РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка на тему
Актуальность темы состоит в поиске новых путей и средств формирования музыкальной культуры дошкольников. Актуальная на сегодняшний день проблема проявления интереса ребенка к обучению, его стремлению познавать все новые знания концентрирует внимание ученых, историков, философов, социологов, педагогов, музыковедов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-1.docx | 30.7 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад №5»
Цветкова Ирина Владимировна
Музыкальное искусство имеет большое воспитательное значение для формирования духовной сферы, эстетических вкусов и потребностей человека. В.А Сухомлинский говорил: «Музыка, мелодия, красота музыкальных – важное средство нравственного и воспитания человека, источник благородства сердца и души. Музыка открывает людям глаза на природы, нравственных отношений, труда. Благодаря в человеке пробуждается представление о величественном, прекрасном не только в ющем мире, но и в себе»[4].
В дошкольном учреждении дети должны не учиться практическим музыкальным умениям, в том и слушанию музыки, но и необходимые знания о музыке, достойные внимания сведения о жизни и выдающихся композиторов прошлого и настоящего, а наиболее ярчайших особенностях музыкальных произведений, предлагаемых для слушания. Одному из важных в развитии музыкального восприятия связана с детей к классической музыке.
Интерес имеет огромную побудительную силу, так как под его воздействием возникает стремление узнать новое, и углубить собственные познания об интересующем предмете, активно их в различных видах деятельности.
Осмысленное слушание музыки – один из наиболее и развивающих видов музыкальной работы, в процессе которого малыши и учатся слушать и слышать музыку, эмоционально воспринимать и анализировать ее. музыку, они получают существенно больше впечатлений, нежели в других видах музыкальной Крупный ученый и музыковед В. В. отмечал, что в процессе слушания «развивается музыкальное восприятие – мышление» – музыкальная способность, необходимая для любого вида Методически верно организованное слушание музыки на музыки, внеурочных мероприятиях различные приемы активизации музыкального восприятия развитию интересов, музыкальных способностей и проявлений детей, что, в конечном воспитывает их музыкальную культуру.
Основной целью процесса слушания музыки является развитие музыкального восприятия, воспитание музыкальной культуры; приобщение детей к шедеврам мировой классики с самого начала обучения музыке и т.д.
В процессе осмысленного слушания, музыкального восприятия решаются следующие задачи:
1. Формирование эмоционального отношения к музыке на основе восприятия (развитие эмоциональной отзывчивости, эмоционального проникновения в образы звучащего материала, мотивация слушать и исполнять музыку и т.д.);
2. Формирование осознанного отношения к музыке (приобретение навыка осознанного восприятия произведений; умение использовать музыкальные познания; формирование способности не только чувствовать, но и понимать музыку, характер музыкальных образов, логику их развития, приблизиться к осознанию идейной основы сочинения, жизненности его содержания);
3. Формирование деятельно-практического отношения к музыке не только лишь в процессе ее восприятия, но и в процессе исполнения даже небольших фрагментов музыкальных произведений.
Для развития интереса у детей к классической музыке в МАДОУ «Детский сад №5» применяются следующие технологии работы, которые в свою очередь включают в себя разделы:
1 раздел – создание благоприятных условий для знакомства с произведениями классической музыки;
2 раздел – расширение и обогащение у детей музыкально-слухового опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями;
3 раздел – выработка способов отображения итогов восприятия в разнообразных видах художественно-творческой деятельности;
4 раздел – объединение процесса по самостоятельному отображению восприятия в различных видах деятельности – игровой, двигательной, художественной.
1. Создание благоприятных условий для знакомства с произведениями классической музыки включало следующие направления работы:
- создание музыкального центра для слушания музыки;
- поощрение потребностей ребенка в эмоционально ярких и всевозможных переживаниях;
- обеспечение воли выражения своих чувств и переживаний через слушание классической музыки и передачу их в творческих видах деятельности;
- учет музыкальных предпочтений преподавателей и родителей;
- разработка репертуара в соответствии с возрастом и условиями детского сада, в который входят произведения классической музыки всех эпох и должен быть приемлем для детей и высокохудожественен.
Для решения поставленных задач в нашем саду было составлено перспективное планирование по слушанию классической музыки, в котором определены темы, репертуар, цели и задачи.
2. При расширении и обогащении у детей музыкально-слухового опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями были использованы следующие направления работ:
- восприятие, для привлечения внимания к слушанию музыки, настроя на восприятие;
- дифференцированное восприятие, уточнение представления, различение отдельных эпизодов в произведении;
- понимания выразительной роли отдельных средств и повторное восприятие для закрепления представлений о прослушанной музыке.
Музыкальное произведение прослушивается на нескольких занятиях, на каждом из которых ставится определенная цель и соответственно выбираются методы и приемы.
Слушание музыки как вид музыкальной деятельности складывается из следующих действий:
– слушание произведений, специально предназначенных для данного вида деятельности;
– слушание в процессе разучивания танцев, пьес для детского оркестра;
– слушание с целью определения свойств звука в дидактических играх.
Произведения для слушания чаще всего используются в других видах музыкальной деятельности: в пении, в игре на детских музыкальных инструментах, в движениях. Например, знакомство с произведение Шостаковича «Вальс-шутка» осуществляется через игру на детских музыкальных инструментах. Прослушивая произведение Чайковского «Марш солдатиков» дети с легкостью передают характер в движении.
В 3 разделе происходит выработка способов отображения итогов восприятия в разнообразных видах художественно-творческой деятельности.
При работе с детьми проводятся интегрированные и тематические занятия. Интегрированные занятия объединяют музыку, рисование, живопись, поэзию. Поэтому такие занятие являются одни из наиболее любимых для детей. Задача таких занятий – отображение детьми на рисунках свои музыкальные впечатления, после прослушивания произведения. К рисованию приступаем когда дети достаточно хорошо познакомились с произведением.
Музыкальное восприятие формируется не только на занятиях. Помимо прочего в детском саду проводятся различные тематические концерты, дети слушают музыкальные произведения в группах во второй половине дня.
4 раздел - объединение процесса по самостоятельному отображению восприятия в различных видах деятельности – игровой, двигательной, художественной.
Педагоги включают музыку в часы тихих игр и свободного рисования. Нередко основа музыкальных произведений, становится основой для организации сюжетно-ролевых игр и развлечений.
Анализ эстетического воспитания детей осуществлялся при помощи наблюдения за детьми во время музыкальных занятий, тематических праздниках, кружка хореографии «Азбука танца».
Проанализировав результаты, мы выявили положительные тенденции в художественно-эстетическом воспитании детей. Они выражаются в том, что:
– дети стали более увлеченно слушать и воспринимать классическую музыку; у детей появилось произвольное внимание, умение концентрироваться и настраиваться на прослушивание.
– их выражения об эмоциональном и образном содержании музыки стали более адекватными;
– они научились внимательно рассматривать картины живописи и составлять словесное описание картины;
– стали расcпознавать теплые и холодные цвета красок, подбирать их к прослушанной музыке и применять в своих рисунках;
– находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку при помощи детских музыкальных инструментов.
Итак, с нашей точки зрения, художественно-эстетическое воспитание ребенка формируется успешнее с учетом возрастных особенностей детей, в которых возможно интегрирование различных видов деятельности. Основным коэффициентом является эмоциональная отзывчивость, поскольку она передает интерес ребенка к классической музыке, эмоциональное переживание, стремление выразиться в других видах деятельности.
Список использованной литературы
- Алиев, Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (От детского сада — к начальной школе)/ Ю.Б.Алиев. Воронеж: НПО "МОДЕК", 2008.-352с.
- Ветлугина, H.A. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А.Ветлугина.- М.: Просвещение, 2001,- 240с.
- Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] : учеб. для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / О. П. Радынова, А. И. Катинен, М. Л. Палавандашвили. - М., 1998.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классическая музыка для дошкольников
Уважаемые родители!Мы предлагаем Вам и вашим детям посетитьконцерты Московской Государственнойфилармонии (сезон 2013-2014). Специально дляюной аудитории филармония ежегоднопредставляет разнообр...
Классическая музыка для дошкольников
Реализация проекта во взаимодействии с Детской школой искусств...
Игровые педагогические технологии как средство формирования интереса к классической музыке у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
в стать описаны формы и методы работы с дошкольнками по развитю предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений классической музыки....
«Классическая музыка для дошкольников», проект музыкального руководителя Дадабаевой Д.М.
Проект "Классическая музыка для дощкольников"...
Консультация для воспитателей "Игры на развитие у детей докольного возраста музыкального восприятия и интереса к классической музыке"
Как же заинтересовать детей слушать именно классическую музыку? А для этого их нужно заинтересовать просто слушать музыку, играя в нее!...
Классическая музыка для дошкольников
Благотворное влияние музыки великих композиторов известно всем. Однако не всякая классическая музыка одинаково полезна: она может быть тяжела для восприятия даже взрослого, подготовленного слуша...
Программа конференции. Участие в 71-ой студенческой научной конференции. Форма участия очная. Дата проведения 22 апреля 2023г. Доклад "Воспитание интереса к классической музыке у старших дошкольников. Теоретический аспект"
Программа конференции. Участие в 71-ой студенческой научной конференции. Форма участия очная. Дата проведения 22 апреля 2023г. Доклад "Воспитание интереса к классической музыке у старших дошкольн...