Здоровьесберегающие технологии
статья на тему
Методы и приемы, способствующие формированию навыков здорового образа жизни:
Ценностное отношение и компетенции дошкольника в области сохранения и укрепления здоровья формируются на занятиях и в повседневной жизни с помощью различных игр и упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии
На музыкальных занятиях используются следующие виды оздоровления:
- Логоритмика - преодоления речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой;
- Пальчиковая гимнастика - развитие мелкой моторики
- Психогимнастика - мимические упражнения; релаксация; коммуникативные игра и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; музыкотерапия;
- Дыхательная и артикуляционная гимнастика: звукопроизношение, артикуляция и развитие голоса;
- Ритмопластика;
Пение как лечение... Вокальное искусство основано на правильном дыхании. Это и составляет основу такого направления, как вокалотерапия. Именно так называется лечение пением.
«А» – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь; «и» – лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, прочищает нос; «о» – оживляет деятельность поджелудочной железы, способствует устранению проблем с сердцем; «у» – улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря, «ы» – лечит уши, улучшает дыхание; «э» – улучшает работу головного мозга.
Музыкально-валеологическое воспитание детей – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка. Музыка влияет на сенсорные и когнитивные процессы: память, внимание, восприятие.
Музыкально - валеологическая работа является одной из составляющих здоровьесберегающего пространства детского сада и осуществляется в нескольких направлениях:
в образовательном процессе дошкольного учреждения (интегрированные музыкально-валеологические занятия; музыкально-физкультурные досуги и развлечения);
в процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей (совместные оздоровительные мероприятия; консультации; семинары-практикумы);
в процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения со школой (совместные тематические праздники и досуги).
Музыкально-валеологические занятия носят интегрированный характер и решают вопросы как музыкального, так и валеологического развития дошкольников. В структуре музыкально-валеологического занятия предполагается:
валеологическая песенка-распевка;
проблемная ситуации;
актуализация знаний и опыта детей и приобретение («добывание») новых знаний, необходимых для решения проблемной ситуации;
закрепление нового материала в практической деятельности.
В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Использование музыки решает оздоровительно-профилактическую задачи, способствует созданию комфортных условий пребывания ребенка в детском саду: утренний отрезок времени: во время приема детей предлагается мажорная классическая музыка, солнечная песня с хорошим текстом, которые снимут психологическое напряжение, созданное необходимостью расставания с мамой; дневной сон: благотворно влияние мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Такая музыка расслабляет, снимает эмоциональное и физическое напряжение; пробуждение после дневного сна: тихая, нежная, легкая, радостная музыка (короткая пьеса или фрагмент музыкального произведения используется в течение одного месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания на знакомую мелодию) помогает малышам переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Под музыку проводится гимнастика.
Методы и приемы, способствующие формированию навыков здорового образа жизни:
Ценностное отношение и компетенции дошкольника в области сохранения и укрепления здоровья формируются на занятиях и в повседневной жизни с помощью различных игр и упражнений.
Валеологические песенки-распевки. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок (авторы М.Л. Лазарев, М.Ю. Картушина) и приятная мелодия (мажорный лад) поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению. Распевки сопровождаются самомассажем биологически активных зон лица и шеи, ритмичными движениями, звучащими жестами.
Дыхательная гимнастика способствует развитию дыхательной системы и певческих способностей детей. Целью методики, разработанной Б. Толкачевым и А. Стрельниковой, является формирование осознанного управления всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. По рекомендации врача-педиатра на музыкальных занятиях используются упражнения дыхательной гимнастики: на развитие диафрагмально-брюшного дыхания; на тренировку согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
Артикуляционная гимнастика направлена на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовку к правильному произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада перед зеркалом, с использованием игрушки «Ротик». Артикуляционная гимнастика Е. Косиновой, Т. Куликовской, В. Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентирования в пространстве, учат имитации движений животных.
Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся по рекомендации и под наблюдением педиатра детского сада для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
Игровой массаж также используется на музыкально-валеологических занятиях в детском саду. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегето-сосудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.
Пальчиковые игры позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся под музыку (попевки, песенки, сопровождаются показом ярких иллюстраций, игрушек, героев пальчикового театра). Мелодия подбирается с учетом возраста детей. Аккомпанировать таким играм можно на фортепиано, на металлофоне, ксилофоне или использовать звучание шумовых инструментов.
Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки, развивает эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность.
Ритмодекламация - это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки. Музыка для фона подбирается в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка, содержанием текста.
Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов М. Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
В заключении, хочется отметить, что использование выше перечисленных здоровьесберегающих технологий, позволило повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировало у родителей положительные мотивации на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечило индивидуальный подход к каждому ребёнку, позволило добиться снижение заболеваемости, что подтверждает таблица.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий
виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.
Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...

"Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Здоровьесберегающая технология-самомассаж"
методическая разработка для старшей группы...

Презентация «Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий» (в рамках реализации здоровьесберегающих технологий в доу)
Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий...

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ «Здоровьесберегающая технология - самомассаж»
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ«Здоровьесберегающая технология - самомассаж»...