Формирование ответственности за порученное дело посредством труда в природе
материал
Обобщение опыта работы по формированию ответственности за порученое дело посредствам труда в природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_otvetstvennosti_posredstvom_truda_v_prirode.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование ответственности за порученное дело посредством труда в природе…
Главная задача трудового воспитания - формирование правильного отношения к труду. У детей ответственность за порученное дело формируется во всех видах деятельности, однако, труд в природе является, на мой взгляд, наиболее наглядным.
Наиболее приемлемыми формами для решения воспитательных задач считается организация труда в форме различного рода поручений: индивидуальных и групповых. Они включают выполнение ребенком конкретной задачи и позволяют ему получить определенные трудовые навыки и умения, а воспитателю осуществлять контроль за правильностью работы, за отношением ребенка к получению результата. Они могут быть длительными, систематическими, кратковременными или эпизодическими. Например, приучая детей к уходу за растениями, я стараюсь постепенно, в процессе индивидуальных и групповых бесед, рассматривании иллюстраций, наблюдений, объяснить детям значение ухода для роста растений (если цветок не поливать – он засохнет; чтобы растение лучше росло и могло дышать – необходимо рыхлить землю, мыть листья, очищая их от пыли).
Умелое руководство детской деятельностью позволяет ребенку понять значимость своего труда для окружающих. При планировании работы по труду в природе я стараюсь учитывать интересы и возможности детей, уровень трудовой их подготовки. Я стараюсь давать ребенку поручение, с которым он не сможет справиться иначе ребенку будет трудно довести начатое до конца. Он не увидит результат, а значит, не сможет осознать ответственность за проученное дело.
Индивидуальные кратковременные поручения с помощью взрослых дети начинают выполнять с младшей группы детского сада. К старшему дошкольному возрасту дети способны самостоятельно ухаживать за растениями и животными во время дежурства или выполнять долгосрочные трудовые поручения. При выполнении ребенком долгосрочных поручений, результат которых проявится не скоро (например: при уходе за цветами), я стараюсь поддерживать интерес к заданию при помощи наблюдений за ростом растения, и его развитием, беседую о необходимости правильного ухода, так как для формирования у ребенка ответственности за порученное дело важно, чтобы ребенок знал и осознавал, какой результат в конечном итоге принесут его трудовые действия. Ребенок будет с удовольствием ухаживать цветами зная, что в конечном итоге красивый цветок порадует не только его, но и окружающих.
Большее значение для формирования у детей ответственности имеет личный пример родителей и педагогов. От пытливого взгляда ребенка не ускользнет ни одно действие взрослого. И ребенок, видя, как трудится, взрослый непременно подойдет к нему поинтересоваться: «Что ты делаешь?». Этот самый момент, как мне кажется, ключевым в процессе трудового воспитания дошкольника. Именно когда ребенок заинтересовался занятием взрослого, важно не оттолкнуть, а наоборот привлечь ребенка к посильным трудовым действиям непременно объяснив, какой положительный результат они (трудовые действия) принесут.
Например: весной, когда сошел почти снег, а на дорожке ведущей к веранде, образовалась довольно-таки толстая наледь. Воспитатели во время прогулки стали отбивать ее и откидывать ледышки на солнечные места, чтобы быстрее таяли. Дети, наблюдая за работой взрослых, заинтересовались: «Что ты делаешь?». Я ответила: «Разбиваю лед, чтобы быстрее таял». И предложила: «Оттащи своей лопатой отбитые куски на солнышко». Этого оказалось достаточно, чтобы уже минут через 10 большинство детей растаскивали отбитые куски по дорожке и даже пытались разбивать их на мелкие кусочки. Работа спорилась, и мы беседовали о пользе, которую приносит наш труд. В этот момент дети осознавали значимость своего труда не только лично для себя, но и для всего детского сала. «Если мы разобьем весь лед, и он быстро растает, то малыши, выйдя на прогулку, не будут поскальзываться и падать, нам будет удобно играть, и вообще будет красиво!»
Летом с таким же интересом большинство детей помогало пропалывать сорняки на клумбе с цветами, а осенью, обнаруживая оставленные дворником веник и совок, принимались мести дорожки, очищая их от опавшей листвы. Каждый раз я, конечно же, была рядом со своей группой, помогала словом и делом, а главное личным примером и хорошим настроением показывала необходимость повседневного труда и радость, которую он приносит окружающим. Именно радость от сознания того, что твой труд принесет ощутимую пользу окружающим, на мой взгляд, является главным условием для формирования ответственности за порученное дело у дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Труд в природе и трудовые поручения».
Цель: уточнить знания педагогов по организации трудовой деятельности в летний период. Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всеме...
«Формирование позитивных установок у детей 3-4 летнего возраста в бережном отношении к природе и польза в общественно полезном труде в природе».
Мои наблюдения и рассуждения за долголетнюю работу воспитателем как софрмировать у детей позитивные установки в бережном отношении к природе и их посильным вкладом в общее дело....
Обощение опытом "РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТРУДА В ПРИРОДЕ"
Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированн...
Конспект по поручению хозяйственно – бытового труда в старшей группе.
Поручить группе детей заклеить, «полечить» книги....
Доклад "Формирование представлений о разнообразии профессий посредством ручного труда"
В концепции модернизации Российского образования очень остро стоит проблема создания условий для введения профильного обучения в старшей ступени общеобразовательной школы, закладка которой лежит...
Формирование ответственного отношения к природе в дошкольном возрасте: из личного опыта.
Формирование ответственного отношения к природев дошкольном возрасте: из личного опыта.Есть одна планета-сад, В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных,...
Консультация: Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста посредством волонтерства
В дошкольном образовании одной из задач, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, выступает задача развития социальных качеств детей, в число которых входит и ответственность...