РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка на тему

Актуальность темы состоит в поиске новых путей и средств формирования музыкальной культуры дошкольников. Актуальная на сегодняшний день проблема проявления интереса ребенка к обучению, его стремлению познавать все новые знания концентрирует внимание ученых, историков, философов, социологов, педагогов, музыковедов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-1.docx30.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ  

Музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад №5»

Цветкова Ирина Владимировна

Музыкальное искусство имеет  большое воспитательное значение для  формирования духовной сферы,  эстетических вкусов и потребностей человека. В.А Сухомлинский  говорил: «Музыка, мелодия, красота музыкальных  – важное средство нравственного и  воспитания человека, источник благородства сердца и  души. Музыка открывает людям глаза на  природы, нравственных отношений, труда. Благодаря  в человеке пробуждается представление о  величественном, прекрасном не только  в ющем мире, но и в  себе»[4].

В дошкольном учреждении дети должны не   учиться  практическим музыкальным умениям, в том  и слушанию музыки, но и  необходимые знания о музыке,   достойные внимания сведения о жизни и  выдающихся композиторов прошлого и настоящего, а  наиболее   ярчайших особенностях музыкальных произведений, предлагаемых  для слушания. Одному из важных  в развитии музыкального восприятия связана с  детей  к классической музыке.

Интерес имеет огромную побудительную силу, так как под его воздействием возникает стремление узнать новое,  и углубить  собственные познания об интересующем предмете, активно  их в различных видах деятельности.

Осмысленное слушание музыки – один из наиболее  и развивающих видов музыкальной  работы, в процессе которого  малыши  и учатся  слушать и слышать музыку, эмоционально воспринимать и анализировать ее.  музыку, они получают  существенно больше впечатлений,  нежели в других видах музыкальной  Крупный ученый и музыковед В. В.  отмечал, что в процессе слушания   «развивается музыкальное восприятие – мышление» –  музыкальная способность, необходимая для любого вида  Методически   верно организованное слушание музыки на  музыки, внеурочных мероприятиях различные приемы активизации музыкального восприятия  развитию интересов, музыкальных способностей и  проявлений детей, что, в конечном  воспитывает их музыкальную  культуру.

Основной целью процесса слушания музыки является развитие музыкального восприятия, воспитание музыкальной культуры; приобщение детей к шедеврам мировой классики с самого начала обучения музыке и т.д.

В процессе осмысленного слушания, музыкального восприятия решаются следующие задачи:

1. Формирование эмоционального отношения к музыке на основе восприятия (развитие эмоциональной отзывчивости, эмоционального проникновения в образы звучащего материала, мотивация слушать и исполнять музыку и т.д.);

2. Формирование осознанного отношения к музыке (приобретение навыка осознанного восприятия произведений; умение использовать музыкальные познания; формирование способности не только чувствовать, но и понимать музыку, характер музыкальных образов, логику их развития, приблизиться к осознанию идейной основы сочинения, жизненности его содержания);

3. Формирование деятельно-практического отношения к музыке не только лишь в процессе ее восприятия, но и в процессе исполнения даже небольших фрагментов музыкальных произведений.

Для развития интереса у детей к классической музыке в МАДОУ «Детский сад №5» применяются следующие технологии работы, которые в свою очередь включают в себя разделы:

1 раздел – создание благоприятных условий для знакомства с произведениями классической музыки;

2 раздел – расширение и обогащение у детей музыкально-слухового опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями;

3 раздел – выработка способов отображения итогов восприятия в разнообразных видах художественно-творческой деятельности;

4 раздел –  объединение процесса по самостоятельному отображению восприятия в различных видах деятельности – игровой, двигательной, художественной.

1. Создание благоприятных условий для знакомства с произведениями классической музыки включало следующие направления работы:

- создание музыкального центра для слушания музыки;

- поощрение потребностей ребенка в эмоционально ярких и всевозможных переживаниях;

  • обеспечение воли выражения своих чувств и переживаний через слушание классической музыки и передачу их в творческих видах деятельности;
  • учет музыкальных предпочтений преподавателей и родителей;
  • разработка репертуара в соответствии с возрастом и условиями детского сада, в который входят произведения классической музыки всех эпох и должен быть приемлем для детей и высокохудожественен.

Для решения поставленных задач в нашем саду было составлено перспективное планирование по слушанию классической музыки, в котором определены темы, репертуар, цели и задачи.

2. При расширении и обогащении у детей музыкально-слухового опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями были использованы следующие направления работ:

  • восприятие, для привлечения внимания к слушанию музыки, настроя на восприятие;
  • дифференцированное восприятие, уточнение представления, различение отдельных эпизодов в произведении;
  • понимания выразительной роли отдельных средств и повторное восприятие для закрепления представлений о прослушанной музыке.

Музыкальное произведение прослушивается  на нескольких занятиях, на каждом из которых ставится определенная цель и соответственно выбираются методы и приемы.

Слушание музыки как вид музыкальной деятельности складывается из следующих действий:

– слушание произведений, специально предназначенных для данного вида деятельности;

– слушание в процессе разучивания  танцев, пьес для детского оркестра;

– слушание с целью определения свойств  звука в дидактических играх.

Произведения для слушания чаще всего используются в других видах музыкальной деятельности: в пении, в игре на детских музыкальных инструментах, в движениях. Например, знакомство с произведение Шостаковича «Вальс-шутка» осуществляется через игру на детских музыкальных инструментах.  Прослушивая произведение Чайковского «Марш солдатиков» дети с легкостью передают характер в движении.

В 3 разделе происходит выработка способов отображения итогов восприятия в разнообразных видах художественно-творческой деятельности.

При работе с детьми проводятся интегрированные и тематические занятия. Интегрированные занятия объединяют музыку, рисование, живопись, поэзию. Поэтому такие занятие являются одни из наиболее любимых для детей. Задача таких занятий – отображение детьми на рисунках свои музыкальные впечатления, после прослушивания произведения. К рисованию приступаем когда дети достаточно хорошо познакомились с произведением.

Музыкальное восприятие формируется не только на занятиях. Помимо прочего  в детском саду проводятся различные тематические концерты, дети слушают музыкальные произведения в группах во второй половине дня.

4 раздел - объединение процесса по самостоятельному отображению восприятия в различных видах деятельности – игровой, двигательной, художественной.

Педагоги включают музыку в часы тихих игр и свободного рисования. Нередко основа музыкальных произведений, становится основой для организации сюжетно-ролевых игр и развлечений.

Анализ эстетического воспитания детей осуществлялся при помощи наблюдения за детьми во время музыкальных занятий, тематических праздниках, кружка хореографии «Азбука танца».

Проанализировав результаты, мы  выявили положительные тенденции в художественно-эстетическом воспитании детей. Они выражаются в том, что:

– дети стали более увлеченно слушать и воспринимать классическую музыку; у детей появилось произвольное внимание, умение концентрироваться  и настраиваться на прослушивание.

– их выражения об эмоциональном и образном содержании музыки стали более адекватными;

– они научились внимательно рассматривать картины живописи и составлять словесное описание картины;

– стали расcпознавать теплые и холодные цвета красок, подбирать их к прослушанной музыке и применять в своих рисунках;

– находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку при помощи детских музыкальных инструментов.

Итак, с нашей точки зрения, художественно-эстетическое воспитание ребенка формируется успешнее с учетом возрастных особенностей детей, в которых возможно интегрирование различных видов деятельности. Основным коэффициентом является эмоциональная отзывчивость, поскольку она передает интерес ребенка к классической музыке, эмоциональное переживание, стремление выразиться в других видах деятельности.

Список использованной литературы

  1. Алиев, Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (От детского сада — к начальной школе)/ Ю.Б.Алиев. Воронеж: НПО "МОДЕК", 2008.-352с.
  2. Ветлугина, H.A. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А.Ветлугина.- М.: Просвещение, 2001,- 240с.
  3. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] : учеб. для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / О. П. Радынова, А. И. Катинен, М. Л. Палавандашвили. - М., 1998.
  4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классическая музыка для дошкольников

Уважаемые родители!Мы предлагаем­ Вам и вашим детям посетитьконцерты Московской­ Государств­еннойфилармонии­ (сезон 2013-2014). Специально­ дляюной аудитории филармония­ ежегоднопредставля­ет разнообр...

Классическая музыка для дошкольников

Реализация проекта во взаимодействии с Детской школой искусств...

Игровые педагогические технологии как средство формирования интереса к классической музыке у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

в стать описаны формы и методы работы с дошкольнками по развитю предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений классической музыки....

Консультация для воспитателей "Игры на развитие у детей докольного возраста музыкального восприятия и интереса к классической музыке"

Как же заинтересовать детей слушать именно классическую музыку? А для этого их нужно заинтересовать просто слушать музыку, играя в нее!...

Классическая музыка для дошкольников

Благотворное влияние музыки великих композиторов известно всем.  Однако не всякая классическая музыка одинаково полезна: она может быть тяжела для восприятия даже взрослого, подготовленного слуша...

Программа конференции. Участие в 71-ой студенческой научной конференции. Форма участия очная. Дата проведения 22 апреля 2023г. Доклад "Воспитание интереса к классической музыке у старших дошкольников. Теоретический аспект"

Программа конференции. Участие в 71-ой студенческой научной конференции. Форма участия очная. Дата проведения 22 апреля 2023г. Доклад "Воспитание интереса к классической музыке у старших дошкольн...