Развитие речи детей раннего возраста через реализацию направления «художественно – эстетическое развитие»
материал (младшая группа) на тему
Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог. Причем включен не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Для того чтобы ребенок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и, главное, в его общение со взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota.docx | 24.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей раннего возраста через реализацию направления «художественно – эстетическое развитие»
Роль развития речи ребёнка впервые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды деятельности детей и «социализацию» ребёнка.
Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог. Причем включен не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Для того чтобы ребенок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и, главное, в его общение со взрослыми.
Развитие речи детей происходит во всех видах деятельности. Я изучаю проблему развития речи детей раннего возраста через реализацию направления «художественно – эстетическое развитие». В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".
Когда ребёнок изображает простейшие предметы и явления, он познаёт их, у него формируются первые представления. Сначала малыши просто черкают карандашом или фломастером, потом начинают рисовать округлые линии и прочие загогулины. Специалисты называют такой период доизобразительным. Сейчас для ребенка не важен результат. Ему интересен сам процесс! Попробуйте придумывать вместе с ребенком, что же это он нарисовал, спрашивайте, что это… Такое внимание подстегнет интерес крохи к рисованию. Вскоре он будет не только «закалякивать» лист бумаги, но и объяснять: «Это – курочка, ко-ко-ко, зернышки клюет. А это – машина поехала…».
Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом и стимулируется развитие творчества ребёнка.
В моей группе дети очень любят рисовать и лепить. Эти виды деятельности предполагает совместное творчество взрослого и ребенка, развивает речь, фантазию и творчество
О целебной силе музыки свидетельствуют многие научные исследования. В античных источниках множество свидетельств, как с помощью пения и музыкальных инструментов людей избавляли от тяжелых болезней. В настоящее время, музыка чаще используется в психотерапевтических целях. Но, определенное влияние музыка оказывает на здоровье человека в целом, в том числе и на его речь.
Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами того не замечая, дети изучают основы поэзии! Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка. Речь ребенка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности. Например, через музыкальные пальчиковые игры. Как известно, развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Малышам нравятся потешные игры с пальчиками. Приговаривая при этом веселые стишки, напевая короткие попевки («Сорока-ворона», «Ладушки», «Водичка, водичка, умой мое личико»), можно превратить развивающие упражнения в увлекательное развлечение. Песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Получается, что мы «раскрашиваем» песню с помощью простых движений.
Таким образом, можно сделать вывод, что художественно – эстетическое развитие детей это важный информационный и коммуникативный канал. В своей работе я провожу интегрированные занятия, где тесно сплетаются речь и творчество (приложение).
Музыкальная деятельность, лепка, рисование даёт возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства. Именно эти виды творческой деятельности ярко и эмоционально окрашен, включает различные способы взаимодействия ребенка, как с взрослым, так и с детьми своего возраста.
Перспективный план развития детей раннего возраста через интеграцию с образовательной областью «художественно – эстетическое развитие»
неделя | тема | программное содержание |
Сентябрь | ||
I неделя
| Тема: «Кап – кап – кап»; «Тук – тук». Рисование дождик | Пр. задачи: Упражнять детей в правильном звукопроизношении; выработка умение произносить звукоподражания громко и тихо. Развитие голосового аппарата, чувство ритма. Познакомить детей рисовать пальчиками. Воспитывать эмоциональную отзывчивость |
II неделя
| Тема: «Осенние листочки» Рисование листочки. | Пр. задачи: Формировать у детей плавного свободного выдоха. Познакомить детей с признаками осени. Развивать речевое дыхание; чувства цвета и ритма. Упражнять детей пальчиками. Воспитывать любознательность |
III неделя
| Тема: «Села птичка на окошко» Лепка «Угощение для птички» | Пр. задачи: Упражнять детей слушать и понимать содержание стихотворения; умение отщипывать маленькие кусочки пластилина и прикреплять его к основе. Развивать чувство ритма (упражнять своевременно, повторять имеющееся в тексте восклицание «ай»). Воспитывать эмоциональное восприятие стихотворения, бережное отношение к птицам. |
IV неделя
| Тема: «Кто к нам в гости пришёл. Чтение потешки «Киска, киска, брысь»». Лепка «Колбаска для киски»
| Пр. задачи: Вызвать радостную эмоциональную реакцию на появление игрушки (кошка). Упражнять выделять её части по слову взрослого. Формировать умение внимательно, слушать потешку; умение лепить колбаску, раскатывая пластилин между ладошками. Воспитывать любовь к животным. |
Октябрь | ||
I неделя
| Тема: Чтение потешки “ Пальчик-мальчик». Рисование пальчиками «Весёлые пальчики» | Пр. задачи: Упражнять детей воспроизводить игровые движения согласно тексту потешки. Способствовать развитию речи. Развитие мелкой моторики. Воспитывать эмоциональное восприятие. |
II неделя
| Тема: «У Ляли болят зубы». Музыкально – коммуникативная игра «Кукла» | Пр. задачи: Формировать умение отчётливо произносить звук «О», округляя при этом губы. Развивать артикуляционный аппарат; умение выполнять движения под музыку, подпевая слова. Воспитывать чувство сострадания к больной кукле. |
III неделя
| Тема: Чтение потешки “Ладушки-ладушки” Музыкально – коммуникативная игра «Пузырь» | Пр. задачи: Упражнять детей подражать игровым действиям, формировать ощущение ритма. Способствовать развитию речи. Развитие мелкой моторики; умение выполнять движения под музыку, подпевая слова. Воспитывать эмоциональное восприятие. |
IV неделя
| Тема: Рассказывание сказки «Курочка Ряба» (с использование настольного театра) Лепка «Пшено для курочки» | Пр. задачи: Развивать понимание коротких, простых по содержанию рассказов. Формировать умение следить за развитием действий персонажа, улавливать и понимать причинно – следственные связи. Упражнять детей отщипывать маленькие кусочки пластилина и прикреплять его к основе. Воспитывать эмоциональное восприятие. |
V неделя
| Тема: «Во дворе» Рисование «Зёрнышки для птиц» | Пр. задачи: Развитие речевого слуха и способности к звукоподражанию, мелкую моторику. Упражнять детей в правильном звукопроизношении. Формировать у детей умение рисовать с помощью ватной палочки. Воспитывать любознательность. |
Ноябрь | ||
I неделя
| Тема: Занятие с сюжетными картинками Тема: «Кошка играет с мячом». Рисование «Клубок для котёнка» | Пр. задачи: Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенный на картинке, развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь. Воспитывать доброжелательное отношение к животным |
II неделя
| Тема: «Сделай то, что я скажу» Лепка: «Ниточки для воздушных шариков» | Пр. задачи: Формирование умения дослушивать задания до конца, осмысливать его и выполнять соответствующие действия. Упражнять детей рисовать прямые, вертикальные линии. Развивать внимание, речь. Воспитывать доброжелательность |
III неделя
| Тема: «Рассказывание народной сказки «Репка». Музыкально – коммуникативная игра «Пузырь»
| Пр. задачи: Развивать способность детей, понимать текст сказки, улавливать переживания персонажей сказки; расширить словарный запас. Развивать умение выполнять движения под музыку, подпевая слова. Воспитывать эмоциональную отзывчивость от сказки |
IV неделя
| Тема: «Снежинки». Рисование «Снег идёт».
| Пр. задачи: Формировать у детей плавного свободного выдоха. Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать самостоятельность |
Декабрь | ||
I неделя
| Тема: «Зимние забавы» Лепка «Снег идёт» | Пр. задачи: Продолжать формировать навык рассматривания простых сюжетных картин, пополнение активного и пассивного словаря по данной теме. Закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина и прикреплять их к основе. Развитие целостности восприятия. Воспитывать любознательность |
II неделя
| Тема: Чтение стихотворения В. Хорол «Зайчик» Лепка «Морковка для зайчика» | Пр. задачи: Продолжать формировать умение слушать произведение, умение лепить морковку, раскатывая пластилин между ладошками. Развивать речь детей: побуждать повторять слова за воспитателем. Воспитывать чувство сопереживания |
III неделя
| Тема: Чтение стихотворения В. Хорол «Зайчик». Рисование «Зайчик» Н. И. Ганашенко «Приобщение детей к художественно – эстетической деятельности» стр. 19 | Пр. задачи: Продолжать формировать умение слушать произведение, рисовать прямые горизонтальные линии. Развивать речь детей: побуждать повторять слова за воспитателем. Воспитывать чувство сопереживания |
IV неделя
| Тема: «Кукла Катя показывает детям свой наряд” Рисование: Украсим рукавичку» | Пр. задачи: Уточнять представления о связях между предметами и словами, обозначающими их. Формировать понимание несложного сюжета, умение следить за ходом изображаемых событий. Закреплять умение детей рисовать ватными палочками. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать аккуратность |
Январь | ||
I неделя
| Тема: «Кто что делает?» Музыкально – коммуникативная игра «Где же наши ручки»
| Пр. задачи: Продолжать формировать умение, рассматривая картинку, называть изображенные на ней предметы и их качества, действия. Предлагать ребятам выполнять действия, которые они видят на картинке, используя предметы или игрушку. Развивать игровые навыки. Воспитывать бережное отношение к картинкам |
II неделя
| Тема: Чтение стихотворения “Смотрит солнышко в окошко “ Лепка «Лучики у солнышка» | Пр. задачи: Развивать у детей способность слушать чтение художественного текста и активно реагировать на его содержание. Упражнять детей скатывать «колбаски», между ладошками. Воспитывать самостоятельность |
III неделя
| Тема: «Автомобиль» Рисование «Дорога» | Пр. задачи: Упражнять детей в отчетливом произношении звуков «б», «бь». Закреплять умение рисовать горизонтальные линии. Развивать голосовой аппарат. Воспитывать бережное отношение к игрушкам |
IV неделя
| Тема: Чтение стихотворения “Смотрит солнышко в окошко “. Рисование «Лучики у солнышка» | Пр. задачи: Развивать у детей способность слушать чтение художественного текста и активно реагировать на его содержание. Упражнять детей рисовать ватными пальчиками. Воспитывать аккуратность |
Февраль | ||
I неделя
| Тема: А. Барто. “Уронили мишку на пол”. Лепка «Печенье для мишки» | Пр. задачи: Воспитывать у детей желание и умение слушать чтение, повторять отдельные слова; через художественный образ вызвать стремление любовно, бережно относиться к игрушкам. Формировать умение расплющивать пластилин. Развивать интерес к лепке |
II неделя
| Тема: Чтение потешки “Баю-бай”. Музыкально – коммуникативная игра «В саду уснули птички» | Пр. задачи: Закрепить у детей умение произносить слова «бай», «собачка», «лай»; развивать умение улавливать ритмичность речи. Воспитывать эмоциональное восприятие потешки |
III неделя
| Тема: Занятие с сюжетными картинками Тема: «Мама купает ребенка» Лепка: «Украсим полотенце» | Пр. задачи: Научит детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенный на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, упражнять детей рассказывать об изображенном на картинке. Воспитывать интерес к лепке |
IV неделя
| Тема: Потешка “Киска-киска”. Рисование «Пестрый котёнок» Н. И. Ганашенко «Приобщение детей к художественно – эстетической деятельности» стр. 23 | Пр. задачи: Формировать у детей желание и умение повторять рифмующиеся слова и звукосочетания текста. Развивать умение рисовать с помощью «тычка». Воспитывать аккуратность
|
Март | ||
I неделя
| Тема: «Села птичка на окошко” Музыкально – коммуникативная игра «В саду уснули птички»
| Пр. задачи: Упражнять детей слушать и понимать содержание стихотворения, развивать чувство ритма (своевременно повторять имеющееся в тексте восклицание «ай»); умение выполнять движения под музыку, подпевая слова. Воспитывать эмоциональную отзывчивость |
II неделя
| Тема: А Барто “Кто как кричит”. Рисование «Курочка» Н. И. Ганашенко «Приобщение детей к художественно – эстетической деятельности» стр. 15 | Пр. задачи: Развивать умение слушать чтение, формировать умение воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания. Формировать умение передавать образ курочки – ладошкой. Воспитывать аккуратность |
III неделя
| Тема: А Барто “Кто как кричит”. Музыкально – коммуникативная игра «Где же наши ручки»
| Пр. задачи: Развивать умение слушать чтение, формировать умение воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания; выполнять движения согласно словам песни, подпевая слова. Воспитывать любовь к животным |
IV неделя
| Тема: “Поручения” Рисование «Мячики» с помощью штампа | Пр. задачи: Обучение детей различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер); развитие слухового восприятия, совершенствование понимания речи. Познакомить детей с новой техникой рисования – штампом. Воспитывать аккуратность |
V неделя
| Тема «Покатаем наших друзей» (Г.Г. Григорьева «Кроха – Играем с малышами», стр. 67). Музыкально – коммуникативная игра «Поезд» | Программные задачи: формировать у детей умение отвечать на вопросы педагога предложениями; расширять словарный запас (названия игрушек и действий с ними); употреблять предлоги «в», «на», «к»; упражнять в звукопроизношении; побуждать к активным действиям; воспитывать дружеские отношения |
Апрель | ||
I неделя
| Тема: Чтение стихотворения “Гоп-гоп” (М. Клоковой). Музыкально – коммуникативная игра «Зайка прыгал» | Пр. задачи: Упражнять детей выполнять игровые действия согласно читаемому тексту. Развивать двигательную активность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на чтение стихотворения |
II неделя
| Тема: «Кто как говорит. Чтение стихотворения А. Барто «Ути - ути» (Д. Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 1-2 года» стр. 91) Лепка из киндер – сюрприза «Утёнок» | Пр. задачи: Упражнять детей понимать простые предложения, расширять запас расширяемых слов, обозначающих части тела. Развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве. Развивать интерес к лепке. Воспитывать эмоциональный отклик от прослушивания стихотворных строк |
III неделя
| Тема: Занятие с мишкой и птичкой «Мишка в дом пришел, а птички прилетели» Музыкально – коммуникативная игра «В саду уснули птички» | Пр. задачи: Расширять активный словарь детей, приучать их произносить слова, которые уже имеются в их пассивном словаре (дом, мишка, птичка и т.д.). Развивать длительный и плавный выдох; выполнять движения согласно текста песни, побуждать детей подпевать слова. Воспитывать любознательность |
IV неделя
| Тема: Чтение потешки “Чики-чики-чикалочки”. Музыкально – коммуникативная игра «Поезд» | Пр. задачи: Формировать у детей способность улавливать ритм потешки. Развивать мелкую моторику выполнять движения согласно текста песни, побуждать детей подпевать слова. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на чтение потешки |
Май | ||
I неделя
| Тема: Показ настольного театра «Репка» Лепка «Сыр для мышонка» (Д. Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 1-2 года» стр. 29) | Пр. задачи: Упражнять детей понимать слова « большой – маленький»; умение понимать содержание произведение. Развивать эмоциональность, интерес к лепке. Воспитывать интерес к сказке |
II неделя
| Тема: «Что звучит» | Пр. задачи: Упражнять детей в различении на звук детских музыкальных инструментов. Развивать фонематический слух. Воспитывать любовь к музыке |
III неделя
| Игра «Кто что делает?» (Гербова В.В. стр. 38) Музыкально – коммуникативная игра «Бабочки» | Пр. задачи: Упражнять детей, рассматривая картинку, называть изображенные на ней предметы и их качества, действия; выполнять действий, которые они видят на картинке; развивать игровые навыки; побуждать детей подпевать слова песни. Воспитывать любознательность |
IV неделя
| Тема: Занятие с персонажем кукольного театра (инсценирование «Кошка Мурка») Рисование «Солнечный зайчик» Н. И. Ганашенко «Приобщение детей к художественно – эстетической деятельности» стр. 22 | Пр. задачи: Закреплять представление детей о кошке (внешний вид, вид, повадки). Формировать умение выражать свою просьбу связанным предложением, употребляя слова: налей, надень, пусти, покрой, попляши, пей, прыгай и т.д. Закреплять умение рисовать с помощью тычка. Воспитывать аккуратность |
V неделя
| Тема: Чтение потешек. Божья коровка. Рисование пальчиками «Точки на божьей коровки» | Пр. задачи: Формировать умение понимать слова – движения, побуждать передавать движения, связанных с образом божьей коровки. Развивать координацию движений и общую моторику. Упражнять детей рисовать пальчиками на ограниченной поверхности. Воспитывать бережное отношение к насекомым |
Литература:
Лямина Г.М. «Развитие речи ребёнка раннего возраста» Интернет ресурс http://nsportal.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей раннего возраста через использование художественного слова
Статья-отчет о проведенной работе по приобщению детей раннего возраста к художественному слову....
Развитие речи детей раннего возраста через разные виды детской деятельности
Учить детей внимательно рассматривать игрушки, вслушиваться в речь воспитателя; обогащать словарный запас; развивать элементарные навыки фразовой речи; побуждать к высказываниямРазвивать умение понима...
Инновационная деятельность инструктора по физической культуре "Развитие речи детей раннего возраста через движение"
" Развитие речи детей раннего возраста через движение"...
Инновационная деятельность инструктора по физической культуре - "Развитие речи детей раннего возраста через движения".
Инновационная деятельность инструктора по физической культуре - "Развитие речи детей раннего возраста через движения"....
Обобщение опыта работы «Обогащение эмоциональной сферы детей раннего возраста через приобщение к художественно- эстетической деятельности».
Эмоции - это неизведанный объект, который нельзя отнести к чувствам, так как это сиюминутное явление. Раньше эмоциональные состояния приравнивались к чувствам, но, как говорят последние исследования в...
Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»
Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализов...
Развитие речи детей раннего возраста через проигрывание произведений художественной литературы
Опыт работы по развитию речи детей раннего возраста через проигрывание произведений художественной литературы...