Вас ждет незабываемое путешествие по чудесным игровым станциям: «МУЗЫКАЛЬНОЙ», «СЮЖЕТНОЙ», «СПОРТИВНОЙ», &laqu...
« Островок радости и здоровья» Творческий проект
Создание эмоционально- благоприятной для развития экологического воспитания и организация познавательной, оздоровительной деятельности детей, через благоустройство территории детского сада...