Эссе "Моя психологическая философия"
учебно-методический материал на тему

Эссе о профессии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе педагога-психолога26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая философия»

«Прежде чем откроются глаза, 

Может пройти вся жизнь,
        Но чтобы увидеть, достаточно вспышки»
Идрис Шах.

В  90-е года, когда я еще училась в школе, по центральным каналам только начинали показывать телепередачи с участием психологов. В то время меня поразили люди, которые выслушав вполне стандартную историю обычного человека, каким–то таинственным образом видели истоки проблем, неправильные пути воспитания детей, ошибки в отношениях с людьми. Еще тогда, в моем детском восприятии,  психолог был кем-то вроде волшебника, который мог видеть и слышать гораздо больше, чем обыкновенный человек, ведь душа – это самое загадочное, что существует на земле, ее не видно, не слышно, нельзя потрогать, осмотреть ни на одном из приборов, поэтому и наука, изучающая человеческую душу, должна быть волшебной, таинственной. Мне повезло в жизни, я стала тем волшебником и уже 15 лет стараюсь постичь таинство человеческой души.

Психолог: социальная роль или стиль жизни? Такой вопрос не может возникнуть у того, кто пришел в профессию по призванию, это не стиль жизни – это целая жизнь, жизнь рядом с людьми, в постоянном поиске и постоянном учении, познании, открытиях и волшебстве.

 Я думаю, что самое чудесное, совершенное, что, наверное, существует на земле, - это наши дети, как рождается ребенок, появляется на свет новый человек, уникальный и единственный, не похожий на нас – взрослых, как он растет, постепенно учится и узнает все новое и новое, мыслит по-своему, живет в своем особенном мире недоступном взрослому человеку. Как понять ребенка, как любить его правильно, как воспитывать это чудесное существо. Кажется все очень просто и понятно – искупал, накормил, отправил в детский сад, школу, что-то можно, что-то нельзя. Откуда же тогда берутся вундеркинды, почему одни дети вырастают положительными и талантливыми, успешными и целеустремленными, а другие ничего не могут добиться в жизни, ничего не хотят и почти не общаются со своими родителями? В таких ситуациях важна роль психолога в становлении личности.

Взрослые осмысливают свой опыт, ту информацию, которую получают, могут сами себя успокоить, на что-то не обратить внимание. Дети же не имеют возможности относиться к миру критически – они все впитывают, все чувствуют, все проживают, поэтому работа с детьми, на мой взгляд, самая важная, самая ответственная.

Самое родное и органичное для ребенка это сказка, она выступает как  язык, посредник  для того, чтобы мы могли говорить друг с другом на тонкие темы, созвучные нашей душе. Сказкотерапия самый доступный, на мой взгляд, метод работы с детьми. Именно обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их, напитает душу добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с другими людьми. В древности взрослые не спешили наказывать ребенка и говорить ему, в чем именно он провинился, а старались рассказать сказку соответствующего содержания, обдумывая которую ребенок делал выводы о своем поступке.

В наше время информационных технологий, постоянной гонки, мы взрослые: родители, педагоги привыкли спешить, на общение с ребёнком остается слишком мало времени, нет долгих зимних вечеров рассказывания сказок, неторопливых бесед. Нам нужно быстро объяснить детям, рассказать, показать, дать шаблоны жизни, общения, любви. Мы не даем ребенку времени и возможности рассуждать, размышлять, думать, осмысливать, а чаще всего поучаем, отчитываем. Затем жалуемся на безинициативность, пассивность, ограниченность суждений. А я считаю - нужно чтобы ребенок сам делал выводы: что он сделал неправильно и почему он так думает. Для меня именно сказка – такой способ обратиться к душе ребенка, она не дает готовых ответов, рекомендаций, ответ должен каждый найти для себя сам и свой.

Я думаю потому, какая сказка интересна ребенку можно судить о его душевном и эмоциональном благополучии, а любимые герои подробно расскажут нам о характере маленького человека и его индивидуальных психологических особенностях. Еще один плюс сказкотерапии – у нее нет противопоказаний, то есть сказкотерапия полезна всем без исключения: как взрослым, так и детям.

Рене Декарт говорил: «Мудрый ценит всех, ибо в каждом замечает хорошее». В каждом ребенке, будь он чрезвычайно активен или агрессивен, чересчур флегматичен или плаксив, избалован или эгоистичен, я стараюсь найти те положительные черты, на которые можно опереться; те общие и индивидуальные способности, которые нужно развивать; то рациональное зерно, которому нужно помочь прорасти.

Хочу, чтобы дети росли в полноценных благополучных семьях, чтобы в образовательных учреждениях их воспитывали грамотные педагоги, любящие детей и свою профессию, чтобы как можно чаще и те и другие испытывали положительные эмоции, которые оказывают благотворное влияние на состояние человека, его самочувствие, а, значит, охраняют его психологическое и физическое здоровье.
        Что все это? «Призвание или искренняя любовь к детям?» - так я бы задала этот вопрос. Думаю, что и то, и другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Философия моей профессии"

В данном материале я привожу свою размышления на тему современного значения профессии педагога, делюсь со своими читателями взглядом на свой опыт в работе с детьми....

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

МОЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ....

Цикл проблемных семинаров. "Новая философия взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ в процессе решения задач музыкального воспитания и развития старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Основная цель  разработки данного цикла проблемных семенаров - осуществление тесной взаимосвязи музыкального руководителя и воспитателей по музыкальному развитию и воспитанию детей старшего дошко...

Моя педагогическая философия

В большей мере я ребенок. Мне все в округе интересно также, как и моим малышам. И наверное поэтому они с удовольствием вкладывают свои ладошки в мою руку и ждут от меня чуда......

Эссэ "Моя психологическая философия"

В эссэ раскрыт принцип работы и миссия психолога по мнению автора...