консультация экспериментирование с песком и водой
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Основная деятельность дошкольника - игра, в ней познает себя и окружающий мир. В игре ребенок делится своими проблемами, разрешает их, совершает открытия, творит. Первые социальные игры ребенка возникают в песочнице. Строя на песке, ребенок выражает мир своей души, полный фантазии и реальности. Игры с песком не только забавны, но и полезны детям особенно в возрасте 1-3 лет.
Для проведения наблюдений, опытов, для малышей в группе есть центр воды и песка с необходимым для этого инвентарем (песочные часы, водяные часы, лейки, ведерки, водяные мельницы, ситечки, лопатки, лупа).
В летние теплые дни эксперименты с песком и водой проводятся на свежем воздухе. С самого начала приучают детей играть с водой аккуратно, не расплескивая ее через край, не брызгая на окружающих. Малыш учится понимать: то, что нравится ему, не всегда хорошо для остальных.
Игры с водой обладают психотерапевтическими свойствами, способствуют релаксации. Вода может просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Очень любят дети игру с мыльными пузырями: пускание пузырей с помощью соломинки, воронки, взбивание пены венчиком. «Поймай пузырь на ладошку», «Чей пузырь больше», «Чей пузырь улетит выше, дальше»…. Развиваю познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями: налив емкость с водой, дети переливают воду, слушают звук льющейся жидкости, наблюдают в воде за своим отражением.
Центр « Песок и вода».
Центр « Песок и вода» помогает воспитателю в решении об одной из важнейших задач в развитии ребенка 2-3 лет. Речь идет о самостоятельной деятельности – экспериментированию с различными, подходящими для этого предметами и природными материалами. Организовывая игры с песком и водой, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в песок можно прятать всякие мелкие игрушки, стоить постройки, а потом разрушать их и снова строить. Отмечается что игры с песком и водой самые устойчивые и целенаправленные, чем другие игры. Постройки из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности. Работа с детьми в Центре «Песок и вода», требует определенных условий; центр должен располагаться так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подходить к нему со всех сторон. Необходимо запастись непромокаемыми фартучками, формочками для песка, различными моющимися игрушками.
Вариант комплектации.
Для игр с песком и водой нужны совки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца и другие геометрические формы разных цветов, размеров), палочки, грабельки.
Эксперимент «Вода нужна всем».
На прогулке, также дети знакомятся с растительным миром, обращают внимание на то, что в воде нуждаются растения, они тоже пьют воду. Поливаем на прогулке траву, деревья, цветы, а также в группе ухаживают за комнатными растениями в уголке живой природы. Рассматривают капельки воды, оставшиеся на листьях, замечают, что струйки воды из лейки похожи на дождик. При этом поют песенку или читаю стишок про дождик.
Очень нравится детям наблюдать за плавающими рыбками в аквариуме. Наблюдая за рыбками, у детей формирую представление о воде: чистая, прозрачная, в ней плавают рыбки, они тоже нуждаются в воде и могут без нее погибнуть.
Дети, особенно мальчики, любят игру-эксперимент «Веселая рыбалка». Она помогает развивать координацию движений рук, ловкость, а также целеустремленность. В этом эксперименте можно предложить детям вылавливать рыб удочкой с магнитом или сачком.
В игре «Ловись рыбка» малыши учатся пользоваться удочкой для вылавливания игрушек из воды. Помещают рыбок в таз с водой, при этом приговаривают: посмотри, как рыбки в воде плавают. Затем вместе ловят рыбок. Развивается речевая активность, ребенок приговаривает: ловись рыбка большая и маленькая.
В игре «Достань шарик» дети учатся пользоваться черпаком. Бросаю в банку с водой шарик и говорю детям: ой шарик упал в воду, давайте достанем его из воды. Показываю, как можно его выловить с помощью черпака, также предлагаю малышу игру на знание цветов, величины предметов: «Вылови ситечком шарики сначала желтого цвета, потом красного, синего; вылови все маленькие шарики». Детям 3-4 лет тоже нравятся такие игры, но им предлагают более серьезные задания: «Угадай, почему в воде одни предметы тонут, другие плавают?» (В наборе имеются небольшие деревянные, пластмассовые, железные игрушки и предметы, бумажные кораблики, самолетики.) В этой игре уточняют представление детей о том, что тяжелые предметы тонут, а легкие плавают. Дети в ходе игры проверяют это.
Очень нравится детям игра с водяной мельницей, заводными, плавающими игрушками.
В работе используют загадки, стихи о воде, песке. Это способствует более быстрому усвоению материала и помогает углубить интерес детей при закреплении знаний о свойствах воды и песка во время экспериментирования.
Игра «Тёплый» или «Холодный»
Содержание.
Необходимы игрушки двух видов, по две – три штуки каждого, желательно резиновые или пластиковые (например: утята, рыбки, кораблики, дельфины и небольшие мячики – красные, синие, желтые, белые).
Воспитатель наполняет одну ёмкость теплой водой, другую холодной. Говорит детям: « Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки в теплой.
Давайте их искупаем». Малыш опускает утят в ёмкость с холодной водой, а рыбок в теплую воду. Тем самым мы учим ребенка не только свойствам предметов, но и учим определять разницу холодное – теплое.
Игра « Что как плавает?»
Содержание.
Для игры – экспериментирование нужен набор предметов из разных материалов. Пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложечка, камешек, бумажная лодочка, скорлупка ореха, лоскуток ткани, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т.д.
Воспитатель предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду: « Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в путешествие, в плавание. Отпусти его в воду, пусть плывет. Как много у нас предметов давай их тоже отпустим, они хотят плавать». Во время игры воспитатель просит малыша называть предметы, опускаемые в воду. Комментировать действия предметов (тонет, плывет, мокнет).
Экспериментирование с песком.
Игра « Найди шарик».
Содержание.
Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит малыша найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, затем просит найти один из них. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.
Игра « Печем печенье»
Содержание.
В центре « Песок – вода» в одной ёмкости находится сухой песок, в другой влажный. Воспитатель показывает малышу красивые формочки разного фасона и предлагает испечь печенье. Ребенок пробует исполнить действия с сухим песком и влажным. Постепенно, в результате игры ребенок понимает, что из сухого песка нельзя построить ничего, а влажного можно. При необходимости воспитатель оказывает помощь малышу или руководит его действиями словесно.
В работе используют загадки, стихи о воде, песке. Это способствует более быстрому усвоению материала и помогает углубить интерес детей при закреплении знаний о свойствах воды и песка во время экспериментирования.
Управление образования администрации
Старооскольского городского округа Белгородской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №45 «Росинка»
Консультация
«Экспериментирование с песком и водой»
Подготовил
воспитатель:
Ушакова Т.А.
2014 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
экспериментирование с песком и водой (из опыта работы)
в работе раскрыта экспериментальная деятельность с песком и водой. Наблюдение, опыты, игры с песком и водой способствуют познанию окружающего мира и знакомит детей со свойствами веществ, развивает кон...
Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с песком и водой
Выступление из опыта, тема работы Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с песком и водой.В данном опыте раскрыта актуальность педагоги...
Консультация-Игры-с-песком-и-водой
Эта консультация поможет родителям познакомиться с играми для детей 4-х лет....
Консультация игры с песком и водой в летний период
Консультация игры с песком и водой в летний период....
Консультация "Игры с песком и водой в домашних условиях"
Консультация "Игры с песком и водой в домашних условиях"...
Консультация "Игры с песком и водой"
Значение игр для детей. "Игры с песком и водой"...
«Формирование познавательного интереса у детей раннего возраста посредствам экспериментирования с песком и водой»
Проект для детей раннего возраста...