Консультация для воспитателей «Что мы знаем об экологии?»
консультация на тему

Палеева Зоя Викторовна

Беспокоющие вопросы об экологии доступные каждому человеку. Небольшая викторина "Что мы знаем о природе?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_my_znaem_ob_ekologii.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка детский сад №8г.Курганинска

Консультация для воспитателей:

«Что мы знаем об экологии?»

                                                                                 Воспитатель: Палеева З.В.

г.Курганинск

2016 год


 «Что мы знаем об экологии» 
Что означает термин «Экология»? Термин «экология» введен немецким биологом Э. Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова «экойс», «экус» - дом, обитание жилище и понимается, как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде. Экология – не только наука – это мировоззрение  современного человека, осознающего свою ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, такой красивой, такой большой и такой хрупкой.

 

  Что такое экологическое воспитание? Экологическое воспитание - формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов. Особое значение имеет экологическое воспитание жителей охраняемых зон.

Экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания.  Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А.В.Луначарский “ маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать”. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.

Система педагогического взаимодействия – это организованное обучение, совместная деятельность взрослого с ребенком и самостоятельная деятельность детей.  Организованные формы обучения:

– экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т.д.),
– занятия (познавательные, комбинированные, комплексные), 
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

 Совместная деятельность взрослого с ребёнком:

– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
– целевые прогулки на природе, походы,
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,
– рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др.,
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы, о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.,
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы,
– сбор коллекций, семян, камней, листьев,
– экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса” и тд),
– опыты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя,
– марафоны, аукционы, акции,
– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,
– экологические тропы,
– игры (подвижные,  дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что, где, когда?”,
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,
– работа с календарями природы, дневниками наблюдения,
– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран) и панно (лес – наше богатство, где в природе есть вода, кто в море живет).

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, облагораживать природную среду.

Для экологического воспитания детей нужно решить 3 задачи:

1.Доказать детям, что в природе все взаимосвязано.

2.Помочь понять, для чего человек должен знать природные связи и не нарушать их, ибо нарушение связей влечет за собой необратимые последствия для природы и человека.

3.Помочь научиться строить свое поведение в природе на основе знаний и взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.

Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.  Но наша работа по экологическому воспитанию тесно связана с родителями.  На отношение детей к природе влияет пол, индивидуальные особенности, место жительство, профессия и образование родителей. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика человека, закладываются его вкусы и привычки. Родители совершают с детьми экскурсии, походы, прогулки, смотрят телепередачи, читают книги, ухаживают за домашними питомцами.

Мы с родителями можем проводить собрания, консультации, семинары, Дни открытых дверей, праздники и досуги (“День Земли”, “Весенние посиделки”, “День птиц” и др.), оформлять экологические стенды (статьи, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания дома), составление в течение нескольких лет альбома “Я и природа” (рисунки, фотографии, высказывания детей о природе ), беседы с рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца), совместные с родителями акции, фотовыставки, создание экологической газеты и т. д..

Мы знаем, что человек живёт и размножается за счет природы, но тысячелетиями мы покоряли её, беспощадно убивали животных, вырубали леса. Сейчас пробил тот час, когда надо остановиться. Человеку нужен чистый воздух, кристально чистая вода, экологически чистые фрукты и овощи. На смену нам идет новое поколение, и наша главная задача – прививать любовь к природе, навыки бережного отношения к ней. Ведь став взрослыми, мы часто вспоминаем детство. Многое, конечно, забывается, но то, что связано с  природой, навсегда остается в памяти. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, она своей яркостью воздействует на его чувства. Мир огромен, а ребенок еще мал и опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить его с природой постепенно, создавать условия, чтобы у ребенка формировалось правильное представление о ней. Для этого не обязательно детей везти за город, а можно и в саду, на участке, огороде, цветниках знакомить их с родной природой.

 Многие жители нашего города выводят канализацию в реки. Тем самым загрязняя воду рек, страдает всё живое, что живёт в воде. Посыпая скользкую дорогу реагентами, вредными для здоровья. Растворяясь, яд попадает в сточные воды, а затем в водоёмы. Выбросы в атмосферу загрязнённого воздуха автотранспорта, фабрик, заводов  наносит большой урон экологии. Российская семья, состоящая из четырех человек, выбрасывает за год около 
150 килограмм разного рода  пластмасс, а он разлагается в течение 200-500лет. Примерно 100 кг макулатуры. Бумага, оставленная в лесу разлагается в течение 5 лет, полиэтиленовая бутылка более 15лет, автопокрышка через 150 лет.

 Вот несколько советов по обращению с отходами дома, которым будем следовать сами и рассказывать друзьям:
Чтобы сократить количество отходов:
– Не брать лишних бумажных и целлофановых мешков в магазине или использовать их повторно.
- Писать и рисовать на обеих сторонах бумаги.
- Стараться покупать напитки в бутылках, которые можно сдать.
- Не покупать больше чем может понадобиться.
Уметь выбрасывать мусор:
- Дома мусор выбрасывать в мусорный мешок.
- Ведро должно обязательно закрываться крышкой, т.к. отходы могут быть токсичны.
- Выбрасываемый мусор плотно закрыть, чтобы не рассыпался по дороге.
- Выбрасывать мусор в специально отведённые места.
- Мелкий мусор на улице выбрасывать только в урны.
Вторично использовать отходы:
- Одежду, которую мы носим можно отдать нуждающимся.
- Не выбрасывать старые игрушки, книги: они могут кому-то понадобиться. Можно отдать в детские дома, интернаты, садики, библиотеки.
- Если есть садовый участок, используй пищевые отходы для приготовления удобрений.

 В Японии мусор сортируют, перерабатывают и используют повторно. Это называется  рециклинг.

Это интересно знать. 
1. Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение необходимо не менее 7 – 8 лет.

 2.Что бы вырастить дерево от появления всходов  до образования первых плодов проходит более 10 лет.

 3. Одно муравьиное семейство за год уничтожает до 2 млн. насекомых, большинство из которых, вредители леса

. 4. Астрономы считают началом весны день весеннего равноденствия. – 21 марта, когда ночь и день делят сутки пополам.

 5. Самый распространенный овощ в мире – лук. Его остатки находили даже в гробницах египетских фараонов.

Немецкий ученый, врач, основоположник химиотерапии, лауреат Нобелевской премии (1908) Пауль Эрлих сформулировал 5 законов природы:

 1. Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.

 2. Все, что есть на Земле необходимо для ее развития и развития человека.

 3. Человек не властелин природы: губя, ее он, губит самого себя.

 4. Охраняя природу, мы охраняем численность населения Земли.

 5. Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война-  не совместимы.

« Подумай и ответь».

1. Какой снег быстрее тает, грязный или чистый и почему? (Грязный, потому что солнце к темному припекает сильнее.)

2. Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от мороза.)

3. Кто в лесу огород вскопал? Что на нем задумал выращивать – вершки или корешки? (Кабан не сажает, не сеет, а урожай собирает. Рылом, как плугом пашет, пяточком вынюхивает, зубами дробит. Все для него годится: вершки и корешки, жуки и улитки, мясное и рыбное.)

4. Елка исполосована, как граблями железными. Осина ободрана – словно монтер на “кошках” лазил. Лунки в земле, будто кто на пятках вертелся. Кто такие метки оставил? (И задиры и лунки -все это метки медведя. “Знайте все: я тут живу”. Другой медведь его знаки увидит и поймет, что место занято.

5. Почему нельзя уничтожать мухоморы? (Красный мухомор служит лекарством для лосей.)

6. Для чего нужна трава? (Для красоты, как корм животных, душистые вещества для приготовления духов, очищает воздух.)

7. Для чего птицам хвост? (С помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем.)

8. Почему июнь называют месяцем тишины? (Птицы сидят на гнездах, высиживают птенцов.)

9. У какого насекомого уши на ногах? (У кузнечика.)

10. Сколько ног у паука? (Восемь.)

11. Из чего муравьи строят свои дома? (Из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек.)

12. Куда зимой пропадают насекомые? (Прячутся под кору деревьев, под сухие листья, забиваются в щели домов, заползают под землю, впадают в спячку.)

13. Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной? (красный цвет - сигнал опасности)

14. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка - дневное животное, а жаба - ночное)

15. Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина – рыбой? (Пингвин – птица, дельфин - - млекопитающее)

16. Есть ли у комара зубы? (есть и не мало, 22)

18. Кто пьёт ногой? (лягушка)

19. Кто плуг на голове носит? (лось, олень)

20. Какие птицы зимой потомство выводят? (клесты и зимородки)

21. Чем скрепляют пчёлы и осы свои соты? (слюной)

22. Почему белые медведи не могут жить в лесу? (потому что питаются они только рыбой)

23. Чем ёж на медведя похож? (зимней спячкой)

24. Кто всю жизнь проводит в движении? (акула)

25. Сколько крыльев у жука? (2 пары)

26. У кого язык длиннее туловища? (у хамелеона)

27. Что у лягушки с языком не так? (он прикреплён задом наперёд)

28. Зачем кашляют рыбы? (очищают жабры от ила)

29. Когда на деревьях появляются почки? (осенью)

Берегите природу!  Ирина Трофимова

 Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
 А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра для воспитателей "Как мы знаем конвенцию о правах ребёнка"

1.         Какое право было нарушено тараканом в сказке К.Чуковского «Тараканище?»   2. Какое право было нарушено Бременскими музыкантами в...

Игра для воспитателей "Как мы знаем конвенцию о правах ребёнка"

1.         Какое право было нарушено тараканом в сказке К.Чуковского «Тараканище?»   2. Какое право было нарушено Бременскими музыкантами в...

Консультация для родителей «Что мы знаем о войне»

Консультация для родителей «Что мы знаем о войне»...

Консультация для родителей "Люби и знай свой край"

Мы живем в огромной стране. Называется она Россия.Но у каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос.Какая притяжательная сила заключена в том. Что нас окружает с детства? По...

Консультация для воспитателей «Что мы знаем об игре?»

Игра-это ведущий вид деятельности дошкольника , способствует психическому развитию. Удовлетворяет основные потребности ребенка ,в ее недрах развиваются другие виды деятельности психологическое развити...

Деловая игра с воспитателями "Что мы знаем о ФК?"

Вашему вниманию представляю материал деловой игры, который включает в себя презентацию и музыкальные нарезки для игр. Данная игра составлена на основе материала с просторов интернета и адаптирована по...