НОД по ФЦКМ (интегрированная) для детей первой младшей группы «Зимующие птицы»
план-конспект занятия на тему
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: закрепить представления детей о зимующих птицах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_ptitsy.docx | 771.26 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по ФЦКМ (интегрированная) для детей первой младшей группы «Зимующие птицы»
НОД ФЦКМ (интегрированная) для детей первой младшей группы
Тема: «Зимующие птицы»
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: закрепить представления детей о зимующих птицах.
Задачи: учить внимательно слушать и наблюдать, развивать коммуникативные способности; учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 2-4 слов; упражнять в звукоподражании голосам птиц, обогащать и активизировать словарь по теме; развивать речь, мелкую моторику рук, координацию движений; воспитывать заботливое отношение к птицам зимой.
Предварительная работа: изготовление предметно-развивающей среды «Дерево», изготовление родителями кормушки, кормление птиц, рассматривание иллюстраций птиц, прослушивание записи «Птицы», рисование пальчиками.
Виды деятельности: двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.
Материалы и оборудование: картинки с изображением птиц (синица, снегирь, воробей, птичка-игрушка, кормушка, хлебные кусочки, лист картона с изображением птицы на каждого ребенка, желтая гуашь.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель подводит детей к окну, из которого видно кормушку (заранее в кормушку положить корм, интересуется, каких птичек мы кормили?
2. Основная часть. Рассматривание изображений птиц.
Воспитатель приглашает детей сесть за столы. Обращает внимание на дерево изображенное на стене. (на дереве расположены картинки с птицами)
-Кто к нам прилетел? (Птицы.) Сколько прилетело птиц? (Много.) (Воспитатель показывает и называет птиц.) Это снегирь. У него красная грудка. Какая красивая птичка! Как называют эту птичку? (Снегирь.) Какая грудка у снегиря (Красная.) А кто это маленький серенький? (Воробей.) Как чирикает воробей? («Чик-чирик) Какая красивая птичка прилетела. Это синичка. У нее желтая грудка. Кто это к нам прилетел (Синичка.) Какая грудка у синички? (Желтая.)
Кормление птиц (включение музыки: пение птиц)
Воспитатель. Зимой птичкам трудно найти корм. Нет травки, жучков, червячков. Давайте покормим птичек. Это кормушка. Кормушку вешают на дерево и зимой насыпают в нее корм. Давайте мы с вами накрошим в нее хлебные крошки. (Дети подходят к кормушке и крошат хлеб) Ребята эту кормушку мы возьмем с собой на улицу, повешаем на дерево.
Давайте рассмотрим птичку. (Берем сшитую птичку) Что это? (Птичка) Это крылья (показ, лапки (показ, глаза (показ, клюв (показ, хвост (показ.) Что это? (Дети трогают, называют и показывают крылья, лапки, глаза, клюв, хвост.)
Птицы летают, клюют зернышки. Что делают птицы? (Летают, клюют.)
Кто к нам прилетел в гости? (Птицы.) Какие птицы к нам прилетели? (Воспитатель побуждает назвать птиц: воробей, снегирь, синица.) Физминутка «Птицы»
Ой, летали птички
Птички-невелички.
Все летели, все летали,
Крыльями махали. 2 раза
На дорожку сели,
Зернышки поели,
Клю, клю, клю,
Клю, клю, клю,
Как я зернышки люблю. 2 раза
Перышки почистим,
Чтобы были чище
Вот так, вот так,
Вот так, вот так,
Чтобы были чище. 2 раза
Прыгаем по веткам
Чтоб сильней стать деткам,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгаем по веткам. 2 раза
Рисование пальчиками.
Ребята я приглашаю вас за столы и предлагаю посмотреть на свои листы. Посмотрите, какие птички к вам прилетели? (Дети называют птичек изображенных у них на листах: синица, воробей, снегирь) Давайте нарисуем для них зернышки. А рисовать мы будем пальчиками. Посмотрите, как я это сделаю. (Показ воспитателя.)
Каким цветом у нас краска на столе? Желтая. Давайте обмакнем пальчик и нарисуем зернышки. Работа детей.
3. Заключительная. Молодцы, ребята, справились с заданием. Ваши работы мы повешаем на мольберт, чтобы все видели. А подскажите, какие птички к нам прилетали? Как мы их называем? Что птички умеют делать? Чем питаются зимой? Вы большие молодцы, добрые и заботливые.
Цель.
* дать детям представления о кормушках для птиц;
* расширять представления о птицах, встречающихся в нашей местности и остающихся зимовать: воробьи, синицы;
* развивать умение узнавать птиц по внешнему виду, желание наблюдать за птицами; развивать познавательный интерес к природе; память, внимание, речевую активность;
* воспитывать любовь и доброе отношение к птицам, желание помогать им в зимний период.
Предварительная работа. Наблюдение за птицами; чтение рассказов и стихов о птицах; рисование на тему «Корм для птиц»; подвижные игры «Птички летают», «Птички в гнездышках» и др. ; беседы о птицах.
Приоритетная ОО. «Познание»,
Интеграция ОО. «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Социализация», «Безопасность», «Труд».
Оборудование. Конверт с письмом, посылка, кормушка для птиц, корм для птиц, маски птиц.
Ход НОД – наблюдения.
Воспитатель. - Ребята, я сегодня шла на работу и увидела в почтовом ящике нашего детского сада письмо. Оно адресовано нашей группе, здесь так и написано, группе № 3 «Гномики». Давайте его откроем и прочитаем, от кого же это письмо.
«Здравствуйте, милые дети. Когда я был у вас на празднике Елки, вы мне очень понравились. Вы веселые, добрые, знаете много стихов и песен, и я решил сделать вам подарок. А какой, вы узнаете, когда выйдете на прогулку. Подарок ждет вас на вашем игровом участке. Когда вы пойдете гулять, то обязательно его найдете. Всего вам самого хорошего, до свидания. Ваш …, а подписи нет, есть загадка. Отгадаем загадку, ребята, и узнаем, кто же нам сделал подарок?
Кто на праздник, Новый год
Нам подарки раздает?
У него есть красный нос,
Это…
Дети. - Дедушка Мороз.
Воспитатель. - Верно, ребята, это Дедушка Мороз решил нам преподнести подарок, вы ему очень понравились. Ну что, хотите увидеть подарок? (ответы детей)
- Тогда давайте быстренько одеваться и на прогулку, на улицу, искать подарок, который где-то спрятал Дедушка Мороз.
(Дети одеваются и выходят на улицу)
Воспитатель. - Вот мы и пришли на свою площадку. Давайте внимательно посмотрим вокруг и поищем наш сюрприз, наш подарок от Деда Мороза.
(Дети вместе с воспитателем ходят по участку и, вдруг, находят кормушку, которая висит на дереве. Воспитатель хвалит детей, которые первыми ее заметили, за внимание. Снимает кормушку с дерева) .
Воспитатель. - Ребята, а что же это за предмет такой интересный? (ответы детей)
- Верно, это кормушка. А для кого она? (ответы детей)
- Правильно, это кормушка для птиц. А зачем птицам нужна зимой кормушка? (ответы детей, если дети затрудняются ответить, воспитатель объясняет)
- Ребята, зимой, когда очень холодно и много снега, птицам трудно найти себе корм, поэтому люди помогают птицам, развешивают для них кормушки в разных местах, в парках, лесах, во дворах, в детских садах, просто за окнами домов и насыпают в эти кормушки корм для птиц. Птицы прилетают к кормушкам и питаются. Поэтому часто кормушки называют еще столовыми для птиц. А как вы думаете, чем можно кормить птиц? (ответы детей)
- Верно, можно насыпать хлебных крошек, семечек, ягод рябины и калины, а для синичек можно положить в кормушку еще и сало, они его очень любят.
- Ребята, а из чего сделана наша кормушка? (ответы детей)
- Да, наша кормушка из дерева, ну ее можно сделать из любого материала. У кормушки есть дно или пол, куда насыпается корм и есть крыша, чтобы снег или дождь не намочил птичий корм. Ребята, а зачем нужно вешать кормушку высоко на дерево? (ответы детей)
- Птички летают высоко, садятся на деревья и вверху им легче увидеть корм. А еще, на дереве им никто не помешает клевать зернышки, ни кошка, ни собака птичек не достанет.
Давайте насыплем корм, который я взяла, в нашу кормушку – это семечки - и повесим ее на дерево. Вот так. (Дети берут семечки и насыпают в кормушку)
- Теперь давайте отойдем и будем играть. Пока мы будем играть, может быть, к нашей столовой прилетят птички и мы понаблюдаем за тем, как они лакомятся нашим кормом. А завтра, когда мы снова выйдем на прогулку, проверим, склевали ли птички наше угощение и насыплем им еще. Большое спасибо Дедушке Морозу за такой подарок, теперь и мы можем заботиться зимой о птицах, верно, ребята? (ответы детей)
Подвижная игра «Воробушки и кот»,
(Воспитатель с детьми отходят от кормушки и играют, продолжают прогулку. Если во время прогулки на кормушку прилетят птицы, воспитатель обращает внимание детей на это и все вместе наблюдают за птицами) .
Наблюдение.
Воспитатель. - Ребята, посмотрите, к нашей кормушке прилетела птичка. А кто мне скажет, как она называется? (ответы детей)
- Это синичка. У нее желтое брюшко.
- Посмотрите, ребята, а это кто прилетел? (ответы детей)
- Это воробей, маленький мальчишка, в сером армячишке. Вы ведете себя тихо, молодцы, и птички не боятся подлетать к кормушке. Сейчас птички, которые первыми прилетели к нам на кормушку, полетят и расскажут другим птичкам о своей новой столовой и уже прилетит много, много птичек.
- Ребята, обратите внимание, как птички клюют корм. Синичка прилетит, клюнет, возьмет в клюв зернышко и улетит, а воробышек сидит на месте и клюет, клюет. Давайте тихонько постоим в сторонке и понаблюдаем за птицами.
(Если у детей возникнут какие-либо вопросы, воспитатель отвечает на них и хвалит детей за наблюдательность)
- Ребята, когда вы придете домой, обязательно расскажите мамам и папам о подарке от Деда Мороза и попросите пап, чтобы они тоже сделали столовые для птиц. Вы их принесете в детский сад и мы развесим кормушки по всей территории. Птички нам будут очень благодарны и весной подарят нам свое веселое громкое пение.
Тема: »Птичкам голодно зимой. » Младший возраст.
Цель:1. Познакомить детей с зимующими птицами:(ворона,
воробей, голубь, снегирь.)
2. Закрепить эмоциональный фон нетрадиционной формой рисования.
Задачи: Обучающие :1. Учить рассматривать картину, иллюстрацию - видеть главное, затем второстепенное.
2. Закрепить структуру простого предложения из 2-3 слов.
3. Учить способу примакивания нетрадиционной формой рисования (ватной палочкой)
Развивающие:1. Развивать у детей чувства сопере-
живания к пернатым .2. Развивать звуковую культуру речи:
отвечать спокойно (чик-чирик, кар-кар, гули - гули)
3. Обогощать активный словарь детей:
(птичка, ворона, воробей, гуля, клюют, ягоды, зёрнышки,
снеговик, дети, кормушка.)
4. Развивать сенсорное восприятие:
размер, количество, цвет.
5. Умение вступать в контакт с воспитателем и детьми.
Воспитательные : 1Слышать обращённую речь
воспитателя к ребёнку. 2Отвечать на поставленный вопрос с опорой на наглядность.
3Формировать желание пере-
воплощаться в изображаемый образ (в птичку) с использованием различных действий.
4Воспитывать аккуратность во время работы (не брать много краски на палочку, не пачкать
руки краской, пользоваться салфеткой.)
Предварительная работа: Наблюдение за птичками
во время прогулки, изготовление кормушек из молочных
бутылок, кормление птиц на прогулке .
Ход НОД.
(восп. предлагает детям пойти погулять в зимний парк, где много птичек.)
Я буду мама птичка, а вы мои птенчики. (восп. надевает
на голову обруч с птичкой) .
Птенчики мои раскрывайте крылышки, полетели за мной
(дети бегут по кругу за воспитателем) .
Игра – «Птички» - А. Ануфриевой.
(воспитатель проговаривает слова игры и показывает действие- дети повторяют) .
«Птички в гнёздышке живут- (все присели)
Утром все встают. (все встали- руки в стороны)
Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик (дети повторяют)
Довольно в гнёздышке сидеть
Пора на солнышко лететь (все бегут по кругу –машут руками.
Возле домика есть сад
Летите зёрнышки искать…
Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик. (3 мин.)
(все подбегают к картине «Зима»)
Воспитатель снимает обруч птичку с головы.
Восп. Вот мы с вами и прилетели в парк, где живут птички.
(восп. ведёт рассказ по картине одновременно задаёт во –
просы детям. Вот воробушек сидит на кормушке. Как чирикает воробей? Ответ
детей. А вот ворона клюёт. Как каркает ворона? Ответ детей.
Это голубок. Вот он какой большой. Как гулит голубь? Ответ
Детей. А вот прилетел снегирь. Какого цвета у него грудка?
Ответ детей. Посмотрите Вот здесь воробушек клюёт, а вот
здесь ворона сидит… кто из них больше? Ответ детей.
Скажите какого цвета грудка у снегиря, вот он сидит? Ответ.
Сколько воробушков прилетело на кормушку? Ответ- много.
А сколько ворон прилетело? Ответ детей – одна.
(восп. постоянно хвалит детей за правильный ответ и просит ответить простым предложением из 2 - 3 слов.
Посмотрите как много снега кругом. Птичкам холодно.
Птичкам голодно. Дети Саша и Маша кормят птичек, а вы хотите покормить птичек? Ответ детей. (3 мин)
Тогда давайте вернёмся в дет. сад, где у нас приготовлено много кормушек. (восп. подводит детей к столу где лежат
Разноцветные «кормушки»(дети выбирают по желанию
и садятся за столы)
Лера, какого цвета у тебя кормушка? Ответ.
Ваня, какого цвета у тебя кормушка? Ответ.
А у меня синяя кормушка. Смотрите уже птички сидят на кормушке, а корма у них нет. Надо» насыпать им зёрнышек. » Только как же это сделать? Кисточки у меня нет. Что же делать? (дети задумались) Я предлагаю взять ватную палочку. Вот такую. (восп. ведёт показ – обучение, как «насыпать зёрнышки и ягодки в кормушку» и раздаёт ватные палочки, гуашь красную и чёрную, приготовленные заранее0
(дети выполняют работу.)
Посмотрите, как много зёрнышек и ягодок вы насыпали в кормушку. Положите аккуратно палочки .
Пойдёмте вешать наши «кормушки» (восп. вешает работы детей на стенд) Посмотрите сколько много кормушек мы повесили. Вот красная кормушка Ярослава, зелёная кормушка Катина, синяя Данина, жёлтая Сонина (восп. перечисляет всех детей) Теперь всем птичкам хватит корма. Птички говорят вам спасибо…
Мы с вами пойдём в группу и будем играть, а птички будут клевать ваши зёрнышки и ягодки…. (4 мин)
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему:
«Птицы в зимнем лесу»
(вторая младшая группа)
Вид интеграции: использование средств одной образовательной области «Познание», для решения задач других областей: Физическая культура, Здоровье, Социализация, Труд, Коммуникация,, Художественное творчество, Музыка.
Цель: Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним. Активизировать познавательную деятельность детей в разных видах деятельности на занятии.
Задачи:
Образовательные:
• закрепить знания детей о характерных приметах зимы; расширить знания и закрепить представления об особенностях внешнего вида и повадках диких птиц, их жизни в зимний период.
• Обогатить и активизировать словарный запас.
Развивающие:
• Развивать моторику речедвигательного аппарата, целенаправленный длительный выдох, мелкую моторику, тактильные ощущения, координацию движений, интерес к природе, творческое воображение.
Воспитательные:
• Формировать любовь к зимней природе, заботливое и бережное отношение к птицам.
1. Здороваемся со всеми
- Мы сначала будем топать:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ (топаем ногами) .
А потом мы будем хлопать:
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп (хлопаем в ладоши)
А потом мы повернемся (поворачиваемся вокруг себя)
И друг другу улыбнемся (улыбаемся) .
2. Звонок телефона
- Алло, кто это?
Поняла, а что случилось? Неужели? Конечно! Я с ребятами посоветуюсь. Мы постараемся узнать в чем дело.
- Ребята, мне сейчас позвонили и сказали, что в лесу совсем тихо, птицы не поют, что-то случилось.
- Может быть, нам сходить в лес и самим узнать, что же с ними случилось?
- Ребята, а как же мы с вами пойдем, мы же не одеты. А за окном какое время года? (Зима). А она какая? (высказывания детей)
3. Одевание под музыку: Вот на наших ножках зимние сапожки
Будем дружно мы гулять по лесной дорожке.
4. Слайд «Тропа здоровья». (Деревья с пустыми кормушками)
-Вот мы с вами ребята и пришли. Смотрите сколько птиц на деревьях.
Но они молчат. Что же с вами случилось? Ах вот в чем дело.
- Ребята, они говорят, что они совсем проголодались и замерзли. У них в кормушках ничего нет – они пустые, совсем не осталось корма. Что же делать? А как мы им можем помочь? Чем мы их будем кормить?
5. Давайте возьмем каждый по кормушке и накормим наших птиц.
- Что-то руки у меня замерзли, а у вас? Давайте мы их согреем.
-Чем ты кормишь? А ты?
- Что-то руки у меня замерзли, а у вас? Давайте мы их согреем.
Цели:
учить внимательно слушать, наблюдать; понимать и отвечать на заданные вопросы; побуждать подражать голосам птиц; обогатить и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к птицам зимой.
Оборудование:
Интерактивная доска, две кормушки, презентация.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, наблюдение за птицами, подвижные игры, пальчиковые игры, рассматривание альбома «Птицы».
Ход занятия.
(Звучит пение птиц, дети заходят в группу.)
Воспитатель: Дети, послушайте кто так грустно поёт?
Воспитатель: Правильно, птички. Посмотрите в окошко, они прилетели к нам и хотят посидеть погреться, давайте впустим.
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: ребята, а почему птички замёрзли?
Дети: Потому, что холодно.
Воспитатель: А почему холодно?
Воспитатель: ребята, а вы знаете, к нам на окошко прилетели птицы, которые живут у нас зимой. Они пришли согреться, давайте с ними познакомимся.
(На интерактивной доске появляется изображение птиц)
Воспитатель: Дети, посмотрите, кто к нам прилетел?
Дети: птицы.
Воспитатель: сколько прилетело птиц?
Дети: много.
Воспитатель: Детки, а кто знает, что это за птица? Это- ворона. Она большая, черная и кричит: «кар-кар» Кто это?
Дети: ворона.
Воспитатель: какая ворона?
Дети: Большая и черная.
Воспитатель: как кричит ворона?
Дети: «кар-кар».
Воспитатель: Правильно ребята это ворона, она большая, черная и кричит:«кар-кар».
Воспитатель: посмотрите ребята, на эту красивую. яркую птицу, вы знаете как она называется? это снегирь. У него красная грудка. Как зовут эту птицу?
Дети: снегирь.
Воспитатель: какая грудка у снегиря?
Дети: Красная.
Воспитатель: Правильно, это снегирь. Повторите, как эту птичку зовут?
Воспитатель: ребята, а вот еще одна красивая птица прилетела к нам, кто знает, как она называется? это синичка. Посмотрите у нее желтая грудка, а на голове синяя шапочка. Дети, кто это к нам прилетел?
Дети: синичка.
Воспитатель: какая грудка у синички?
Дети: Желтая.
Воспитатель: А шапочка у снегиря, какого цвета?
Дети: Синяя.
Воспитатель: Да, ребята. Это- синичка, у неё желтая грудка, а на голове синяя шапочка. Как её зовут?
Воспитатель: а эту маленькую птичку вы часто встречали, кто это?
Дети:(вместе с воспитателем) воробей.
Воспитатель: как воробей чирикает?
Дети: «чик-чирик».
(Дети встают и проходят на коврик)
Воспитатель: Детки, давайте встанем и пройдём на коврик, я сейчас включу волшебную музыку и мА превратимся в птичек.
(Включает воспитатель музыку)
Физкультминутка.
Ой летели птички, птички невелички. 2круга (Бежим на носочках по кругу
Все летали, все летали, крыльями махали. 2 круга взмахи руками)
На дорожку сели, зернышки поели. (Садимся на корточки и пальчиками
Клю, клю, клю, клю, как я зернышки люблю. 2раза клюют зёрнышки)
Перышки почистим, чтобы были чище. (Поочерёдно руками имитируем
Вот так, вот так, чтобы были чище. чистку пёрышек) 4раза
Прыгаем по веткам, чтоб сильнее стать деткам. (Прыжки на месте) 6 раз
Воспитатель: Дети наше дыхание не в порядке, нужно успокоить его превратимся в ворон (на вдох руки поднять, на выдохе руки опускаем говорим «Кар».
Успокоить дыхание
Идя садится на стульчики воспитатель говорит загадочно «Ой, ребята что я увидела!
Воспитатель: Ой, ребята, а что это там весит на веточке?
Дети: Кормушка
Воспитатель: А для чего нужна кормушка? А для кого?
Дети: Для птиц.
Воспитатель: Правильно птицам трудно зимой найти корм, поэтому люди помогают птицам подкармливают их, и делают кормушки, дети старшей группы смастерили кормушку, повесили ее на дерево и насыпали в кормушку зернышки.
Воспитатель: А эту кормушку сделала я, мы с вами пойдём на прогулку повесим ее на дерево и наполним в неё кормом. А вы дома с родителями тоже сделаете кормушки, так как птичек, очень много и всем им хочется кушать.
Со всех сторон прилетают к кормушку разные, красивые птицы поклевать зернышки.
Давайте вспомним, какие птицы у нас зимой будут кушать в кормушке?
Там была, большая черная ворона, и маленький серенький воробей, и желтогрудая синичка, и снегирь красногрудый.
Детки мы сегодня помогли птичкам, они согрелись, мы сделали кормушку для них, послушайте как им хорошо и они запели свои весёлые песенки.
Конспект занятия по теме «Зимующие птицы» (младшая группа)
Задачи:
1. Расширение глагольной лексики детей младшего дошкольного возраста.
2. Закрепить понятие «зимующие» птицы;
3. Дать детям представление о видах питания зимующих птиц;
4. Упражнять в установлении сходства и различия между птицами.
5. Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса;
6. Расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно, клюет, щебечет, посвистывает, воркует, прыгает и т. д.
7. Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов
8. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о птицах по схеме,
9. Учить детей отгадывать загадки о зимующих птицах.
10. Воспитывать доброту, заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
11. Развивать умение играть вместе со сверстниками.
Оборудование: фланелеграф, картинки с изображением зимующих птиц, карточка – схема «Строение птиц»; разрезные картинки птиц к игре «Собери картинку», набор картинок к игре «Четвертый лишний», запись «Шум леса – голоса птиц», «Звуки природы – зима». Коробка с угощением для птиц: семена, семечки, сало, ягоды. Кормушка. Мяч. Снежинки.
Предварительная работа: беседа о зимующих птицах, наблюдение в природе, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, составление описательных рассказов по схеме.
Чтение произведения устного народного творчества «Сорока – сорока»; А. Барто «Синица»; В. Бианки «Лесная газета».
Изготовление с детьми кормушки, подкормка птиц на участке детского сада.
Работа с родителями: проведение собрания от 16.01.2014 по теме «Роль семьи в речевом развитие ребенка».
Памятки: ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ
РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ"ГЛАВНАЯ РОЛЬ В ПОМОЩИ ДЕТЯМ ПРИНАДЛЕЖИТ РОДИТЕЛЯМ! "
"РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК"
Ход занятия:
- Наступила зима, задуло холодом, запорошила снегом землю, заморозила реки и озера. Наступило самое трудное время в жизни птиц. Ребята, а всех ли птиц мы можем встретить на улице зимой? (Нет, некоторые птицы улетают в теплые края)
-Как мы их называем? - (Перелетные)
-Но не всем птицам страшна зима. А как называются птицы, которые остаются зимовать? – (зимующие)
В это время влетает Сорока, трещит: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?
Воспитатель: Тише, тише не шуми. Ты кто такая лучше расскажи.
Сорока: Я – сорока. Всюду я летаю, все на свете знаю,
Знаю каждый куст в лесу, новость на хвосте несу.
Может быть, меня за это и зовут «лесной газетой»?
Воспитатель: Так какую новость ты нам принесла?
Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, тихо в лесу, ничего не пойму.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем сороке разобраться, какие птицы остались в лесу и почему. Садись сорока с нами. А вы, ребята, мои загадки отгадайте.
1. Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?. (Воробей)
Выставить картинку воробья.
- Посмотрите и скажите, какого цвета оперение воробья? Какой он? (он маленький коричневого и серого цвета).
2. Верещунья - белобока, А зовут ее? (Сорока)
- Какая сорока? Опишите ее. (Сорока крупная птица с черно-белым оперением)
3. Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
- Опишите его. (у снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка- красная)
4. Непоседа. Невеличка, желтая почти вся птичка. Любит сало и пшеничку. Кто узнал её? (Синичка)
(Появляется картинка с изображением синички) - Как она выглядит? (на голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост – серые)
5. Окраской – сероватая, повадкой - вороватая.
Каркунья хрипловатая. (Ворона)
(появляется картинка с изображением вороны)
- Опишите ее (черные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое)
6. Я – толстый, серый, под ногами я хожу и по городу кругами
И напрягаю толстый зоб, очаровать подругу чтоб. (Голубь)
(Появляется картинка с изображением голубя)
- Опишите его. (Оперение голубя серое)
- Молодцы, ребята, вы отгадали загадки о птицах. Давайте еще раз их назовем (воробей, сорока, снегирь, голубь, ворона, синица).
- Как можно назвать, одним словом этих птиц? Почему? (зимующие, потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас)
- Ребята, давайте хорошо рассмотрим этих птиц: Что у них разное? (окраска, размер, что у них общего нам поможет схема. Внимательно на неё посмотрите и скажите, что есть у всех птиц? (есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове – глаза и клюв, все части тела покрыты перьями.)
К схеме вызвать «сороку», она называет части птицы, а дети отвечают на вопросы воспитателя.
- Что птица делает клювом? – клюет. – Что делает крыльями? – машет, летает. – Для чего нужны лапки? – ходит, прыгает, держится, гребет… Для закрепления, дети повторяют ответ хором.
Игра «Какой птички не стало? »
На доске — четыре — пять картинок с изображением зимующих птиц. Воспитатель незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает:
- Какой птички не стало?
Воспитатель: Теперь, сорока, пошли в лес, посмотрим, что там случилось, почему тихо. Дети идут в лес. Звучит запись «Звуки природы – зима». Холодно зимой в лесу надо нам погреться.
Физ. минутка «Погреемся».
Мы погреемся немножко, мы похлопаем в ладошки:
Хлоп – хлоп – хлоп.
Ножки тоже мы погреем, мы потопаем скорее:
Топ – топ – топ.
Мы согреем щеки, шею.
(медленно поглаживаем шею ладонями обеих рук сверху вниз в области горла; растирание щёк, постукивание кончиками пальцев) .
Рукавички мы наденем, не боимся мы метели,
Да, да, да.
Воспитатель: вот и в лесу мы оказались, холодно, тихо. Зима заморозила птиц. Заколдовала, нам нужно помочь им, вы согласны, ребята? Пойдемте их искать.
Смотрите, ребята, сугроб. Сколько на нем снежинок? Надо на них подуть, чтобы они разлетелись и посмотреть, что под снегом.
Упражнение «Подуй на снежинки». Дети дуют, снежинки разлетаются, а под ними файл с картинками. Вырабатываем длительный и плавный выдох.
Воспитатель: Ребята, это зима заморозила птиц, превратила их в ледяные частички, если вы соедините их, то освободите птиц.
Игра «Собери птицу из частей». Дети собирают картинки зимующих птиц из частей целое. Правильно собрали, молодцы. Птиц мы освободили, стало весело в лесу. Ребята, расскажите, каких птиц вы собрали? Дети рассказывают стихи.
1. Воробьев веселых стайка крошки хлебные клюёт И щебечет без утайки, дружно водит хоровод.
2. Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей. Прячется в зеленых кронах, а зовут её ворона.
3. На сугроб ложится голубая тень, Тенькают синицы: «Синий, синий день! »
4. Стынут лапы на морозе у сосны и ели. Что за чудо? – на березе яблоки поспели. - это снегири.
5. Она летает, она стрекочет - Рассказать сорока новость хочет.
Ребята, скажите, какие это птицы? (зимующие) .
Включить запись: «Шум леса – голоса птиц» Ребята слушают. Сели на полянке.
Воспитатель: А вы знаете, как зимующие птицы подают голоса?
Игра «Кто как голос подает? »
Воробей – что делает? – чирикает, как? – чик – чирик!
Ворона - каркает - кар – кар!
Сорока - стрекочет - ча – ча- ча!
Синица - щебечет - синь- синь- синь!
Снегирь - посвистывает- рюм-рюм-рюм!
Голубь - воркует - груу- груу- груу!
Молодцы, ребята, помогите мне определить лишнюю птицу.
Игра «Четвертый лишний».
Необходимо выделить лишнее слово и объяснить свой выбор.
Снегирь – воробей – петух – ворона.
Голубь – ворона – синица – ласточка… .
Воспитатель: Ну, что, сорока, помогли мы тебе разобраться, какие птицы остались в лесу. Какие птицы зимой остались в лесу? (зимующие). Помогли мы птичкам, разморозили их, собрали, вспомнили, как они голос подают, а теперь пришла пора поиграть немного, и ты сорока с нами поиграй.
Физ. минутка «Вороны»
Вот под елочкой зеленой скачут весело вороны (дети летают, машут руками- крыльями) .
Кар- кар- кар, кар- кар- кар! (громко)
Только к ночи умолкают и все вместе засыпают (дети садятся, затихают)
Кар- кар- кар! (тихо) Играют 2-3 раза. Становятся в круг.
- Ребята, легко ли птицам зимой в лесу? Почему? Им холодно и голодно. (Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.) - Ребята, давайте вспомним, чем питаются птицы?
Посмотрите, у меня в коробочке различные угощения для птиц: пшено, овес, семечки, хлебные крошки, сало, ягоды, яблоко. Дети рассматривают угощения и называют: Чем можно угостить птиц?
Игра: «Птичья столовая»
Воробей – хлебные крошки,
Снегирь – ягоды рябины и калины, семена шишек,
Синичка – любит сало,
Ворона. Сорока и голубь – всеядные. Все птицы клюют зернышки, семечки, крошки.
Зимой птицам трудно добывать корм. Как птицам зимой? Голодно. Вот мы будем подкармливать птиц, наше угощение положим им в кормушку. И поиграем в игру «Угадай ка».
Воспитатель бросает мяч и называет корм, а дети должны сказать, какая птичка это любит клевать. Сало – синичка, ягоды – снегирь, огрызок яблока – ворона, зерна – голуби, хлебные крошки и пшено – воробей, семечки – сорока.
Сорока: спасибо, ребята, теперь я в лесу всем расскажу, почему не все птицы улетают и что они едят. Скажу, чтобы к вам на кормушку прилетали, что вы заботитесь о птичках и подкармливаете их.
Воспитатель: До свидания, сорока! Нам, ребята, тоже пора возвращаться в детский сад. Один, два, три, повернись. В детский сад возвратись!
Итог: О каких птицах мы говорили? Как сказать, одним словом? Приготовили для них угощение. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.
онспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий по теме «Зимующие птицы»
Коррекционно-образовательные задачи:
• расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы"
• закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
• развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам
Коррекционно - развивающие задачи:
• развитие мышления детей на материале загадок
• развитие зрительного и слухового восприятия
• развитие межполушарного взаимодействия
• развитие общей и мелкой моторики пальцев рук
• формирование воздушной струи
Коррекционно-воспитательные задачи:
• воспитание умения взаимодействовать друг с другом
Оборудование и материалы:
• предметные картинки с изображением зимующих птиц
• картинки зимующих птиц, на стене
• магнитная доска
• опорная схема для составления рассказа по теме "Зимующие птицы".
• дидактическая игра "Назови по части целое".
Здоровьесберегающие технологии: кинезиологическая гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутка, су-джок
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед. Ребята, мы сегодня отправимся в лес. В лесу холодно. Давайте угости птиц зернышками. Куда мы их насыпаем? (в кормушку) Идти далеко. Давайте подготовимся.
Логопед. Сначала натянем "умную шапку". (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.)
Покажем "умную сову". (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)
Совушка-сова,
Большая голова.
На суку сидит,
На всех глядит.
(Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 2 раза.)
Логопед. Молодцы!
2. Обобщение материала по теме "Зимующие птицы"
Логопед. Дети, мы сегодня будем вспоминать зимующих птиц.
Я загадаю вам загадки. А вам надо догадаться про какую птицу эта загадка. (на кормушку в прорези сажаем отгаданную детьми птицу)
Серо-чёрная та птица,
Говорят, никак, певица.
Мол, как каркать прекращает,
Птицам певчим подражает.
(Ворона)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Вертится, стрекочет,
Весь день она хлопочет,
Верещунья белобока,
А зовут её … (Сорока)
Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
- Получается прыжок.
(Воробей)
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
Каких птиц мы называем зимующими? (это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края) .
3. Развитие мелкой моторики с использованием су-джок
Некоторые птицы не смогли найти дорогу к кормушке. Давайте поможем. (дети должны с помощью су-джок помочь добраться птицам до кормушки)
у каждого ребенка спрашиваем кому он помог добраться до кормушки.
4. Упражнение на формирование воздушной струи
Ребята, в лесу холодно. И некоторые птицы спрятались. Давайте их найдем (дети должны подуть на свои листочки).
У каждого ребенка спрашиваем, кто спрятался на его картинке.
- Игорь, кто у тебя спрятался? …
Молодцы!
4. Д/и "Назови по части целое". (Логопед показывает детям картинку с изображением отличительной части тела зимующей птицы, а дети должны назвать эту птицу)
- Ребята, но мы не всех птиц нашли. Посмотрите, кто спрятался на этой картинке?
5. Гимнастика для глаз (используется птица, прикрепленная на палочку)
А теперь давайте дадим нашим глазкам отдохнуть.
В лесу темно (накладывают руки ладонями на глаза,
не надавливая на них. Пальцы скрещены на лбу).
Все спят давно (снимают руки с глаз).
Одна сова не спит, на суку сидит
(широко открывают глаза).
Во все стороны глядит. Да как полетит
(движение глаз из стороны в сторону
при фиксированном положении головы).
А в лесу темно. Все спят давно
(накладывают руки ладонями на глаза,
не надавливая на них, пальцы скрещены на лбу)
6. Физминутка.
Вот под ёлочкой зелёной стоят, руки в стороны вниз - ветки
Скачут весело вороны: прыжки на месте
Кар-кар-кар! (громко) хлопки над головой
Целый день они кричали, повороты головы влево - вправо
Спать ребятам не давали: наклоны корпуса влево - вправо
Кар-кар-кар! (громко) хлопки над головой
Только к ночи умолкают взмахивают руками - крыльями
И все вместе засыпают: присесть, руки под щеку
Кар-кар-кар! (тихо)
7. Развитие связной речи.
Логопед. Предлагаю составить об этих птицах рассказы, помогут нам опорные схемы.
Логопед выставляет на магнитной доске рисунки, составляющие опорную схему рассказа в следующей последовательности:
- Название птицы
- Какая это птица? (зимующая)
- Эта птица крупная или мелкая?
- Назови части тела птицы
- Чем питается зимой?
- Что люди делают для птиц зимой?
Дети составляют описательные рассказы
7. Закрепление материала
Логопед. Мы сегодня хорошо поработали на занятии. Давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – что солнышко.
Игра «Назови ласково». Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
птица – птичка, пичужка
синица – синичка
воробей – воробышек – воробьишко
снегирь – снегирек, снегиречек
хвост-хвостик
клюв-клювик
Конспект совместной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий в 1 младшей группе.
Тема: «Зимующие птицы».
Образовательные задачи:
• Закреплять представления детей о зимующих птицах.
• Продолжать формировать умение различать предметы по размеру.
Здоровьесберегающие задачи:
• Создать микроклимат в группе.
Коррекционно-развивающие задачи:
• Развивать общую моторику, мелкую моторику пальцев, координацию движений.
• Развивать слуховое и зрительное внимание.
• Развивать эмоциональную сферу детей раннего возраста
Воспитательные задачи:
• Воспитывать желание заботиться о птицах;
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Здоровье, Физическая культура, Музыка.
Технологии:
• Здоровьесберегающие: дыхательная гимнастика, игровая гимнастика, пальчиковаягимнастика, гимнастика для глаз.
• Игровые: дидактические игры, развивающие игры.
Материалы и оборудование: кормушка, разные виды зерна (пшено, семечки, горох, проектор, презентация птиц (воробей, синица, сорока, ворона, музыкальный центр, ободки с изображением воробьёв на каждого ребёнка, макет воробья, макеты деревьев, поднос.
Предварительная работа:
• Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке. Рассматривание иллюстраций по теме: «Зимующие птицы»; чтение рассказов и стихотворений о птицах.
• Отгадывание загадок.
Дети играют в игровых зонах под весёлое музыкальное сопровождение.
Аудиозапись «Завывание ветра зимой».
-Ой, ребята, слышите…. Да это же вьюга поднялась!
-А почему вьюга поднялась? (ответы детей) Верно, потому что зима наступила! А зима какая? (ответы детей: холодная, морозная, снежная)
-Пойдёмте со мной, полюбуемся зимушкой.
Подходим к макетам деревьев, укрытых «снегом»
-Смотрите, в какие снежные шубки нарядились деревья! Зимушка всё снегом укрыла: и поля, и деревья, и кустики.
Слышим пение птиц (аудиозапись «Голоса птиц») .
-Ой, а кто это поёт? (Ответы детей) Правильно, птички! Только птичек нигде не видно?
-Ребята, а вы знаете, что зимой очень трудно жить птичкам, вот и улетают птички в тёплые края, туда, где всегда тепло. И только самые смелые птички остаются зимовать с нами!
-Смотрите, кто это! (Загорается изображение вороны на экране проектора) Верно, ворона!
-А это кто? (рядом с вороной появляется изображение сороки) Верно, сорока!
-Ещё птичка, узнаёте? (появляется изображение синички)
Правильно, синичка!
-А это кто (появляется изображение воробья) Верно, воробушек!
-А как называются птички, которые остаются с нами зимой? (ответы детей) Правильно, зимующие!
-А давайте позовём птичек
Пальчиковая гимнастика. «Зимующие птицы»
Прилетайте, птички! «зовущие» движения пальцев
Сала дам синичке. -«режущие» движения одной ладони по другой
Приготовлю крошки -пальцы щепоткой – «крошим хлеб»
Хлебушка немножко., тереть подушечки пальцев друг о друга
Эти крошки – голубям, вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью
Эти крошки – воробьям. то же – левой рукой
Галки да вороны, тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»
Ешьте макароны!
Появляется анимированное изображение воробушка на экране проектора, звучит аудиозапись:«Чик-чирик, я бедный, маленький воробушек! Нам, птичкам, очень холодно и так хочется кушать! Помогите, чив-чив! Покормите нас детки, очень зёрнышек хочется, чик-чирик! »
-Ребята, поможем птичкам? Накормим их? (ответы детей)
-Идите сюда! (подходим к подносу с коробочками, Д/И «Сравни зёрнышки».)
-В этих коробочках насыпаны разные зернышки: пшено, горох, семена подсолнечника, гречка. Потрогайте их! Какие они (ответы детей) .Правильно: гладкие, твёрдые, круглые.
- А покажите мне самые маленькие зернышки?. А самые большие?. (дети показывают)
-Молодцы!
-А куда мы будем насыпать зёрнышки? (ответы детей) Верно, в кормушку!
-Ой, смотрите, у меня и кормушка есть, папа Кирюши сделал эту кормушку сам! Как вы думаете, из чего он её сделал? (ответы детей) Верно, из дерева!
-Осталось только зёрнышки в кормушку насыпать. Берите зернышки в ручки и аккуратно сыпьте в кормушку:
Сыпем зёрнышки в кормушку
Чтобы птички прилетали,
Чтобы птички прилетали,
И зимой не голодали.
-Ой, а где же наш воробушек? Да вот же он (на экране проектора снова появляется анимированный воробушек) Гимнастика для глаз.
-Вьюга его закружила! Он никак не может найти дорогу в детский сад и спрятаться от вьюги! Стойте спокойно, головку не поворачивайте, смотрите только глазками на воробушка, а то нас тоже вьюга закружит!
Следят за изображением воробья на слайде, который двигается по кругу.
-Вот он над лесом пролетел, а вот горы у него на пути, теперь над мостом летит!
-Ой, это же лиса! Разворачивайся воробушек! (воробушек летит в обратную сторону по кругу)
-Лети к нам, воробушек!
-Вот же он! Долетел (Воспитатель берёт в руки макет воробушка)
-Бедненький воробушек, устал, замерз совсем! Давайте, ребята согреем его своим дыхание (показ воспитателя, дети повторяют)
Дыхательное упражнение «Согреем воробушка! »(Развитие плавного длительного ротового выдоха с произношением согласного звука Х-х.)
-Ну вот, теперь он согрелся, но всё ещё грустный!
-Что нужно сделать, чтобы он развеселился? (Ответы детей) Конечно же, покормить!
-Пусть он покушает, отдохнёт, (относим воробушка к кормушке)
-А пока воробушек кушает, мы поиграем! Вы хотите превратиться в весёлых воробушков? (ответы детей)
Раз-два повернись
В воробушков превратись (воспитатель одевает ободки с изображением воробьев каждому ребёнку)
Физ. минутка «Воробушки» под музыкальное сопровождение.
Воробушки пролетали,
Крылышками помахали,
Покружились, покрутились
И на землю опустились.
-Устали воробушки. Надо отдохнуть.
Дыхательная гимнастика.
Руки-крылья поднимаем
Через носик мы вдыхаем
Руки-крылья опускаем
Через клювик выдыхаем.
Воспитатель предлагает превратиться обратно в детей
Раз-два повернись
В ребят обратно превратись
-Послушайте, воробушек хочет нам что-то сказать. (Звучит аудиозапись, голос воробушка: «Чик-чирик, спасибо ребятки! Вы очень добрые и отзывчивые! Полечу, всем птичкам расскажу какие замечательные детки в детском саду! Они тоже к вам прилетят, чирик! »)
Рефлексия.
- Скоро к нам на участок прилетят другие птички, их тоже надо будет покормить! У нас и кормушка есть, и зёрнышки! А куда мы повесим нашу кормушку? (ответы детей) Правильно, на дерево!
-Вот молодцы ребятки, теперь с вашей помощью, птички смогут пережить зиму!
Конспект занятия в первой младшей группе «Крупицы доброты»
Цель:
Уточнять знания о птицах: внешнем облике, среде обитания. Учить различать птиц по внешнему виду. Расширять представления о домашних и зимующих птицах, желание заботиться о них. Формировать желание подкармливать птиц зимой, воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.
Продолжать закреплять умение отщипывать от куска пластилина мелкие кусочка и раскатывать их между ладонями в шарики. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
Обогащать пассивный словарь детей. Активизировать речь детей, побуждая повторять за воспитателем слова. Развивать желание общаться со взрослыми и сверстниками через познавательную деятельность.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами на участке детского сада.
Чтение художественных произведений, стихотворений.
Рассматривание иллюстраций по теме.
Приемы работы:
Игровой, словесный, наглядный.
Материалы:
Картинки с изображением птиц и зверей.
Шапочки с изображением собачки и воробышек для подвижной игры.
Кормушка.
Раздаточный материал:
альбомного листа, на котором изображена кормушка и воробышек.
Желтый пластилин
Салфетки.
1. Беседа – рассказ воспитателя о птицах.
Дети, какое сейчас время года? (Зима). Правильно, зима. На улице холодно и морозно. Зимой птицам и зверям приходится трудно, так как нелегко найти корм. У зверей шубки меховые, а у птиц оперенье. Ребята, я предлагаю вам рассмотреть картинки с изображением птиц и вместе решить, как им помочь пережить холода. Кто изображен на этих картинках? (Ответы детей). Как можно сказать одним словом - кто это? (птицы).
2. Проводится игра «Звери и птицы».
Воспитатель показывает картинки зверей и птиц.
Цель: Учить детей распределять изображения по группам «Птицы» и «Животные».
Как узнать птицу? Что есть у птицы? (Крылья). Правильно, у птицы есть крылья. Сколько их? (два). Зачем птице крылья? (Чтобы летать). Что есть ещё у птицы? (Лапки). Сколько их? (Две). Зачем птице лапки? (Ходить, прыгать по земле). Чем покрыто тело птицы? (Перьями). Что есть на голове у птицы, чем она клюет? (Клювом). Как вы думаете, чем питаются птицы? (Червяками, крошками, зернами, семечками) .
Воспитатель предлагает посмотреть на картинки с изображением курицы и домашней утки.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, где живут эти птицы? (Ответы детей). Верно, эти птицы живут рядом с домом человека. Вспомните, как называются животные, которые живут в доме человека и рядом с ним? (Домашние животные). Вот и птицы, которые живут рядом с домом человека, называют домашними птицами. Давайте скажем вместе: домашние птицы. Дети произносят словосочетание хором и индивидуально.
Воспитатель выставляет картинки с изображением вороны и воробья. Как вы думаете, где живут эти птицы? (Ответы детей) .Эти птицы живут на улице. Это домашние птицы? (Нет). Почему вы так думаете? (Ответы детей). Эти птицы сами о себе заботятся: строят гнезда, находят корм. Как можно назвать этих птиц? (Предположения детей). Это дикие птицы. Давайте скажем вместе: дикие птицы. Дети произносят словосочетания хором и индивидуально. Рис. 1
Цель: Выявить отличия между образом жизни домашних и диких птиц.
3. Проводится разминка «Воробышки и собачка».
Воспитатель выбирает ребенка, который будет собачкой и одевает шапочку с изображением собачки. Остальные дети одевают шапочки с изображением воробышка. Взрослый произносит слова текста, дети выполняют соответствующие движения.
Скачет, скачет воробей. Скок-поскок! Скок-поскок!
(Садятся на корточки, прыгают, как воробьи) .
Кличет маленьких детей: Чив-чив-чив! Чив-чив-чив!
(Повторяют: «Чив-чив-чив! » летают по комнате) .
Киньте крошек воробью. Я вам песенку спою: «Чик-чирик! Чик-чирик! »
(Повторяют: «Чик-чирик! Клюют зернышки) .
Вдруг собачка выбегает и воробышков пугает.
(Собачка выбегает и лает, воробьи разлетаются в разные стороны) .
Цель: Приучать выполнять движения соответственно тексту; развивать ловкость и быстроту.
4. Лепка
Воспитатель: Как вы думаете, каким птицам зимой тяжелее живется, диким или домашним и почему? (Предположения детей). Зимой тяжелее всего приходится диким птицам, ведь они сами о себе заботятся, а корма зимой очень мало. Но можем помочь нашим крылатым соседям. Ребята сейчас я каждому из вас раздам листочек. Что на нем изображено? (Воробышек на кормушке). Да, верно. Ему сейчас холодно и голодно. Что любит воробышек клевать? (Зернышки, семечки). Какого они цвета? (Желтого). Давайте сделаем зернышки для него из пластилина и так поможем ему прокормиться в холода. Воспитатель предлагает детям взять большой кусок пластилина и отщипывая от него поменьше кусочки, скатывать между ладонями в шарики. Затем получившиеся зерна, класть в кормушку с птичкой. Давайте насыплем нашей птичке побольше зернышек. Рис. 2
Во время самостоятельного выполнения задания воспитатель проговаривает потешку.
Маленькие птички прилетели к нам.
Маленьким птичкам зернышек я дам.
Воспитатель по окончанию работы хвалит детей: Молодцы, все дети справились- много зернышек насыпали воробьям. Рис. 3
Цель: Способствовать развитию мелкой моторики рук. Формировать желание подкармливать птиц зимой, воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.
5. Чтение художественной литературы:
Дети садятся полукругом. Внимательно послушайте отрывок из стихотворения Е. Благининой.
Морозы жестокие
В этом году!
Тревожно за яблоньки
В нашем саду.
Но больше всего
Беспокойно за птиц-
За наших воробышков,
Галок, синиц.
Но птицы!
Как холодно
В воздухе им!
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.
Цель: Учить слушать художественную литературу без наглядного сопровождения.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете каким образом вы можете помочь нашим крылатым соседям? (Ответы детей). Правильно. Мы можем повесить кормушку на участке. Эту кормушку (показывает воспитатель) возьмем на прогулку и повесим на дерево, а потом насыплем в нее зернышек. Будем следить, чтобы у наших пернатых друзей всегда был корм. Тогда птицы будут нам благодарны и весной порадуют нас своим веселым пением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Зимующие птицы»
Цель: закреплять знания детей о некоторых видах птиц (ворона, воробей), звукоподражать им....
Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Лесные птицы».
Цель: Формировать представления детей о лесных птицах, их внешнем виде, пище, среде обитания....
Проект в первой младшей группе «Зимующие птицы»
Проект в первой младшей группе «Зимующие птицы»...
Конспект интегрированного занятия для детей первой младшей группы «Зима пришла — снег с собою принесла»
Задачи: Обогащать представления детей о времени года «зима», закреплять признаки зимы (снег белый и холодный, падает на землю, деревья, дома). ...
Занятие по развитию речи в первой младшей группе «Зимующие птицы»
Цель: закреплять знания детей о некоторых видах птиц (ворона, воробей, сорока), звукоподражать им.Задачи:Развивать слуховое внимание;Учить детей отвечать предложениями;Обогащать словарь дет...
Конспект занятия в первой младшей группе "Зимующие птицы"
quot;Зимующие птицы"...
ОД в первой младшей группе "Зимующие птицы"
Цель:Формировать знания детей о зимних явлениях в природе, расширять представления о зимующих птицах.Задачи: Образовательные: формировать у детей представление о зимующих птицах, о с...