Самоанализ педагогической деятельности
статья на тему

Дошкольное образование, как обозначено в законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к его качеству. Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днём.

Ключевая идея нашего детского сада – создание условий для полноценного гармоничного развития, воспитания и обучения каждого ребёнка в зависимости от его индивидуальных возможностей.

Для достижения этой цели коллектив детского сада выстраивает и полностью реализует систему целеполаганий :

·  Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, физическое развитие;

·   Эмоциональное благополучие каждого ребёнка;

·  Интеллектуальное развитие ребёнка;

·  Создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей;

·  Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

·  Взаимоотношения с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.

Цель моей профессиональной деятельности полностью согласуется с целью и задачами деятельности ДОУ, а именно:

·               Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребёнка;

·               Создание в группе комфортной атмосферы и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;

·               Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

·               Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать у детей познавательные способности и творческое мышление в соответствии с интересами каждого ребёнка;

·               Обеспечение развития ребёнка в процессе воспитания;

·               Координация подходов к воспитанию детей в условиях сотрудничества ДОУ и семьи;

 

Содержание воспитательно-образовательного процесса, проводимого мною с воспитанниками, носит развивающий характер и направлен на достижение целей, заложенных в образовательном разделе программы развития ДОУ, я являюсь активным участником её разработки и реализации, принимаю участие в проведении анализа, реализации воспитательных и образовательных программ. Апробирую в своей работе инновационные методики и технологии, приветствуя все новое, передовое и проектируя свою деятельность на будущее.                                                                                 

 

В своей профессиональной деятельности я руководствуюсь следующими нормативно-правовыми документами:

 - Закон РФ  «Об образовании»;

 - Конвенция о правах ребёнка;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от  № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

 - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;                   

 - Приказ от 30 августа 2013 г. №1014 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».

- Устав МБДОУ « Детский сад комбинированного вида №2 «Улыбка»

 - Годовой план МБДОУ.

 

За период, прошедший после последней аттестации,  я продолжила работу по обеспечению физического и духовного  развития ребёнка в таких условиях, когда обучение становится для него благом, радостью, основной формой выражения детской жизни. Создаю проблемные, поисково-исследовательские ситуации, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей воспитанников  с целью включения их в творческий поиск решения поставленных задач.                                                                                        

Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем процессам, развивая умения, соответственно возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, я обеспечиваю решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребёнка к новым условиям, тем самым ускоряя и облегчая процесс адаптации. 

 

 В период, прошедший после последней аттестации мне удалось:

·              Организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребёнку физический и психологический комфорт;

·              Сформировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;

·              Воспитать потребность в самостоятельной двигательной активности;

·              Сформировать у детей начальное чувство уверенности в себе и своих возможностях, а так же активность, инициативность и самостоятельность;

·              Заложить основы доверительного отношения к взрослым, доброжелательного отношения друг к другу;

·              Сформировать устойчивый интерес к окружающей действительности, проявлять эмоциональную отзывчивость к её эстетической стороне (природа, окружающие предметы, картины, музыка).

·              Познакомить с социокультурными ценностями .

 

Результаты решения проблем представлены в виде диагностических карт, обобщены в выступлениях перед коллегами на педагогических советах, на родительских собраниях, городских семинарах. Провожу всевозможные выставки, слайдовые презентации результатов работы, разрабатываю педагогические проекты на интересные для детей темы, а также размещаю статьи на сайтах.

 

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется воспитанию любви к родному краю. Конкретные мероприятия, предусмотренные данной проблемой  и внесенные в план ее реализации, нашли отражение  в моей работе « Знакомство детей с русским фольклором» (стр.73 – 83).  Так как  русское народное творчество обогащает чувства детей, формирует отношение к окружающему миру, играет важную роль во всестороннем развитии, я обращаю большое внимание на:

-широкое использование фольклора ( сказок, потешек, песен, загадок и т.д.), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития ребёнка;

-знакомство с русскими играми, в которых заключается огромный потенциал для физического развития детей, для развития речи и социального общения;

- создание атмосферы национального быта для развития любознательности, воспитания чувства прекрасного;

-приобщение родителей в работе с детьми по ознакомлению с устным народным творчеством- это сближает родителей и детей, способствует большему общению между ними.

При подборе фольклорного материала, учитываю возрастные особенности и возможности детей. Опыт работы показывает, что для младшего возраста более доступны « малые фольклорные формы»- потешки, прибаутки, сказки, загадки. В среднем возрасте : наряду с усложнением малых форм –всё большее место уделяю народной сказке , былинам, пословицам, поговоркам. Стараюсь широко использовать жанры малого фольклора , организовывая подвижные игры применяю различные считалки. Загадки дают мотивацию на предстоящую деятельность и поддержание интереса к различным видам игр. Для развития речи использую потешки, скороговорки, прибаутки , песенки. Провожу индивидуальную работу с детьми , широко используя фольклор.

Приобщаю родителей к работе по ознакомлению детей с устным народным творчеством. С их помощью в группе создан уголок « Русская изба». Там есть такие атрибуты как  прялка, ухват, люлька, печь и многое другое, что даёт детям возможность наглядно увидеть предметы старины.

Разработанный мной материал и опыт моей работы широко используют педагоги нашего сада. Музыкальный руководитель , составляя конспект развлечения или утренника, советуется со мной по подбору материала. Воспитателю по физкультуре я порекомендовала как при помощи потешек провести утреннюю гимнастику. Подобранный материал по фольклору помогает нам найти подход к детям, наладить эмоциональный контакт .

Наблюдая за детьми я обратила внимание на то, что у детей появился интерес к устному народному творчеству, они стали использовать в своей речи пословицы, потешки, считалочки. С  удовольствием разучивают песенки и скороговорки. Знают русские народные сказки, персонажей из них, умеют выражать свои мысли и суждения по поводу поведения героев сказок. Считаю, что это говорит о высоких результатах работы в данном направлении.

Одним из эффективных методов воспитания и образования детей является метод индивидуального подхода. Важно, чтобы  ребёнок не просто усвоил определённый материал, а получил возможность для развития своих творческих, познавательных способностей и готовности ребёнка самостоятельно добывать новые знания, использовать прежний опыт для решения возникающих проблем, определять способы своих действий в новых ситуациях. В результате ребёнок будет готов к самообразованию, познанию и к саморазвитию. С введением в действие федеральных государственных требований, такой подход становится боле актуальным, а образовательная работа с дошкольниками требует гибкого подбора разнообразных форм, методов, приемов взаимодействия.                                                                                                                     Все дети,  разные, и каждый имеет право на собственный путь развития. Поэтому в своей группе я стараюсь создать условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом,  и каждому воспитаннику.  Предоставляю каждому ребёнку  возможность проявить индивидуальность и творчество. Предметно-пространственная среда является одним из важных компонентов индивидуального подхода и  ориентируется на зону «ближайшего развития», т.е. содержит предметы, и материалы которыми дети будут овладевать с помощью взрослого, знакомые и совсем незнакомые предметы. Весьма значительное место в развивающей среде отводится ее наполнению. Практические материалы, игры, разрезные картинки по классификации помогают мне использовать их по наполнению образовательного, игрового и жизненного пространства ребенка. Педагогическая ценность игровых материалов заключается в том, что их можно творчески интерпретировать, с учетом развития каждого воспитанника, что обеспечивает успешность, комфортность и личное благополучие каждого ребенка во всех сферах деятельности.  С целью улучшения психологической атмосферы в группе стараюсь отказаться от воздействия на ребенка и перейти к взаимодействию, предоставляя возможность детям самим выбирать занятие по интересам (в свободной деятельности, во время прогулок), я откликаюсь на любую просьбу ребенка в совместной деятельности. Постоянно отмечаю новые достижения ребенка в разных видах деятельности, намеренно создаю ситуации, в которых робкие, неуверенные в себе дети достигают успеха. Поддерживаю эмоциональный комфорт «непопулярных» в группе детей, создаю условия для их принятия сверстниками. В результате создаются равноправные взаимоотношения между всеми участниками педагогического процесса. В группе преобладает доверительный стиль общения: дети-дети;  дети-взрослые; педагоги- родители. Для социального развития ребенка важно создание условий для формирования коммуникативных навыков. С этой целью в свободной деятельности  использую все виды игр: сюжетно- ролевые, подвижные, дидактические, режиссерские, строительные, игры-драматизации, словесные, социальные. Во время игры у детей более успешно идет развитие познавательных процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать в коллективе.

Я считаю, мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей.  Я  незаметно для ребенка побуждаю его к самостоятельной деятельности, создаю благоприятные педагогические условия. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Особое значение придаю формированию доброжелательных отношений между ними.

Один из принципов организации жизни и самостоятельной деятельности детей – создание комфортной среды в группе. При создании условий для детей пользуюсь такими правилами как : наличие развивающих зон, вариативность использования предметов, доступность, трансформированность и безопасность. Предметно-развивающая среда организована мной таким образом, что бы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом  (стр.59 – 72). Всё групповое пространство доступно детям: игрушки, игры, дидактический материал. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Они получают возможность постоянно чувствовать себя полноправными владельцами игрушек, свободно перемещаться по группе, получать удовольствие от жизни окружающих его детей и взрослых. Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра, специфика которой заключается в условном характере действий. Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события. Играя, малыши используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, что обеспечивает в известной мере независимый от взрослых мир детства. Я получаю удовольствие  находиться рядом в такие моменты,  наблюдать, контролировать, быть  другом, партнёром в игре.

В основе результативности моей работы лежит постоянное совершенствование организации воспитательного-образовательного процесса. Воспитатель должен уметь прогнозировать развитие процесса воспитания и обучения. Важно не только выявить несоответствие между практикой и требованиями программы, но и своевременно оказать помощь, подсказать, найти пути решения проблемы. В этом мне помогает составление индивидуального маршрута ребёнка. Прогнозирую возможность освоения ребёнком программы на разных этапах её реализации. Считаю, что человек достигает результата только тогда, когда делает сам. Использую это как метод в работе с детьми.

Уверена, что в работе с детьми наиболее эффективным является личностно-ориентированный подход обучения, использование которого позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс. Содержание обучения организую в форме игры, так как именно она является ведущим видом деятельности. Использую следующие методы и приемы обучения:

- побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность;

- проблемные и игровые обучающие ситуации;

- проблемно-поисковый метод (помогает воспитывать интерес к поисковым действиям);

- развивающие игры и упражнения (помогают направить внимание детей на сравнение, анализ, синтез и т. д.);

- задания творческого типа (с одновременной активизацией мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и познавательную деятельность детей);

- учебно-методические (формируют мотивацию для обучения в школе); связь результатов опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице;

- методы стимулирования и мотивации (предвосхищения, оценка).

В результате моей работы у детей повысился интерес к учебной задаче и процессу ее решения, повысилась эффективность запоминания, они научились не только решать, но и составлять  задачи, рассказ, опираясь на схематизированные образы, повысилась творческая активность детей.

Моя педагогическая деятельность  строится на основе  общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, разработанной с учётом федеральных государственных требований .

 

Для успешного решения воспитательных и образовательных задач в своей педагогической деятельности я использую такие парциальные программы, как:

·        Программа «Юный эколог» (С.Н.Николаева)

·        Программа «Наш дом – природа» (Н.Рыжов)

·        Программа «Развитие социальной уверенности у дошкольников» (Е.В.Прима).

·        Программа «Я, ты, мы» (О.Л.Князева, Р.Б.Стёркина)

·        Методические рекомендации по сохранению и укреплению здоровья дошкольников «Здоровый ребёнок» (С.В.Иванова, Ю.И.Шевякова, Г.А.Рыкова).

Как творческая личность готова к внедрению новых образовательных программ воспитания и развития детей в соответствии с их возрастными психофизиологическими особенностями, использую  новые технологии, методики в практической деятельности с детьми: С. Гирндт «Разноцветные поделки из природного материала», А.Риттерхофф «Идеи для детского творчества», Г. И. Долженко «100 поделок из бумаги», И.А. Лыкова «Изобразительное творчество в детском саду».

Всю свою работу я стараюсь построить так, чтобы ярче раскрыть творческие способности детей. Моя задача – не просто создать условия для полноценного психологического, интеллектуального и физического развития ребёнка, но и самой включаться в процесс его воспитания и образования. Ведь только с моей помощью, направляемый и ободрённый мною ребёнок разовьёт все свои способности и умения. Строя образовательную деятельность, стараюсь создавать детям условия поисковой деятельности. Я поощряю усилия и стремления ребёнка узнать что то новое. Знаю, у каждого свой срок и свой час постижения тех или иных знаний. Сравниваю результаты  работы детей только с их собственными достижениями. Индивидуальные особенности развития и поведения ребёнка зависят главным образом от условий его жизни и воспитания. Мои дети воспитываются в семьях,  в которых свои правила, разный быт и разные взгляды на жизнь. Вот и дети у меня разные, отличаются особенностями поведения, психическим и физическим развитием. Добрые и отзывчивые, капризные и легковозбудимые, энергичные и  медлительные. Узнавая  особенности каждого воспитанника,  учитываю  их в своей работе  для полноценного развития малыша, что помогает  мне  в решении воспитательных задач.                                                                                                    Для меня, как для воспитателя, взаимодействующего с детьми разных возрастных групп, очень важно определить, каким набором педагогического инструментария следует воспользоваться, чтобы  ежедневно помогать   детям  овладевать необходимыми знаниями, познавать мир, развиваться, взрослеть. В результате своей практической деятельности выяснила, что не каждого ребенка легко побудить к активной деятельности на занятии или в игре. У некоторых детей пропадает интерес и, естественно, появляется отставание от сверстников. Преодолеть такое положение стало возможным в результате поиска более интересных форм воспитания и обучения, создания атмосферы сотрудничества в группе, дающей каждому веру в возможность движения вперед.                                                                                                        В целях обеспечения индивидуально - дифференцированного подхода к каждому ребенку, педагогический процесс организован с учетом здоровья детей, гибкого режима дня, изучения интересов каждого ребенка, а, следовательно, проектирования самостоятельной деятельности детей с  их учетом, использование психологических разгрузок, обсуждение дел в течение дня со всем детским коллективом.   В общении с детьми я придерживаюсь личностно ориентированной модели, где я не подгоняю, а предупреждаю возникновение тупиковых ситуаций, обеспечиваю ребёнку чувство психологической защищённости, доверия к миру и радости существования.

Являясь частью окружающего мира, ребёнок нуждается в отношениях с другими людьми, именно так происходит его полноценное личностное развитие. Сотрудничество детского сада с социокультурными центрами города (стр. 53 - 58) положительно влияют на развитие, обучение и воспитание детей.

Я ставлю своей целью индивидуальный подход к развитию ребёнка, уважение его личности, учёт его интересов развития, заботу об эмоциональном комфорте и стремление к созданию условий для творческого самовыражения. Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей можно обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие. В этом мне помогает мониторинг, который позволяет:

- выявить уровень усвоения программы;

- уровень развития познавательных процессов;

- темп работоспособности;

- уровень общей осведомленности

- оценку результативности индивидуального образовательного маршрута в объеме определенного периода.

 

 Диагностику  знаний, умений и навыков дошкольников провожу два раза в год: в начале и в конце учебного года, в том числе и диагностику интегративных качеств каждого ребёнка.  Это позволяет сравнить результаты проведенной работы с детьми (стр.20 – 31). В отношении обнаруженных у детей проблем или отклонений всегда преследуется цель их коррекции. Анализ результатов диагностического обследования помогает правильно подобрать формы и методы воспитания, позволяет обнаружить сильные и слабые стороны развития ребенка, а также разработать индивидуальный образовательный маршрут ребёнка. В соответствии с результатами диагностики и индивидуальными особенностями детей в целях удобства планирования и организации деятельности, я условно разделила их на три подгруппы:

- дети, с большой активностью и интересом к познанию окружающего мира (высокий уровень);                                                                                                             - дети, активность которых внешне не проявляется, но они всегда внимательны, часто отвечают правильно и умеют найти верное решение предложенной задачи (средний уровень);                                                                                                             

 - пассивные дети, часто невнимательные, испытывающие трудности в процессе воспитания и обучения (низкий уровень).         

С воспитанниками высокого уровня развития стараюсь использовать дидактические игры, логические задания с усложненным вариантом. С имеющими средний уровень занимаюсь согласно требованиям программы, но если ребёнок быстро и легко справляется с заданием, я его усложняю. С детьми низкого уровня развития часто занимаюсь индивидуально как  во время непосредственно образовательной деятельности, так и вне. В результате такой работы  существенно снижается процент низкого уровня.                                                                       Таким образом, дифференцированный подход является одним из важнейших принципов обучения. Реализация данного подхода позволяет мне в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление о каждом из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения.  Зная индивидуальные особенности каждого воспитанника, стараюсь учитывать их в своей работе: подходить к ребенку с учетом особенностей нервной системы, уровня физического и умственного развития, сложившихся привычек, реакций на окружающее. Приемы педагогического воздействия необходимы для полноценного развития малыша, для его хорошего самочувствия и жизнерадостного настроения.

Немаловажную роль в организации работы имеют физические данные ребёнка, его здоровье. Понимая значимость укрепления, сохранения здоровья своих воспитанников я целенаправленно работаю над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищу новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников.  Сохранение  и укрепление здоровья детей – одно из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения.                                                                                                                             Каждый день начинается с утренней гимнастики, в тёплое время года на свежем воздухе, которая позволяет получить заряд бодрости, даёт стимул к рабочей активности на занятии. Образовательная деятельность требует от детей напряжение, в связи с этим в воспитательно-образовательный процесс я включаю оздоровительные мероприятия: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультминутки, которые необходимы для снятия психо-эмоционального напряжения. Используемые мной здоровьесберегающие технологии, направлены на воспитание у детей культуры здоровья, на формирование представлений о здоровье как ценности, на мотивацию ведения здорового образа жизни. Моя цель научить ребёнка использовать полученные знания в повседневной жизни. Важную роль в оздоровительной работе играет мониторинг физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы. На каждого ребенка заведен лист здоровья с указанием антропометрических данных. Ежемесячно проводится анализ заболеваемости и посещаемости (стр.32 – 33).

 

Для создания атмосферы комфортности для детей, взаимного доверия, уважения я использую психологические речевые настройки. Основная их цель – формирование позитивного настроя, доброжелательного отношения детей друг к другу и ко мне. Каждый день начинается с «утра радостных встреч», слова всегда разные, но задача одна – показать детям, что рада их видеть, поднять настроение и настроить на доброжелательные отношения.  Для снятия психоэмоционального напряжения, в группе функционирует уголок релаксации, где ребёнок может побыть один . Использую психологические игры, которые способствуют объединению детей в группе, снимают конфликтность, воспитывают умение понимать чувства других людей и реагировать на них, корректировать нарушения в поведении детей, формировать психологический микроклимат в группе.  Воспитатель, создающий общий эмоционально-позитивный микроклимат в группе – основа формирования нравственных качеств личности ребёнка. Доброжелательная улыбка, кивание или покачивание головой, взгляд, мимика, совместные выполнения трудных  заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение, поддержка, смех над шутками ребёнка – всё это является залогом эмоционального комфорта каждого ребёнка. Совместно с детьми веду дневник настроений, добрых дел, обсуждаем различные ситуации из жизни. Рассматривая картины , привлекаю внимание детей к чувствам, поступкам, состояниям. Организовываю театрализованные спектакли, игры- драматизации, в ходе которых учу передавать настроение, эмоции, чувства персонажей. Высшее проявление педагогической успешности- это улыбка на лицах детей.

 

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей.   Поэтому всю работу строю в непосредственном и тесном контакте с ними (стр.84 – 96).  Начала работу с анкетирования «Давайте познакомимся!».   На основе полученных данных, определила тактику своего общения с каждым родителем. Также анкетирование помогло мне понять педагогические потребности каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.    Сразу же определились: родители-лидеры, которые являются организаторами и помощниками во всех начинаниях; родители, которые выполняют любые важные поручения, проявляют активность во всех конкурсах, не остаются в стороне в совместных праздниках; родители заинтересованные, но малоактивные, желающие решить проблемы с помощью специалистов, приложив минимум усилий.   Работая с детьми младшего дошкольного возраста, начинать приходиться с азов: наблюдая за воспитанниками в детском саду, разговаривая с родителями, выясняю уровень овладения детьми навыков самообслуживания.   Учитывая педагогическую подготовленность родителей, отношение их к воспитанию детей, разным семьям даю различные советы. На консультациях разъяснят мамам и папам, как учить детей самостоятельно пользоваться столовыми приборами, одеваться, как привить культурно-гигиенические навыки .  Обязательно знакомлю родителей с результатами диагностики и совместными усилиями намечаем план коррекции выявленных нарушений .  В группе работает «служба информации», где родители могут познакомиться с новыми печатными изданиями, получить сведения о работе ДОУ, группы, о том, чем занимался ребенок сегодня в саду.  Для достижения наиболее высокого результата, использую разнообразные формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, совместные развлечения, изготовление поделок, анкетирование, подготовка наглядной агитации, беседы, консультации, как групповые, так и индивидуальные.    Общаясь индивидуально, получаю возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать конкретные советы.  Анализ работы с семьей выявил такую проблему, как организация совместной дея­тельности родителей и детей.    Одна из главных задач взаимодействия — создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.  У современных родителей, в силу своей занятости, часто не хватает времени на игры с детьми, чтение книг, совместные походы.   Я стараюсь заинтересовать, обратить их внимание на то, как нужны детям такие тихие семейные вечера, или шумные совместные праздники и развлечения в детском саду.   После организации мероприятий, в группе  всегда оформляется фотовыставку, и это даёт свои положительные результаты: родители, не участвовавшие, проявляют интерес и как правило находят возможность принять участие в следующий раз. У нас в группе многое сделано руками пап и мам наших детей.  С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, "больница", "парикмахерская", "магазин".

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм дало определенные результаты: основная часть родителей из пассивных наблюдателей стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения, это длительный процесс, долгий и кропотливый труд. Я не останавливаюсь на достигнутом.  Продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями, от того, насколько доверительнее эти отношения зависит комфортность ребёнка.  В своей работе стараюсь максимально удовлетворить выявленные пожелания родителей. По результатам анкетирования, главной задачей которого было выяснить степень удовлетворенности родителей условиями жизнедеятельности детей в группе, 95% дали высокую оценку работе коллектива.  Результатом сотрудничества с родителями в ходе совместной деятельности стало:

•        участие родителей в оформлении и организации эстетической среды в ДОУ: предметно – развивающей среды в группе, на участке;

•        изготовление родителями: картин (для уголка природы, художественного творчества), театрализованных игр для детей, а так же оказание посильной помощь в оформлении зимних и летних участков;

•        сближение взрослых и детей;

•        объективное оценивание собственного ребенка, умение делать выводы и предпринимать конкретные действия по корректировке воспитания и образования;

•        понятнее и ближе стала личность педагога.

  Детский сад - это дом, где работают влюбленные в свое дело сотрудники, которых объединяет одно общее желание: понять ребенка, не навязывая ему своей воли, помочь быть самим собой. Коллектив нашего детского сад с большим творческим потенциалом относительно стабилен.  Это  коллектив единомышленников,  где создана единая педагогическая среда. Поэтому у нас царит обстановка доброжелательности, взаимодоверия, уважения, открытости. Стиль моего общения с коллегами доброжелательно-тактичный, носит демократичный характер. Стараюсь не навязывать свое мнение, прислушиваюсь к мнению других. Относительно легко разрешаю проблемы и конфликты, требовательна к себе. Делюсь своим опытом с коллегами и знакомлюсь с их опытом, их методическими находками. Общение с коллегами всегда интересно, а обмен опытом помогает профессиональному росту. У нас общая цель, поэтому не может быть разногласий и недоверия. Залог многолетней дружбы – взаимное уважение, терпимость и, конечно же, профессионализм.

 

Я знаю, что личность педагога может стать фактором формирования личности воспитанника только в том случае, если педагог является профессионально грамотным, свободным членом педагогического сообщества. Вот почему научно-методическая работа, организованная в ДОУ, нацелена на профессиональное развитие, приобретение и закрепление статуса педагога, решение его профессиональных и личных проблем, на его успешную самореализацию. Для повышения профессионального мастерства использую такие формы, как: 

  - курсы повышения квалификации (одна из традиционных и обязательных форм работы по повышению квалификации педагогов, на которых дают много практического материала). В 2009 году прошла курсы повышения квалификации при Тамбовском областном институте повышения квалификации работников образования по проблеме «Организация и содержание воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации современных моделей дошкольного образования» (стр.19). 

В данный момент прохожу обучение на курсах повышения квалификации по проблеме «Комплексный подход к обновлению содержания дошкольного образования», а так же курсы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников;

 - посещение мероприятий ДОУ (педагогические советы, семинары-практикумы, открытые просмотры педагогического процесса) даёт возможность выступить, подискутировать на интересующую тему, получить много полезного для своей работы (стр.35 – 37);

 - посещение городских педагогических объединений, наиболее эффективная форма трансляции передового опыта, а объединение по тематическому принципу дают возможность более глубоко обобщить передовой педагогический опыт по основным направлениям (стр.39 – 42);

 - самообразование : изучение новинок методической литературы по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;  внимательно слежу за новыми рекомендациями и статьями журналов «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Справочник старшего воспитателя», «Обруч» и использую их в работе;

 - использую в работе материалы интернет сайтов www.1september.ru; www.detstvo-press.ruwww.detsad.ru и др.  Делюсь опытом, размещая материал на сайте Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования «Тамбов ВИКИ», www.mama.ru, обсуждаю проблемы дошкольного образования на форумах krassmama, numi и др (стр.97 – 99).                                                                                                                           Обобщая опыт работы по выбранному направлению мною были проведены консультации для педагогов и родителей, выступления на педсовете, открытые мероприятия, выставки.

   Несмотря на большой стаж в педагогической работе в своей профессиональной деятельности испытываю определенные трудности:                     Не всегда  складывается общение с молодыми родителями. К сожалению, часто возникает проблема нехватки взаимопонимания, такта и терпения, что бы услышать и понять друг друга.  Для её решения  использую принцип индивидуального подхода к участию родителей. Возникающие препятствия лишь стимулируют мою активность на поиски решения проблем.                    Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества. Время требует использования в своей деятельности новых информационных технологий, я пока еще в недостаточной степени освоила их. Анализируя свою деятельность, хочется отметить, что использование  ИКТ в работе с детьми и родителями находится на среднем уровне,  в связи с чем возникают определённые трудности. Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги, должны стать для ребёнка проводником в мир новых технологий.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx38.47 КБ

Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности

Дошкольное образование, как обозначено в законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к его качеству. Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днём.

Ключевая идея нашего детского сада – создание условий для полноценного гармоничного развития, воспитания и обучения каждого ребёнка в зависимости от его индивидуальных возможностей.

Для достижения этой цели коллектив детского сада выстраивает и полностью реализует систему целеполаганий :

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, физическое развитие;
  •  Эмоциональное благополучие каждого ребёнка;
  • Интеллектуальное развитие ребёнка;
  • Создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей;
  • Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
  • Взаимоотношения с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.

Цель моей профессиональной деятельности полностью согласуется с целью и задачами деятельности ДОУ, а именно:

  •  Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребёнка;
  •  Создание в группе комфортной атмосферы и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;
  •  Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  •  Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать у детей познавательные способности и творческое мышление в соответствии с интересами каждого ребёнка;
  •  Обеспечение развития ребёнка в процессе воспитания;
  •  Координация подходов к воспитанию детей в условиях сотрудничества ДОУ и семьи;

Содержание воспитательно-образовательного процесса, проводимого мною с воспитанниками, носит развивающий характер и направлен на достижение целей, заложенных в образовательном разделе программы развития ДОУ, я являюсь активным участником её разработки и реализации, принимаю участие в проведении анализа, реализации воспитательных и образовательных программ. Апробирую в своей работе инновационные методики и технологии, приветствуя все новое, передовое и проектируя свою деятельность на будущее.                                                                                  

 

В своей профессиональной деятельности я руководствуюсь следующими нормативно-правовыми документами:

 - Закон РФ  «Об образовании»;

 - Конвенция о правах ребёнка;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от  № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

 - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;                    

 - Приказ от 30 августа 2013 г. №1014 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».

- Устав МБДОУ « Детский сад комбинированного вида №2 «Улыбка»

 - Годовой план МБДОУ.

 

За период, прошедший после последней аттестации,  я продолжила работу по обеспечению физического и духовного  развития ребёнка в таких условиях, когда обучение становится для него благом, радостью, основной формой выражения детской жизни. Создаю проблемные, поисково-исследовательские ситуации, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей воспитанников  с целью включения их в творческий поиск решения поставленных задач.                                                                                        

Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем процессам, развивая умения, соответственно возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, я обеспечиваю решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребёнка к новым условиям, тем самым ускоряя и облегчая процесс адаптации.  

 В период, прошедший после последней аттестации мне удалось:

  • Организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребёнку физический и психологический комфорт;
  • Сформировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
  • Воспитать потребность в самостоятельной двигательной активности;
  • Сформировать у детей начальное чувство уверенности в себе и своих возможностях, а так же активность, инициативность и самостоятельность;
  • Заложить основы доверительного отношения к взрослым, доброжелательного отношения друг к другу;
  • Сформировать устойчивый интерес к окружающей действительности, проявлять эмоциональную отзывчивость к её эстетической стороне (природа, окружающие предметы, картины, музыка).
  • Познакомить с социокультурными ценностями .

Результаты решения проблем представлены в виде диагностических карт, обобщены в выступлениях перед коллегами на педагогических советах, на родительских собраниях, городских семинарах. Провожу всевозможные выставки, слайдовые презентации результатов работы, разрабатываю педагогические проекты на интересные для детей темы, а также размещаю статьи на сайтах.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется воспитанию любви к родному краю. Конкретные мероприятия, предусмотренные данной проблемой  и внесенные в план ее реализации, нашли отражение  в моей работе « Знакомство детей с русским фольклором» (стр.73 – 83).  Так как  русское народное творчество обогащает чувства детей, формирует отношение к окружающему миру, играет важную роль во всестороннем развитии, я обращаю большое внимание на:

-широкое использование фольклора ( сказок, потешек, песен, загадок и т.д.), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития ребёнка;

-знакомство с русскими играми, в которых заключается огромный потенциал для физического развития детей, для развития речи и социального общения;

- создание атмосферы национального быта для развития любознательности, воспитания чувства прекрасного;

-приобщение родителей в работе с детьми по ознакомлению с устным народным творчеством- это сближает родителей и детей, способствует большему общению между ними.

При подборе фольклорного материала, учитываю возрастные особенности и возможности детей. Опыт работы показывает, что для младшего возраста более доступны « малые фольклорные формы»- потешки, прибаутки, сказки, загадки. В среднем возрасте : наряду с усложнением малых форм –всё большее место уделяю народной сказке , былинам, пословицам, поговоркам. Стараюсь широко использовать жанры малого фольклора , организовывая подвижные игры применяю различные считалки. Загадки дают мотивацию на предстоящую деятельность и поддержание интереса к различным видам игр. Для развития речи использую потешки, скороговорки, прибаутки , песенки. Провожу индивидуальную работу с детьми , широко используя фольклор.

Приобщаю родителей к работе по ознакомлению детей с устным народным творчеством. С их помощью в группе создан уголок « Русская изба». Там есть такие атрибуты как  прялка, ухват, люлька, печь и многое другое, что даёт детям возможность наглядно увидеть предметы старины.

Разработанный мной материал и опыт моей работы широко используют педагоги нашего сада. Музыкальный руководитель , составляя конспект развлечения или утренника, советуется со мной по подбору материала. Воспитателю по физкультуре я порекомендовала как при помощи потешек провести утреннюю гимнастику. Подобранный материал по фольклору помогает нам найти подход к детям, наладить эмоциональный контакт .

Наблюдая за детьми я обратила внимание на то, что у детей появился интерес к устному народному творчеству, они стали использовать в своей речи пословицы, потешки, считалочки. С  удовольствием разучивают песенки и скороговорки. Знают русские народные сказки, персонажей из них, умеют выражать свои мысли и суждения по поводу поведения героев сказок. Считаю, что это говорит о высоких результатах работы в данном направлении.

Одним из эффективных методов воспитания и образования детей является метод индивидуального подхода. Важно, чтобы  ребёнок не просто усвоил определённый материал, а получил возможность для развития своих творческих, познавательных способностей и готовности ребёнка самостоятельно добывать новые знания, использовать прежний опыт для решения возникающих проблем, определять способы своих действий в новых ситуациях. В результате ребёнок будет готов к самообразованию, познанию и к саморазвитию. С введением в действие федеральных государственных требований, такой подход становится боле актуальным, а образовательная работа с дошкольниками требует гибкого подбора разнообразных форм, методов, приемов взаимодействия.                                                                                                                     Все дети,  разные, и каждый имеет право на собственный путь развития. Поэтому в своей группе я стараюсь создать условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом,  и каждому воспитаннику.  Предоставляю каждому ребёнку  возможность проявить индивидуальность и творчество. Предметно-пространственная среда является одним из важных компонентов индивидуального подхода и  ориентируется на зону «ближайшего развития», т.е. содержит предметы, и материалы которыми дети будут овладевать с помощью взрослого, знакомые и совсем незнакомые предметы. Весьма значительное место в развивающей среде отводится ее наполнению. Практические материалы, игры, разрезные картинки по классификации помогают мне использовать их по наполнению образовательного, игрового и жизненного пространства ребенка. Педагогическая ценность игровых материалов заключается в том, что их можно творчески интерпретировать, с учетом развития каждого воспитанника, что обеспечивает успешность, комфортность и личное благополучие каждого ребенка во всех сферах деятельности.  С целью улучшения психологической атмосферы в группе стараюсь отказаться от воздействия на ребенка и перейти к взаимодействию, предоставляя возможность детям самим выбирать занятие по интересам (в свободной деятельности, во время прогулок), я откликаюсь на любую просьбу ребенка в совместной деятельности. Постоянно отмечаю новые достижения ребенка в разных видах деятельности, намеренно создаю ситуации, в которых робкие, неуверенные в себе дети достигают успеха. Поддерживаю эмоциональный комфорт «непопулярных» в группе детей, создаю условия для их принятия сверстниками. В результате создаются равноправные взаимоотношения между всеми участниками педагогического процесса. В группе преобладает доверительный стиль общения: дети-дети;  дети-взрослые; педагоги- родители. Для социального развития ребенка важно создание условий для формирования коммуникативных навыков. С этой целью в свободной деятельности  использую все виды игр: сюжетно- ролевые, подвижные, дидактические, режиссерские, строительные, игры-драматизации, словесные, социальные. Во время игры у детей более успешно идет развитие познавательных процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать в коллективе.

Я считаю, мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей.  Я  незаметно для ребенка побуждаю его к самостоятельной деятельности, создаю благоприятные педагогические условия. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Особое значение придаю формированию доброжелательных отношений между ними.

Один из принципов организации жизни и самостоятельной деятельности детей – создание комфортной среды в группе. При создании условий для детей пользуюсь такими правилами как : наличие развивающих зон, вариативность использования предметов, доступность, трансформированность и безопасность. Предметно-развивающая среда организована мной таким образом, что бы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом  (стр.59 – 72). Всё групповое пространство доступно детям: игрушки, игры, дидактический материал. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Они получают возможность постоянно чувствовать себя полноправными владельцами игрушек, свободно перемещаться по группе, получать удовольствие от жизни окружающих его детей и взрослых. Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра, специфика которой заключается в условном характере действий. Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события. Играя, малыши используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, что обеспечивает в известной мере независимый от взрослых мир детства. Я получаю удовольствие  находиться рядом в такие моменты,  наблюдать, контролировать, быть  другом, партнёром в игре.

В основе результативности моей работы лежит постоянное совершенствование организации воспитательного-образовательного процесса. Воспитатель должен уметь прогнозировать развитие процесса воспитания и обучения. Важно не только выявить несоответствие между практикой и требованиями программы, но и своевременно оказать помощь, подсказать, найти пути решения проблемы. В этом мне помогает составление индивидуального маршрута ребёнка. Прогнозирую возможность освоения ребёнком программы на разных этапах её реализации. Считаю, что человек достигает результата только тогда, когда делает сам. Использую это как метод в работе с детьми.

Уверена, что в работе с детьми наиболее эффективным является личностно-ориентированный подход обучения, использование которого позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс. Содержание обучения организую в форме игры, так как именно она является ведущим видом деятельности. Использую следующие методы и приемы обучения:

- побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность;

- проблемные и игровые обучающие ситуации;

- проблемно-поисковый метод (помогает воспитывать интерес к поисковым действиям);

- развивающие игры и упражнения (помогают направить внимание детей на сравнение, анализ, синтез и т. д.);

- задания творческого типа (с одновременной активизацией мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и познавательную деятельность детей);

- учебно-методические (формируют мотивацию для обучения в школе); связь результатов опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице;

- методы стимулирования и мотивации (предвосхищения, оценка).

В результате моей работы у детей повысился интерес к учебной задаче и процессу ее решения, повысилась эффективность запоминания, они научились не только решать, но и составлять  задачи, рассказ, опираясь на схематизированные образы, повысилась творческая активность детей.

Моя педагогическая деятельность  строится на основе  общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, разработанной с учётом федеральных государственных требований .

Для успешного решения воспитательных и образовательных задач в своей педагогической деятельности я использую такие парциальные программы, как:

  • Программа «Юный эколог» (С.Н.Николаева)
  • Программа «Наш дом – природа» (Н.Рыжов)
  • Программа «Развитие социальной уверенности у дошкольников» (Е.В.Прима).
  • Программа «Я, ты, мы» (О.Л.Князева, Р.Б.Стёркина)
  • Методические рекомендации по сохранению и укреплению здоровья дошкольников «Здоровый ребёнок» (С.В.Иванова, Ю.И.Шевякова, Г.А.Рыкова).

Как творческая личность готова к внедрению новых образовательных программ воспитания и развития детей в соответствии с их возрастными психофизиологическими особенностями, использую  новые технологии, методики в практической деятельности с детьми: С. Гирндт «Разноцветные поделки из природного материала», А.Риттерхофф «Идеи для детского творчества», Г. И. Долженко «100 поделок из бумаги», И.А. Лыкова «Изобразительное творчество в детском саду».

Всю свою работу я стараюсь построить так, чтобы ярче раскрыть творческие способности детей. Моя задача – не просто создать условия для полноценного психологического, интеллектуального и физического развития ребёнка, но и самой включаться в процесс его воспитания и образования. Ведь только с моей помощью, направляемый и ободрённый мною ребёнок разовьёт все свои способности и умения. Строя образовательную деятельность, стараюсь создавать детям условия поисковой деятельности. Я поощряю усилия и стремления ребёнка узнать что то новое. Знаю, у каждого свой срок и свой час постижения тех или иных знаний. Сравниваю результаты  работы детей только с их собственными достижениями. Индивидуальные особенности развития и поведения ребёнка зависят главным образом от условий его жизни и воспитания. Мои дети воспитываются в семьях,  в которых свои правила, разный быт и разные взгляды на жизнь. Вот и дети у меня разные, отличаются особенностями поведения, психическим и физическим развитием. Добрые и отзывчивые, капризные и легковозбудимые, энергичные и  медлительные. Узнавая  особенности каждого воспитанника,  учитываю  их в своей работе  для полноценного развития малыша, что помогает  мне  в решении воспитательных задач.                                                                                                    Для меня, как для воспитателя, взаимодействующего с детьми разных возрастных групп, очень важно определить, каким набором педагогического инструментария следует воспользоваться, чтобы  ежедневно помогать   детям  овладевать необходимыми знаниями, познавать мир, развиваться, взрослеть. В результате своей практической деятельности выяснила, что не каждого ребенка легко побудить к активной деятельности на занятии или в игре. У некоторых детей пропадает интерес и, естественно, появляется отставание от сверстников. Преодолеть такое положение стало возможным в результате поиска более интересных форм воспитания и обучения, создания атмосферы сотрудничества в группе, дающей каждому веру в возможность движения вперед.                                                                                                        В целях обеспечения индивидуально - дифференцированного подхода к каждому ребенку, педагогический процесс организован с учетом здоровья детей, гибкого режима дня, изучения интересов каждого ребенка, а, следовательно, проектирования самостоятельной деятельности детей с  их учетом, использование психологических разгрузок, обсуждение дел в течение дня со всем детским коллективом.   В общении с детьми я придерживаюсь личностно ориентированной модели, где я не подгоняю, а предупреждаю возникновение тупиковых ситуаций, обеспечиваю ребёнку чувство психологической защищённости, доверия к миру и радости существования.

Являясь частью окружающего мира, ребёнок нуждается в отношениях с другими людьми, именно так происходит его полноценное личностное развитие. Сотрудничество детского сада с социокультурными центрами города (стр. 53 - 58) положительно влияют на развитие, обучение и воспитание детей.

Я ставлю своей целью индивидуальный подход к развитию ребёнка, уважение его личности, учёт его интересов развития, заботу об эмоциональном комфорте и стремление к созданию условий для творческого самовыражения. Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей можно обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие. В этом мне помогает мониторинг, который позволяет:

- выявить уровень усвоения программы;

- уровень развития познавательных процессов;

- темп работоспособности;

- уровень общей осведомленности

- оценку результативности индивидуального образовательного маршрута в объеме определенного периода.

 

 Диагностику  знаний, умений и навыков дошкольников провожу два раза в год: в начале и в конце учебного года, в том числе и диагностику интегративных качеств каждого ребёнка.  Это позволяет сравнить результаты проведенной работы с детьми (стр.20 – 31). В отношении обнаруженных у детей проблем или отклонений всегда преследуется цель их коррекции. Анализ результатов диагностического обследования помогает правильно подобрать формы и методы воспитания, позволяет обнаружить сильные и слабые стороны развития ребенка, а также разработать индивидуальный образовательный маршрут ребёнка. В соответствии с результатами диагностики и индивидуальными особенностями детей в целях удобства планирования и организации деятельности, я условно разделила их на три подгруппы:

- дети, с большой активностью и интересом к познанию окружающего мира (высокий уровень);                                                                                                             - дети, активность которых внешне не проявляется, но они всегда внимательны, часто отвечают правильно и умеют найти верное решение предложенной задачи (средний уровень);                                                                                                             

 - пассивные дети, часто невнимательные, испытывающие трудности в процессе воспитания и обучения (низкий уровень).          

С воспитанниками высокого уровня развития стараюсь использовать дидактические игры, логические задания с усложненным вариантом. С имеющими средний уровень занимаюсь согласно требованиям программы, но если ребёнок быстро и легко справляется с заданием, я его усложняю. С детьми низкого уровня развития часто занимаюсь индивидуально как  во время непосредственно образовательной деятельности, так и вне. В результате такой работы  существенно снижается процент низкого уровня.                                                                       Таким образом, дифференцированный подход является одним из важнейших принципов обучения. Реализация данного подхода позволяет мне в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление о каждом из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения.  Зная индивидуальные особенности каждого воспитанника, стараюсь учитывать их в своей работе: подходить к ребенку с учетом особенностей нервной системы, уровня физического и умственного развития, сложившихся привычек, реакций на окружающее. Приемы педагогического воздействия необходимы для полноценного развития малыша, для его хорошего самочувствия и жизнерадостного настроения.

Немаловажную роль в организации работы имеют физические данные ребёнка, его здоровье. Понимая значимость укрепления, сохранения здоровья своих воспитанников я целенаправленно работаю над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищу новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников.  Сохранение  и укрепление здоровья детей – одно из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения.                                                                                                                             Каждый день начинается с утренней гимнастики, в тёплое время года на свежем воздухе, которая позволяет получить заряд бодрости, даёт стимул к рабочей активности на занятии. Образовательная деятельность требует от детей напряжение, в связи с этим в воспитательно-образовательный процесс я включаю оздоровительные мероприятия: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультминутки, которые необходимы для снятия психо-эмоционального напряжения. Используемые мной здоровьесберегающие технологии, направлены на воспитание у детей культуры здоровья, на формирование представлений о здоровье как ценности, на мотивацию ведения здорового образа жизни. Моя цель научить ребёнка использовать полученные знания в повседневной жизни. Важную роль в оздоровительной работе играет мониторинг физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы. На каждого ребенка заведен лист здоровья с указанием антропометрических данных. Ежемесячно проводится анализ заболеваемости и посещаемости (стр.32 – 33).

Для создания атмосферы комфортности для детей, взаимного доверия, уважения я использую психологические речевые настройки. Основная их цель – формирование позитивного настроя, доброжелательного отношения детей друг к другу и ко мне. Каждый день начинается с «утра радостных встреч», слова всегда разные, но задача одна – показать детям, что рада их видеть, поднять настроение и настроить на доброжелательные отношения.  Для снятия психоэмоционального напряжения, в группе функционирует уголок релаксации, где ребёнок может побыть один . Использую психологические игры, которые способствуют объединению детей в группе, снимают конфликтность, воспитывают умение понимать чувства других людей и реагировать на них, корректировать нарушения в поведении детей, формировать психологический микроклимат в группе.  Воспитатель, создающий общий эмоционально-позитивный микроклимат в группе – основа формирования нравственных качеств личности ребёнка. Доброжелательная улыбка, кивание или покачивание головой, взгляд, мимика, совместные выполнения трудных  заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение, поддержка, смех над шутками ребёнка – всё это является залогом эмоционального комфорта каждого ребёнка. Совместно с детьми веду дневник настроений, добрых дел, обсуждаем различные ситуации из жизни. Рассматривая картины , привлекаю внимание детей к чувствам, поступкам, состояниям. Организовываю театрализованные спектакли, игры- драматизации, в ходе которых учу передавать настроение, эмоции, чувства персонажей. Высшее проявление педагогической успешности- это улыбка на лицах детей.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей.   Поэтому всю работу строю в непосредственном и тесном контакте с ними (стр.84 – 96).  Начала работу с анкетирования «Давайте познакомимся!».   На основе полученных данных, определила тактику своего общения с каждым родителем. Также анкетирование помогло мне понять педагогические потребности каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.    Сразу же определились: родители-лидеры, которые являются организаторами и помощниками во всех начинаниях; родители, которые выполняют любые важные поручения, проявляют активность во всех конкурсах, не остаются в стороне в совместных праздниках; родители заинтересованные, но малоактивные, желающие решить проблемы с помощью специалистов, приложив минимум усилий.   Работая с детьми младшего дошкольного возраста, начинать приходиться с азов: наблюдая за воспитанниками в детском саду, разговаривая с родителями, выясняю уровень овладения детьми навыков самообслуживания.   Учитывая педагогическую подготовленность родителей, отношение их к воспитанию детей, разным семьям даю различные советы. На консультациях разъяснят мамам и папам, как учить детей самостоятельно пользоваться столовыми приборами, одеваться, как привить культурно-гигиенические навыки .  Обязательно знакомлю родителей с результатами диагностики и совместными усилиями намечаем план коррекции выявленных нарушений .  В группе работает «служба информации», где родители могут познакомиться с новыми печатными изданиями, получить сведения о работе ДОУ, группы, о том, чем занимался ребенок сегодня в саду.  Для достижения наиболее высокого результата, использую разнообразные формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, совместные развлечения, изготовление поделок, анкетирование, подготовка наглядной агитации, беседы, консультации, как групповые, так и индивидуальные.    Общаясь индивидуально, получаю возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать конкретные советы.  Анализ работы с семьей выявил такую проблему, как организация совместной деятельности родителей и детей.    Одна из главных задач взаимодействия — создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.  У современных родителей, в силу своей занятости, часто не хватает времени на игры с детьми, чтение книг, совместные походы.   Я стараюсь заинтересовать, обратить их внимание на то, как нужны детям такие тихие семейные вечера, или шумные совместные праздники и развлечения в детском саду.   После организации мероприятий, в группе  всегда оформляется фотовыставку, и это даёт свои положительные результаты: родители, не участвовавшие, проявляют интерес и как правило находят возможность принять участие в следующий раз. У нас в группе многое сделано руками пап и мам наших детей.  С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, "больница", "парикмахерская", "магазин".

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм дало определенные результаты: основная часть родителей из пассивных наблюдателей стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения, это длительный процесс, долгий и кропотливый труд. Я не останавливаюсь на достигнутом.  Продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями, от того, насколько доверительнее эти отношения зависит комфортность ребёнка.  В своей работе стараюсь максимально удовлетворить выявленные пожелания родителей. По результатам анкетирования, главной задачей которого было выяснить степень удовлетворенности родителей условиями жизнедеятельности детей в группе, 95% дали высокую оценку работе коллектива.  Результатом сотрудничества с родителями в ходе совместной деятельности стало:

•        участие родителей в оформлении и организации эстетической среды в ДОУ: предметно – развивающей среды в группе, на участке;

•        изготовление родителями: картин (для уголка природы, художественного творчества), театрализованных игр для детей, а так же оказание посильной помощь в оформлении зимних и летних участков;

•        сближение взрослых и детей;

•        объективное оценивание собственного ребенка, умение делать выводы и предпринимать конкретные действия по корректировке воспитания и образования;

•        понятнее и ближе стала личность педагога.

  Детский сад - это дом, где работают влюбленные в свое дело сотрудники, которых объединяет одно общее желание: понять ребенка, не навязывая ему своей воли, помочь быть самим собой. Коллектив нашего детского сад с большим творческим потенциалом относительно стабилен.  Это  коллектив единомышленников,  где создана единая педагогическая среда. Поэтому у нас царит обстановка доброжелательности, взаимодоверия, уважения, открытости. Стиль моего общения с коллегами доброжелательно-тактичный, носит демократичный характер. Стараюсь не навязывать свое мнение, прислушиваюсь к мнению других. Относительно легко разрешаю проблемы и конфликты, требовательна к себе. Делюсь своим опытом с коллегами и знакомлюсь с их опытом, их методическими находками. Общение с коллегами всегда интересно, а обмен опытом помогает профессиональному росту. У нас общая цель, поэтому не может быть разногласий и недоверия. Залог многолетней дружбы – взаимное уважение, терпимость и, конечно же, профессионализм.

Я знаю, что личность педагога может стать фактором формирования личности воспитанника только в том случае, если педагог является профессионально грамотным, свободным членом педагогического сообщества. Вот почему научно-методическая работа, организованная в ДОУ, нацелена на профессиональное развитие, приобретение и закрепление статуса педагога, решение его профессиональных и личных проблем, на его успешную самореализацию. Для повышения профессионального мастерства использую такие формы, как:  

  - курсы повышения квалификации (одна из традиционных и обязательных форм работы по повышению квалификации педагогов, на которых дают много практического материала). В 2009 году прошла курсы повышения квалификации при Тамбовском областном институте повышения квалификации работников образования по проблеме «Организация и содержание воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации современных моделей дошкольного образования» (стр.19).  

В данный момент прохожу обучение на курсах повышения квалификации по проблеме «Комплексный подход к обновлению содержания дошкольного образования», а так же курсы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников;

 - посещение мероприятий ДОУ (педагогические советы, семинары-практикумы, открытые просмотры педагогического процесса) даёт возможность выступить, подискутировать на интересующую тему, получить много полезного для своей работы (стр.35 – 37);

 - посещение городских педагогических объединений, наиболее эффективная форма трансляции передового опыта, а объединение по тематическому принципу дают возможность более глубоко обобщить передовой педагогический опыт по основным направлениям (стр.39 – 42);

 - самообразование : изучение новинок методической литературы по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;  внимательно слежу за новыми рекомендациями и статьями журналов «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Справочник старшего воспитателя», «Обруч» и использую их в работе;

 - использую в работе материалы интернет сайтов www.1september.ru; www.detstvo-press.ru;  www.detsad.ru и др.  Делюсь опытом, размещая материал на сайте Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования «Тамбов ВИКИ», www.mama.ru, обсуждаю проблемы дошкольного образования на форумах krassmama, numi и др (стр.97 – 99).                                                                                                                           Обобщая опыт работы по выбранному направлению мною были проведены консультации для педагогов и родителей, выступления на педсовете, открытые мероприятия, выставки.

   Несмотря на большой стаж в педагогической работе в своей профессиональной деятельности испытываю определенные трудности:                     Не всегда  складывается общение с молодыми родителями. К сожалению, часто возникает проблема нехватки взаимопонимания, такта и терпения, что бы услышать и понять друг друга.  Для её решения  использую принцип индивидуального подхода к участию родителей. Возникающие препятствия лишь стимулируют мою активность на поиски решения проблем.                    Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества. Время требует использования в своей деятельности новых информационных технологий, я пока еще в недостаточной степени освоила их. Анализируя свою деятельность, хочется отметить, что использование  ИКТ в работе с детьми и родителями находится на среднем уровне,  в связи с чем возникают определённые трудности. Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги, должны стать для ребёнка проводником в мир новых технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности

Анализ педагогической деятельности....

Самоанализ педагогической деятельности: «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

Задачи:uприобщение детей к театральному искусству;uобогащение и активизация словаря детей;uстимулирование желания искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, жесты, и...

Самоанализ педагогической деятельности

Современные изменения российского образования определили переход от традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг, требующих от воспитателя  способно...

Самоанализ педагогической деятельности.

Цель моей педагогической деятельности: создание  благоприятных условий  для всестороннего развития личности дошкольника средствами художественно-эстетического воспитания.Задачи:Сохраня...

Самоанализ педагогической деятельности

Анализ моей педагогической деятельности (2010 г.)...