Познавательное развитие дошкольников в процессе сюжетно - ролевых игр
проект на тему

Фролова Марина Яковлевна

Содержание

       Введение                                                                                                                                                                                                                                            3                                                                                                                                                                                                                                                   

    Глава 1. Теоретические аспекты

1.1     Игра как средство развития личности в отечественной и зарубежной науке.                                                                                                            3

1.2     Проектная деятельность как методологическая основа реализации      ГОС                                                                                                             8

Глава 2. Содержательные и методические аспекты развития детей  в процессе реализации проекта

2.1.  Специфика развития  познавательных способностей детей 5-6 лет в процессе проектной деятельности                                                                                                             10

2.2. Реализация проекта «Познавательное развитие дошкольников в процессе сюжетно – ролевых игр» . Как условие развития познавательных способностей ребенка           11

       3.  Заключение                                                                                                 12

4. Литература                                                                                                   16

5.Приложение                                                                                                  18                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx42.7 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

«Игра порождает радость,

свободу, довольство покой

 в себе и около себя мир с миром.»

Фридрих Фребель.

               Современная социально – экономическая и политическая ситуация в стране выдвигает множество проблем, в том числе и проблему  проектирования образовательной деятельности на основе игровых технологий. Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Цель: развитие  познавательных процессов у дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр.

Задачи:

 1.Обогощать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально-чувственную сферу детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5.Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности и познавательной  деятельности.

Участники проекта:

- дети старшей группы;

- воспитатели группы;

- родители;

        Ожидаемые результаты:

1. Дети обогатят познавательную сферу, овладеют информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность.

2. Дети научатся   ролевому  взаимодействию, коммуникативным навыкам; обогатят эмоционально-чувственную сферу  в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Упорядочат сведения об окружающем мире, сформируют  представления его целостности.

4. Сформируют бережное отношение к окружающему миру, закрепят положительные эмоции, и умение их проявлять.

5.Создадутся условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности и познавательной деятельности.

А так же на мой взгляд:

- у детей сформируются  умения играть по собственному замыслу;

- дети научатся   ролевому  взаимодействию, коммуникативным навыкам;

- обогатится словарный запас детей.

- родители получат необходимые теоретические знания по данной теме.

Тип проекта: обучающий, игровой, познавательный.

1. Теоретические аспекты

1.1. Игра как средство развития личности в отечественной и зарубежной науке.

             Игра – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется управление поведением. Игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.   Игра, являясь развлечением, отдыхом, перерастает в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений .Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Одним из первых обратил внимание на феномен игры Ф. Шиллер. Он рассматривал игру как один из действенных факторов формирования мировоззрения человека. Шиллер считал, что человек в игре и посредством игры творит себя и мир, в котором живет, что человеком можно стать, только играя. Г. Спенсер особое внимание обращал на упражняющую функцию игры. Анализируя игру, Д. Б. Эльконин приходит к выводу, что игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми. В структуру игры как процесса входят роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; замещение реальных предметов игровыми; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

             В Законе Российской Федерации «Об образовании» одним из ведущих принципов государственной политики провозглашен принцип гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.

Актуальность работы связана с тем, что дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно pасшиpяются:  pамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Д.Б. Эльконин, опираясь на исследования детской игры, начатые Л.С. Выгодским, представил в своей книге проблему игры как центральную для понимания психического развития в дошкольном возрасте.

Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность дошкольного возраста.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Процитируем Л.С. Выготского,  который подчёркивал, что “через игровую деятельность и движется ребёнок. В этом смысле она может быть названа ведущей, так как определяет развитие”. Игра – это “самоценная форма активности” ребёнка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, а оно признано важнейшим возрастным новообразованием , тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, ограничивает эмоциональный мир. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности является особенно важным.

Игра ребёнка часто выполняет функцию исследования, в процессе игры обычно происходит изучение свойств и особенностей предмета. Игра  и исследовательское поведение не исключают, а нередко взаимно дополняют друг друга. Не случайно известный французский психолог А. Валлон сравнивал игру с “ликующим или вдохновенным исследованием, в котором психические функции раскрываются во всех их возможностях”. Очевидно, что для того чтобы играть, надо вначале понять, что за объект перед тобой и как с ним играть. Поэтому средства игры становятся сначала предметами исследования, а затем уже средствами игры. И сам процесс игры содержит много того, что подлежит исследованию; содержание и развитие игрового сюжета – это тоже интереснейший предмет исследования. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире и регулируют его деятельность. Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет.

Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему? », «Зачем? », «Как? ». Дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Познавательная деятельность - это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.

Процесс обучения речи и мыслительное развитие составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют описываемые предметы. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями. Познавательное развитие ребенка, развитие его мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые им новые знания и представления. Воспитатели, не только расширяют словарь ребенка, но и дают углубленное понимание значений слов, которые характеризуют свойства и качества предметов, их многофункциональность. Существуют различные сюжеты ролевых игр, которые в детском саду могут проводить с детьми воспитатели, либо в которые дети могут играть самостоятельно Игры могут носить чисто импровизированный характер или иметь заранее продуманный сценарий. Во втором случае руководство игрой осуществляет воспитатель, который раздаст роли, объяснит правила, покажет способы взаимодействия игроков друг с другом. Однако психологи утверждают, что это – далеко не лучший вариант для развития дошкольников. Основная цель сюжетно – ролевой игры в детском саду - развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка, которые должны научить его принимать решения, делать и обосновывать свои выбор. Когда дети в сюжетно – ролевой игре исполняют только указания воспитателя, игра превращается в тренировку, которая не способствует ни запоминанию информации, ни общению, ни развлечению ребенка, а значит, не представляют никакой пользы Семья, магазин, больница, аптека, парикмахерская, транспорт, – список игр для детей достаточно большой. Моя роль, роль воспитателя в проведении сюжетно-ролевой игры должна ограничиваться тем, чтобы подталкивать детей к выбору игр, которые были бы интересны всем, не навязывать им каких бы, то, ни было сценариев и жестких рамок поведения. Важно контролировать, чтобы дети играли по правилам.

Таким образом, сюжетно–ролевые игры создают прекрасные условия для воспроизведения и освоения правил и отношений, существующих в мире, ребёнок получает реальную возможность исследовать отношения между людьми.

1.2. Проектная деятельность как методологическая основа реализации ФГОС

Во многих детских садах педагоги организовывают деятельность детей, стараясь направить детскую жажду к исследованиям в нужное русло. Но очень часто само слово “занятие” вызывает у дошкольников отрицательные эмоции. Это свидетельствует о том, что у них резко снизилась мотивация к процессу приобретения знаний. Актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов. Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого века в США. Его называли методом проблем. Определяя суть этого метода, называли его «от души выполняемый замысел».В России метод проектов был известен еще в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. С 1919 года под руководством выдающегося русского педагога С.Т.Шацкого в Москве работала первая станция по народному образованию. В 1931г. Постановлением ЦК ВКП(б) этот метод был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов ХХ века.Родившись от идеи свободного воспитания, сегодня метод проектов становится интегрированным компонентом современной системы образования. Но суть этого метода остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение ( и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний. Этот метод позволяет реально соединять академические знания с практическим опытом их применения, что и предполагают ФГОС

Главная идея метода проекта в рамках реализации ФГОС :

формирование общих умений, организационных, интеллектуальных (познавательных), оценочных (личностных), коммуникативных.

Что такое проект? Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. ема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Название проекта должно выражать главную идею. Название проекта не должно быть сухим, только констатирующим содержание. В названии должна быть заложена какая- то тайна, проблема или вопрос. Название должно быть коротким, ёмким по содержанию, привлекательным и, по возможности, максимально индивидуальным.

Глава 2. Содержательные и методические аспекты развития  познавательных способностей детей в процессе реализации проекта.

2.1. Специфика развития  познавательных способностей детей 5-6 лет в процессе проектной деятельности.

Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь. Пятилетних детей называют«почемучками», так как в этом возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских творческих заданий. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу. В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок открывается родителям с другой стороны, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в знакомых ситуациях.

2.2. Реализация проекта «Познавательное развитие дошкольников в процессе сюжетно – ролевых игр» . Как условие развития ребенка.

В ходе проведенного литературного обзора  по вопросу о развития познавательно - речевого развития дошкольников в процессе сюжетно - ролевых игр составлена система мероприятий  по улучшению качества работы по данному направлению.

Мероприятия, направленные на осуществление проекта заключаются в следующих этапах:

  1. Первый этап – ознакомительная игра. Взрослый организует предметно- игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки и предметы.
  2. Второй этап - отобразительная игра. Действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта.
  3. Третий этап – сюжетно отобразительная игра.  Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни.

Компоненты сюжетно – ролевой игры:

- Сюжет игры. Сфера действительности которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих.

Содержание игры. То, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.

Роль. Игровая позиция, в которой ребенок отождествляет себя с каким – либо  персонажем и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

 Сюжетно - ролевая игра способствует   формированию психических новообразований действия в воображаемом плане способствует развитию символической функции мышления. Наличие воображаемой ситуации способствует формированию плана представлений. Игра направлена на воспроизведение человеческих взаимоотношений следовательно она способствует формированию у ребенка способности  определенным образом в них ориентироваться. Необходимость согласовывать игровые действия способствуют формированию взаимоотношений между играющими детьми.

Изучение познавательной и методической литературы:

  • Журналы  «Дошкольное воспитание»
  • « Комплексное руководство сюжетно – ролевыми играми в детском саду»   Н.Ф. Комарова
  • « Проектирование эффективного взаимодействия педагогов с детьми»   Т.Д. Пашкевич
  • « Я и мир» Л.Л. Мосалова
  • « Социальный мир»  О.Ф. Горбатенко

Взаимодействие с родителями Совместная деятельность родителей и ребенка по изготовлению атрибутов к разным играм. Консультации родителей по данной теме, что бы родители внимательнее относились к играм детей.

Самостоятельная деятельность детей. Использование атрибутов для игры (сувениры, буклеты, мобильные телефоны, фотоаппарат)

Образовательная деятельность в режимных моментах

Рассматривание иллюстраций, книг фотографий (открытки, журналы, буклеты)

Изготовление атрибутов к разным сюжетно - ролевым играм: самими детьми

Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности

Конструирование, оригами, аппликация художественно-творческая деятельность, предметное рисование по темам

Формирование целостной картины мира. Обогатить знания детей о разных профессиях:  повар  медицинский работник, учитель, менеджер турагентства, курьер, кассир, турист, пилот самолета, стюардесса, консьерж, служащий отеля, аниматор  водитель продавец, и т.д.

Решение поставленных задач с детьми. Игровая деятельность

  1. Обсуждение содержания сюжета игры.
  2.  Использование многоперсонажных сюжетов.
  3.  Поиск решения с помощью воспитателя.
  4. Организация игрового пространства  
  1.   Использование предметов – заместителей.
  2.  Принятие на себя роли.

     7.  Соблюдение правил выполнения взятых на себя ролей.

     8.  Диалоги персонажей. Взаимосвязь партнеров.

 Заключение

1. Дети обогатят познавательную речевую сферу, овладеют информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогатят эмоционально-чувственную сферу  в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Упорядочат сведения об окружающем мире, сформируют  представления его целостности.

4. Сформируют бережное отношение к окружающему миру, закрепят положительные эмоции, и умение их проявлять.

5.Создадуться условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности и познавательно-речевой деятельности.

В процессе игры ребенок самостоятельно налаживает

взаимоотношения с коллективом, у него формируются коллективистские черты характера. При условии разумной организации игра — это школа жизни, школа труда и общения с людьми. Игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть

Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми. В процессе развития сюжета игры ребенок приобретает навыки планирования деятельности, развивает творческое воображение, необходимое в других видах деятельности. Умение играть имеет решающее значение для формирования активности, инициативы, целеустремленности и других качеств, необходимых затем для успешного обучения в школе и будущей трудовой деятельности

Выводы

  •  Дети  будут  чаще использовать сюжетно-ролевую игру  и с большим интересом и успехом играть в нее,  объединять в единый сюжет игру.
  •  Дети станут  больше проявлять самостоятельность, инициативу, творчество.
  •  Дети по собственной инициативе  активно будут обмениваться  ролевыми высказываниями, беседа будет  интереснее и длительнее, обогатится словарь детей.
  •  Игра станет самостоятельной деятельностью.
  • Родители станут более внимательными к играм детей и активными  в жизни группы.

Литература

1.  Бойченко H. A. и др. «Сюжетно – ролевые игры дошкольников». 2012

2. Дыбина О.В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром». 2009.

3. Жуковская Р.И. «Творческие ролевые игры в детском саду». 2010.

4.  Игра дошкольника /под ред. С.Л. Новосёловой. - М.:Просвещение, 2009.

5.  Краснощекова Н.В «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста».

6. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2006. - №2.

7. Мацкевич М. Изобразительное творчество и игра в пространстве музея// Дошкольное воспитание. - 2006. - №6.

8. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I.  — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.

9. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. - №4.

10. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей в 3 -5 лет в игре. - М.: Просвещение, 1984. - 78 с.

11.Общие основы руководства сюжетно-ролевыми играми детей (Электронный ресурс ) – Режим доступа detskiysad.ru›igra/suzhet02.htm

12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ipk.kuz-edu.ru/index.php?Itemid=679&id=2931&option=com_content&view=article

Приложение

Сюжетно – ролевая игра: «Мамины помощники.»

Цель: прививать любовь к маме, желание ей помогать, развивать элементарные трудовые навыки, развивать игровые умения в сюжетных играх «стирка белья», «уборка дома», «мытье посуды».

Расширять словарный запас детей.

Развивать общую моторику, слуховое внимание.

 Ход игры: воспитатель исполняет роль мамы. Педагог говорит своим «детям»: «Мне надо идти на работу, а вы помогите убраться, помыть посуду, постирайте белье, подметите пол. Когда я приду с работы, вы мне все подробно расскажете». Воспитатель делит детей на подгруппы: одна часть детей моет посуду, другая – стирает и гладит белье, третья -  подметает пол. После этого «мама» уходит на работу (отходит в другую часть комнаты), а дети приступают к уборке. В группе в это время можно включить спокойную музыку. Воспитатель, наблюдая за детьми, делает пометки, кто и чем занимается. Затем мама приходит домой и подзывает своих деток: «Какие вы молодцы! Дома чистота и порядок, посуда сверкает, одежда выстирана и даже поглажена. А теперь расскажите, кто что делал?» Дети должны перечислить, чем они занимались, воспроизвести последовательность своих действий, что успели сделать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей в процессе сюжетно-ролевых игр у младших дошкольников

В данной статье рассказывается о значении развития коммуникативных способностей у младших дошкольников. Сюжетно-ролевая игра выступает как средство развития коммуникативных способностей, описывае...

«Воспитание культуры общения у дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры» (для молодых специалистов)

Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. Любое общение требует от...

Статья на тему "Организация процесса гендерного воспитания дошкольников через применение сюжетно-ролевых игр"

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его гендерной принадлежностью является на сегодняшний день актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. При этом, как...

Опыт работы на тему: "Организация процесса гендерного воспитания дошкольников через применение сюжетно-ролевых игр"

В рамках воспитания детей с учётом их гендерных особенностей, особенно остро встаёт вопрос о своевременном и полноценном развитии девочек и мальчиков в игровой деятельности, потому что принятие роли и...

Формирование коммуникативных умений у дошкольников с ОНР в процессе сюжетно-ролевой игры.

консультация для воспитателей логопедических групп основана на опыте работы по формированию коммуникативных умений в процессе игровой деятельности....

Наблюдение и анализ форм общения дошкольников со взрослыми (в процессе сюжетно-ролевой игры: проведение и анализ), необходимых для индивидуального индивидуального обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребнос

Наблюдение и анализ форм общения дошкольников со взрослыми (в процессе сюжетно-ролевой игры: проведение и анализ), необходимых для индивидуального индивидуального обучения, развития, воспитания, в том...

Доклад на тему: "Развитие связной речи в процессе сюжетно-ролевой игры у дошкольников".

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, фомулирует взгляды и убеждения. Речь о...