Приобщение дошкольников к социокультурным ценностям на основе русских культурных традиций
статья
Статья знакомит с опытом работы ДОО по ознакомлению воспитанников с историей своей страны на примере народной игрушки, воспитанию интереса к народным промыслам, взаимодействию с социумом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья Приобщение дошкольников к социокультурным ценностям | 24.42 КБ |
priobshchenie_doshkolnikov_k_sotsiokulturnym_tsennostyam.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение дошкольников к социокультурным ценностям
на основе русских культурных традиций
Н. Г. Баранова, старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 12
«Счастливый островок»,
г. Мариинск, Кемеровская обл.
«Чем дальше в будущее входим,
тем больше прошлым дорожим».
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний, о родном городе, стране, особенностях традиций своего народа. Очень важно, чтобы в каждой дошкольной организации накапливался и систематизировался педагогический опыт по нравственно-патриотическому воспитанию.
Согласно ФГОС дошкольного образования познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Для педагогов, работающих с дошкольниками, вопрос отбора содержания занятий по воспитанию любви к Родине, всегда является наиболее важным и актуальным. Поэтому естественным требованием к содержанию нравственно-патриотического воспитания дошкольников является включение в него культурно-исторического, художественно-эстетического, краеведческого компонентов.
Педагог дополнительного образования нашего детского сада - специалист-теоретик по народной художественной культуре. Ежегодно посещает фольклорные фестивали, где обменивается опытом с другими мастерицами, учится у них технологиям изготовления новых игрушек и делится секретами в изготовлении народных кукол – оберегов.
Человек увлечённый, неравнодушный к истории народной культуры, она знакомит воспитанников с календарными праздниками и обрядами, народными играми и обычаями. Совместное творчество с педагогом в рамках дополнительного образования расширяет границы познания, воспитанники работают в обстановке доброжелательности, веры в успех, что помогает раскрыться их индивидуальным особенностям, поверить в свои силы. Изготавливая самостоятельно кукол из разного материала (который лежит в «волшебном сундучке»), а затем, играя с куклами, малыши чувствуют прошлое, представляют, как играли их бабушки, учатся пеленать кукол. Педагог использует такие формы работы, как занятия-путешествия, посиделки, занятия-сказки, презентации, выставки, экскурсии. В ходе экскурсий за пределы детского сада происходит осмысление ребёнком понятий «прошлое», «настоящее», «время», ощущение себя в потоке времени как продолжателя дела предков, приобщение к таланту и мастерству народов России.
Детский сад активно сотрудничает с музеями города: музеем истории города Мариинска, «Береста Сибири», музеем им. В. Чивилихина.
Музей оказывает бесценное влияние на воспитание дошкольников. Они получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления. Знание, полученные в первые годы жизни никогда не исчезнут из памяти. Интересные музейные экспонаты, сама обстановка создает условия для проведения различных занятий, народных игр, беседы, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка. Воспитанники получают знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое, что складывалось веками и передавалось из поколения в поколение.
А в нашем детском саду мы создали мини-музей «Кукольный сундучок», с целью ознакомления воспитанников с историей страны на примере народной игрушки, воспитания интереса к народным промыслам, развития воображения, художественного вкуса, моторики рук. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в нашем мини-музее не только можно, но и нужно. Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — пассивный созерцатель, а здесь он — автор, творец экспозиции.
Посещают мини-музей не только воспитанники, но и родители, а также гости детского сада. Экспонаты располагаются на полках, стеллажах, прикреплены к стенам. Экспозиции постоянно меняются. Именно эффект новизны имеет большое значение в привлечении и удержании внимания детей.
Изюминка мини-музея – настенный земледельческий календарь, месяцеслов. На нем представлены разные виды народных кукол: календарные, обрядовые и игровые. Педагог дополнительного образования во время экскурсий рассказывает об особенностях изготовления кукол, о традициях в использовании. Во время проведения экскурсий для младших дошкольников в роли экскурсоводов выступаю воспитанники старшего возраста. Темы экскурсий: «Мы у маменьки в дому, что оладушки в меду», «Осень, осень в гости просим», «Коляда, коляда отворяй ворота», «Весна–Красна», «Святая Пасха» и т.д.
Мини-музей «Кукольный сундучок» стал неотъемлемой частью развивающей предметно-пространственной среды детского сада. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею, т.к. здесь размещаются их работы.
Мини-музей способствует:
- введению ребёнка в мир искусства, развитию его художественной культуры;
- возникновению ценностного отношения к искусству, интереса к музеям и выставкам;
- формированию «образа музея» как собрания предметов красоты культурно – исторического значения;
- развитию художественного восприятия, пониманию языка искусства.
Детский сад активно взаимодействует с социумом. Работы воспитанников принимают участие на различных выставках и конкурсах. На базе мини-музея педагог дополнительного образования проводит мастер-классы, народные игры для посетителей, организует передвижные выставки изделий воспитанников в музеи нашего, модельную библиотеку для детей и юношества.
Обязательное условие нравственно-патриотического воспитания – забота педагога дошкольной образовательной организации о том, чтобы обучение было связано с детской деятельностью и практическими делами. Чтобы ребёнок увидел результат своей работы, необходимо превратить воспитанников из зрителей в наблюдателей и слушателей, в активных эмоциональных участников.
Пониманию дошкольников доступно искусство народной игрушки. Она забавляет и радует ребёнка, учит творчеству и труду, а также, учит видеть и понимать окружающую жизнь.
Успех патриотического воспитания во многом зависит от той атмосферы, которая царит дома и в детском саду.
Предварительный просмотр:
Приобщение дошкольников к социокультурным ценностям
на основе русских культурных традиций
Н. Г. Баранова, старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 12
«Счастливый островок»,
г. Мариинск, Кемеровская обл.
«Чем дальше в будущее входим,
тем больше прошлым дорожим».
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний, о родном городе, стране, особенностях традиций своего народа. Очень важно, чтобы в каждой дошкольной организации накапливался и систематизировался педагогический опыт по нравственно-патриотическому воспитанию.
Согласно ФГОС дошкольного образования познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Для педагогов, работающих с дошкольниками, вопрос отбора содержания занятий по воспитанию любви к Родине, всегда является наиболее важным и актуальным. Поэтому естественным требованием к содержанию нравственно-патриотического воспитания дошкольников является включение в него культурно-исторического, художественно-эстетического, краеведческого компонентов.
Педагог дополнительного образования нашего детского сада - специалист-теоретик по народной художественной культуре. Ежегодно посещает фольклорные фестивали, где обменивается опытом с другими мастерицами, учится у них технологиям изготовления новых игрушек и делится секретами в изготовлении народных кукол – оберегов.
Человек увлечённый, неравнодушный к истории народной культуры, она знакомит воспитанников с календарными праздниками и обрядами, народными играми и обычаями. Совместное творчество с педагогом в рамках дополнительного образования расширяет границы познания, воспитанники работают в обстановке доброжелательности, веры в успех, что помогает раскрыться их индивидуальным особенностям, поверить в свои силы. Изготавливая самостоятельно кукол из разного материала (который лежит в «волшебном сундучке»), а затем, играя с куклами, малыши чувствуют прошлое, представляют, как играли их бабушки, учатся пеленать кукол. Педагог использует такие формы работы, как занятия-путешествия, посиделки, занятия-сказки, презентации, выставки, экскурсии. В ходе экскурсий за пределы детского сада происходит осмысление ребёнком понятий «прошлое», «настоящее», «время», ощущение себя в потоке времени как продолжателя дела предков, приобщение к таланту и мастерству народов России.
Детский сад активно сотрудничает с музеями города: музеем истории города Мариинска, «Береста Сибири», музеем им. В. Чивилихина.
Музей оказывает бесценное влияние на воспитание дошкольников. Они получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления. Знание, полученные в первые годы жизни никогда не исчезнут из памяти. Интересные музейные экспонаты, сама обстановка создает условия для проведения различных занятий, народных игр, беседы, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка. Воспитанники получают знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое, что складывалось веками и передавалось из поколения в поколение.
А в нашем детском саду мы создали мини-музей «Кукольный сундучок», с целью ознакомления воспитанников с историей страны на примере народной игрушки, воспитания интереса к народным промыслам, развития воображения, художественного вкуса, моторики рук. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в нашем мини-музее не только можно, но и нужно. Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — пассивный созерцатель, а здесь он — автор, творец экспозиции.
Посещают мини-музей не только воспитанники, но и родители, а также гости детского сада. Экспонаты располагаются на полках, стеллажах, прикреплены к стенам. Экспозиции постоянно меняются. Именно эффект новизны имеет большое значение в привлечении и удержании внимания детей.
Изюминка мини-музея – настенный земледельческий календарь, месяцеслов. На нем представлены разные виды народных кукол: календарные, обрядовые и игровые. Педагог дополнительного образования во время экскурсий рассказывает об особенностях изготовления кукол, о традициях в использовании. Во время проведения экскурсий для младших дошкольников в роли экскурсоводов выступаю воспитанники старшего возраста. Темы экскурсий: «Мы у маменьки в дому, что оладушки в меду», «Осень, осень в гости просим», «Коляда, коляда отворяй ворота», «Весна–Красна», «Святая Пасха» и т.д.
Мини-музей «Кукольный сундучок» стал неотъемлемой частью развивающей предметно-пространственной среды детского сада. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею, т.к. здесь размещаются их работы.
Мини-музей способствует:
- введению ребёнка в мир искусства, развитию его художественной культуры;
- возникновению ценностного отношения к искусству, интереса к музеям и выставкам;
- формированию «образа музея» как собрания предметов красоты культурно – исторического значения;
- развитию художественного восприятия, пониманию языка искусства.
Детский сад активно взаимодействует с социумом. Работы воспитанников принимают участие на различных выставках и конкурсах. На базе мини-музея педагог дополнительного образования проводит мастер-классы, народные игры для посетителей, организует передвижные выставки изделий воспитанников в музеи нашего, модельную библиотеку для детей и юношества.
Обязательное условие нравственно-патриотического воспитания – забота педагога дошкольной образовательной организации о том, чтобы обучение было связано с детской деятельностью и практическими делами. Чтобы ребёнок увидел результат своей работы, необходимо превратить воспитанников из зрителей в наблюдателей и слушателей, в активных эмоциональных участников.
Пониманию дошкольников доступно искусство народной игрушки. Она забавляет и радует ребёнка, учит творчеству и труду, а также, учит видеть и понимать окружающую жизнь.
Успех патриотического воспитания во многом зависит от той атмосферы, которая царит дома и в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музейная педагогика как фактор приобщения дошкольников к социокультурным ценностям
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА –как фактор приобщения дошкольников к социокультурным ценностям....
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА – как фактор приобщения дошкольников к социокультурным ценностям
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА –как фактор приобщения дошкольников к социокультурным ценностям...
Статья "Приобщение дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в условиях ДОО".
Статья опубликована в сборнике материалов VI Всероссийской научно-практической Интернет - конференции «Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся: опыт, тенденции и проблемы реализации в совр...
Публикация "Приобщение дошкольников к социокультурным ценностям".
Что такое общечеловеческие ценности и как они проявляются в повседневной жизни? Это - абсолютная ценность человеческой жизни, уважение жизни во всем ее многообразии, любовь, ответственность, слу...
Статья "Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка по приобщению дошкольников к социокультурным ценностям
В помощь пелагогам...
Семинар - практикум: «Формирование экологической культуры через приобщение детей к социокультурным ценностям, народным традициям»
Развитие человечества в конце XX и начале XXI веков характеризуется наличием глубоких противоречий между обществом и природой, вызвавших тяжелый социально-экологический кризис. Пропагандируемый в сове...
Приобщение дошкольников к социокультурным нормам и ценностям в процессе организации физкультурно-спортивных мероприятий
Актуальность:Дошкольный возраст является периодом начального становления базовойкультуры личности, приобщение к социокультурным ценностям, обретениежизненных ориентиров. Нравственные качества не могут...