Приобщение детей к русскому народному творчечтву
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему

Шмакова Елена Петровна

план

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_r.n._tvorchestvu.docx40.97 КБ

Предварительный просмотр:

Месяц

Тема

 Задачи

Содержание                    

Сентябрь

1 неделя  

  • «Картофель - хлебу подспорье»

  • Закрепить знания об овощах, их выращивании, уборке, хранении; о труде овощевода, огородника
  •  Познакомить с русской народной сказкой «Вершки и корешки».
  •  Учить оценивать поступки героев.
  • Продолжать развивать речь как средство общения.
  • Формировать эмоциональное отношение к произведениям устного народного творчества.
  • Воспитывать уважение и чувство благодарности к людям, выращивающим овощи.
  • Загадывание загадок
  • Составление загадок  (Р.Р)
  • Игра «Горячая картошка» (Х-Э.Р)
  • Беседа «Картофель – хлебу подспорье» (П.Р)
  • Речевое упражненье «Продолжи предложение»
  • Игра «Огородник и воробей» (Ф,Р)
  • Игра «Отгадай, что это?» (Р.Р.) (ПР)
  • Игра «Заплетайся плетень» (Ф.Р)
  • Пение и обыгрывание русских народных песенок (Х-Э.Р)
  • Чтение и обыгрывание русской народной сказки «Вершки и корешки». (С-К.Р)

2 неделя

«У медведя во бору грибы, ягоды беру»

  • Дать понятия о деревянной бытовой посуде, утвари; приговорках, потешках, припевках.
  •  Развивать интерес  к жизни русского народа в старину, его обычаи, труду. 
  • Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
  • Развивать интерес к русскому языку, умение слышать рифму, передавать диалог героев сказок.
  •  Воспитывать бережное  отношение к родной природе.

  • Беседа о лесе (П.Р)*
  • Игра «Грибники» (Ф.Р)
  • Упражнение «Родственные слова» (Р.Р)
  • Загадки о грибах (П.Р)
  • Упражнение «Угадай, где растёт» (П.Р)
  • Пропевание приговорок (Х-Э.Р)
  • Игра «Кузовок» (Ф.Р) (Р.Р)
  • Музыкальная игра «Собери грибы» (Х-Э.Р)
  • Рассматривание деревянной домашней утвари (П.Р) (С-К.Р)
  • Заклички, прибаутки, песенки.(Х-Э,Р)
  • Игра «У медведя во бору грибы, ягоды беру» (Ф.Р)
  • Рассказывание и обыгрывание сказки «Война грибов и ягод». (Р.Р) (Х.Э.Р)

3 неделя

 

«Что нам осень принесла»

  • Уточнить представление детей об овощах. Познакомить с русской народной сказкой «Петушок и жерновцы», с особыми жанровыми особенностями сказок.
  • Дать понятие о творчестве русских поэтов, художников, композиторов.
  • Развивать художественное восприятие детей при рассматривании пейзажной живописи, способность видеть и чувствовать состояние осенней природы.
  • Обогащать словарный запас формировать эмоциональное отношение к произведениям устного народного творчества.
  • Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Золотая осень» (П.Р)
  • Беседа об осени (П.Р)
  • Слушание музыки «П.Чайковского «Времена года»
  • Чтение стихотворения «Унылая пора…» А,С.Пушкин
  • Беседа «Что нам осень принесла»?» (П.Р)
  • Творческое задание «Как мы помогали собирать урожай» (Р.Р)
  • Загадывание загадок на тему «Золотое зерно»
  • Чтение и обыгрывание р.н. сказки «Петушок и жерновцы»(Х-Э.Р) (П.Р)
  • Чтение скороговорок (Р.Р)
  • Игровое упражнение «Пыхтелка» (Р.Р)
  • Чтение пословиц и поговорок о хлебе

4 неделя

«Осенняя ярмарка. Оспожинки»

 Итоговое мероприятие

 Чтение и обыгрывание р.н. сказки «Петушок и жерновцы»

  • Уточнить знания детей об осени.
  • Познакомить с праздником урожая – Оспожинки.
  • Формировать эмоциональное отношение к произведениям устного народного творчества.
  •  Воспитывать уважение к хлеборобам, бережное отношение к хлебу.
  • Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Золотая осень» (П.Р)
  • Чтение стихотворения И.Бунина  «Лес точно терем расписной»
  • Беседа об осени (П.Р)
  • Речевое упражнение «Осенние листья» (Р.Р)
  • Упражнение «Как хлеб на стол попадает?» (П.Р)
  • Рассматривание колосков пшеницы
  • Рассказ о празднике «Оспожинки»
  • Рассказ о ярмарке
  • Игра «Где был Иванушка?»(Р.Р)

Октябрь

1 неделя

«Семья вместе – душа на месте»

  • Обогащать представления детей о семье, родственных отношениях, роли семьи в жизни человека.
  • Познакомить с нанайской сказкой «Айога», басней Толстого «Отец и сыновья».
  •  Развивать пристальное внимание к  содержанию произведений.
  • Формировать умение сравнивать сказки .
  • Воспитывать доброе отношение к близким, умение активно выражатть его в поступках и действиях.
  • Чтение потешек
  • Чтение пословиц о семье
  • Беседа «Моя семья» (С-К.Р)
  • Речевое упражнение «Подбери родственные слова»(Р.Р)
  • Чтение и обыгрывание потешек
  • Литературная викторина «В мире сказок» (С-К.Р) (Х-Э.Р)
  • Хоровод «Пошла млада за водой»
  • Чтение басни «Отец и сыновья» Беседа.
  • Игра «Бабушка Маланья» (Х-Э.Р)
  • Чтение и обыгрывание нанайской сказки «Айога».

2 неделя

«Сия прялка изрядна, хозяюшке обрядна»

  • Познакомить детей с прялкой, прядением пряжи в старые времена.
  • Развивать интерес к русскому труду, к историческому прошлому русского народа, его культуре.
  • Воспитывать уважение к людям, создавшим разнообразные предметы.
  • Загадывание загадок (П.Р)
  • Рассматривание прялки (П.Р)
  • Знакомство с процессом прядения пряжи (П.Р)
  • Рассматривание и обследование шерсти, веретена, нити, вязаных изделий (П.Р)
  • Речевое упражнение «Скажи наоборот»(р.Р)
  • Литературная викторина по сказкам «Прялка и веретено»( С-К.Р) (Р.Р)
  • Игра «Прялица» (Ф.Р)
  • Игровое упражнение «Клубочек» (С-К.Р)
  • Обыгрывание русских народных потешек (Р.Р)  (Х-Э.Р)
  • Игра «Иголочка – ниточка» (Ф.К.) (Р.Р)
  • Игра «Веревочка» (Ф.К.) (Р.Р)
  • Чтение скороговорок, загадок,  потешек. (Р.Р)

3 неделя

«Всякому молодцу ремесло к лицу»

  • Дать детям представление о значении труда и трудовых умениях в жизни каждого человека.
  • Познакомить со старинными ремеслами, с народными игрушками, дать представление об особенностях изготовления, традиционных фигурах, характерной росписи, цветах; с русскими народными сказками.
  • Развивать интерес  к историческому прошлому русского народа, его культуре.
  • Воспитывать уважение к труду взрослых.
  • Чтение стихотворения Э.Чуриловой «Чудо –мастера»
  • Беседа о ремеслах (П.Р)
  • Игровое упражнение «Назови деревянные изделия»
  • Загадки о ремеслах.
  • Рассматривание глиняных горшков.
  • Игра «Назови глиняную посуду» (Р.Р)
  • Литературная викторина по русским народным сказкам «Глиняные изделия».(С-К.Р) (Х-Э.Р).
  • Игра «Горшки» (Ф.К)

4 неделя

«Покров»

Итоговое мероприятие «Викторина по сказкам»

  • Познакомить детей с праздником Покрова Пресвятой Богородицы, первыми  посиделками, традициями Покровских ярмарок.
  •  Способствовать открытию словесного искусства: пониманию ритмического склада речи, созвучия ритма и рифмы, выразительности интонации.
  •  Воспитывать интерес к культурно – историческому наследию русского народа.
  • Слушание пьесы «Октябрь» из цикла «Времена года» П.Чайковского.
  • Рассматривание репродукции картины «Октябрь» Е.Волкова. Х-Э.Р) (П.Р)
  • Речевое упражнение  «Какое время года?»
  • Рассказ о празднике Покрова (П.Р)
  • Чтение скороговорок.
  • Игра «Кто больше наберёт дров?» (Ф.Р)
  • Творческое задание «Продолжите предложение» (Р.Р)
  • Игра «Сахаринка» с платочком (Х-Э.Р) (Ф.Р)

Ноябрь

1 неделя

«Милости просим чайку откушать да песенку послушать»

  • Познакомить детей с традицией чаепития из самовара.
  • Рассказать о традиции культурного времяпровождения: об играх, танцах, исполнении песенок.
  • Загадывание загадок про самовар, беседа (П.Р) (С-К.Р)
  • Сочинение загадок про самовар (Р.Р)
  • Рассматривание самоваров (П.Р)
  • Беседа о чае, чаепития в России (П.Р)
  • Организация выставки «Чай» (П.Р)
  • Чтение и обыгрывание сказки «Лиса и журавль» (Х-Э.Р) (Р.Р)
  • Пение песни «В хороводе были мы» (Х-Э.Р)
  • Рассматривание печатного пряника (П.Р)
  • Лепка пряников из соленого теста (Х-Э.Р)
  • Беседа «По русскому обычаю» (П.Р)
  • Чаепитие (С-К.Р)

2 неделя

«С хлебом – солью всякая шутка хороша»

  • Уточнить представления детей о традиции русского гостеприимства, об одном из угощений -  пряниках. Познакомить с русскими народными сказками «Каша из топора», «Лиса и журавль» развивать интерес к народной  мудрости – пословицам, поговоркам: их меткости, лаконичности, глубокому смыслу; интерес к историческому прошлому русского народа, его культуре. Воспитывать желание продолжать традиции наших предков: быть добрыми, гостеприимными, чуткими заботливыми. Приобщать детей к искусству и художественной литературе.
  • Загадывание загадок
  • Беседа «Дом улыбается». (П.Р)
  • Игра «Дом улыбается (Х-Э.Р).
  • Игра «Строим дом с крылечком и трубой».(П.Р)
  • Игра «Новоселье» (Р.Р)
  • Игра «С хлебом –солью всякая шутка хороша» (С-К.Р)
  • Потешки
  • Творческое задание: сочинение детьми загадок об угощениях к чаю (пряниках, пирогах, блинах, каравае). (Р.Р)

3 неделя

«Кузьминки»

  • Познакомить детей с народным праздником «Кузьминки», традициями его проведения; со старинными видами русского народного творчества -  резьбой по дереву, скульптурой из дерева, изделиями Городца.
  • Развивать умение понимать специфику скульптуры как искусства создавать объемные образы, характерные особенности росписи и резьбы Городца.
  • Продолжать формировать интерес к Родине.
  • Воспитывать уважение к труду взрослых, их мастерству.
  • Чтение стихотворения  «Великая наша Россия»
  • Чтение прибауток
  • Пение русской народной песенки «Во кузнеце».(Х-Э.Р)
  • Рассказ воспитателя  «Кузьминки».(П.Р)
  • Выставка «Скульптуры из леса» (Х-Э.Р)
  • Игра «Море волнуется» (Ф,Р)
  • Игра «Ляпка» (Ф.Р)
  • Рассматривание «Городецких узоры»
  • Выкладывание узоров на флонелеграфе.

4 неделя

«Русские народные сказки»

Итоговое мероприятие.

Творческая выставка поделок и рисунков.

  • Познакомить детей с творчеством художников – иллюстраторов русских народных сказок –Е.Рачева, Т.Маврина. развивать интерес к русской народной сказки  как произведению устного фольклора.
  • Обогащать словарный запас.
  • Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при драматизации (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать своё отношение к литературной фразы.
  • Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям сказок, желание помочь.
  • Сюрпризный момент – Баба Яга.(Х-Э.Р)
  • «Заморочки из бочки – от Бабы Яги» (Р.Р)
  • Сказочные задания (Р.Р)
  • Игровое  упражнение «Волшебные предметы».(Р.Р)
  • Выставка «Веселые картинки» (Х-Э.Р)
  • «Трудное задание» (Вспомнить название русских народных сказок, где есть Баба Яга)
  • Игра «Бабка Ёжка» (Ф.Р)

Декабрь

1 неделя

«Поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает»

  • Закрепит знания детей о зимних явлениях в природе.
  • Развивать художественное восприятие детьми произведений искусства, умение любоваться ими.
  • Воспитывать щедрость души, терпение, скромность умение быть благородным, желание помочь попавшему в беду.
  • Загадывание загадок о зиме (П.Р)
  • Рассматривание репродукций картин И.Грабарь «Зимний пейзаж», Н.Крылова «Зима», А.Соврасова «Зимний пейзаж» (Х-Э.Р)
  • Сюрпризный момент – приход Зимы; обыгрывание теста стихотворения. (Р.Р)
  • Заморочки из бочки Зимы (Р.Р) (П.Р)
  • Хоровод «Как на тоненький ледок» (Х-Э.Р)
  • Речевое упражнение «Два в одном» (Р.Р)
  • Слушание русской народной песни «Ой ты, русская метелица» (Х-Э.Р)
  • Речевое упражнение «Зимние забавы» (Р.Р)
  • Игра «Снежное задание» (Ф.Р) (Р.Р)

2 неделя

«Медведюшко – батюшко»

  • Дать детям понятие о любимом герое русских народных сказок  - медведе- как хозяине леса, которого боялись, почитали, уважали. Продолжать знакомить с литературными произведениями, где есть герой медведь. Развивать художественно – речевые исполнительские навыки детей в драматизации, естественность, умение предать свое отношение к содержанию литературной фразы.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща отгадать загадки, сочинять и отгадывать сказку, встречать и провожать гостей – сказочных персонажей.
  • Загадывание загадок про медведя.
  • Рассматривание репродукции картины «Утро с сосновом бору» И.Шишкин. (Х-Э.Р)
  • Беседа по картине (П.Р)
  • Игровое упражнение «Живая картина» (Ф.Р)
  • Беседа о медведе.
  • Пение русской народной песни «Ой встала я ранешенько»
  • Упражнение «Звери наших лесов» (П.Р) (Р.Р)
  • Речевое упражнение «Скажи наоборот» (Р.Р)
  • Игровое упражнение «Медведь» (Ф.Р)
  • Драматизация сказки «Три медведя».

3 неделя

«Мороз невелик, да стоять не велит»

 

  • Развивать у детей интерес к природе, умение видеть ее красоту, понимать ее в музыкальных, художественных и прикладных произведениях. Обогащать словарный запас. Познакомить детей с кружевными изделиями. Формировать устойчивый интерес к устному народному творчеству, ежедневному чтению. Воспитывать милосердие, сострадание, чуткость. доброжелательность, желание помогать попавшим в беду.
  • Загадывание загадок про мороз (Р.Р)
  • Чтение и объяснение смысла пословиц о морозе.(Р.Р)
  • Чтение прибауток (Р.Р)
  • Рассматривание репродукции картины «Зимний пейзаж» И.Грабарь.(Х-Э.Р) (П.Р)
  • Игра «Мороз» . (Ф.Р)
  • Хоровод «Как  на тоненький ледок»
  •  Беседа «Дивные кружева» (Р.Р)
  • Игра «Дударь» (Р.Р) (Ф.Р)

4 неделя

«Валенки , да валенки»

Итоговое мероприятие «Литературная викторина «Мороз – Красный нас

  • Дать детям представления о стариной одежде и обуви, о процессе изготовления русских валенок, их пользе.
  • Развивать познавательные интересы детей, их стремление к активной деятельности и творчеству, чуткость к художественному слову, умение использовать средства языковой выразительности при составлении загадок, сказок.
  • Обогащать словарный запас. .
  • Вызвать желание дарить людям добро, учить быть благодарными.
  • Рассматривание иллюстраций с изображениями Деда Мороза и Емели. Беседа.(Х-Э.Р) (П.Р)
  • Рассматривание валенок
  • Беседа «По одежке встречают» (П.Р) (С-К.Р)
  • Загадывание загадок
  • Игра «Меняемся местами» (Ф.Р)
  • Игра «Дрёма» (Ф.Р)
  • Чтение и обыгрывание потешек «Как по снегу, по метели» (Х-Э.Р)
  • Игра «Музыкальные валенки» (Х-Э.Р)

Январь

1 неделя

«Здравствуй гостья зима!»

  • Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы.
  • Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтических текстов.
  • Развивать сообразительность, смекалку, умение использовать речь – доказательство при отгадывании загадок.
  • Учить выразительно, с естественными интонациями читать стихи.
  • Обогащать речь детей существительными, обозначающими зимние природные явления.
  •  Воспитывать основы художественной культуры через знакомство с музыкальным, поэтическим творчеством, произведениями  пейзажной живописи.
  • Загадывание загадок о зиме.
  • Рассматривание репродукций картин И.Левитан «Деревья зимой», Г.Нисский «Над снегами»(Х-Э.Р).
  • Беседа о зимних явлениях в природе (П.Р) (Р.Р)
  • Сочинение сказок с использованием моделей. (Р.Р)
  • Рисование «Зимний лес» (Х-Э.Р)
  • Изготовление книги «Здравствуй гостья зима» с рисунками и сказками детей.

2 неделя

«Зимние святки»

  • Дать детям представление о зимних Святках, традиции проведения праздника на Руси.
  • Познакомить с колядками, учить передавать характер колядок при их исполнении.
  • Обогащать словарный запас.
  • Воспитывать гостеприимство, умение проявить  черты русского характера – доброжелательность, смекалку, задор, удаль.
  • Новый год. Рождество. Беседа о зимних праздниках с рассматриванием иллюстраций, новогодних открыток. (П.Р)
  • Сюрпризный момент –Дед Мороз.
  • Игра «Ловишки» (Ф.Р)
  • Игра «Кто больше наберет снежков?» (Ф.Р)
  • Игра «Новогодняя ёлка» (Ф.Р)
  • Конкурс пожеланий на Новый год.
  • Игра «Морозное дыхание» (дыхательные упр)
  • Рассказ Деда Мороза «Знаете ли вы?» (П.Р)
  • Зимняя викторина: «Даром время не теряйте, одним словом называйте» (Р.Р)
  • Рисование Деда Мороза и Снегурочки.

3 неделя

«Балалаечка играет, балалаечка поёт»

  • Познакомить детей с народными деревянными инструментами  -балалайкой, трещеткой, ложкой.
  • Учить определять и различать русские народные инструменты по звучанию.
  •  Развивать интерес к речи: происхождению, звучанию и значению слова, его звуковой форме, сочетанию и согласованию слов в речи.
  • Воспитывать основы музыкальной культуры, интерес к музыкальному фольклору.  
  • Музыкальная игра «Угадай» (Х-Э.Р)
  • Загадывание загадок о народных инструментах(Р.Р).
  • Рассказ воспитателя о балалайке.(П.Р)
  • Рассматривание инструмента. .(П.Р)
  • Пословицы, объяснение смысла
  • Рассматривание русских народных инструментов (свистульки, деревянные трещетки, ложки) .(П.Р)
  • Игра «Отгадай кто?» (Р.Р)
  • Шумовой оркестр (игра на муз.инструментах) (Х-Э.Р)

4 неделя

«Без частушки прожить можно, да чего то не живут»

Итоговое мероприятие «Вечер загадок»

  • Познакомить детей с частушкой как жанром народного творчества.
  • Развивать умение замечать юмор в частушках, их игровой, задорный характер.
  • Развивать песенное, танцевальное творчество, приобщать к культуре своего народа.
  • Беседа о частушках .(П.Р)
  • Пение частушек (Х-Э.Р)
  • Музыкальные загадки(Х-Э.Р)
  • Пение частушек сочинённых  вместе с родителями(Х-Э.Р)
  • Пляска под русскую народную мелодию (Ах вы сени, мои сени») (Х-Э.Р)
  • Роспись трафаретов балалайки, гармошки, ложек. (Х-Э.Р)

Февраль

1 неделя

«Золотая Хохлома»

  • Продолжать знакомство детей с декоративно – прикладным  творчеством русского народа.
  •  Формировать представления об общественной значимости труда мастера прикладного искусства.
  • Учить замечать узоры из растительных элементов на изделиях хохломских изделиях.
  •  Воспитывать эстетическое и художественное восприятие детьми произведений искусства, уважение к мастерству народных умельцев.
  • Выставка – ярмарка «Золотая Хохлома» (Х-Э.Р) (П.Р)
  • Беседа «Как делают посуду?» (П.Р) (С-К.Р)
  • Речевое упражнение «Как называется посуда?» (Р.Р) (П.Р)
  • Творческое задание «Золотая Хохлома очень привлекла меня» (Х-Э.Р)
  • Игровое упражнение «Найди хохломской предмет» (П.Р)
  • Речевое упражнение «Скажи, куда нужно положить /налить…»
  • Загадывание загадок.

2 неделя

«Россия – матушка»

  • Продолжать формировать у детей представления о России.
  • Развивать интерес к речи по особому объекту познания.
  •  Воспитывать любовь к родной стране, родному краю.
  •  Приобщать к культуре своего народа, его традициям и обычаям.
  • Чтение рассказа К,Ушинского «Наше Отечество» (П.Р)
  • Беседа о  Родине (П.Р)
  • Игра «Назови родственные слова» (Р.Р)
  • Объяснение выражений со словами «род» (Р.Р)
  •  Слушание песни «С чего начинается Родина?»(Х-Э.Р)
  • Просмотр иллюстраций природы России, семейных альбомов. (П.Р)

3 неделя

«Солдатушки, бравы рябятушки»

Итоговое

мероприятие КВН «Жить – Родине служить»

  • Рассказать детям о том, что армия – защитница страны, о подвиге Дмитрия Донского.
  •  Развивать познавательную активность и интересы детей.
  • Побуждать стремление к чтению (овладению чтением) книг об исторических событиях, героях нашей Родины.
  • Воспитывать уважение к мужеству воинов – защитников Родины.
  • Направлять чувства и действия детей на желание совершать положительные поступки.
  •  Создавать ощущение единства, дружбы, взаимопонимания.

  • Беседа о Дне защитника Отечества (П.Р) (С-К.Р)
  • Беседа о Дмитрии Донском. Рассматривание иллюстраций с изображением полководца. (П.Р)
  • Викторина «Защитники Отечества» (П.Р) (Р.Р)
  • Игра  - соревнование «Один за всех и все за одного.(Ф.Р)
  • Считалка «Аты – баты»
  • Рисование «Солдат» (Х-Э.Р)

4 неделя

«Как гармошка заиграла, я не удержалась»

  • Познакомить детей с русской гармошкой.
  • Развивать культуру слушательского восприятия, самостоятельную творческую музыкальную деятельность детей – желание спеть или сплясать под звучание гармошки, учувствовать в импровизациях.
  •  Обогащать словарный запас.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость на песню задорного игрового характера.
  • Загадывание загадок про гармонь.
  • Беседа
  • Рассматривание репродукции ка ртины Б.Кустодиева «Деревенская Масленица. Гармонист», рассказ воспитателя»
  • Обыгрывание потешек.
  • Игровое упражнение «Играй гармонь»
  • Речевое задание «Я хочу…»
  • Творческое задание (складывание бумаги «гармошкой».

Март

1 неделя

«Зима недаром злится»

  • Познакомить детей с произведениями устного народного творчества о весне (пословицами , поговорками, приметами, загадками), с народным искусством не примере произведений декоративно -  прикладного  творчества, изображающих птиц.
  • Развивать речевые навыки детей.
  •  Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность к людям, желание продолжить традиции русского народа.

  •  Чтение стихотворения «Ф.Тютчева «Зима недаром злится» (П.Р)
  • Игровое упражнение «Изобрази…»
  • Чтение поговорок (Р.Р)
  • Загадывание загадок про птиц
  • Рассматривание репродукции картины А.Соврасова «Грачи прилетели». (Х-Э.Р) (П.Р)
  • Чтение рассказа «Жаворонки прилетели»
  • Пение закличек (Х-Э.Р)
  • Беседа о перелётных птицах (П.Р)
  • Сочинение загадок (Р.Р)
  • Игра «Шла Тетера» (Ф.Р)
  • Скороговорки, потешки, заклички

2 неделя

«При солнышке тепло, при матери добро»

  • Формировать у детей понимание семьи в жизни человека. Подвести к пониманию того, что поведение по отношению членам семьи должно зависит от их эмоционального и физического состояния.
  • Развивать интерес к эмоциям и чувствам людей, умение выражать свои добрые чувства по отношению к маме в деятельности.
  • Воспитывать доброжелательность, заботливое отношение, чуткость, трудолюбие, уважение и любовь к маме, ее труду, уважение ко всем членам семьи.

  • Чтение стихотворения И.Мазнина «Мама» .(Р.Р)
  • Чтение рассказа В. Осеевой «Сыновья» .(Р.Р)
  • Речевое упражнение «Как ласково называет тебя мама?» .(Р.Р)
  •  Речевое упражнение «Скажи ласково» .(Р.Р)
  • Чтение стихотворения «Е.Санина «Урок» .(Р.Р)
  • Пение частушек для мам. (Х-Э.Р)
  • Объяснение детьми смысла пословицы «При солнышке тепло, при матери добро» .(Р.Р)
  • Литературная викторина по русским народным сказкам, обыгрывание отрывков («Хаврошечка», «Золушка», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).(Р,Р)
  • Решение проблемных ситуаций.(Р.Р) (С-К.Р)
  • Игра «Узелок».(Ф.Р) (Х-Э.Р)

3 неделя

«Как на Масленой неделе»

  • Приобщать детей к культуре и истории русского народа.
  •  Познакомить  детей с праздником Масленица, традиционной едой, песнями и играми.
  • Развивать устойчивый интерес к культуре, истории русского народа, общечеловеческие, эмоционально – нравственные ориентации, самостоятельную, творческую деятельность детей.
  • Воспитывать доброжелательность, желание быть гостеприимными, щедрыми, радушными.

  • Беседа о празднике Масленица.(П.Р)
  • Рассматривание чучела.(П.Р)
  • Исполнение песенки «Едет Масленица дорогая» (Х-Э.Р)
  • Игра «Лапти» (Ф.Р)
  • Игра «Золотые ворота» (Ф.Р)
  • Хоровод
  • Игра «Угадай на вкус»
  • Чаепитие с блинами
  • Рисование «Масленица» (Х-Э.Р)

4 неделя

«Приди, весна, с радостью»

Итоговое мероприятие Творческая выставка «Пришла весна»

  • Продолжать знакомить детей с характерными признаками начала весны. Познакомить с картинами русских художников.
  • Развивать художественно – эстетические чувства через восприятие произведений устного народного творчества, художественных произведений пейзажной живописи. Поддерживать активное тяготение старших дошкольников к книге.
  • Воспитывать интерес к  произведениям различных жанров. Помогать осваивать культуру речи и общения со взрослыми и сверстниками, культуру поведения.
  • Загадывание загадок о весне, беседа.(П.Р)
  • Беседа о признаках начала весны. .(П.Р)
  • Чтение примет (объяснение). (Р.Р)
  • Пение закличек. (Х-Э.Р)
  • Сюрпризный момент (в гости к детям приходит Весна).
  • Беседа «Угодья весны». .(П.Р)
  • Творческое задание: сочинение «весенних» загадок. (Р.Р)
  • Рассматривание репродукций картин:  В.Башкеев «Голубая весна», А.Грицай «Половодье», К.Юон «Мартовское солнце, И.Левитан «Март». .(П.Р) (Х-Э.Р)
  • Чтение прибауток. (Р.Р)
  • Речевое упражнение «Назови, какая бывает вода». (Р.Р)
  • Игра «Ручеек».(Ф.Р)
  • Рисование «Пришла весна» (Х-Э.Р)

Апрель

1 неделя

«Светлая Пасха»

  • Познакомить детей с праздником Пасхи, связанными с ним традициями, пасхальными играми, развлечениями.
  • Развивать устойчивый интерес  к русским праздникам, потребность в общении с прекрасным в окружающем и произведениях искусства.
  • Обогащать словарный запас.

  • Рассказ воспитателя о Пасхе. (С-К.Р) (П.Р)
  • Загадывание загадки про яйцо
  • Рассматривание пасхальных яиц. (П.Р)
  • Хоровод «Травушка –муравушка» (Х.-Э.Р).
  • Рассматривание выставки колокольчиков
  • Игра «Как звучит колокольчик?»
  • Игра «Жмурки с колокольчиком» (Ф.Р)
  • Выставка «Пасхальные сувениры»
  • Творческое задание «Распиши пасхальное яйцо» (Х-Э.Р)

2 неделя

«Домом жить – обо все тужить»

  • Рассказать о труде взрослых и детей по дому и хозяйству, о стремлении сделать своё жилище уютным , чистым, красивым.
  • Развивать интерес к жизни людей в старину, их обычаям, традициям, устоям.
  • Развивать интерес к фольклору: богатству, яркости, образности, напевности русской речи.
  • Развивать стремление проявлять самостоятельность, уважение к старшим, заботу о младших членах семьи.
  •  Формировать понимание о том, что старшие в семье(бабушка, дедушка, папа, мама) нуждаются в помощи, заботливом и внимательном отношении младшие-в заботе и внимании старших.
  • Чтение стихотворения Л.Мей «Светёлка» (Р.Р)
  •  Беседа «Домом дружить – обо всем тужить».
  • Чтение и объяснение смысла пословиц.
  • Игровое упражнение Русские красавицы, добрые молодцы.(Ф.К)
  • Чтение рассказа Л.Толстого «У бабки была внучка». (Р.Р)
  • Речевое упражнение «Скажи наоборот» (Р.Р)
  • Игровое упражнение «Что находится в избе, а что в современном доме?» (Р.Р) (С-К.Р)
  • Творческое рассказывание «Помощники семьи» (Р.Р) (С-К.Р)
  • Игра «Где мы были  - мы не скажем, а что что делали покажем».(Ф.Р)

3 неделя

«Друг нет – так ищи, а нашел – так береги»

  • Познакомить детей с произведениями Л.Толстого «Два товарища», «Лев и собачка. Помочь понять смысл литературных произведений, оценить поступки героев, самостоятельно сделать выводы.
  • Развивать умение понимать жизненную потребности всего живого, состояний животных и людей, способность к сопереживанию и проявлению активного участия к людям –близким, сверстникам, другим людям, животным.
  • Формировать умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать поступки  - свои и других детей.
  • Воспитывать чуткость к художественному слову, умение использовать в речи наиболее яркие описания, сравнения, эпитеты.
  • Сюрпризной момент (в гости приходит Буратино).
  • Беседа о друзьях. (С-К.Р)
  • Объяснение смысла пословиц и поговорок о дружбе. (Р.Р)
  • Литературная викторина «Наши любимые сказки» (Обыгрывание сказочных эпизодов). (Р.Р)
  • Коллективная постройка домика из набора конструктора для сказочного героя и его друзей, заселение его «жильцами», обыгрывание. (С-К.Р)
  • Творческое рассказывание «Дружба – в делах помощница». (Р.Р)
  • Чтение рассказов. (Р.Р)

4 неделя

«Эх, топни нога, топни, правенькая!»

Литературная викторина «Наши любимые сказки» (Обыгрывание сказочных эпизодов).

  • Познакомить детей с плясовой песней как жанром музыкального творчества. Обратить внимание на неповторимую прелесть плясовой песни: доступность мелодии, четкость ритма, простоту формы, поэтичность и правдивость текста.
  • Развивать творческие способности на примере импровизации танцевальных движение под музыку русской пляски и имитации игры на музыкальных инструментах.
  •  Воспитывать интерес к задорной частушке, веселой плясовой песне.  
  • Воспитывать позитивное отношение к народному творчеству, прививать культуру слушания музыки.
  • Объяснение смысла пословицы «Где песня поется, там весело живется». (Р.Р)
  • Слушание песенок. (Х.-Э.Р).
  • Пляска «Ах вы сени» (Х.-Э.Р).
  • Речевое упражнение «Как слышатся звуки?» (Р.Р)
  • Исполнение частушек о бабушке. (Х.-Э.Р).
  • Игра «Кто позвал?».

Май

1 неделя

2 неделя

«Пастушок, пастушок, заиграй в рожок»

«Всяк дом хозяином славятся»

  • Познакомить с трудом взрослых по уходу за домашними животными, с посильной помощью детей взрослыми.
  • Развивать интерес к музыкальному и поэтическому народному творчеству, художественно –творческие способности детей.

  •  Познакомить детей с русской избой, расположением предметов обихода, с трудом хозяев дома, распределением некоторых обязанностей между членами семьи.
  • Поддерживать интерес детей к сказке, поэтическому слову, развивать чувство  юмора, побуждать проникать глубже в смысл сказочных слов  и выражений.
  • Формировать навыки выразительного исполнения колыбельных песен.
  • Способствовать поддержанию позитивного  эмоционального настроя.

  • Чтение стихотворения С.Есенина «Пастух».(Р,Р)
  • Загадывание загадок.(Р.Р)
  • Беседа о труде пастуха.(С-К.Р)
  • Рассматривание репродукции картины А.Воснецова «Спящий пастушок». Рассказ воспитателя. (Х-Э.Р)
  • Обыгрывание русских народных потешек.
  • Речевое упражнение «Назови жильё» .(Р.Р)
  • Игра «Я по лугу хожу! (Ф.Р) (Х-Э.Р)
  • Речевое  упражнение «назови профессию» .(Р.Р)
  • Игра «Стадо» (Р.Р) (Ф.Р)
  • Игра на дудочке.
  • Речевое упражнение «Назови другим словом» .(Р.Р)
  • Речевое упражнение «У кого, какой дом?» .(Р.Р)
  • Литературная викторина «Угадай русскую народную сказку». .(Р.Р)
  • Чтение о объяснение пословиц . .(Р.Р)
  • Игровое упражнение «Слушайте, не зевайте: что есть в доме – отгадайте» . .(Р.Р) (С-К.Р)
  • Речевое упражнение «Скажи наоборот» (Чистота –грязь..). .(Р.Р)
  • Игра «Где мы были  - мы не скажем, а что что делали покажем».(Ф.Р)

3 неделя

«Уж я сеяла , сеяла ленок»

  • Познакомить детей с музыкальными и поэтическими произведениями народного творчества, посвященными весенним полевым работам.
  • Учить отгадывать загадки, проявляя внимание, смекалку, умение сравнивать, делать выводы. Вызвать чувство «радости мышления». Воспитывать веселых, жизнерадостных детей, с развитым чуства юмора.
  •  Чтение и объяснение смысла пословиц. (Р.Р)
  • Соревнование «Пословица недаром молвится». (Р.Р)
  • Загадывание загадок о старинных орудиях труда, рассматривание иллюстраций с их изображением. (С-К.Р) (Р.Р)
  • Исполнение частушек. (Р.Р)
  • Беседа о весенних полевых работах. (П.Р)
  • Загадывание загадок про лен.
  • Рассматривание льна, льняной нити, ткани , изделий.
  • Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций «Посев льна». (П.Р)
  • Викторина по сказкам. (Р.Р)
  • «Игра в  холсты».(Ф.Р)
  • Игровое упражнение «Можно – нельзя» (Р.Р)  (С-К.Р)
  • Русская народная игра «пахари и жнецы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"

Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями)....

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"...

Консультация для родителей на тему «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку».

Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, пр...

ПРОЕКТ «Приобщение детей к русской народной культуре посредством русской народной игрушки»

Создание нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальн...