Консультация для воспитателей «Что мы знаем об игре?»
консультация на тему
Игра-это ведущий вид деятельности дошкольника , способствует психическому развитию. Удовлетворяет основные потребности ребенка ,в ее недрах развиваются другие виды деятельности психологическое развитие , трудовое ,эстетическое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Какой ребенок в игре, таков во многом он будет в работе ,когда вырастит». | 40.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 7 "Сказочная полянка" общеразвивающего вида города Заринска
Консультация для воспитателей
«Что мы знаем об игре?»
Воспитатель: Глушенкова Т.В.
Заринск 2018год.
Давайте познакомимся с терминами и понятиями.
Словарь терминов и понятий.
Игра-это ведущий вид деятельности дошкольника , способствует психическому развитию. Удовлетворяет основные потребности ребенка ,в ее недрах развиваются другие виды деятельности психологическое развитие , трудовое ,эстетическое.
Игрушка - это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.
Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др.
Игрушки-забавы, «веселые игрушки», по определению Е. А. Флериной, используются для развлечения детей. Они представляют собой смешные фигурки людей, животных: клоун, и др.
Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность.
Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты: детские балалайки, металлофоны, и др.
Театрализованные игрушки - это куклы-театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки ,и др.
Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка..
Сюжетная игра – это творческое воссоздания окружающей жизни по средствам условных не повторяющих эту жизнь действий.
Игровые действия - это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер.
Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутит руль автомашины, готовит обед, учит рисовать учеников и др.) - одно из основных средств реализации сюжета.
Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет.
Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.
Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует н
исполнения ролевых действий к ролям-образам.
Игровые действия - это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер. У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, среднем возрасте ,у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль.
В старшем возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие.
Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии
Строительная игра – это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действиях.
Дидактическая игра – это многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Михаленко заменила термин руководство игрой на термин формирования игры и управления игрой.
Формирования игры- это процесс передачи детям усложняющих способов построения игры , игры осуществляемых в совместной игре воспитателя и ребенка.
Управления игрой – это педагогическое воздействия на детскую .игру, осуществляет без непосредственного включения ее воспитателя.
Высказывания, цитаты педагогов психологов об игре.
Сухомлинский В. А
« Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
А.С. Макаренко.
«Какой ребенок в игре, таков во многом он будет в работе ,когда вырастит».
А.Н. Усова.
« Игра свободная деятельность ребенка, свободно от внешней регламентации, от предложения смысла, определенных игровых действий».
К.Ушинский.
« Игра есть свободная деятельность дитяти , и если сравнивали интерес игры, а в равных и разнообразие следов ,оставленных ею в душе дитяти , с побочными же влияниями учения первых четырех – пяти лет , то конечно ,все преимуществ остаются на стороне игры».
Л. Выготский .
« В игре ребенок ,всегда выше своего среднего возраста , выше своего обычного повседневного поведения».
Принципы организации сюжетно ролевой игры.
Хорошая сюжетно-ролевая игра для детей̆ должна отвечать основным предъявляемым к ней̆ требованиям:
1. Иметь нравственно и умственно развивающей̆ составляющей̆ в ходе игры.
2. Развивать воображение и творчество детей̆.
3. Способствовать формированию дружеских отношений.
4. Давать ребенку удовлетворение результатом его действий, то есть быть нацеленной̆ на результат и содержать элемент соревнования.
Руководство сюжетно-ролевой̆ игрой̆ может, а в самом младшем возрасте детей̆ должно осуществляться воспитателями. Они должны избегать в своем игровом поведении действий̆, способствующих формированию стереотипного характера игры.
Важнейшее условия для развития сюжетно –ролевой игры –создания детям индивидуального пространства ,обеспечить место и время для игры.
В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают использовать мелкие игрушки ,хорошо вписывающие в игровое поле .Поэтому дети охотно используют игрушки – заменители.
Основные методы и приемы организации игры.
1. Чтение художественной литературы.
2. Просмотр разнообразных мультфильмов.
3. Самостоятельное изготовление персонажей в соответствии с выбранной тематикой («Солнечный город Незнайки», и тд).
4. Создание специальной предметной среды (макеты, предметы-персонажи, предметы-действия).
5. Разыгрывание заранее заданных сюжетов: сказок, рассказов или пьес.
Ошибки воспитателя по организации сюжетно-ролевой игры.
Зачастую детские ролевые игры, которыми руководят взрослые, изобилуют ненужными десятками правил и представляют собой̆ скорее тренировку, «муштру» ребенка взрослыми. Ситуации, когда руководство сюжетно-ролевоӗ игрой̆ превращает ее в жестко регламентированное действо, обусловлены такими причинами:
Воспитатели не всегда понимают ценность детскоӗ игры.
Взрослые чаще всего занимают позицию пассивного наблюдателя или диктуют поведение ребенку. Оба случая являются крайностями. Воспитатель не всегда воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка .Лучше прибегать к постановке проблемного задания (« Подумай .как твой Незнайка может оказаться на луне ?»),наводящие вопросы («Не пороли незнайке отправляться на луну?»). Однако следует помнить ,что и такое вмешательство в игру должно быть тактичным ,учитывая особенности ребенка ,чтобы не привести его игру к разрушению
Чем больше воспитатели – вкладывают с организаций основной̆ детской̆ деятельности – игры, тем большими дивидендами им это вернется.
Содержание игровых умений в старшей группе.
Сюжетно –ролевых играх.
- Определить тему игры и развитие сюжета.
- Отражать в играх как впечатления от реальной жизни , так и фантазий- ные образы навеянными сказками , игрой воображения.
- Осваивать игровое сюжетосложение : сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй , затем через изменения в известный сказочный сюжет.
- Уметь договариваться с играющими об общем игровом замысле .
- Уметь создавать игровую обстановку с учетом темы игры и воображаемой ситуацией.
- Пользоваться предметами заместителями.
- Передавать в роли настроение , характер персонажа.
- Называть свою роль , определять словесно изображаемые события , места расположения играющих.
- Пользоваться приемом условного проигрывания части сюжета- прием « как будто».
- Использовать в играх ряженье .
- Создавать игровую обстановку.
В режиссерских играх:
1.Определить тему игры и развитие сюжета.
2.Действовать и говорить от имени разных персонажей .
3.Сочетать движение игрушек с речью.
4. Ставить кукольные концерты .
5.Говорить, исполнять стихи , петь песни в соответствии с игровым образом (зайчик поет песенку тоненьким голоском).
В играх-драматизациях
- Исполняя роль в качестве "артиста".
2.самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
3. Воспроизводить ролевой диалога основе текста.
4. Передавать в роли настроение , характер персонажа.
В играх –имитациях.
1.Выразительно передавать игровые образы.
2. Имитировать характерные движения .
3. Передавать в мимики и жестах различные эмоциональные состояния.
4. Уметь творчески разворачивать сюжет игры в воображаемом словесном плане ( речевое игровое фантозирования).
Подвижные игры.
1.Четкое соблюдения правил.
2. Выполнят физические упражнения, четко и гармонично.
3 . Уметь работать в коллективе.
4. Сохранят дисциплину во время игры.
5.Самостоятельно провести знакомую подвижную игру.
6 . Способы контроля за своими действиями.
Строительные игры.
1.Различать и называть строительные детали.
2. Самостоятельно преобразовывать постройки в зависимости от назначения.
3.Разыгрывание сценки «Как-то Кубик в лес пошел» .
4. Сооружать постройки из песка.
5. Уметь строить различные предметы , закреплять знания об основных частях и деталях предмета( строим мебель и.др.).
6. Уметь сооружать построек из снега.
7.Уметь строить предметы со свободным внутренним пространством.
8.Уметь передавать в постройке особенности строения, дополнять конструкцию сооружением лесенки, других дополнений.
Дидактические игры.
1.Сознательно принимать игровую задачу.
2. Выполнять игровые действия по правилам.
3. Добиваться правильного результата игры.
4. Уметь объяснить содержания и правила игры.
5. Ответить на вопросы об игре.
6. Действовать в игре согласованно .
7. Соблюдать очередность действий.
8. Проявлять выдержку.
9. Контролировать свои действия и действуя других играющих.
10. Уметь объяснить сверстнику ход решения игровой задачи.
11. Знать несколько игр и уметь их организовывать.
12. Придумывать новые правила игры ,разнообразить их содержание за счет новых игровых действий.
Картотека дидактических игр в старшей группе.
1. «Испорченный телефон»
Дидактическая задача : развивать у детей слуховое внимание.
Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.
Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.
2.«Вершки-корешки»
Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).
Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.
Игровое действие. Разыгрывание фантов.
Дети уточняет , что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками».
Ребенок называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.
3 «Какое слово заблудилась».
Дидактические задачи: формировать умение подбирать точные по смыслу слова.
Правила: Детям нужно сосредоточится внимательно слушать воспитателя .
Игровые действия: Ребенок должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.
Взрослый читает стихотворение,
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.
Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном:
Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном».
Жучка будку (булку) не доела. Неохота, Надоело.
Забодал меня котел (козел), на него я очень зол.
4. . Дидактическая игра «Подбери игрушку»
Дидактические задачи: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.
Правила: Детям, нужно отсчитывать столько ' игрушек, сколько скажет воспитатель. Игрушки нужно отнести в определённое место.
Игровые действия: Воспитатель по очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол (по указанию педагог(другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно, ли выполнено задание.
5. Кто летает, прыгает, плавает?
Дидактическая задача. Уточнить знание детей о способах передвижения животных; развивать умение классифицировать по этому признаку; развивать внимание, память.
Подготовка к игре. Педагог подбирает картинки с изображением знакомых детям животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся, которые могут быть классифицированы по принципу: «летают», «прыгают», «плавают». Изображение должно быть реалистическим, четким, без лишних деталей. К игре должны быть такжа приготовлены 3 цветных квадрата (круга, треугольника), условно обозначающие классификацию: «летают» — зеленый, «прыгают» — желтый, «плавают» — синий.
Правила игры. Дети не должны знать заранее, какого цвета квадрат у звеньевого. Звеньевой поднимает квадрат по команде ведущего( ведущий выбирается при помощи считалки).
Выигрывает звено, которое быстрее выполнило задание, правильно назвало изображенных животных, птиц, насекомых и пр.
Игровое действие. Дети выбирают трех звеньевых, которым воспитатель дает по одному условному знаку, например квадраты разного цвета (у кого какой квадрат, дети не знают). Всем остальным он раздает картинки с изображением животных. По команде ведущего дети, у которых картинки с изображением тех, кто летает, собираются вокруг звеньевого, держащего, например, зеленый квадрат; с изображением тех, кто прыгает, — вокруг звеньевого с желтым квадратом; тех, кто плавает,— вокруг звеньевого с синим квадратом.
6. Когда это бывает?
Дидактическая задача. Уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развивать внимание, быстроту мышления.
Подготовка к игре. Воспитатель подбирает 4 серии предметных и сюжетных картинок по временам года, изображающих сезонные изменения в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей. Например, в серию «Осень» входят: «Осенний парк», «Дождь», «Первый снег», «Уборка пшеницы», «Сбор яблок», «Грибы», «Отлет птиц» и др.; в серию «Зима» — «Зимний парк», «Сосульки», «Снегири», «Подкормка птиц», «Уборка снега», «Каток», «Колка дров», «Зимние забавы»; серию «Весна» составляют: «Весенний парк», «Грачевник», «Ледоход», «Весенние игры детей», «Посадка деревьев», «Весенняя пахота», «Цветущие деревья», «Подснежники», «Ландыш»; серию «Лето» — «Летний парк», «Гроза», «Радуга», «Сенокос», «Луг», «Полив цветника», «Купание в речке».
Всем играющим воспитатель раздает по 4 квадрата разного цвета, каждый цвет обозначает определенное время года, например: желтый — осень, белый или голубой — зима, зеленый — весна, красный — лето.
Правила игры. За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек
Игровое действие. Воспитатель (или ребенок) поднимает картинку с изображением какого-либо сезонного явления (например, листопада). Дети должны быстро поднять квадрат соответствующего цвета (желтый).
7.Найди по описанию
Дидактическая задача: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение.
Правила: Найти растение по перечисленным признакам, побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку
Материал: карточки с изображением растений.
Игровые действия : Ведущий(выбирается при помощи считалкии) называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку.
8. Дидактическая игра по математике с природным материалом
Дидактическая задача: Развивать умение определять на ощупь предметы, называть их.
Развивать мышление, сообразительность .
Предварительная работа: Заранее рассматриваются чернослив, желуди, сухарики, ракушки, катушки, шишки.
Правила: Опустить руку, нащупать, назвать потом вытащить предмет.
Игровые действия: Дети встают в круг и достать из мешочка по одному предмету, определив на ощупь, что это.
9. "Говори наоборот"
Дидактическая задача: развитие мышления, активизация словарного запаса.
Правила: Ребёнок должен назвать слово с противоположным значением.
Игровые действия: Ведущий(выбирается по считалке ) кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением: веселый – грустный, быстрый – медленный, красивый – безобразный и.т.д.
10 Весной , летом, осенью.
Подготовка к игре. Воспитатель приготавливает три большие картинки с изображением весны, лета и осени и маленькие, на которых нарисованы растения, цветущие весной, летом, осенью.
Дидактическая задача. Уточнить знания детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан — весной; золотой шар, астры — осенью и т. д.); учить детей классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность.
Правила: Внимательно рассмотреть предложение картинки, назвать время года, рассказать что делают животные в это время года.
Игровое действие. Ребёнок внимательно рассматривает не цветную картинку, а чёрно-белую и должен угадать, какое время года там изображено,
Затем, когда названо время года, предлагаются цветные картинки, нужно подобрать и приложить к картинке времени года цветную картинку и рассказать, что делает животное в данное время года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра для воспитателей "Как мы знаем конвенцию о правах ребёнка"
1. Какое право было нарушено тараканом в сказке К.Чуковского «Тараканище?» 2. Какое право было нарушено Бременскими музыкантами в...
Игра для воспитателей "Как мы знаем конвенцию о правах ребёнка"
1. Какое право было нарушено тараканом в сказке К.Чуковского «Тараканище?» 2. Какое право было нарушено Бременскими музыкантами в...
Консультация для родителей «Что мы знаем о войне»
Консультация для родителей «Что мы знаем о войне»...
Консультация для родителей "Люби и знай свой край"
Мы живем в огромной стране. Называется она Россия.Но у каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос.Какая притяжательная сила заключена в том. Что нас окружает с детства? По...
Консультация для воспитателей «Что мы знаем об экологии?»
Беспокоющие вопросы об экологии доступные каждому человеку. Небольшая викторина "Что мы знаем о природе?"...
Деловая игра с воспитателями "Что мы знаем о ФК?"
Вашему вниманию представляю материал деловой игры, который включает в себя презентацию и музыкальные нарезки для игр. Данная игра составлена на основе материала с просторов интернета и адаптирована по...