Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе "Путешествие Нолика в сказке Воды"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Технологическая карта НОД по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми 4-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tanya_konspekt.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ: Детский сад «Чайка»
Группа: Средняя (возраст детей 4-5 лет)
Воспитатель: Данилова Татьяна Викторовна
Тема: «Путешествие Нолика в сказке Воды»
Цели: формировать у детей навыки экспериментирования с водой
Задачи:
Обучающие: познакомить детей с некоторыми свойствами воды (цвет, вкус, запах, форма) через опытно-экспериментальную деятельность;
Развивающие: развивать познавательно-исследовательскую активность детей, внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы;
Воспитательные: воспитывать любознательность, желание участвовать в опытах, умение детей действовать в коллективе, выслушивать ответы сверстников не перебивая друг друга;
Интеграция образовательных областей:
* «Социально-коммуникативное развитие»: продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми;
* «Познавательное развитие»: учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами (кубик-квадрат, мяч-круг, линейка-треугольник, книга-прямоугольник, огурец-овал); формировать умение получать сведения об объекте(воде) в процессе его практического исследования(опытов); совершенствовать восприятие детей путём активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, вкус, обоняние);
* «Речевое развитие»: пополнять и активизировать словарь детей на основе углублений знаний о воде; совершенствовать диалогическую речь; поддерживать интерес к слову в литературном произведении (загадках, стихах,сказке);
* «Художественно-эстетическое»: продолжать развивать у детей интерес к музыке; способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (движение капелек);
* «Физическое развитие»: формировать правильную осанку; представления о здоровом образе жизни (динамическая пауза «Капельки прыг-прыг…»).
Планируемый результат: дети знают некоторые свойства воды; проявляют познавательно-исследовательскую активность во время проведении опытов; проявляют длюбознательность; умеют действовать в коллективе.
Предварительная работа:
1. Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто живет в воде»;
2.Чтение пословиц, потешек, стихов, рассказов о воде, сказок познавательного характера, отгадывание загадок;
3. Наблюдение за снегом и льдом на улице
Словарная работа: капля, вода, жидкая, льётся, бежит, журчит, шумит, бесцветная, прозрачная, безвкусная, без запаха, без формы, лёд, снег, твёрдый, пар, ручей, река, моря, океаны.
Пространственно временной ресурс: 20 минут.
Материалы и оборудование:
1.Игрушка Нолик, лейка, капелеки на тесёмках (на каждого ребёнка);
2.Пластиковые стаканы, молоко, сок, вода, разные предметы (тарелка, салфетка, линейка-треугольник, пенал), цветные полоски, чайные ложки, коктейлные трубочки, тарелочки с кубиками льда, термос с горячей водой, зеркало;
3. Мультимедиа, слайды с изображением Дедуса из мультфильма «Фиксики», слайды-схемы «Свойства воды», слайды «Вода в разных состояниях».
Содержание:
Этап и его продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Результат |
Психологический настрой. 1 мин. | Создание атмосферы психологической безопасности. | (Воспитатель с куклой Ноликом входит в группу под песню «А кто такие фиксики?» из мультфильма «Фиксики») -Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? (Правильно, меня зовут Нолик и я пришёл к вам из мультфильма «Фиксики». Ребята, вы любите путешествовать? (Да). | Участие в игре. | Игровой момент. | Психологическая готовность детей |
Вводно организационный | Организация направленного внимания | - Давайте, ребята, всанем в круг. - Возьмемся за руки, друзья! (все берутся за руки) | Внимательно слушаю воспитателя. Встают в круг. | Художественное слово. | Привлечение произвольного внимания, готовность слушать воспитателя. Способствовать эмоциональному сближению детей. |
Мотивационно побудительный | Формирование представления о предстоящей деятельности | - Но сегодня путешествие будет совсем необычное. Попробуйте отгадать, в какую сказку мы отправимся: Все говорят-она течёт. Все говорят-она играет. Она всегда бежит вперёд, Но никуда не убегает. | Осознают и принимают поставленные задачи, слушают загадку. | Сюрпризный момент, придание личностной значимости предстоящей деятельности | Внутренняя мотивация на предстоящую деятельность |
Актуализация | Актуализация имеющихся знаний представлений. Создание ситуаций в которой возникает необходимость в получении новых представлений | -Что это, ребята? (Конечно, это вода). А вода из чего состоит? (Из капелек). Я прочитаю волшебное заклинание, полью на вас из волшебной лейки, и вы превратитесь в капельки. Закройте глазки и представьте, какая вы капелька. Ну-ка, лейка, лей, лей! Для ребяток не жалей В капельки пусть превратятся, От души повеселятся. (Дети берут с подноса капельки на тесёмках и надевают). | Отгадывают загадку. Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, предположение | Вопросы, беседа, художественное слово. | Активизируется предметный словарь по теме. Воспроизводят информацию необходимую для успешного усвоения нового. |
Восприятие и усвоение нового, расширение имеющихся представлений. | Усвоение, расширение, обобщение, систематизация знаний и представлений об объектах. | -А сейчас я вам расскажу сказку… -Жили-были капельки. Они были маленькие-маленькие, но очень любознательные. Капельки не знали какой они формы, какого цвета, есть ли у них вкус и запах. Капельки, давайте отправимся в волшебную лабораторию Дедуса (Слайд) и узнаем всё о воде. (Дети проходят за столы). Опыт № 1: «Имеет ли вода форму?» (У каждого ребёнка на столе предметы разной формы, стаканы с водой, разные пустые ёмкости). -Капельки, у вас на столах находятся разные предметы. Какой они формы? (Тарелка круглая, салфетка квадратная и т.д.). - Как узнать, есть ли у воды форма? (Разные ответы). - Надо перелить воду из стакана в пустую ёмкость. (Дети проводят опыт). - Что можно сказать о форме воды? (Вода не имеет формы). Вывод: вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в который налита. (Слайд). Опыт № 2: «Какого цвета вода?» - У вас на столе лежат полоски цветной бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет полоски. (Дети проводят опыт). - Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). - Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная). - Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Разные ответы). - Опустите одну чайную ложку в молоко, а другую ложку в воду. (Ложку в молоке не видно, а в воде видно). Вывод: вода бесцветная и прозрачная. (Слайд). Опыт № 3: «Есть ли у воды вкус?» - Возьмите трубочки и сначала попробуйте сок. (Дети пробуют сок). - Какой вкус у сока? (Сладкий, вкусный). - А теперь попробуйте воду. (Дети пробуют воду). - Какая вода на вкус? Есть у неё вкус? (Нет). Вывод: вода не имеет вкуса. (Слайд). Опыт № 4: «Есть ли у воды запах?» -Капельки, вода чем-нибудь пахнет? (Разные варианты ответов). - Давайте сейчас понюхаем воду и узнаем, пахнет она или нет. (Нет, вода не пахнет). (Возможны разные ответы детей). - А теперь, Капельки, понюхайте сок. (Дети нюхают свой сок). - Есть запах у сока? (Да, у сока есть запах). - Какой мы можем сделать вывод? (У воды нет запаха). (Слайд). | Проявляют интерес, внимательно слушают сказку, выражают эмоции при слуховом восприятии. | Приёмы активизации самостоятельного мышления детей. Решение проблемной ситуации. Экспериментирование | Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности. Овладение способами познавательной деятельности, решают интеллектуальные задачи, адекватные по возрасту. Делают выводы. Проявляют любознательность и активность. |
Динамическая пауза | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости. | -Капельки, давайте немного отдохнём. (Дети встают около столов и выполняют движения под музыкально-танцевальный мультфильм «Капельки прыг-прыг»). | Участвуют в игре, выполняют упражнения. | Игровые приёмы. | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. |
Практическая работа | Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений. | -Вода, ребята, бывает разная. Опыт № 5: «Вода жидкая» -Капельки, возьмите один стакан с водой и один пустой стакан. Перелейте воду из стакана в стакан. (Дети ставят перед собой стаканы и переливают воду). -Что происходит с водой? Какая она?(Вода льётся. Она жидкая). Вывод: вода-жидкая. Опыт № 6: «Вода-это лёд» -Капельки, поставте перед собой тарелочки со льдом. Возьмите лёд в руки. (Дети ставят перед собой тарелки и берут лёд в руки). -Капельки, какой лёд?(Лёд холодный). -Сожмите лёд в руке. (Дети сжимают лёд в руке). -Какой лёд? (Лёд твёрдый). -Капельки, что происходит со льдом? (Лёд тает, превращается в воду). Вывод: лёд-это тоже вода. Опыт № 7: «Вода-это пар» -Капельки, сейчас Нолик покажет вам фокус. (Педагог открывает термос с кипятком и кладёт на него зеркало ). -Что произошло с зеркалом? (Зеркало запотело). -Пар поднимаясь вверх остывает и превращается в воду, поэтому на зеркале появились капельки. Вывод: пар-это тоже вода. | Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и воспитателем (задают вопросы, договариваются, обмениваются предметами). | Выполнение практических работ. Индивидуальные формы организации деятельности | Овладение определённым объёмом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение умением слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладение конструктивными способами взаимодействия детьми и взрослыми. |
Заключительный этап | Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребёнком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки. | -Капельки, наше путешествие подходит к концу и чтобы снова превратиться в ребят предлагаю вам поиграть в игру «Где спряталась вода?» - Посмотрите на картинки и отыщите, где спряталась вода в природе. (Слайды: река, озеро, море, океан; лёд, сосульки, айсберг,снег; облака, туман). (Воспитатель читает загадки и стихи о разных состояниях воды). Вывод: вода в природе бывает разной. Твёрдой как лёд и снег, в виде пара-это туман, жидкой - это реки, моря, океаны. - Вода прозрачная, без вкуса, цвета и запаха. (Слайды «Свойства воды»). | Высказываются по поводу полученной информации, своего эмоционального состояния. | Беседа, обсуждение. | Доброжелательно и активно участвуют в беседе с воспитателем и сверстниками. Осознание себя как участника познавательного процесса. |
Информационные ресурсы:
1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веркасы (соответствуе ФГОС)
2.Простые опыты с водой Марина Султанова, 2014г.;
3.Интернет:www.dohcolonoc.ru
4.Интернет:www.maaam.ru
5.Интернет: nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка»
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка» Цель: Закрепление знани...
Конспект непосредственной образовательной художественной деятельности с детьми средней группы Тема: «Ветка рябины»
конспект НОД...
Конспект непосредственно-образовательной совместной деятельности с детьми средней логопедической группы.ТЕМА: ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ СО СНЕГОВИКОМ
При выборе темы и целей занятия я руководствовалась текущим временем года и необходимостью показать современные приемы работы с неговорящими детьми. Открытое занятие проводилось на воспитанниках ...
Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....
Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц.
Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц....
КОНСПЕКТ Непосредственно-образовательной изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования На тему «Рукавичка для дедушки Мороза» для детей средней группы
Я увлекаюсь и использую в своей работе по рисованию нетрадиционные техники. Один из конспектов представляю коллегам....
«Одуванчик для бабочки» (конспект непосредственно образовательной изобразительной деятельности в средней группе)
Развитие умения детей работать с акварельными красками и кистью, рисовать способом примакивания кисти; проведения сплошной линии сверху вниз всем ворсом. Знакомить детей с фазами развития ...