Русская культурная традиция, её воспитательное воздействие на личность дошкольника
статья на тему

Давыдова Ирина Анатольевна

Актуально в наши дни - понимание того, что в любом обществе важным является историко-культурные традиции прошлого, так как это и предопределяет наше будущее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русская традиция и воспитательное воздействие на личность дошкольника.

Настало время понять и осознать, что пошлое для любого общества очень важно, так как оно предопределяет дорогу в будущее. С этим трудно не согласиться. Необходимым остается выделить то, что конкретно нужно сохранить, а, может быть, и от чего-то отказаться. Актуальным остается возобновление традиций, много вековых трудов наших предков. Так важно нам педагогам уже сейчас донести до воспитанников о необходимости направлять свою энергию на дела добрые, не корыстные, на дела совести. Определить то главное из ценностей русского народа, что помогало преодолевать трудности, построить крепкое государство, объединить десятки народов, духовно уживаться друг с другом, создавая великое культурное наследие.

Обратимся к Национальной Доктрине образования до 2025г. – документу стратегического перспективного развития образования в России. Приоритетная цель, которого – обеспечение исторической преемственности поколений, воспитание, уважения к истории и культуре родной страны. В разделе о понятии высокого качества образования, Доктрина раскрывает его в категориях единства и преемственности историко-культурной жизни народа. Поэтому в первую очередь главную роль играет развитие нравственного самосознания человека, и это важно для нас, как для людей, каждый день которых состоит из общения с представителями будущих поколений. Это им необходимо дать понятие о необходимости сохранения родной культуры и уважительного отношения к культуре других народов. По этой причине развитие способностей личности связано с целостностью мировоззрения, а динамика содержания образования с конкретной динамикой развития наук, технологий. Все это происходит в период всей жизни человека.

Хотелось бы поговорить об основных целостных ориентирах образования в их культурно – историческом наследии, которые и обеспечивают преемственность – важнейший принцип образования. Первое это приоритет воспитания над знаниями в сфере образования. «Наука может раздолбить скалу, сплюснуть глыбу металла, но смягчить жесткое, черствое сердце человека ей не дано…» Наука бессильна против нравственного зла (Святитель Феофан Затворник 1815 – 1894). Зачастую, незря о кризисе в России и в мире говорят ни как о кризисе знаний и технологий, а как о кризисе нравственности.

Стоит выделить и другие приоритеты. Одно из них это Христианство как культурно – историческая традиция в воспитании. Традиция – это ресурс культуры и нуждается в постоянном выполнении, которое происходит за счет передачи основных ценностей то или иной типологической традиции. В России такой культурно – исторической традицией в воспитании было Христианство.

Такой приоритет как воспитание нравственности на основе отечественных духовных ориентиров не нуждается в долгом объяснении. Именно потому, что воспитание нравственности – это не одна из многих составных частей воспитания, это основа воспитания. В классической педагогической традиции воспитание связано с внутренним миром человека, его идеями, сознанием.

Воспитание готовности к семейному служению. Так может звучать еще один из ценностных ориентиров образования в рамках культурно - исторического наследия. Каждый из нас является носителем семейного и родового характера.  И это в первую очередь, а уже потом – характера индивидуального. Семья – это «лаборатория человеческих судеб». В семье человек учится жить общей жизнью, соединять себя в любви с разными характерами, судьбами, направлениями и интересами.

Семья содержит в себе глубокое сокровище и тайну связи отдельного человека со всем человечеством, это подлинный источник самопознания и
творческого роста личности.

Познание себя через познание Родины является одним из значимых приоритетов в нравственно воспитании. Трудно придумать и сказать больше, чем пишет С.Н.Булгаков «Родина есть священная тайна каждого человека, так же как и его рождение. Теми же таинственными и неисследимыми связями, которыми соединяется он через лоно матери со своими предками и прикрепляется ко всему человеческому древу, он связан через Родину и с матерью – землею, и его всем Божьим творением. Поистине Родину можно – и должно – любить вечною любовью. Но для этого надо изложить свою родину, воспринять и услыхать ее». Ясно и конкретно теперь видно задача педагога, не так ли?

Здесь теперь логично выделить такую основу из основ, как патриотическое воспитание, которое включает в себя исследование прошлого, уяснение его.

Необходимо привить ребенку понимание общего смысла и хода отечественной истории в рамках судеб всего человечества, а не учить принять соблазны осудить прошлое, отказаться от него. Отречься от прошлого – значит оказаться на пустом месте, без дома, без родных предков.

Чувство патриотизма, воинского долга – готовность до конца защищать Родину, отдать за нее жизнь – воспитываются не на отвлеченных представлениях, а на почве реального переживания связи с родной землей, предками, Отечеством. Трудно спорить с тем, что для нашей духовной традиции гордость за победы в войнах отступает перед чувством благодарности и скорби, опавших на поле брани.

Хотелось бы отметить то, что ценностные ориентиры образования должны учитывать уже заложенные, если так можно сказать, глубинные установки сознания русского человека, особенности его характера, что обеспечит достижение целей и задач духовно – нравственного возрождения, обозначенных в Конституции РФ и Национальной Доктрине. Каждому педагогу необходимо понимать, что большая часть работы над восстановлением социальных механизмов, поддерживающих достоинство человека, его труда, познания и творчества, достоинство семьи, материнства, старости, принадлежит сфере образования, играющего важную роль в становлении мировоззрения ребенка – личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Русские культурные традиции в семье

Статья о сохранении русских народных традиций и праздников в семье...

Русские культурные традиции и нравственно -потриотическое воспитание дошкольников

Воспитание у детей дошкольного возраста чувства любви к Родине, к своему народу, через русские народные традиции...

Из опыта работы "Русские культурные традиции и нравственное воспитание дошкольников"

В опыте работы раскрыто знакомство детей с русскими культурными традициями...

Выступление на педагогическом совете " Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника"

Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника  "Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным"К.Д. Ушинский"Рыбам вода, птиц...

Приобщение дошкольников к социокультурным ценностям на основе русских культурных традиций

Статья знакомит с опытом работы ДОО по ознакомлению воспитанников с историей своей страны на примере народной игрушки, воспитанию интереса к народным промыслам, взаимодействию с социумом....

Консультация для родителей: "Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Красота родного края, открывающаясяблагодаря сказке, фантазии, творчеству,- этоисточник любви к Родине... Пусть ребенок  чувствует красоту и восторгается ею, пустьв его сердце и в памяти нав...